Криволинейные бордюры (2.1.0) 20 страница
i зафиксировано название «червь». На Югане сходные розетки под аналогичным названием выскабливались на крышках берестяных
"j коробок пли на дне берестяных чашек. Существенное отличие берестяных узоров от ровдужных заключалось в характере орнаментальной линии: при выскабливании она состояла из трех параллельных контурных полос, вернее из двойного контура с внутренней прорисовкой, а раскраска давала ширококонтурную линию. Боковые отростки на юганских образцах были еще более витиеватыми, чем на ровдужных узорах. Последний раз S-образная розет-, ка встретилась на васюганской бересте, но она уже не имела привычного облика: в ее декоративном убранстве доминировали не отростки, а дополнительные элементы. К тому же берестяной узор
j» имел ширококонтурную линию.
2.2.0.4. Четвертая группа состоит из симметричных фигур — I • т, относящихся к рубежу XIX—XX вв. Одна их часть размещалась на бересте, а другая на ровдуге, при этом каждому материалу соответствовала своя конфигурация узора, что заставляет вести речь о двух подгруппах.
2.2.0.4.1. Первая подгруппа розеток в качестве осново-подагающей имеет фигуру шестиугольника. На этот структурный костяк насаживаются по определенным правилам другие элементы. Вершина продляется и заканчивается развилкой с отростками; продолжением нижнего конца становится уголок с отростками; от боковых углов отходят отростки в виде сложной ломаной линии, в начале которой часто помещаются кнехтообразные элементы с усиками (рис. 22, 2). Внутреннее пространство шестиугольника обязательно заполнялось либо зигзагом, либо ромбиками, либо тремя косыми крестиками, разделенными перегородками. При выскабливании узора на берестяной поверхности крышек или дна чашек узорная линия имела как двойной контур с прорисовкой, так и ширококонтурность. Сложность узора нарастала за счет витиеватости ломаной линии, присоединенной к фигуре. Розетки с различной степенью декоративной насыщенности именовались у восточных хантов «червем». Это же название получила и розетка новационной формы, составленная из четырехкратного повторения верхнего отростка и кнехтообразного элемента с усиками.
2.2.0.4.2. Вторая подгруппа фигур с симметрией 1 • т характерна для ровдужной обуви, точнее для ее носочной части. Раскраской с оконтуриванием оленьим волосом. здесь наносилась розетка, верхняя и нижняя части которой, сходны с верхним и нижним отростками у «червей» {рис. 22, 2, 3). Данная конфигурация розетки прослеживается на Югане и Агане с рубежа веков до 1970-х гг. Единственное отличие современных фигур — добавление звездчатых элементов к нижней развилке. На'Вахе в начале XX в. отмечена иная конфигурация у мотива на носке ровдужной обуви: подо&альная форма с зубцами по бокам имеет боковые отростки в виде ломаной линии, а к ее верхним-и нижним заостренным вершинам присоединены ромбы, причем нижний иногда входит в состав более сложного элемента {рис. 22, 4).
К четвертой группе частично примыкают и такие редкие в этнографических материалах .декоративные атрибуты, как бляшки для накосных украшений и костяные пряжки. Симметричные изображения на первых представлены антропоморфными фигурами, конфигурация вторых неожиданна и разнообразна. Это — композиция из елки и звезды и серия пряжек, на которых явно присутствует картежная символика.
2.3.0. Сетки
В орнаменте восточных хантов их почти нет, за исключением трех сеток из зубца, выскобленных на крышках: в двух "он образует звездчатые фигуры на фоне овала (рис. 22, 5), у третьей четырехкратный повтор' зубца дает цветочный фон.
