До 1,5сек). 1 страница
Объектами зрительного поиска оператора служат устройства отображения информации. Особую, наиболее перспективную группу устройств отображения информации, составляют мнемосхемы (рис. 56). Они представляют собой наглядное графическое изображение функциональной схемы объекта или системы, технологического процесса, включают в себя цифровые и стрелочные приборы, видеотерминалы и пр. При компоновке мнемосхем стараются использовать привычные ассоциации и стереотипы. Так схема может ассоциироваться с пространственным расположением обозначаемых объектов, отдельные символы — с функциональной схемой объектов, либо с внешним видом агрегатов, либо с общепринятыми значками для их обозначения, буквами.
Цвет в средовых объектах. Пространство и формы объектов среды жизнедеятельности воспринимаются человеком через освещение, а также благодаря различиям в цвете. Понятия
«свет» и «цвет» неразделимы как в физике, так и психофизиологии.
Естественный свет, считаемый белым, по физическому закону преломления раскладывается с помощью стеклянной призмы на цвета спектра от красного (длина волны 700—620 нм) до фиолетового (450—400 нм, нанометр = 10" метра). Эти определенные цвета называются спектральными или хроматическими. Поверхности объектов по-разному отражают излучения: одни лучи отражаются в большей степени, другие—в меньшей. Лучи, отраженные главным образом, определяют цвет поверхности. Если поверхности отражают все лучи спектра примерно в одинаковом соотношении (так, как они присутствуют в не разложенном призмой белом свете), то их называют ахроматическими (бесцветными). Это белый, черный,и различные градации серого цвета. Цвет, как один из важнейших компонентов среды обитания человека, в проектной практике организуется в соответствии с конкретными условиями и учетом психофизиологии, психологии и эстетики. Задачи, решаемые с помощью цвета можно разделить на три группы (рис. 57):
• цвет как фактор психбфизиологического комфорта;
• цвет как фактор эмоционально-эстетического воздействия;
• цвет в системесредств визуальной информации. Для случая производственной среды в классификации факторов и задач можно выделить следующие подгруппы. Участие цвета в создании психофизиологического комфорта:
• создание комфортных условий для определенной зрительной работы (оптимальное освещение, использование физиологически оптимальных цветов и т. д.);
• создание комфортных условий для функционирования организма (в т.ч. компенсация с помощью цвета неблагоприятных воздействий трудового процесса, климатических и микроклиматических условий),
Задачи второй группы (эстетические аспекты цвета), неотделимые от проблем первой, подразделяются на самостоятельное эстетическое воздействие цвета и цветовых гармоний на человека, а также использование цвета как средства композиции (увязка цветового решения с объемно-пространственной композицией, интерьером в целом и т. д.).
Участие цвета в организации системы средств производственной информации:
• информация об особенностях техники безопасности (с учетом четкого разграничения знаков и цветов по функциям);
• информация о технологии и процессе труда облегчение ориентации в производственном оборудовании;
• информация об организации производства и улучшении ориентации в производственной среде в целом.
При использовании цвета как фактора психофизиологического воздействия основываются, в частности на цветовых ассоциациях и предпочтениях (приложение 9). Однако следует помнить, что эти данные ориентировочны и могут меняться с изменением чистоты цвета, сочетания цветов условий
освещения и других параметров конкретной проектной ситуации. • '
Основные характеристики еветоцветового решения выбираются также с учетом таких психофизиологических особенностей людей, для которых предназначается среда или объект как возраст, пол, профессия, национальность н прочее.
