Общая характеристика традиционной культуры первобытного общества
«То, что по своему происхождению
является наиболее ранним, наиболее
поздно посчитается разумом»
Аристотель Стагирит
Космос той ранней культуры, в которой возникло искусство, во многом нам еще не ведом. Ученые совсем недавно, чуть более 150 лет, стали пристально смотреть в бездну истоков истории, медленно спускаясь вниз все глубже по бесконечной лестнице, ведущей их к тайнам становления человека, общества и культуры (антропосоциокультурогенезу). К началу XXI в. сложилась многонациональная научная традиция постижения этой захватывающей тайны, ибо весь XX век – это период перманентных сенсационных открытий в области культуры каменного века. Такие открытия свершаются и в наши дни. В середине 90-х гг. были открыты новые пещерные галереи на юге Франции, раскопаны стоянки с древнейшим культурным наследием в бассейне р. Лены в Якутии и многих других регионах мира.
Многие открытия были делом жизни целой плеяды блестящих энтузиастов и исследователей Франции, Испании, Германии, Чехии, России, США и других стран. Среди них – Б. де Перт, Э.Лартэ, Г.Кристи, Э.Пьет, М.С. де Сатуола, Н.Кастере, А.Брейль, А.П.Окладников, С.Н.Замятнин, А.Леруа-Гуран, О.Н.Бадер, А.А.Формозов, З.А.Абрамова, А.Д.Столяр и др.
Новые открытия вносят коррективы в хронологию, периодизацию развития палеолитического общества, меняют представления об уровне культурного творчества человека, о содержании образов раннего искусства и его значении в антропосоциокультурогенезе.
Решающим рубежом в стремительной революции человека как биологического вида и становлении общества и культуры считается период мустье[7] (примерно 1000–50 тыс. лет до н.э.). Это была эпоха распространения населения неандертальского типа и вместе с тем появления «человека разумного» (homo sapiens). Последние исследования показали, что неандерталец не только осваивал строительное искусство, создавал каменную индустрию, обрабатывал шкуры, хоронил предков, посыпая их тела красной охрой, но и занимался знаково – символической деятельностью, воплощая содержание общественного сознания того времени. Он использовал для образного воссоздания сцен охоты туши и фрагменты тела зверей (головы, кости медведя, оленя), т.е. создавал «натуральную пантомиму», занимался, по определению А.Д.Столяра, «натуральным творчеством», таившем в себе эмбриональное единство изобразительного и выразительного искусства[8]. Сегодня речь не идет о плавной эволюции от неандертальца к «человеку разумному». Они сосуществовали. Причем прогрессивные индустрии, как отмечал В.М.Массон, порой оказывались делом рук людей, черты которых резко отличались от человека современного типа, и, наоборот, люди, уже утратившие неандерталоидность, часто сохраняли мустьерские традиции при изготовлении орудий, воспроизводства культовых практик (например, в знаменитых медвежьих пещерах)[9].
Таким образом, уже эпоха мустье дает материалы, свидетельствующие о том, что неандертальское население мира представляло собой не примитивных охотников, следующих за добычей подобно волчьей стае, а общество со сложной системой социокультурной самоорганизации.
Деятельность древнейшего «человека разумного» охватывает огромный по масштабам период верхнего палеолита – от 35 000 до 9000 лет до новой эры. Однако этот период исторического развития наших предков не является сплошным и одинаковым потоком. Палеолитическое общество пережило несколько грандиозных экологических стрессов и вынуждено было многократно приспосабливаться к резко меняющимся условиям существования, перестраивать социокультурные системы. Его развитие подразделяется на несколько крупных эпох. Вслед за верхним палеолитом (35–9 тыс. лет до н.э.) последовала эпоха мезолита – среднего каменного века (9–5 тыс. лет до н.э.), а затем эпоха неолита – нового каменного века (конец 5 – 3 тыс. до н.э.). Различные типы культуры как адаптивно – адаптирующейся системы исторически трансформировались в связи с изменением природных оснований бытия древнейшего человека, его миграциями, взаимодействиями с другими общностями и внутренними самоорганизационными процессами.