2.4.0. Свободные композиции
В специальной литературе орнамент часто называют искусством ритма, подчеркивая тем самым определяющую роль, которую играет в его возникновении повторение формы и цвета. На симметрии как главном средстве достижения ритмичности пост-. роена цельная орнаментальная классификация, положенная в основу настоящего исследования. Однако реальная действительность всегда оказывается богаче самой стройной п детальной схемы. •Подтверждением этого служит значительная группа хантыйских криволинейных узоров, в создании которых ритму н„с отводится никакой роли. Рука мастерицы, не стесненная ограничениями соразмерности н повторяемости, осваивает декоративное пространство легко и раскованно, поэтому подобные узоры определены ус-. ловно как «свободные» орнаментальные композиции.
Основная масса свободных орнаментальных -композиций создана у восточных хантов ломаной линией с цветочным, реже — овальным фоном (рис. 22, 5—6). Первый бытует на ваковских образцах, второй — на александровских, а на васюганских встречаются оба. При любой стилистике исполнения свободные композиции текущего столетия убедительно демонстрируют отчетливо выраженную криволинейность орнаментальной линии. Этого нельзя сказать о ломаной линии, присутствовавшей в ваковских композициях рубежа веков (рис. 22, 6). В конфигурации изломов орна^ ментальной линии здесь отсутствовала дугообразность — важнейший признак классической крнволинейности, и изгибы имели зигзагообразный характер. Лишь шипообразные окончания изломов придавали узору оттенок криволинейности. Исполнительницы именовали подобные орнаменты «изгибами». Б это же время отмечено и введение в композицию несложных фигур, с которыми срастается ломаная линия: параллельные волнистые линии, уголки, четы-рехугольники, полуовалы (рис. 22, 7). Последний экземпляр получил поэтическое название «радуга». Подобный принцип разнообразия свободных композиций сохранился на Вахе и в наши дни, а среди фигур, организующих композицию, встречаются ромб, параллельные линии, изредка круг. Однако чаще всего в центре узора помещается уголок, один или сдвоенный.
Свободные орнаментальные композиции украшают крышки вместилищ из бересты, иногда заполняют поверхность стенок, поделенную на зоны-секции, а на рубеже веков они выскабливались и на дне чашек.
Штампованные узоры на бересте, входящие составной частью в мужскую сферу орнаментального искусства, в XX в. сохранились лишь как слабые отголоски былых времен. 51 образец фигурного оттиска приведен в работе С. В. Иванова (1953) по материалам рубежа веков. К этой полной картине остается лишь добавить несколько "образцов, отличающихся особой замысловатостью (рис. 22, 9—12). Среди небольшого количества штампов, отмеченных в текущем веке, преобладают простые фигуры, след которых заметен с рубежа веков (рис. 22, 13—15), а также явно новационные образования (рис. 22, 16—17)..
Северная группа 2.1.2. Бордюры; прерывистые мотивы
В общей орнаментальной картине северных хантов — и в этом одно из ее существенных отличий от восточнохантыйской — 'Криволинейные бордюры столь маловыразительны, что отпадает необходимость в группировке описываемого материала. Пожалуй, единственным предметом, на котором бытование бордюров с криволинейными очертаниями отличалось стабильностью, являлась ров-дужная обувь. Взъемный клин ее содержал на своей поверхности узоры, нанесенные способом раскраски. Орнамент состоял из бордюра и свободной композиции. Первый имел вид зигзага с криволинейными отростками на его вершинах (рис. 23, 1). В качестве выскобленного окаймляющего бордюра на бересте зафиксирован узор с мотивом из раздвоенного зубца (рис. 23, 2). Наложение его
на- симметрию вида а • а : m придает -фоновой части вид кривой линии с зубцами. Узорный позитив из кривой линии с кружками в ее изгибах встретился среди аппликатпвных орнаментов на платье (рис. 23, 3). Новационным является узор с поэтическим названием сюпар нэ лоп панг — «сказочницы весло» (рис. 23, 4). Его возникновение определило сочетание прямолинейного непрерывного узора седьмой группы (1.1.1.7) с криволинейным элементом. Подобного рода смешанные орнаменты мало характерны для северохантыйской традиции. На Нижней Оби состав описываемых бордюров пополняют прямолинейные непрерывные бордюры, исполненные в несвойственной для них криволинейной манере. Относящиеся к криволинейным циркульные резные узоры, украшавшие северохантыйские табакерки из рога в XVIII в., в XX вышли 236
из употребления. Вряд ли можно считать их отголоском кружко-вый орнамент из нанизанного бисера, единожды отмеченный на рубеже XIX—XX вв. у хантов с реки Таз.
