Витражи Романского периода.
В начале второго тысячелетия нашей эры (Романский период) в архитектуре стало значительно больше элементов, которые украшали витражами. И появились они опять-таки в соборах, где толстые стены вынуждали делать большие окна. Вот их-то в первую очередь и стали украшать витражами. Вначале в таких витражах использовался геометрический или растительный орнамент с преобладанием красного и синего цветов, как и в так называемых «Аравийских окнах» (отдельные части стекла вставлялись в мрамор или камень), появившихся в Европе примерно во второй половине тринадцатого столетия. Постепенно рисунок усложнялся, в нем появились человеческие фигуры. Наиболее типичен для того времени ансамбль из трех окон, символизирующих Святую Троицу.
Витраж, Х век.
К 1140-1144 годам относятся витражи церкви Сен-Дени близ Парижа, сохранившиеся до наших дней лишь во фрагментах. Художественная школа, находившаяся при монастыре Сен-Дени, развивалась под руководством министра короля Людовика VII - аббата Сугерия. Для поднятия престижа королевской власти Сугерий предпринял строительство собора Сен-Дени, служившего усыпальницей французских королей. Для украшения собора он пригласил крупнейших мастеров своего времени, которые значительно расширили круг сюжетов, традиционно использовавшихся в композиции витражей. Заимствованные из Библии, эти сюжеты давали простор для творческой фантазии художников. В Сен-Дени соединились элементы и мотивы, которые мы теперь считаем характерными признаками готического искусства, став основой для возникновения нового стиля - готики.
Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в одиннадцатом веке. В трактате германского монаха Теофила примерно в 1100 году были изложены особенности средневекового процесса изготовления витражей, во многом остающиеся неизменными и по сей день. Процесс начинается с изготовления цветного стекла. Речной песок смешивается с поташом, флюсом и известью (естественно существует огромное количество вариантов). В Средние века стекло варили в сферических печах, используя в роли тиглей керамические горшки. Окислы металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в расплавленное стекло. При этом получался довольно узкий спектр тонов. Стекло же имело большое количество изъянов в виде пузырей, затемнений, неоднородностей цвета. Подобные дефекты придают средневековым витражам особую прелесть, главным образом благодаря игре цвета.
На средневековом Востоке тоже делали витражи. Восточные витражи собирали из отдельных кусочков стекла, которые скреплялись между собой раствором (в том числе цементным).
Одна витражная панель в Средние века состояла часто из сотен кусочков стекла. Затем некоторые кусочки изымались и расписывались матовыми эмалевыми красками и повторно обжигались. Готовые кусочки скреплялись свинцовыми Н-образными полосками. Окна достигали высоты шести метров, а некоторые - были более восемнадцати метров. Для прочности такие большие окна делили на панели площадью несколько квадратных дециметров, которые прикреплялись к расположенной снаружи металлической решетке.
Наивысшего подъема витражное искусство Франции достигло в XIII веке. Главный центр производства расписных стекол переместился в Шартр, где образовалась самостоятельная школа мастеров. Известно, что только за первую половину XIII века художниками этой школы были изготовлены витражи более чем для 200 готических окон. Эти данные свидетельствуют о размахе деятельности и популярности шартрских мастеров. Шартрская школа в начале XIII века играла ту же роль, что и Сен-Дени в XII столетии.
В эпоху ренесанса витражное искусство шикоро распространилось во многих центральных странах архитектурного искусства. Таким образом, в Нидерландах в 15-м веке элементы витража можно было встретить на некоторых картинах знаменитых Нидерландских художников, таких как Ян Ван Эйк и Рогин Ван дер Вейден.
Так же во Франции в 16-м веке можно было увидеться витраж на картинах Жана Фуке. В Испанской архитектуре элементы «витража» нередко встречались на картинах художника Хаймса Басо Хакомара.
Таким образом можно сделать вывод, что «витраж» имел отражение не только в архитектуре, но и во многих художественных произведениях знаменитых художников.