Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.
А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом.
Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю».
« – Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.
– А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом.
– Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю» - такими словами заканчивается финал текста. Смысл этой фразы я понимаю так. Светлячок раньше не знал настоящей дружбы, ему казалось, что он всем нужен и что все его любят. Но со временем герой понял, как ошибался: знакомство со слепым мальчиком показало ему, что такое истинная дружба. Обратимся к тексту.
Когда светлячок был молод, « его панцирь не просто горел зелёным огоньком, а переливался всеми цветами радуги », как бриллиант (предложение 9). Только из-за этого свечения его панциря собиралось так много слушателей, которых глупая "маленькая букашечка" считала друзьями. Прошли годы, светлячок утратил прежнюю красоту и стал никому не интересен: « в гости его не приглашали, им не восхищались » (предложение 14).
Встретив спустя много времени того же мальчика, главный герой понял, что он необходим тому: « Он ему нужен даже без блеска. Он ему нужен! » ( предложения 28-29 ). Нужен как истинный друг!
Таким образом, пусть поздно, но светлячок понял, что главное в жизни - это не блестящий панцирь и слушатели-льстецы, а настоящая дружба, о которой "маленькая букашечка" поняла лишь в конце жизни.
Текст 5.9
(1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь. (8)И хоть его вокальные данные были небогатыми, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. (9)Но глупый светлячок не понимал, что это всё лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зелёным огоньком, а переливался всеми цветами радуги, как гранёный бриллиант. (10)А стоит только одному сказать, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой, конечно, решит во что бы то ни стало стать его другом, за ним третий, четвёртый и так далее, а зачем – никто не знает, просто так повелось.
(11)Однажды светлячок заметил, что его слушает белокурый мальчик, который сидит рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу.
(12)Светлячок до утра пел мальчику, описывая то, что видит, и придумывая всё новые и новые сравнения, а на рассвете убежал к своим друзьям. (13)Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.
(14)Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы; светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались. (15)Всё было кончено, и светлячок в отчаянии побрёл на ту же полянку, где ждал его мальчик, подошёл к нему и тяжело вздохнул. (16)Мальчик это услышал и, не поворачивая головы, спросил:
– (17)Что случилось? (18)Тебя так долго не было, и я по тебе соскучился.
– (19)А разве ты не видишь?
– (20)Нет, – ответил мальчик.
– (21)Ну и ладно, – сказал светлячок.
– (22)Расскажи мне, что ты видишь, – попросил мальчик.
– (23)Что? – удивился светлячок.
– (24)Спой свою песенку. (25)Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву… (26)Вот бы хоть раз взглянуть на это.
(27)И тут только светлячок понял, что мальчик слепой и ему всё равно, блестит у светлячка панцирь или нет. (28)Он ему нужен даже без блеска. (29)Он ему нужен!
– (30)Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.
– (31)А что это такое? (32)Ты раньше не пел мне об этом.
– (33)Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.(Притча)*
* Притча– это небольшой поучительный рассказ.
Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– 3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – Мы очень рады.Вот вам и всё! Они очень рады. А я?..»
«– 3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – Мы очень рады.Вот вам и всё! Они очень рады. А я?..» - такими словами заканчивается текст писателя А.А. Георгиевича. Смысл этой фразы я понимаю так. Мальчик, несмотря на то что воспитывался в атмосфере любви и поклонения ему, долгожданному сыну, не вырос самовлюбленным эгоистом, Хотя он, подросток, не считает это поводом для восторга родителей. Обратимся к тексту.
Во-первых, рассказчик не забывает про свою сестру и считает, что гордиться мама и папа должны ею. Не случайно он говорит: «...гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила...» (предложение 6) . Она кандидат наук, работает на приличной работе, но этого родители будто не ценят, а все внимание и любовь отдают сыну.
Во-вторых, мальчик, услышав по радио, что "если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять...», тут же рассказал об этом папе и маме. Этот факт еще раз доказывает, что герой выступает против того, что в семье любят только его, гордятся только им.
Таким образом, большая любовь и забота, действительно, не сделали из мальчика эгоиста.
Текст 6.1
(1)Меня ждали шестнадцать лет... (2)Ужасно быть поздним ребёнком! (3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.