2.2.0. Розетки
Именно орнаменты данной категории определяют вид криволинейных узоров у северных хантов. И ведущую роль в формировании этого вида играют стилизованные изображения. При их характеристике использована статья Т. А. Молдановой, посвященная стилизованным орнаментам у хантов реки Казым (1992). Этот район — своего рода заповедник в ареале распространения указанных орнаментов. Криволинейные розетки их исполнительницы относят к воянг ханшет—«животных узоры», несмотря на то, что среди них встречаются изображения с такими названиями, как «шишка», «заброшенное селение», «солнце» и др. Отличительная черта воянг ханшет — наличие строго определенных признаков, которые Т. А. Молданова называет «знаками». По существу, речь идет об элементах, из которых складыва-ется изображение, т. е. об изобразительных элементах. В отличие от орнаментальных для них не обязательно повторение, т. е. ритм. Орнаментальные элементы, вводимые мастерицами в стилизованные изображения, представляют собой квадрат в криволинейном исполнении либо два сросшихся квадрата, которые создают дугообразную фигуру; они именуются нув — «ветка» (рис. 23, 5).
2.2.0.1. Первую группу розеток отражает вид симметрии 4 • m — четырехкратное повторение симметричного элемента. Три вос-точнохантыйские подгруппы, созданные из уголков, ромбов с отростками на его сторонах и других фигур (2.2.0.1—3), не свойственны для орнаментального искусства северной группы этноса. Соответственно присущие северным хантам подгруппы получают порядковые номера четвертой и пятой.
2.2.0.1.4. Четвертая подгруппа своим определителем имеет элемент квадрата с ответвлениями по углам, построенными из овала и элемента нув (рис. 23, 6). Последний составляет неотъемлемую декоративную принадлежность почти всех северохантыйских розеток. Полное название описываемой розетки, по данным 1980-х гг., — катра корт — «заброшенное-селение». В 1940-е гг. бытовала несколько иная стилистика при исполнении розетки — декоративная насыщенность ответвлений приходилась на верхнюю часть овала — и иное название: анзи пай — «куча шишек». В центре ромба помещались различные фигуры: крест, крест из ромбов -И треугольников, ряды из ромбов, но чаше других — изображения птицы. Последнее обстоятельство становится понятным, если учесть, что подобные розетки выскабливались на детских люльках, а
изображение глухаря (тетери) магическим образом связывалось с представлениями северных хантов о душе ребенка [Чернецов В. Н., 1948; Прыткова Ы. Ф., 1953 и др.]. Среди видоизмененных вариантов узора встречаются как упрощенные, так и исполненные творчески (рис. 23, 7). Новаторство последнего образца.включает декоративное оформление ромба в стилистике прерывистых прямолинейных бордюров и замену элемента вращения на изображение птицы.
2.2.0.1.5. Пятая подгруппа своим маркером имеет круг, часто заключенный в квадрат, с декоративными «лучами» и именуется хатл — «солнце» (рис. 23, 8). Элемент переноса образован фигурой нув. Данная розетка воплощена чаще в мозаике по сукну, чем детерминированы ее лаконичные формы. Выскабливание по бересте снимает технические ограничения, и здесь бытуют более замысловатые формы узоров, сходные с рис. 23, 6. Средством их декоративного насыщения становится умножение в элементе переноса фигуры нув.
2.2.0.2. Вторая группа криволинейных розеток с симметрией 2 • m у восточных хантов представлена незначительно, а у северных отсутствует вовсе. Все прочие группы северохантыйских розеток, наоборот, не имеют аналогов у восточных хантов.