Социокультурная адаптация выражалась в разных направлениях деятельности человека: выборе хозяйственной стратегии, бытовой подсистеме и социокультурной адаптации. Охотничья деятельность эпохи верхнего палеолита обеспечивалась эффективным оружейным комплексом. На финальных этапах этой эпохи важнейшим достижением стало изобретение разнообразного дистанционного оружия. Высоко эффективные охотничьи системы имели локально-региональное своеобразие (в полярной, степной, горной, или тропической зонах обитания людей). Человеческий дух воплотился в многообразном вещно-предметном мире материальной культуры (специализированные орудия труда из камня, кости, дерева; каменные выкладки места обитания, многообразные типы жилища для холодного и теплого климата; пушное производство; создание одежды из шкуры, кожи, замши, и многое другое). Была создана развитая общинная система жизнеустройства, где исходной социальной молекулой была малая семья (5–6 человек). Малые семьи объединялись, образуя стойбища, поселки (25–120 человек); создавались общие культовые центры в пещерах с их сокровенными ценностями или же «праздничные дома» на открытом пространстве с использованием строительного материала и музыкальных инструментов из костей мамонта (как, например, на знаменитой стоянке Мезин).
Духовно-практическая деятельность человека воплощалась в создании таких интеллектуальных форм культуры как мифология, способы ориентации в пространстве по звездам, математика, календарь, «народная медицина», зоологические и геологические знания, символически-обрядовые системы и т.д.
Особенно впечатляющим было развитие художественной культуры каменного века. Искусство было частью синкретического культурного комплекса, не отделяясь в самостоятельную сферу. Оно выражало реальное содержание культурного бытия древнего человека в мифологически осмысленной форме. Мифологическая картина мира выражалась в ярких художественных образах.
Морфология (строение) мира искусства включала в себя: монументальную живопись и скульптуру; различные формы малой пластики (гравировки, наскальные рисунки, барельефы, круглые статуэтки, геометрическое искусство); первые варианты архитектурных решений; инструменты, связанные с музыкально-ритмическим творчеством; многообразные виды художественного ремесла – пластины, бусы, ожерелья, браслеты и др. Например, в украшениях погребенного в Сунгире (Сибирь) «вождя» только на руках имелось 20 браслетов и множество бус, нашитых на одежду.
По мнению американского исследователя А.Маршака, содержание искусства первобытного человека нельзя сводить к охотничьей магии. В нем были представлены картины природы, образы времени (например, в гравировке на роге, представляющей плывущих северных оленей и лосей, из грота Лорте в Пиринеях). Самое значительное количество образов первобытные художники посвятили животным. Зверь, судя по древнейшим изобразительным памятникам, был для людей того времени не только пищей, но и предком, другом, врагом, жертвой и божеством. Художественное изображение зверей достигло абсолюта, неповторимости шедевров[10].
Найдено также более 200 скульптурных произведений, посвященных человеческим образам. Среди них подавляющее большинство – женские статуэтки. Они представляют собой преимущественно зрелых дам. Это видимо, мифологические образы, владычиц зверей, прародительниц, хозяек священного огня, распределительниц пищи, а также хранительниц социального и культурного опыта. В целом, в огромном количестве памятников изобразительного и архитектонического искусства запечатлена эпоха древнейшего героического детства человечества.
Как отмечает А.Д.Столяр, «человек палеолита не только впервые открыл возможность творчества и создания художественной картины действительности. Оставленные им изобразительные памятники пережили ледники и тысячелетия, сохранив свою эстетическую силу и выразительность... Шедевры четвертичной эпохи показывают действительную вечность и общечеловеческую значимость подлинного творчества, решавшего важнейшие историко-социальные задачи». В недрах культуры этого времени созидались исключительные по значимости духовные ценности. «Мастерская сознания» – так А.Д.Столяр определил исходную историческо-культурную миссию первобытной художественной культуры. Поскольку искусство упорядочивало систему мировосприятия, регулировало и направляло социально-психологические процессы и образно аккумулировало культурный опыт, постольку, по мнению В.Б.Мириманова, оно «служило средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обществе»[11].