Раздел 9
ДИЗАЙН КАК ОБЪЕКТ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Основой для исследований дизайна как объекта промышленной собственности является тезис о том, что промышленный образец по своей природе является двойственным объектом: его изобразительная сущность — из авторского права, а юридические процедуры включения в хозяйственную деятельность осуществляются в соответствии с патентным правом. Проблема заключается в том, что разнообразие предметов, создаваемых с использованием дизайна, требующего юридической охраны, чрезвычайно обширно. Эффективность же использования заявителем патентного права для охраны всего разнообразия объектов нового и оригинального дизайна, судя по сложившейся практике, обеспечивается не в полной мере. Это связано с избирательностью объектов дизайна для охраны в соответствии с Патентным законом РФ. Приведенные в разделе примеры показывают, что наиболее эффективно патентное право обслуживает промышленные образцы объектов промышленного дизайна, когда объект техники выполнен на изобретательском уровне, а дизайн выявляет его эстетическое совершенство. Анализ опубликованных промышленных образцов свидетельствует, что если внешний вид изделия, в котором применен заявляемый промышленный образец, содержит и художественные и технические черты, то охрана распространяется лишь на художественные черты (искусствоведческий аспект); Исследования дизайна как объекта промышленной собственности показывают, что налицо повышение привлекательности патентного права применительно к промышленным образцам, в сравнении с авторским правом. В частности, в разделе рассмотрены такие понятия, как:
— существенные признаки промышленного образца и эстетические и/или эргономические особенности изделия, в котором он воплощен;
— совокупность существенных признаков промышленного образца и их перечень.
Такие соотношения рассматриваются следующим образом:
— эстетические и/или эргономические особенности изделия, в котором воплощен промышленный образец, является его визуальной характеристикой, а существенные признаки, включенные в перечень, их словесной идентификацией;
— эстетические и/или эргономические особенности изделия и существенные признаки промышленного образца взаимосвязаны так, что если «особенности» изображены и являются визуальной характеристикой промышленных образцов, то существенные «признаки» оформляются в виде перечня, являясь, их вербальной (словесной) идентификацией.
В разделе показано, что промышленный образец является результатом художественно-конструкторского решения изделия, визуально проявленным в его внешнем виде. Последовательность изложения существенных признаков промышленного образца в перечне следует логике художественно-конструкторского решения изделия, эстетические и/или эргономические особенности внешнего вида которого заявляются как основополагающие для признания заявленного художественно-конструкторского решения в качестве промышленного образца.
Новый и оригинальный внешний вид изделия обеспечивается творческим методом художественного конструирования (дизайна) на счет проектных решений, изменяющих:
— композицию (состав и взаимное расположение основных формообразующих элементов);
— форму элементов композиции (для объемных промышленных образцов);
— их конфигурацию (для плоскостных промышленных образцов);
— пластику (подробности формы);
— орнамент (графическое решение);
— колористическое решение (в сочетании с фактурой). Этот план построений перечня существенных признаков выявляет сущность промышленного решения, именно с позиции искусствоведения.
УСЛОВИЯ ОХРАНОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗЦА ,
Согласно нормативному понятию промышленного образца условиями его охраноспособности являются: художественно-конструкторское решение изделия, определяющее внешний вид, новизна, оригинальность и промышленная применимость.
Художественно-конструкторское решение
Художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия, являющееся объектом правовой охраны в качестве промышленного образца, зрительно воспринимается по внешнему виду, форме этого изделия, выраженной через скульптурный объем изделия. Само слово «решение» подразумевает осмысленное осуществление творческого замысла, а словосочетание «художественно-конструкторское» определяет специфику этого творчества, неразрывно связанного с процессом художественного конструирования. Словосочетание «определяющее внешний вид изделия», приведенное в ст. 6 Патентного закона, посвящается условиям патентоспособности промышленного образца, объясняет значение решения для внешнего вида изделия, вмещает все творческие достижения создателей изделия, которые оказывают влияние на внешний вид изделия, а именно определяют его.
Таким образом важно понять, что в качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение, а не сам материальный объект как таковой, не изделия культурно-бытового или хозяйственного назначения (видеомагнитофон, холодильник, миксер и пр.), а решения конструкторских задач, воплощенных художественно-образными средствами, создающими внешний вид -— наружный облик.
Степень значимости и доля использования образных средств при конструировании и проектировании изделий зависит от сути самого изделия. Так в изделиях легкой промышленности, например, в обуви, тканях, коврах художественное творческое начало преобладает над техническими сторонами. Тяжелое технологическое оборудование, например, кузнечные и штамповочные прессы, автоматические линии являются по своей сути объектами развития научно-технического прогресса, и художественное творческое начало в таких изделиях уступает значению технических характеристик и чисто конструкторским решениям. Но в любом случае дизайн и техническая сторона должны выступать взаимосвязано в формировании образа проектируемых и создаваемых объектов.
Согласно п. 2 Правил составления подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец, промышленные образцы могут быть объемными (модели), плоскостными (рисунки) или составлять их сочетание.