2.2.0.3. Третья группа хорошо представлена среди северохантыйских криволинейных розеток и имеет в своем составе асимметричные стилизованные фигуры животных--/ • л, выскабливаемые на бересте.
2.2.0.3.1. Первую подгруппу образует изображение глухаря— лук пли «глухаря сна» —ол ум лук.' Она локализована в пределах расселения казымских хантов. Опознавательными элементами «глухаря» являются следующие: голова, две лапы в виде прямых или гвоздеобразных отростков, крылья и хвост, обрисованные через криволинейные отростки сложной формы, и определенной формы туловище. Последнее может .приобретать очертания .полукруга; полукруга, дополненного треугольником, который возникает при образовании полости в крыльях; треугольника; ромба (рис. 23, 9). К необязательным признакам изображения глухаря в настоящее время причисляют зоб, гребепь и когти. Их исполняют те мастерицы, которые помнят о более'древних изобразительных канонах. Нарастание декоративной выразительности «глухаря» 'идет за счет развития криволинейных отростков на всех элементах, кроме головы, и достигает такой степени, когда за витиеватыми отростками едва улавливается изображение (рис.-23, 10). Последний образец служит переходной гранью между стилизованным изображением п свободной орнаментальной композицией.
2.2.0.3.2. Вторая подгруппа криволинейных розеток ведет свое начало от первой. Изображение «глухаря» служит базой
' для возникновения новой стилизованной формы, называемой
. хал ев — «чайка» (рис. 23, И). Отличительные элементы послед-
' ней состоят из плавного изгиба туловища и отсутствия «спины с
крыльями». Орнаментальная обработка «чайки» заключается в
разрастании оставшихся от исходного образца элементов, лап и
хвоста, через использование криволинейных отростков.
2.2.0.3.3. Производной от первой является и третья подгруппа шопа моритум вой, что означает «пополам сломанное животное» (рис. 23, 12). От своего прототипа — «глухаря» — его отделяет исчезновение таких элементов, как «живот» и «хвост». Орнаментальное развитие «лап» и «крыльев» с привлечением элемента нув приближает стилизованное изображение к розетке с симметрией 3 • т. Второй этап трансформации «глухаря» предстает в виде «дождевого червя»—мувляр (рис. 23, 13). Заложенная I" уже в изображении «сломанного животного» тенденция к преоб-| разованию композиционной основы в зигзаг реализуется здесь I путем присоединения нового элемента с традиционным декоратив-1ным убранством. Связь «дождевого червя» с праформой в виде «глухаря» затушевывается отчетливо выраженным стремлением к ^симметричности первого при явной асимметрии второго.
2.2.0.3.4. Четвертая подгруппа. Изобразительная тра-
t диция донесла с рубежа веков до настоящего времени «изображе-
В'ние оленя» (рис. 23, 14) — вулы.хур в почти неизменной форме.
-Довольно реалистическая манера исполнения не затронута орна-
В'ментальной отделкой, конфигурация всех частей тела животного
строго канонизирована. В современном декоративном творчестве
' северных хантов изображение оленя развития не получает, оно —
застывший художественный отголосок прошедших времен.
2.2.0.4. Четвертую группу криволинейны* розеток составляют симметричные фигуры, на них приходится большая часть стнлизо-s ванных северохантыйских изображений — 1 • т.
2.2.0.4.1. Несомненный перевес в ней имеет первая подгруппа, включающая «изображение медведя» — пупи хур или мойтыр — «медведь». Из всех стилизованных фигур данная имеет самую широкую территорию бытования — практически весь ареал расселения северных хантов —и наиболее весомую количественную выраженность. К изобразительным элементам относятся следующие: голова в виде дуги, элемента нув или ромба (последний вариант типичен для Казыма); туловище, образованное из вертикально в'ытянутого шести- или пятиугольника; четыре разведенные, в стороны лапы, имеющие дугообразную конфигурацию и оформленные с помощью криволинейных отростков (рис. 24, 1). Хвост и извилистая линия в центре — сюканэ — исполнены далеко не на всех изображениях. Очевидно, эти элементы воспринимаются в наши дни как необязательные.