Последующая после верхнего палеолита эпоха мезолита – кульминация природных изменений (последствия отступления ледника) и фундаментальная перестройка всей культурной системы (перемена мест обитания людей, создание новых экологических ниш, исчезновение крупных промысловых животных, обретение новых охотничьих стратегий, широкое распространение лука и стрел, одомашнивание ряда диких животных, открытие новых возможностей творчества). В искусстве появились и доминировали мужские образы, изобразительные сцены становились массовыми и динамичными, наметились композиционные приемы, схематизировался язык искусства и обострилась выразительность художественных образов.
Культурная практика в целом, сложившаяся в многотысячелетней истории, по мнению М.С.Кагана, представляла собой трехстороннее системное образование, соединившее в одно целое охоту, собирательство и изготовление орудий. Впоследствии в неравномерном и нелинейном ходе истории эти три стороны радикально преобразовывались (собирательство – в земледелие, охота – в скотоводство, а изготовление орудий – в профессиональное ремесло)[12].
Как подчеркивает В.М.Массон, человечество «вышедшее в пору верхнего палеолита и мезолита на новый виток культурогенеза, замерло в стагнации и как бы накапливало силы для нового прорыва, связанного далее с освоением культуры скотоводства и земледелия, начиная с эпохи неолитической революции»[13].
Развитие первобытного общества базировалось на механизме воспроизведения и передачи установленных и освященных традиций, в которых аккумулировался внегенетический опыт бытия. Вследствие этого исторически первый тип культуры, построенный на могущественной и длительной власти традиции, называется традиционным.
Геокультурные карты
1. Карта местонахождения памятников палеолита на территории Западной Европы. /////////////
2. Карта местонахождения памятников палеолита, неолита и бронзы на территории Евразии. /////////////////
Хронологическая таблица развития художественной культуры
Первобытного общества
Приблизительная датировка | Название исторических эпох | Основные памятники искусства | |
I | Ок. 100–40 тыс. лет до н.э. | Средний палеолит. Эпоха мустье (неандерталец). | «Знаковое творчество»: чашечные углубления на камнях, гравировки отдельных линий, красочные пятна, отпечатки рук. «Медвежьи пещеры»: Драхенлох, Регурду, Ильинка и др. с использованием костей животных для образного «натурального творчества». |
II | Ок. 40–35 тыс. лет до н.э. | Верхний палеолит. Шательперонский период. | Насечки на костях, «макаронные линии», первые украшения (пещеры Гаргас, Бегарра, Кастильо и др.) |
III | Ок. 35–30 тыс. лет до н.э. | Ориньякский период. | Первые изображения – гравировки и фрески (Ла Ферраси, Истюриц, Пеш-Мерль, Ложери Бас и др.). |
IV | Ок. 30–20 тыс. лет до н.э. | Граветтский и солютрейский периоды. | Плитки с гравировками, палеолитические «Венеры» (стоянки Костенки, Мезино, Гагарино и др.); красочные изображения и гравировки в пещерах Нио, Пер-нон-пер, Шабо, Ляско, Коске, Шове, Кюссак, Пасегья, Дела-Кеньо и др. |
V | Ок. 20–10 тыс. лет до н.э. | Мадленский период. Расцвет художественного творчества. | Великие анималистические ансамбли, изображения животных в пещерах Альтамира, Ляско, Фон де Гом, Монтеспан, Труа Фрэр, Руфиньяк и т.д. Многочисленны находки «жезлов», «копьеметалок» с пластическими изображениями и орнаментами. Палеолитические «Венеры». Монументальная и мобильная скульптура (пещера Монтеспан, грот Тюк д’Одубер, стоянки Буреть, Елисеевичи, Гагарино, Авдеево, Мезено и др.). |
VI | Ок. 10–8 тыс. лет до н.э. | Мезолит (приручение животных, изобретение лука и стрел, возвышение охотников) | Галька со схематическими изображениями, гравировки на открытых плоскостях скал и в гротах (Восточная Испания, Сахара, Зараут-Камара в Узбекистане, Ак-Чинкур в Киргизии, Кобыстан в Азербайджане, писаницы Кольского полуострова и др.) Резкое изменение художественных стилей – стремление к обобщениям, схематизации. |
VII | Ок. 7–4 тыс. лет до н.э. | Неолит (неолитическая революция) | Становление художественной культуры нового типа (от петроглифов Онеги, Белого моря к Трипольской керамике, «монументальной архитектуре» и скульптуре раннегородского типа). |
Основные памятники
2.4.1. Иллюстрации к культурогенезу
1. Обряд захоронения неандертальца (по мотивам пещеры Тешик-Гаш в Узбекистане, открытой А.П.Окладниковым).