Объемные промышленные образцы представляют собой композицию, в основе которой лежит объемно-пространственная структура, например, художественно-конструкторские
решения, определяющие внешний вид металлообрабатывающего станка, сельскохозяйственной машины (например, комбайна), мотоцикла, утюга и т. д.
Плоскостные промышленные образцы характеризуются линейно-графическим соотношением элементов и фактически не обладают объемом, например, художественно-конструкторские решения, определяющие внешний вид ковра, платка, ткани и т. д.
С учетом практики разработки художественно-конструкторских дизайнерских проектов и в качестве охраны промышленных образцов могут быть дизайнерские объекты единичные и состоящие из нескольких изделий (многообъектные).
К единичным промышленным образцам могут быть отнесены:
. плоскостной двухмерный — промышленный рисунок, изображение, выполненное с помощью графических средств, например рисунок декоративной ткани, ковра;
объемный трехмерный — целое единичное изделие, например машина, прибор; часть изделия, если она предназначена для использования с целым рядом изделий и обладает самостоятельной завершенной композицией, например фара, различные ручки;
объемно-плоскостной — например рисунок протектора— утолщенная, более прочная покрытая рельефным рисунком часть наружной покрышки пневматической шины.
К многообъектным промышленным образцам могут быть отнесены:
комплект изделий — полный набор каких-либо предметов, в совокупности составляющих целое, например комплект белья, комплект частей машины; совокупность изделий относительно самостоятельного назначения. Все эти изделия должны быть подчинены общей задаче, решаемой комплектом в целом, при этом решение всех составных частей комплекта должно быть основано на едином образном пластическом и стилистическом принципе формообразования;
набор изделий —совокупность предметоводного назначения, образующих нечто целое, подбор, например набор инструментов;
интерьер—архитектурного и художествен но оформленного внутреннего помещения; внутренне пространство различных помещений, архитектурных сооружений, а также подъемно-транспортных машин и средств транспорта, например кабины, салоны, каюты, рубки и др.;
шрифт — рисунок, начертание букв;
пиктограммы — изображение предметов, событий и действий с помощью условных знаков;
табло — средство отображения информации в форме, удобной для восприятия человека; представляет собой доску, щит или экран с различными условными изображениями, световыми и другими сигнальными устройствами, показывающими состояние контролируемого объекта и отображающими сообщения распорядительного либо рекламного характера.
В отдельную группу целесообразно выделить изделия легкой промышленности, например одежда, обувь.
К охранным изделиям комплектов (наборов) могут быть отнесены:
сервизы, наборы посуды;
наборы инструментов, инвентаря и т. п.;
комплекты одежды;
наборы для игр (шахматы, конструкторы и т. п.);
шрифты;
комплекты оборудования (технологического, электронного и т. п.);
комплектные рабочие места (диспетчера, оператора и т. п.).
С точки зрения художественного конструирования решение всех элементов комплекта или набора должно быть выполнено с использованием единого образного, пластического и стилистического принципа формообразования.
Специфика набора состоит в том, что между элементами, входящими в его состав и представляющими собой самостоятельные изделия, существуют определенные связи: функциональные, логические, композиционные. ^
Разработка художественно-конструкторского решения изделия, состоящего из различных по функции элементов, имеющих определенные связи между собой и характеризующихся едиными принципами формообразования, является значительно более сложной творческой задачей, чем разработка единичных изделий.
Такие комплекты, как мебельные гарнитуры, сервизы, наборы и т. п., позволяют формировать целостную, гармоничную и целесообразную предметно-пространственную среду жилого интерьера, а также изделия, как комплекты технологического и электронного оборудования, наборы инструментов, приспособлений и т. п., составляют основу производственного интерьера, создавая оптимальные условия для деятельности рабочих и служащих.
Как правило, комплект характеризуется пространственной автономностью отдельных элементов, входящих в его состав.
Так, предметы, составляющие, например, чайный сервиз (чашка, чайник и т. п.), могут существовать отдельно, в то время как элементы единичного изделия в подавляющем большинстве случаев неразрывны в процессе выполнения основной функции этого изделия, например столешница и опора стола, кузов и колеса автомобиля и т. д.