(5)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (6)А гордятся все в доме мной. (7)Это несправедливо.
(8)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.
– (10)Вот ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а на тройку ответил!
(12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.
– (13)Какая диковинная память, а! – радостно говорит он. – (14)Всё помнит, будто вчера читал... (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал!
(16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает.
(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:
– (18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а! (20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21)Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!
(22)Вот до чего доводит любовь!
(23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют. (24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание книги? (26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на полголовы.
(29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу!
(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.
– (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! – воскликнул отец.
– (36)Значит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – (37)Мы очень рады.
(38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?.. (По А.А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.
Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И таблица умножения превращалась в стихи».
«И таблица умножения превращалась в стихи», - такими словами заканчивается текст Ю.Я.Яковлева. Я думаю, что значением этой фразы является то, что для любящего человека все в предмете обожания кажется необыкновенным и прекрасным, ведь влюбляешься ты неожиданно. Можно влюбиться во взгляд, в улыбку, в голос, в жест, а уж если тебя угораздило замазаться в этой красной краске, и твой обожаемый станет для тебя самым родным, несмотря на его минусы, ведь идеальных людей не существует. Ты постепенно полюбишь его чувство юмора, глупые и нелепые ситуации, в которые он попадает, ведь именно то, что ты принимаешь человека таким, какой он есть, и является главным признаком любви.
Так, в тексте Ю.Я. Яковлева героя-рассказчика затронула Наиля еще до того, как он смог ее увидеть, ведь именно ее голос стал тем, что «зацепило» героя. Слова, произнесенные ею, казалось, приобретали совсем иное значение (предложения 1-6).
Конечно, любовь – это безграничная привязанность к человеку, и хочется, чтобы она была взаимной. Надеешься на то, что этот человек будет только с тобой как можно дольше, если получится, то навсегда, ведь ты обожаешь его и нуждаешься в нем, как нуждался герой-рассказчик в том, чтобы хотя бы слышать голос Наили (предложения 14, 32-34).
Таким образом, я считаю, что любовь не дает человеку права выбора, ведь влюбляются нежданно и негаданно, влюбляются в чистые глаза, в ямочку на щеке, в сияющую улыбку, в теплые руки, в мелодичный голос, а дальше мы, как художники, рисуем для себя этого человека, влюбляемся во все его, может быть не самые хорошие черты характера. 244 слова.
Текст 7.1
(1)Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос. (2)Он поразил меня, заставил сердце биться чаще, чем обычно. (3)У всех людей в голосе звучит одна струна, а в её голосе как бы слышались две: одна звучала низко, густо, а другая – высоко, тонко. (4)Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. (5)Самые простые слова, когда она их произносила, менялись в своём значении, и казалось, что вообще слышишь их в первый раз. (6)Голос обновлял слова, наполнял теплом.
(7)Я услышал голос Наили и представил себе её: волосы должны быть тёмными, глаза – с угольками в середине, губы – чуть припухшие, с едва заметными трещинками от воды и ветра. (8)Вместе с её голосом до меня долетало её дыхание, похожее на шелест листвы, когда пахнёт ветер. (9)Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и умчится, как птица. (10)Мне хотелось, чтоб он звучал вечно и никто, кроме меня, его не слышал бы.
(11)Она сидела на прибрежном песке, поджав ноги и упершись подбородком в колени. (12)Она сидела неподвижно, может быть, даже уснула. (13)Я сделал большой круг, обошёл её, чтобы посмотреть, не спит ли она. (14)Её глаза так сосредоточенно смотрели в одну точку, что я подумал: она видит сон с открытыми глазами.
(15)У неё были тёмные глаза и, когда Наиля щурилась, становились совсем чёрными. (16)Когда же солнце не светило в лицо и она открывала глаза широко, вся чернота собиралась в маленькие точки. (17)Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.
(18)И вдруг она оторвалась от своего сна, подняла глаза и сказала:
– (19)А я тебя знаю.
– (20)Ты меня знаешь? – (21)Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.
– (22)Мы же учимся в одной школе. (23)Разве ты меня не видел?
– (24)Не видел!
– (25)Какой ты невнимательный, – сказала она.
– (26)Я слышал твой голос... (27)Я услышал твой голос, – сказал я.
– (28)Ты узнал меня по голосу?