2. Негативный силуэт руки в пятне черной краски в пещере Пеш-Мерль.
3. Композиция из черепа и трех длинных костей пещерного медведя в каменном ящике мустьерской пещеры Драхенлох в Швейцарии.
4. Местоположение мустьерской пещеры Вильдхирхли в Швейцарских Альпах.
5. Прорисовка изображений на лопатке мамонта. Стоянка Молдова-I.
6. Реконструкция образа неандертальца.
7. Реконструкция образа кроманьонца.
8. Ритуал инициаций в святилище кроманьонца.
9. Вход в пещеру Мас д'Азиль. Франция.
10. Древний художник за работой (реконструкция).
2.4.2. Культура эпохи верхнего палеолита
Памятники Европы
Скульптура:
1. Монтеспанский медведь. Вид сбоку. Галерея Кастере-Годена. Верхняя Гаронна, Франция.
2. Монтеспанский медведь. Реконструкция.
3. Головки лошадей на роге. Истюриц. Сен-Жермен-ан-Ле. Музей национальных древностей. Франция.
4. Фигура лошадок на копьеметалке. Брюникель. Франция.
5. Бизоны. Лепные фигуры в пещере Тюк д’Одубер. Франция.
6. Головки львов. Поселение Костенки.
7. Статуэтка мамонта из губчатого вещества мамонтовой кости. Стоянка Авдеево на р. Сейм под Курском. Россия.
8. Палеолитические «Венеры»:
1) Женская головка из Брассемпуи. Кость мамонта. Ориньяк. Музей Сен-Жермен-ан-Ле. Франция.
2) «Виллендорфская Венера». Известняк. Естественноисторический музей. Вена, Нижняя Австрия.
3) Женские статуэтки из бивня мамонта. Стоянка Костенки I. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.
4) Женская статуэтка из бивня мамонта. Стоянка Гагарино. Музей антропологии и этнографии. Санкт-Петербург, Россия.
5) «Венера» из Леспюг. Бивень мамонта. Грот Ридо. Верхняя Гаронна. Музей человека. Париж, Франция.
6) «Венера». Стеатит. Грот Гримальди. Италия. Сен-Жермен-ан Ле. Музей национальных древностей. Франция.
7) Женская статуэтки из бивня мамонта. Стоянка Елисеевичи. Брянская обл. Музей антропологии и этнографии. Санкт-Петербург, Россия.
Петроглифы (гравировки и рисунки):
1. Барельеф северного оленя с гравюрой рыб. Ложери-Бас. Франция.
2. Комплекс силуэтных рисунков. Альпы-Пиренеи.
3. Гравюра мамонта. Пещера Ла Мадлен. Франция.
4. Бизон из пещеры Нио. Черная и красная краски. Франция.
Монументальные ансамбли:
1. Росписи «Стадо бизонов» пещеры Альтамира. Испания: а) Общий план фресок потолка; б) Бизон из Альтамиры.
2. Росписи пещеры Ляско. «Зал быков» Франция.
3. Росписи пещеры Нио. Рисунок бизона из пещеры Нио. Франция.
4. Росписи пещеры Фон де Гом. Франция. Общий план. Изображение оленя из пещеры Фон де Гом.
5. Росписи пещеры «Шульган-Таш» (Каповая). «Мамонты» и схема изображений пещеры. Россия
6. Росписи пещеры Коске во Франции. «Леопарды».
7. Росписи пещеры Шовэ. «Прайд на охоте». Франция.
8. Изображение «шамана» из пещеры Труа Фрер (Три Брата). Франция.
Орудия труда, инструменты, мобильное искусство:
1. Изделия палеолитических охотников из кости и рога.
2. Орудия кроманьонца.
3. Мотыги из бивней мамонта. Елисеевичи. Костенки. Россия.