В более ранние времена роль центральной линии осознавалась как исключительно важная — признак живого существа. Эта линия не всегда исполнялась'в виде зигзага, она могла состоять из ромбов. Орнаментальное оформление «медведя» происходит за счет придания лапам более извилистой конфигурации, реже—-появления новых орнаментальных отростков у туловища или орнаментального решения линии жизни. При всех хитросплетениях орнаментальных линий в стилизованных изображениях вплоть до последних лет мастерица неукоснительно следовала правилу, диктовавшему равную толщину узорной линии на всем ее протяжении. Об отступлении от этого правила свидетельствуют некоторые современные образцы, интересные проявлением еще одной тенденции в развитии изображения «медведь»: симметрия по вертикали дополняется здесь горизонтальной, что описывается уже видом 2 • т.
Только для Казыма характерен еще'один вариант изображения медведя — пупи хоса лольты хур «медведь, стоящий на звездах» (рис. 24, 2). Созвездие Орион именуется здесь также пупи хур — «изображение медведя». Термин мойпыр, обозначающий медведя как реальное существо, не употребляется применительно к описываемому изображению. Таким образом, данный вариант воспроизводит медведя лишь как священное животное. Изображение есть результат утроения пупи хур: две горизонтально лежащие головы — это пупа ил сирл — «медведь как внизу». Положенный в основу построения принцип при орнаментальном развитии изображения ведет к возникновению розетки с симметрией 3 • т. -
2,2.0.4.2. Вторую подгруппу представляет изображение «трясогузки» — вурсяк. Оно встречается лишь на Казыме и передает форму летящей птицы с расправленными крыльями, что сообщает изображению симметричность. Конфигурация элементов: голова, туловище, крылья, ноги— тождественна тем, что составляют и асимметричное изображение «глухаря». Развитие ног и крыльев через использование элемента нув приближает изображение «трясогузки» к розетке с трехкратным совмещением элемента — 3-т {рис. 24, 5).
2.2.0.4.3. Третья подгруппа в качестве основополагающего содержит изображение «двухголовой птицы» — кот уханг вой (рис. 24, 4}, которое, в свою очередь, есть результат соединения изображения «глухаря» с плоскостью симметрии. В 1940-е гг. отмечалось бытование варианта, в котором туловище исполнялось п виде уголка, а все изображение именовалось «корень дерева» (рис.'24, 5). В 70—80-е гг. нашего века данный вариант уступил место другому: реалистическое изображение голов заменено декоративным, п в декоративном оформлении они сливаются с ногами (рис. 24, G). Современный вариант получает иное название: ухлы гор —«безголовый журавль». Впрочем, появление обоих вариантов
изображения вряд ли оправданно напрямую и жестко увязывать с «двухголовой птицей». Скорее всего, их возникновение есть следствие сочетания в одном изображении различных модификаций. Так, более ранний вариант обнаруживает по форме много общего с «дождевым червем» (рис. 23, IS], современный же в верхней части изображения напоминает «медведя», а в нижней — «чайку» (рис. 24, 2: 23, //).
2.2.0.4.4. Четвертую по д г р у п пу «криволинейных розеток составили стилизованные изображения лованг хо— «человек на лошади». В отличие от трех предыдущих подгрупп данная имеет основным техническим приемом исполнения не выскабливание по бересте, а мозаику по сукну. Узоры «человек на лошади» встречены лишь на Казыме. Давшее начало подгруппе реалистическое
^асимметричное изображение (рис. 24, 7) в процессе орнаментальной переработки претерпевает существенные изменения: голова
•всадника приобретает вид элемента нув, ноги всадника и лошадь
-сливаются в единую округлую линию с криволинейными отростками. Возникшей орнаментальной фигуре пр'исуща симметричность.
'iПридание большей декоративности изображению идет за счет усложнения головы и рук всадника (рис. 24, 8].