Пространственная автономность элементов комплекта (набора) во многом обусловлена возможностью расширения и сужения функции, на выполнение которой направлено решение того или иного комплекта.
Так, набор мебели для столовой обычно включает стол, стулья и буфет, но может быть дополнен сервантом, столиком для чая, сервировочным столом, полками для посуды и т. д.
Набор для слесарных инструментов может состоять из самых необходимых основных слесарных инструментов или быть дополнен предметами, позволяющими расширить его функциональные возможности.
Оборудование рабочих мест, пультов управления также в той или иной мере пространственно зависимо от архитектур-но-планировочных параметров помещений, что учитывается в процессе экспертизы художественно-конструкторских решений подобных изделий.
Изделия, входящие в состав некоторых комплектов, в процессе использования могут подвергаться многообразным видоизменениям, взаимным перекомпоновкам. Способность к трансформации, комбинаторным преобразованиям, ярче всего выраженная в изделиях типа конструктор, является характерной чертой многих комплектных изделий и отражает самые передовые направления дизайна.
Для таких объектов, как шахматные фигуры, существенными будут в основном признаки, характеризующие форму отдельных элементов, их силуэт, пластику, нюансную проработку.
Шрифт — графическая форма знаков алфавитной системы письма. В зависимости от техники воспроизведения шрифта различают следующие его основные виды:
рукописный, написанный пером или другими инструментами на мягком материале (папирусе, пергаменте, ^бу маге и
ДР.);
рисованный, нанесенный кистью или другим инструментом на вывесках, вазах, образцах тканей, оригиналах переплетов, обложек, титульных листов и других элементов изданий;
гравированный, вырезанный или высеченный на дереве, металле, камне или другом твердом материале; используется
для надписей на памятниках, архитектурных сооружениях (эпиграфика) или гравюрах;
наборный, составленный из отдельных литер и других элементов и предназначенный для ручного или механизированного набора текста, воспроизводимого при печати главным образом на бумаге (такие шрифты за исключением шрифтов наборно-пишущих машин и фотонаборных машин, называются типографскими).
Типографским шрифтом набирается текст для печатания книг, газет, журналов и некоторых других видов печатной продукции.
Типографский шрифт состоит из комплекса знаков (букв, цифр, знаков препинания, математических и других символов).
Типографские, рисованные и графические шрифты, а также шрифты наборно-пишущих и фотонаборных машин, воспроизводимые печатным способом, называются печатными шрифтами.
В соответствии с назначением типографские шрифты подразделяются на:
текстовые — для текстового набора;
титульные—для набора обложек, титульных листов, заголовков;
акцидентные — для набора малых типографских форм (дипломы, бланки, этикетки, объявления и т. п.).
Типографские шрифты различают по наклону букв (прямые и курсивные), толщине основных шрифтов (светлые, полужирные, жирные), ширине знаков (узкие, нормальные, широкие). По размеру типографские шрифты делятся на кегли (нонпарель, петит, корпус, цицеро и т. д.). По начертанию — округлый или прямоугольный характер контура буквы, соотношение между шириной основного и соединительного шрифтов, внутрибуквенный просвет и т. п. —-шрифты делятся на гарнитуры. Гарнитура— это совокупность разновидностей шрифта (по наклону букв, ширине и т. п.) данного рисунка.
Различают в основном семь групп (гарнитур) типографских шрифтов:
1) литературная (бывшая латинская), банковская, типа га-рамон;
2) типа баскервилль;
3) обыкновенная новая, елизаветинская, типа бодони;
4) академическая, школьная, бажановская;
5)типаТелингатера; -
6) брусковая, газетная, типа Мемфис;
7) журнальная рубленная, типа универс.
В особую группу входят шрифты, которые по рисунку не могут быть включены в указанные группы, в том числе рукописные, имитационные (например, шрифты пишущих машинок) и др.
Типографский шрифт является основным средством оформления печатных изданий. Построенный на основе принципов графического искусства, он оказывает большое эстетическое воздействие на читателя и является элементом графического дизайна.
Несмотря на большое разнообразие рисунков типографских шрифтов, как в нашей стране, так и в зарубежных странах постоянно разрабатываются рисунки новых шрифтов, отвечающие современным требованиям оформления печатных изданий.
