Творчество В.М. Васнецова. Фольклорная и религиозная темы в его живописи
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Вятской губернии, в семье православного священника.
Учился в духовном училище (1858—1862), затем в духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). В годы учебы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием. Член мамонтовского кружка в Абрамцево.
Его первые картины - «Нищие», «Чаепитие», «Рабочий с тачкой», «Старуха кормит кур», «Дети разоряют гнезда» - были показаны в 1872-1874 годах на выставках Общества поощрения художеств. В этих произведениях проявились свойственные Васнецову качества: наблюдательность и огромный интерес к жизни народа. Следующие две работы - «Книжная лавочка» (1876, Государственная Третьяковская галерея), «С квартиры на квартиру» (1876, Государственная Третьяковская галерея) - закрепили за ним положение художника-жанриста, знающего жизнь, умеющего выразительно и ярко ее воспроизвести. Все эти работы несут в себе горечь жизни и поучительную правду, а представленные в них народные типажи демонстрируют высокий художественный уровень автора.
Особую роль в жизни Васнецова сыграло знакомство с С.И.Мамонтовым (московский промышленник и меценат). В Абрамцево собирались известные художники, литераторы и ученые, нередко обсуждая исторические события. Это подвигло В. создать серию историко-былинных картин.
Первая историческая картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880, Государственная Третьяковская галерея) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке. Поэтическое сказание «Слово о полку Игореве» привлекло Васнецова могучей эпической силой. Задумав воскресить страницы поэмы, художник изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество подготовительных этюдов, ищет наиболее удачное решение темы. Эпическая сцена наполнена былинной печалью и фольклорной лиричностью. Образы погибших русских витязей величественны и возвышенно героичны.
В 1881 году в Абрамцеве Васнецов написал одно из лучших своих произведений - «Аленушка» (ГТГ) - на сюжет русской сказки. Трогательная нежность и глубокая поэтичность сказки взволновали чуткое, отзывчивое сердце художника. Не буквальное воспроизведение сказочного сюжета, а глубокое проникновение в его эмоциональный строй отличает картину Васнецова. Застывшая поза девочки, склоненная голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный печали взгляд - все говорит о тоске и горе Аленушки. Природа созвучна ее настроению, она словно скорбит вместе с девочкой. Мастер не просто написал художественный лирический образ из сказки про Аленушку и ее братца Иванушку, он проникновенно отобразил на полотне страдающую душу русского народа.
В 1882 художник написал полотно «Витязь на распутье» (ГРМ). Данная картина – это попытка изобразить не только былинного героя, но и некоторые черты русского национального характера. Его воин сидит усталом богатырском коне, и с печалью смотрит на путевой валун. Витязь устало опустил копье, и предвидя неизбежное, оглядывает валящиеся на поле черепа и кости воинов. Для него закрыты соблазны других путей, впереди прямой путь – умереть, защищая Родину.
«Три царевны подземного царства» (1884, ГТГ). В основе произведения лежит сказка о Иванушке, спустившемся в подземное царства в поисках матери. Там он встретил трех девушек, воплощающих богатства земных недр (золото, драг.камень, медь). Васнецов заменил девушку-медь на уголь, олицетворяющий энергию тепла и движения. Девушка-Золото изображена в блестящем парчовом наряде и короне, отделанной жемчугом. Драгоценный камень стоит в боровом, расшитом сапфирами, изумрудами и яшмой сарафане с массивными украшениями. А девушка-Уголь, в отличие от других представлена в строгом черном платье и простоволосой. У нее нет платка как у других, потому что она работница, а не барыня. Пейзаж написан уныло и плоско, словно театральный задник.
В 1889 году он написал картину «Иван-царевич на Сером волке» (ГТГ) и представил ее на передвижной художественной выставке, выполнил иллюстрации к «Песне про купца Калашникова» (1891).
В 1891 году Васнецов с семьей возвращается из Киева в Москву, поселяется вблизи Абрамцева. При помощи Третьякова, который купил картины и эскизы художника, и С. И. Мамонтова Васнецов осуществляет давнюю мечту - строит по своему проекту мастерскую. Здесь он принимается за работу над картиной «Богатыри», эскиз к которой был сделан много лет назад.
На Десятой передвижной выставке 1897 года появляется его картина «Царь Иван Васильевич Грозный» (Государственная Третьяковская галерея). На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал «Богатырей», работа над которыми длилась около двадцати лет. Решенная в монументально-декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.
Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски: зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.
Здесь проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, созвучное народным поэтическим представлениям. В 1898 году «Богатыри» заняли почетное место в Третьяковской галерее.
В начале 1900-х годов Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы, работает одновременно над несколькими картинами - «Баян» (1910, Государственный Русский музей), «Спящая царевна», «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (1917-1926), «Царевна Несмеяна» (1914-1926) - и рядом других больших композиций (все в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).
Религиозная тематика.
Дар Васнецова-монументалиста настолько очевиден, что в 1885году его пригласили в Киев для участия в декоративных работах для только что построенного Владимирского собора. Ему предстояло оформить центральный неф с запрестольной апсидой, куполом и другими стенными фрагментами. Кроме «Богоматери с младенцем», выполненной в апсиде над алтарем, и композиции «Страшный суд», живописец изготовил главные тематические фрески «Крещение Руси» (ГТГ, 1885-1896) и «Крещение князя Владимира». Для них мастер перечитывал «повесть временных лет» и изучал особенности храмов. В куполе изобразил поясное изображение «Христа Вседержителя» (ГТГ) с раскрытым Евангелием в левой руке и поднятой для благословления правой со скрещенными пальцами. Позади Иисуса темное звездное небо. Васнецову присуща плоскостность фонов (храмовые росписи). Для создания завершенного образа каждая фреска была обрамлена разработанной Васнецовым орнаментальной оправой, которая представляет фантастическое и продуманное по экспрессии декоративное украшение.
В эскизе «Единородный сын Слово Божие» (1885-1896, ГТГ) в крылатых небесных силах и мистической фигуре Господа проявились черты стиля модерн. В Третьяковской галерее хранится холст с эскизом к этой росписи. На холсте изображен Иисус-ребенок. У него очень серьезное одухотворенное лицо. И весь мир вокруг него – звери, птицы, Ангелы небесные - все взирают на него с надеждой и любовью
Творческая фантазия художника казалась неисчерпаемой. У него было множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться. 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника Нестерова, Васнецов скончался.