2.2.0.4.5. Узоры пятой подгруппы отличительным элементом имеют овал, а в более старинных: образцах два внутренних ромба и называются нохр — «шишка», а ромбы — нохр сям — «орешки». По окружности овала появляются отростки сложной, формы — удвоенные элементы нув, п «шишка» становится витиеватой орнаментальной фигурой, (рис. 24, 9}.
2.2.0.4.6. Последняя из подгрупп — шестая -- отличается творческим потенциалом, заложенным в ее узорах, и представлена двумя вариантами. Первый из них включает в себя узоры под собирательным названием йис воянг хур — «старинные изображения животных». Представленные в этом варианте образцы синтезируют в себе групповые орнаментальные черты. Так, например, у узора на рис. 24, 10 центральная часть отражает элемент «шишки», верхняя близка к изображению «человека на лошади», а нижняя сходна с орнаментальной отделкой лап «медведя». Новационный характер всего изображения в целом осознается мастерицами наряду с традиционностью составляющих его элементов, бытующих в рамках различных изобразительных форм. Эта двойственность отражена в названии — «изображение животного», но какого именно—не указывается, т. е. это — обобщенный изобразительный образ. Узоры подобного рода,можно встретить на меховых женских сумочках. Розетки второго вар-ианта также не имеют прямых аналогии с каким-либо из стилизованных изображений. Однако в
отличие от первого варианта они раскладываются не на изобразительные, а на орнаментальные элементы нув (рис. 24, 11]. Сфера
16. Заказ 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири». 241
приложения таких орнаментов довольно широка: от игольников древнего образца до современных трафаретов из бумаги для оформления школы. Названия у них не зафиксированы.
След криволинейных розеток последних двух групп тянется в орнаментальном искусстве северных хантов, не прерываясь, на протяжении всего XX в., хотя и прослеживается нечетко.
2.2.0.5. Пятая, группа в качестве исходного имеет узор, зафиксированный на рубеже веков н нанесенный способом мозаики на наволочки из ткани. Композиционно и технически он близок изображениям на жертвенных покрывалах казымских хантов. Треугольная основа декорирована в узловых ее частях прямоугольными отростками. В 1980-е гг. аналогичное композиционное решение отличает узоры, технически адекватные описанному, но в иной стилистической манере исполнения—криволинейной. Отростки на углах структурной фигуры приобретают форму элемента нув, а розетки — вид симметрии 3 • m (рис. 24, 12]. Названия у ysopoi; отсутствуют, по крайней мере современным исполнительницам орнамента они не известны.
2.2.0.6. Розетки шестой группы демонстрируют очень редкий для хантыйского орнамента вид симметрии 2 • п. Самый раннпп образец относится к началу XX в. н исполнен на рукавице из ткани в технике мозаики. "Его современные орнаментальные аналоги выскабливаются на бересте п именуются кот уханг вой — «двухголовая птица» (рис. 24, 13). Преобразования формы у розеток на протяжении столетия минимальны.
2.4.0. Свободные композиций
Сразу оговорим то обстоятельство, что в северохантыйскп.х орнаментах они выражены в гораздо меньшей степени, чем у восточных хантов, и местом их локализации служит река Казым. Основным элементом является здесь нув, его ритм хаотичен, не подчинен каким-либо правилам п канонам, доминирующим при создании узора является творческое начало. Все это создает причудливые и неповторимые-узоры, которые старые мастерицы сравнивают с тенью колышущихся листьев (рис. 24, 14). Вместе с тем максимальное раскрепощение в процессе творчества не сопровождается полной анархией: одним из правил исполнения изменяющегося орнамента является равная ширина элементов узора н стремление к равенству последнего с фоном. Второе ограничение касается самой манеры исполнения: криволинейные узоры северных хантов, в отличие от восточнохантыйских, не должны иметь усикообразных окончаний, для этого приходится ограничивать движения руки. Мастерицы признаются: «Так хочется дать свободу руке и
сделать по-ваховски, но нельзя — меня приучили сдерживать руку» [ПМ Лукиной Н. В., 1987].
