Западноевропейская эстетика 20 века. Основные направления
Ницшеанство, материализм, фрейдизм, глобальные войны и революции начала ХХ в., кризис и разрушение традиционных духовных и социальных идеалов, переоценка ценностей - породили многие философские движения. Экзистенциализм (философы ХХ в.: Хайдеггера, Ясперса, Шестова, Бердяева, Сартра, Марселя, Камю и др. Различают религиозный (Ясперс, Марсель, Бубер, Бердяев) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло‑Понти) экзистенциализм.
Экзистенциалисты остро ощутили глубинное кризисное положение человека в современном мире. Экзистенция (существование) - некое предельно одинокое, отчужденное, бесцельное и бессмысленное бывание запуганного и отчаявшегося человека в неопределенном, «абсурдном», жестоком мире. Глобальное одиночество – участь человека, ее можно преодолеть в религии (для религиозного экзистенциализма), или в творчестве (художественном, философском), или отказавшись от своей индивидуальности.
Феноменологическая эстетика (главные представители Р. Ингарден, М. Мерло‑Понти, М. Дюфрен, Н. Гартман) смотрела на искусство как на феномен созерцания и переживания вне каких‑либо исторических, социальных, и т.п. связей и отношений.
Психоаналитическая эстетика основывается на теориях известного психиатра Зигмунда Фрейда. Согласно концепции Фрейда, главным двигателем художественно‑эстетической деятельности являются бессознательные процессы психики. Первичные инстинкты и вытесненные желания человека (сексуальные, агрессивные) сублимируются (преобразуются в творчество).
Структурализм (К. Леви‑Строс, М. Фуко, Ж. Рикарду, Р. Барт и др.) опирался на опыт русской «формальной школы» в литературоведении (В. Шкловский, Ю. Тынянов) и учение о бессознательном - Фрейда. Искусство считалось совершенно автономной реальностью, бессознательно возникшей на основе неких универсальных правил, структурных принципов, короче – на основе всеобщих законов «поэтического языка».
Искусство, как и культура, связано с понятием «текста».
Постструктурализм – течение, возникшее в 1970‑1980‑е гг. на основе сближения структурализма с психоанализом (Ж. Лакан, Ж.‑Ф. Лиотар, Ж. Делёз, Ю. Кристева и др.).
Постмодернизм. Эстетика постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ч. Дженкс, И. Хассан, Ж.‑Ф. Лиотар, Ю. Кристева, В. Джеймс, В. Велш и др.) фактически отказалась от какой‑либо эстетической теории или философии искусства в традиционном понимании. Это в полном смысле слова неклассическая эстетика. Искусство рассматривается в одном ряду с другими феноменами культуры (и культур прошлого) и цивилизации. Вся культура - игровой калейдоскоп текстов, смыслов, форм и формул, символов. Нет ни истинного, ни ложного, ни прекрасного, ни безобразного, ни трагического, ни комического. Все и вся наличествуют во всем в зависимости от конвенциональной установки реципиента или исследователя.
Заметное место в ХХ в. занимает богословская эстетика, реакция на усиление кризисных явлений в культуре. В православном мире это опиравшиеся на эстетику Вл. Соловьева П. Флоренский и С. Булгаков, Н. Бердяев и др. Ими были разработаны фундаментальные для православной эстетики понятия, как софийность искусства (выраженность в произведении идеального визуального облика архетипа, его эйдоса), каноничность, современное понимание иконы как идеального сакрально‑мистического произведения искусства, наделенного энергией архетипа, теургия и др.
В католическом мире видное место занимает эстетика неотомизма. Ее главные представители (Э. Жильсон, Ж. Маритен), опираются на тексты Фомы Аквинского, используют принципы романтизма, интуитивизма и других нематериалистических концепций творчества. Истина, добро и красота - выразители божественной сущности, основные двигатели художественного творчества. Позитивное отношение к искусству авангардистов.
Эстетическое, по Бальтазару, является важнейшим компонентом христианства, которое он считает эстетической религией, ибо она в принципе не может обойтись без эстетического опыта.