Итальянского Возрождения. Творчество крупнейших мастеров
Предпосылки зарождения культуры Возрождения в Италии. Сущность термина "Возрождение", его происхождение. Характерные черты культуры Возрождения. Значение для культуры Возрождения идеалов античности. Гуманизм как определяющая черта культуры эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Пафос познания мира и человека. Искусство в системе культуры Возрождения. Преодоление умозрительного характера средневекового искусства. Научные интересы художников эпохи Возрождения. Изучение анатомии, перспективы, законов освещения и их применение в изобразительном искусстве. Жанровая специфика в изобразительном искусстве. Биографии и автобиографии творцов искусства как факт преодоления средневековой анонимности художественного творчества и отражение нового понимания места художника-творца. Периодизация культуры итальянского Возрождения. Центры культуры итальянского Возрождения.
Предвозрождение (конец XIII - XIV века) – время рождения новых идей. Гражданское строительство, коммунальные и частные дворцы (здание Синьории во Флоренции; Палаццо Публико в Сиене). Выработка новых изобразительных приёмов в живописи (творчество Джотто ди Бондоне (ок. 1266/67 – 1337)). Раннее Возрождение (XV век). Расцвет городов-государств. Ведущая роль Флоренции в культурной жизни. Расцвет гуманизма. Изучение античной культуры. Обращение к ордерной системе в архитектуре. Центрические и купольные сооружения как отражение гармонического идеала. Ф. Бруннелески (1377 - 1446): Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420 – 1436). Обращение к античным традициям в скульптуре. Интерес к портрету. Творчество Лоренцо Гиберти (1378 - 1455), Донателло (1386 - 1466). Изучение строения человеческого тела, овладение средствами линейной и воздушной перспективы в живописи. Творчество Мазаччо (1401 - 1428), С. Боттичелли (1445 - 1510) и др. Высокое Возрождение (конец XV – первая треть XVI века). Переход ведущей роли в культурном развитии от Флоренции к Риму и Венеции. Утверждение в искусстве Высокого Возрождения гуманистического идеала гармонически развитого, прекрасного человека. Монументализм человеческих образов. Д. Браманте (1444-1514) – крупнейший зодчий высокого Возрождения. Храм Темпьетто в Риме. Проект храма Св. Петра в Риме. Деятельность Микеланджело как архитектора собора Св. Петра. Изобразительное искусство Высокого Возрождения во Флоренции и Риме. Л. да Винчи (1452-1519) как основоположник искусства Высокого Возрождения и один из величайших его мастеров. Универсализм личности и многосторонность деятельности. Психологизм образов ("Тайная вечеря", "Джоконда" и др.). Значение творчества Леонардо. Творчество Рафаэля (1483 - 1520) как воплощение идеалов Высокого Возрождения (Станцы Ватиканского дворца (1509-1517) и образы мадонн ). Значение творчества Рафаэля. Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564) - художник, скульптор и архитектор, воплотивший главные противоречия эпохи. Образ героя-борца в скульптуре («Давид»). Римский период творчества: роспись плафона Сикстинской капеллы; работа над скульптурами для надгробия Юлия II. Живопись Венеции. Образ возвышенной красоты в произведениях «Венера Урбинская» (1538) Тициана и «Спящая Венера» (1510) Джорджоне. Позднее Возрождение (вторая половина XVI в.). Кризис гуманистических идеалов Возрождения. «Трагический гуманизм». Архитектура позднего Возрождения в Италии. А. Палладио (1518-1580) как наиболее крупный архитектор позднего Возрождения в Италии. «Четыре книги об архитектуре». Значение творчества Палладио для дальнейшего развития европейской архитектуры. Отражение идей «трагического гуманизма» в изобразительном искусстве позднего Возрождения (в творчестве Микеланджело (аллегорические скульптуры гробницы Лоренцо и Джулиано Медичи (1520-1534), «Пьета Ронданини» (1555 – 1564), «Страшный суд» в Сикстинской капелле (1535 – 1541); творчестве Тициана («Св. Себастьян» (ок. 1570), «Кающаяся Магдалина» (1560-е гг.) и др.
Значение культуры и искусства итальянского Возрождения для дальнейшего культурного развития Европы.