4. Каменный и глиняный светильники. Пещера Шульган-Таш или Каповая. Россия. Башкирия.
Строительное искусство палеолита (протоархитектура):
Жилище с основанием из костей мамонта. Межиричи. Поднепровье.
Музыкальное искусство:
1. Ударные музыкальные инструменты из Мезино. Челюсти и лопатка мамонта, молоток из рога оленя.
2. Реконструкция палеолитического музыкального ансамбля (А.И.Бибиков).
Памятники Азии
Скульптура:
1. Скульптурное изображение мамонта. Бивень мамонта. Стоянка Усть-Кова. Сибирь, Левый берег Ангары.
2. Скульптурные изображения птиц. Стоянки Мальта и Буреть на Ангаре.
3. Венера в «меховом комбинезоне». Бивень мамонта. Стоянка Буреть на Ангаре. Сибирь, Россия.
4. Палеолитические статуэтки Сибири. Прорисовки. Стоянки Буреть и Мальта.
Петроглифы (гравировки, рисунки, живопись):
1. Изображения пещеры Хойт-Ценкер – Агуй. Монголия.
2. Ползущая ящерица. Пещерная живопись. Сингапур. Индия. Поздний палеолит.
3. Человек в позе кулачного бойца. Пещерная живопись. Сингапур. Индия. Поздний палеолит.
4. Бегущая лошадь. Пещерная живопись. Сингапур . Поздний палеолит.
5. Гравировка Аршхан-Хада. Монголия.
Строительное искусство:
Жилище с вымосткой из каменных плит. Поселение Мальта на Ангаре. Сибирь, Россия.
2.4.3. Культура эпохи мезолита
Памятники Европы
Орудия труда:
1. Костяной кинжал. Стоянка Веретье. Россия.
2. Костяные гарпуны. Стоянка Веретье. Россия.
3. Кремневые скребки, резцы, ножи. Стоянка Бутово-I. Россия.
Скульптура:
1. Знаки на гальках. Мас д'Азиль. Арьеж. Франция.
2. Фрагмент лыжи со скульптурным изображением головы лося. Висский –I торфяник. Сидорское озеро. Коми.
3. Изображение человека в Прибалтике. Костяная и роговая скульптура.
4. Скульптуры Оленеостровского могильника. Карелия.
Петроглифы:
1. Олень, мужчины и женщины. Петроглиф-гравировка. Пещера Аддора. Вблизи Палермо. Сицилия.
2. Большой фриз. Фрагмент наскальной живописи Альперы. Альбаим. Восточная Испания.
3. Изображение лучника из местности Альпера в Восточной Испании.
4. Охота на оленей. Наскальная живопись Валлторты. Восточная Испания.
5. Лучник. Наскальная живопись. Ущелье Валлторта. Восточная Испания.
6. Охота на кабанов. Наскальная живопись. Ущелье Гасулла. КАтелон. Восточная Испания.
7. Петроглифы Кольского Заполярья (скалы реки Пяйве, стены пещеры на р. Майке на полуострове Рыбачий, гравировки на р. Умбе в Канозере).
Памятники Азии
Петроглифы (гравировки, рисунки краской):
· Охота на быка. Гравюра на камне. Гора Беюк-даш. Кобыстан, Азербайджан.
· Гравировки на камне. Гора Беюк-даш. Кобыстан, Азербайджан.
· Антропоморфные изображения. Пещера Ак-Чумкур. Тянь-Шань. Бассейн р. Сары-Джаз, Киргизия.
· Фрески грота Шахта. Памир. Таджикистан.
· Фрески грота Зараут-Сай. Узбекистан.
Памятники Африки
Петроглифы (гравировки, живопись):
· Древний буйвол. Петроглифы. Феццан. Ливийская Сахара. VIII–VI тыс. до н. э.
· Бык. Петроглиф. Феццан. Ливийская Сахара, Африка.
· Леопарды. Петроглиф. Феццан. Ливийская Сахара, Африка.
· Большая композиция с изображением быков, хижин и людей. Наскальная живопись. Сефар. Тассилин-Аджер, Алжирская Сахара.
· Рыбная ловля. Наскальная живопись. Южная Африка.
2.5. Примерные образцы характеристик (аннотаций)