Любой новый рисунок шрифта должен быть удобочитаем, технологически приемлем и эстетически совершенен. Принцип удобочитаемости понятен—текст должен читаться легко и быстро, «без запинки», не должно допускаться смешения букв. Технологическая приемлемость шрифта определяется возможностями типографской техники. Эстетически совершенный шрифт создает цельное впечатление, радует глаз, как бы настраивает читателя на ознакомление с тем или иным жанром литературы. В некоторых случаях новый рисунок шрифта приносит и непосредственную экономическую выгоду.
Охрана типографских шрифтов на основе законодательства о промышленных образцах стала применяться после принятия в 1965 г. Положения о промышленных образцах.
Первый охранный документ авторское свидетельство №1880 на типографский шрифт в качестве промышленного образца «Шрифт» было выдано в 1972 г. (бюллетень «Открытия, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки» № 28 за 1972 г., класс 18-04, автор Кисляков М. Е., приоритет от 14 октября 1969 г.). Этот шрифт содержит 66 букв и 14 иных знаков.
В зарубежных странах типографские шрифты в настоящее время охраняются либо на основе законодательства о промышленных образцах, либо авторским правом.
В США шрифты очень часто регистрируются как промышленные образцы после проведения экспертизы на новизну. Максимальный срок действия патента на промышленный образец в США — 14 лет.
В виде исключения шрифт может быть признан и изобретением. Так, патент США № 3034806 от 15 мая 1962 г. отно-
сится к очертаниям цифр, которые более легко читаются, чем известные. Поскольку удобочитаемость относится к функциональным особенностям объекта, эти цифры признаны изобретением, несмотря на то, что их очертание не может быть точной технической формулой (первый пункт формулы этого патента гласит: «Очертание цифр, показанных на рис. 1»).
В Германии шрифты могут охраняться как по закону о промышленных образцах, так и авторским правом, если они являются произведениями искусства.
В Великобритании патентное ведомство отказывается регистрировать шрифты как промышленные образцы, ссылаясь на то, что хотя в типографском шрифте имеются отдельные характерные черты, но они используются выборочно и в различных сочетаниях, а потому не могут считаться единым набором. Однако в соответствии с Законом об авторском праве промышленные образцы 1968 г. типографские шрифты могут пользоваться охраной по авторскому праву, если только шрифт будет признан судом произведением искусства.
В Японии типографские шрифты не охраняются ни авторским правом ни правом на промышленные образцы.
Таким образом, в некоторых зарубежных странах охрана отечественных типографских шрифтов может осуществляться авторским правом, что предусмотрено Всемирной конвенцией об авторском праве [44].
Охрана типографских шрифтов в качестве промышленных образцов практически с позиции теории и практики дизайна может рассматриваться как охрана элементов графического дизайна.
Согласно п. 2.3. Правил под вариантами промышленного образца понимаются художественно-конструкторские решения одного и того же изделия (комплекта, набора), различающиеся по совокупности существенных признаков, определяющих одинаковые эстетические и/или эргономические особенности изделия.
Под вариантами принято понимать стилистически связанные исполнения одного и того же художественно-конструкторского решения, имеющие одинаковый художественный образ, но производящие различное эстетическое впечатление.
Понятие «вариант» относится не к изделию как конкретной функциональной единице, а к художественно-конструкторскому решению, определяющему его внешний вид.
В рамках этого решения, которое характеризуется единым подходом к формообразованию, едиными композиционным и стилистическим принципами, возможны вариантные реше-
ния, обусловленные различием отдельных элементов формы либо нюансными изменениями их внешнего вида.
Вариантные преобразования дизайнерских решений заявленных в качестве промышленных образцов касаются пространственных, пластических, графических и цвето-фактур-ных решений и объединены единым художественным замыслом.
1. Варианты объемно-пространственного решения. Если форма изделия претерпевает размерные, пропорциональные или силуэтные изменения, то можно расценивать эти
решения в качестве вариантов.
2. Варианты пластического решения.
Например, вариантное решение скороварки достигается изменением пластической проработки ручек, а также использованием художественного орнамента на стенках.
3. Варианты графического решения.
За счет изменения графической прорисовки одинаковых по форме циферблатов создается вариантное решение модели часов.
4. Варианты колористического решения.
Вариант, например, чайного сервиза может быть обусловлен иным колористическим решением.
