Искусство Древней Руси. Храмовое зодчество. Живопись. Художественные школы
Живопись. Толчков к развитию живописи вновь послужило крещение, благодаря которому пришли новые монументальные элементы, такие, как мозаика и фреска. Так же, существенное распространение получила станковая живопись (иконопись). Здесь, как и в случае с зодчеством, опыт был перенят из Византии. Наиболее примечательны иконы и росписи Софийского собора в Киеве (1037), церкви Спаса Нередицы в Новгороде (1199), иконы «Устюжское Благовещение» (конец 12 в.), «Спас Нерукотворный» (конец 12 в.), «Голова Архангела» (конец 12 в.), «Николай Чудотворец» (начало 13 в.).
Каменная архитектура в Древней Руси развивалась достаточно своеобразно, т.к. строительство, вплоть до конца X века велось исключительно из дерева. В конце 10 в. в Новгороде была срублена церковь св. Софии «о тринадцати верхах» Однако огромные знания и умения людей в строительстве деревянных зданий послужили толчков для развития каменного зодчества. Первой каменной церковью стала известная Десятинная церковь, которая была построена в Киеве в 989 году. С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма - типичная для греко-восточных православных стран. При сооружении самого значительного памятника того времени - Софийского собора в Киеве (11 в.) - древнерусская архитектура уже обладала своими приемами монументального зодчества. Византийская система крестово-купольной церкви, с ясностью ее основных членений и логичностью композиции внутреннего пространства, легла в основу пятинефного киевского собора Софии. От всех византийских храмов собор отличается числом куполов: их тринадцать, то есть столько, сколько было в несохранившемся деревянном храме Софии в Новгороде.Характерна также конфигурация внешних объемов, которые плавно повышаются к центру, к главному куполу. Принцип постепенного, как бы ступенчатого нарастания массы здания стал с 11 в. последовательно проводиться в древнерусском зодчестве.Храм отличался массивностью, даже тяжеловесностью своих форм. Грандиозность, представительность, торжественность определялись ролью Софийского собора как главного архитектурного сооружения города. Пять нефов Софии четко выделены, но все они тяготеют к центральному подкупольному помещению.Внутренние деления выражены во внешних объемах собора и прежде всего в куполах, среди которых массивный центральный купол подчиняет себе остальные.Различные размеры куполов, волнистые и живые линии закомар (полукруглых завершений фасадов), обширная внешняя галлерея - все это создает довольно сложное и в то же время гармоничное сочетание объемов и линий. Внутри Софийского собора все стены, своды, абсиды, столбы и купол покрыты мозаиками и фресками. Одним из центральных изображений Софии является образ Богоматери-оранты, которой русские люди дали наименование «Нерушимой стены».
Школы. Новгородская.Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен, четок. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов. Произведение отличает лаконичность, немногоцветность и контрастность красок. На рубеже XIII и XIV столетий создана знаменитая икона "Никола" из Никольской церкви Липенского монастыря, написанная Алексой Петровым в 1294 году. Во Владимирско-Суздальской Руси, судя по сохранившимся остаткам фресок Переславля-Залесского, Владимира и Суздаля, а также по единичным иконам и лицевым рукописям, местные художники домонгольского периода опирались на творческое наследие Киева. Иконы владимирско-суздальской школы отличаются мягкостью письма и тонкой гармонией красок. Наследие владимирско-суздальской школы в 14-15 вв. послужило одним из главных источников для возникновения и развития московской школы иконописи. Московская школа сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Живопись московской школы в 14 в. представляла синтез местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства (иконы "Спас Ярое Око" и "Спас оплечный", 1340 г., Успенский собор Московского Кремля). Расцвет московской школы в конце 14 - начале 15 вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Дионисия, привлекающих изысканностью пропорций, декоративной праздничностью колорита, уравновешенностью композиций. Псковская школа сложилась в период феодальной раздробленности и достигла расцвета в 14-15 вв. Ей свойственны повышенная экспрессия образов, резкость световых бликов, пастозность мазка (иконы "Собор Богоматери" и "Параскева, Варвара и Ульяна" - обе 2-я половина 14 в., ГТГ). В живописи распад псковской школы начался на рубеже 15 и 16 вв. Название "строгановская школа" возникло из-за частого употребления фамильной метки сольвычегодских купцов Строгановых на обратной стороне икон этого направления, но авторами большинства произведений строгановской школы были московские царские иконописцы, выполнявшие также заказы Строгановых - ценителей тонкого и изощренного мастерства. Для икон строгановской школы характерны небольшие размеры, миниатюрность письма, сочная, плотная, построенная на полутонах цветовая гамма, обогащенная широким применением золота и серебра, хрупкая изнеженность поз и жестов персонажей, сложная фантастика пейзажных фонов. Тверская школа иконописи сложилась в 13 веке. Для икон и миниатюр тверской школы характерны суровая выразительность образов, напряженность и экспрессия цветовых отношений, подчеркнутая линейность письма.
7. Живопись. Виды и жанры живописи. Изобразительные средства. Техники живописи.
8. Реализм в искусстве. Этапы его развития.
9. Скульптура. Виды и жанры. Изобразительные средства.
10.Барокко и его стилистические особенности.
11.Графика. Виды и жанры. Изобразительные средства. Графическая техника.
12.Художественная система рококо.
13.Печатные формы графики. Техники и технологии.
14.Классицизм. Особенности стиля.
15.Декоративно-прикладное искусство.
16.Романтизм в искусстве 19 ст. И его влияние на развитие видов и жанров искусства.
17.Архитектура, ее функции и основные конструктивно-художественный элементы. Стили архитектуры.
18.Импрессионизм и постимпрессионизм в европейском искусстве. 19.
Дизайн и художественное проектирование.
20.ХХ век – новая эпоха в развитии мирового искусства. Стили, направления, школы.
21.Понятие стиля в искусстве.
22.Ранние формы искусства на территории Беларуси.
23.Художественный образ и особенности его формирования в разных видах искусств.
24.Особенности развития белорусского изобразительного искусства в средние века.
25.Взаимодействие и синтез искусств.
26.Происхождение искусства. Виды и особенности стилистики первобытного искусства.
27.Особенности развития белорусского изобразительного искусства в 18 ст. 28.Виды и жанры искусства Древнего Востока /Египет, Междуречье/. 29.Основные тенденции в развитии белорусского изобразительного искусства в 19 ст.
30.Расцвет пластических искусств в Древней Греции и Древнем Риме. 31.Особенности развития белорусского изобразительного искусства в 20 вв. 32.Архитектура и изобразительное искусство средневековья в Западной Европе.
33.Основные направления в развитии искусства Витебска в 1918-1923 гг. 34.Основные этапы развития Витебской художественной школы. 35.Художественный стиль и индивидуальная манера художника. История и диалектика взаимосвязей. 36.Постмодернизм в искусстве и современный художественный процесс.