– (29)Нет, другое... (30)Я хотел узнать тебя из-за голоса.
– (31)Тебе понравился мой голос?
(32)Понравился! (33)Это было не то слово. (34)Этот голос полностью захватил власть надо мной!
(35)И вдруг я сказал:
– (36)Ты можешь прочитать наизусть таблицу умножения?
(37)Моя неожиданная просьба застала её врасплох.
– (38)Смеёшься?
– (39)Нет, серьёзно. (40)Я буду слушать твой голос.
(41)Наиля посмотрела на меня пристально, покачала головой. (42)Она не могла понять, а я не мог объяснить ей, что её голос менял значение слов и самые обыкновенные слова звучали как только что рождённые. (43)И таблица умножения превращалась в стихи. (По Ю.Я. Яковлеву)*
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах».
«Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах», - такими словами заканчивает текст В.И. Одноралов. Что же означают эти слова? Я думаю, то, что для счастья нужно совсем немного, а для того, чтобы вызвать в человеке ответное чувство любви, порой достаточно просто букета цветов.
Главный герой текста, мальчик Андрей, не знал, как выразить свои чувства к однокласснице, и дёргал её за косички. «Я раньше её дёрну – она меня книжкой – хлоп! И обоим смешно!» - так он объясняет своё поведение деду (предложения 20,21). Что ж, это один из способов выражения своих чувств. Но он неправильный. Неудивительно, что девочка однажды обиделась.
Так как же следовало поступить? Правильный выход предложил дедушка мальчика: «Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать» (предложение 25). Такое предложение он сделал внуку. И внук поступил так, как сказал ему дед, – правильно, по-взрослому.
В финале мы видим, что Алка, судя по всему, простила Андрея. По-видимому, цветы, отразившиеся «в её милых от удивления» глазах, ей очень понравились.
________________________________
«Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах», - такими словами заканчивает текст В.И. Одноралов. Смысл финальных строк я понимаю так. Андрей Лысов обидел Аллу Иванову. КОГДА ОБ ЭТОМ УЗНАЛ ЕГО дед, то заставил внука извиниться перед ней, подарив цветы, пахнувшие горелой листвой и снегом, подчёркивающие робость мальчика, его доброе отношение к девочке, которую он нечаянно обидел. Приведу примеры, доказывающие это.
Во-первых, влюблённый в одноклассницу, Андрейка не знал, как выразить свои чувства симпатии и привязанности, поэтому начал дёргать Аллу за волосы. Когда об этом узнал Александр Клавдиевич, дед Андрея, он сказал, что за все совершённые поступки нужно нести ответственность, так что придётся извиняться (предложения 9, 24).
Во-вторых, мальчик с дедом купили астры и побрели по осеннему, грустному парку к Алкиному дому. При встрече «Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки» цветы (предложение 38). В мальчике присутствовали робость и растерянность, но он поступил правильно, об этом ему сказали «милые от удивления девчоночьи глаза».
Таким образом, поступок Андрея – это всего лишь попытка привлечь к себе внимание, показать испытываемые чувства симпатии, порывы юношеского сердца. А поведение деда говорит о его стремлении научить внука правильно выражать свои самые сокровенные чувства.
Текст 7.3
(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.
– (3)Андрей Лысов тут живёт? – спросила полноватая девочка.
– (4)Тут, – признался дед.
– (5)Мы пришли высказать ему осуждение, – продолжила девочка.
(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.
– (8)У нас в дневнике всё записано, – сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.
– (9)«Дёргал Аллу Иванову за волосы», – грустно прочитал дед.
– (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей,
а извиняться не стал, – сказал мальчик.
(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:
– (12)Так зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?
– (13)Так просто, – буркнул мальчик.
– (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?
(17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:
– (18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну – она меня книжкой – хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь – как плакса плачет...
(23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.
– (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.
(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.
(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.
(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.
– (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.
– (31)Чего смотреть, на болонок похожи, – убитым тоном сказал внук.
– (32)Нет, болонка – собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.
(33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые... ледянистые...»
(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятенной душе Андрейки, словно вихрь.(35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.
(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения
и сунул в руки потрясённой Алки астры:
– (39)Это тебе... эти ледянистые...
(40)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.
(По В.И. Одноралову)*