Таким образом, в качестве вариантов могут быть признаны изделия, имеющие отличия в существенных признаках, но эти отличия должны визуально восприниматься и являться результатом творческого преобразования внешнего вида изделия, а не технического, инженерного проектирования.
Требования, предъявляемые к вариантам промышленного образца, могут быть сформулированы следующим образом:
варианты должны быть сходны по совокупности существенных признаков;
отличия в существенных признаках не должны быть такими, чтобы вариантное решение могло быть признано самостоятельным промышленным образцом;
отличия существенных признаков должны быть результатом художественного конструирования (дизайнерского проектирования).
Существенные признаки промышленного образца
Сущность художественно-конструкторского решения заявлена в качестве промышленного образца, согласно п. 4 ст. 3 Патентного закона, определяется совокупностью существенных
признаков, представленных на фотографиях изделий (макета, рисунка).
Перечень существенных признаков, включаемый в соответствии с п. 2 ст. 18 Патентного закона в описание промышленного образца, представляет собой краткую словесную характеристику внешнего вида промышленного образца и отражает эстетические и (или) эргономические особенности изделия, отображенного на фотографии.
К существенным признакам практика художественного конструирования (дизайна) и правовой охраны промышленных образцов объективно присущие художественно-конструкторскому решению изделия признаки, характеризующие композиционные особенности этого изделия, влияющие на процесс его формирования^причем каждый из которых необходим, а все вместе достаточны для создания конкретного зрительного образа этого изделия. Таким образом выявление существенных признаков промышленного образца основано на зрительном восприятии объекта. Существенность признака определяется участием его в создании зрительного образа изделия, в сообщении изделию свойств, позволяющих визуально отличить его от ряда аналогичных решений.
В зависимости от характера композиционного решения объектов правовой охраны промышленных образцов эти объекты можно подразделять на обобщающие группы художественно-конструкторских решений, определяющих внешний вид изделия:
— решение изделий, обладающих сложной композицией;
— решение изделий, обладающих моноблочной композицией и изделий, построенных на соотношении элементарных геометрических объемов;
— решение изделий, имеющих плоскостную композицию. При выявлении и определении совокупности существенных признаков объектов, обладающих сложной композицией, в основе которых лежит развитая объемно-пространственная структура (например, металлорежущий станок), в перечень могут внесены описание особенностей основных композиционных элементов, их форма и взаимное расположение.
При выявлении и определении совокупности существенных признаков объектов, обладающих моноблочной композицией и построенных на соотношении элементарных геометрических объемов (например, телевизор, секционная блочная мебель), в перечне могут быть указаны характер формы кор"-пуса, пластическое, графическое, цветное, фактурное решение элементов, их взаимосвязь друг с другом.
При выявлении и определении совокупности существенных признаков объектов, имеющих плоскостную композицию (например, ткани, ковры, платки), в перечне могут быть указаны особенности колористического решения, характер фактуры, переплетение нитей, линейно-графическое построение орнамента.
Практика экспертизы свидетельствует, что для облегчения выявления существенных признаков заявляемых в качестве промышленных образцов объектов, изложение перечня существенных признаков следует начинать с характеристики общего зрительного образа, с названия формы, как замкнутой части пространства, ограниченной плоскими или кривыми поверхностями, затем дать названия формы основных композиционных элементов. Например, геометрическая форма может быть названа цилиндрическим корпусом. К характеристике формы могут быть отнесены и ее выпуклость (или наоборот—форма—невыпуклая), обтекаемость линий, углы также следует именовать, строго сообразуясь с геометрической чертежной терминологией.
Для характеристики соразмерности используются термины, относящиеся к симметрии.
Описание основных композиционных элементов в перечне существенных признаков следует располагать в порядке их значимости для зрительного впечатления.
При выявлении совокупности существенных признаков следует обращать внимание на цветовое решение исследуемых объектов, так как нередко цвет может являться средством выражения основных композиционных элементов.
Перечень существенных признаков промышленного образца, как правило, состоит из ограничительной части, включающей признаки, сходные (общие) для заявленного промышленного образца и ближайшего аналога, и отличительной, содержащей признаки, которые отличают заявленный промышленный образец от ближайшего аналога. Ограничительная часть отделяется от отличительной словом «отличающийся» (ееся,аяся).