Изменяющиеся узоры не имеют названий н семантической нагрузки, их декоративный смысл сведен к заполнению свободных ji площадей на изделиях из бересты и ровдуги, что предполагает ,:тесную связь между формой декорируемой поверхности и конфигурацией узора. Вместе с тем в современной орнаментальной ситуации наблюдается явное несоответствие между формами узора и площади, в которую он вписан. Большинство свободных орнаментальных композиций выскабливается на бересте, а она предлагает либо квадратную поверхность зон-секций, либо круглую крышек. Конфигурация же меняющихся орнаментов в подавляющей массе воспроизводит треугольную площадь, прямоугольная ^встречается намного реже. В редких образцах ранних орнаментов, ^нанесенных краской на ровдужную обувь, этой несогласованности нет, поскольку криволинейный узор содержится здесь на взъемном клине, форма которого близка к треугольной.
Если восточнохантыйским меняющимся орнаментам присуща группировка вокруг каких-либо фигур: ромбов, уголков, то относительно северохантыйскнх этого утверждать нельзя. Лишь изредка центральная часть свободных композиций занята треугольником или овалом. Образцы северохантыйских узоров, построение которых осуществляется на прямоугольной поверхности, обладают таким сочетанием элементов, которое сближает их со стилизованными изображениями. Например, орнамент на рис. 24, 15 может напомнить «медведя» (2.2.0.4.1) или «человека на лошади» -(2.2.0.4.4). Подобного не наблюдается у восточных хантов в силу ^отсутствия стилизованных изображений. Фоновые части северохантыйских меняющихся узоров имеют только овальную конфигурацию, ее разновидность в форме цветочного фона, что имеет место у части восточнохантыйских узоров, здесь не представлена. Большое место в орнаментации северных хантов занимает по--лоса. Попытки подвести ее под какую-либо категорию симметрии бесплодны, так как она — первооснова любого изображения, в том числе орнаментального. Особо велико значение полосы как средства создания, аппликативных узоров на одежде. В меховых мозаичных узорах она выступает в роли канта, вставляемого в швы у обуви с длинным голенищем. Полосы нанизанного бисера, повторяя форму наносного украшения, идут от краев предмета к его центру, образуя овальную многоступенчатую розетку. Процесс развития сложных бордюров и розеток в орнаментальном творче-'стве северных хантов не сопровождается уменьшением роли полосы. Наоборот, заметно усиление ее декоративной значимости за счет новых технических приемов орнаментации, о чем шла речь при описании орнаментированных предметов.
Криволинейные формы орнаментов в южнохантыйском творчестве практически не отражены. Единичные исключения составила вышивка тамбурным швом на мужских рубахах: воротник, нагрудная планка, края рукавов и подола. Бордюры имели симметрию
а • а и а (рис. 8, 82 и рис. 13, 10). Криволинейные очертания у небольшой части бордюров объясняются технической причиной—-при плетении бисерных полос из нескольких нитей трудно выдержать прямоугольный контур узорной линии, что отмечалось выше (1.1.2.1.5).
§ 6. Сравнительный анализ
Криволинейные орнаменты показательны далеко не для всех групп хантыйского этноса. В декоративном творчестве южных хантов в рассматриваемый период они не обнаруживаются, а выскабливание в криволинейной манере изображения птицы на спинке дневной колыбели из бересты следует рассматривать как явление исключительное. Своего расцвета криволинеиность достигает у восточной группы, точнее у васюганско-ваховских хантов, и реализуется здесь в виде художественной обработки вместилищ из бересты, техническим приемом при этом служит выскабливание. Криволинейные очертания в узорах сургутских хантов встречаются намного реже: приверженность им отмечается главным образом на Югане, и она касается ровдужной обуви и рукавиц, где криволинейные узоры наносились с помощью раскраски. Орнаментальное искусство северной группы хантов демонстрирует слабую тягу к криволинейным очертаниям узоров, последние зафиксированы здесь в виде раскраски на ровдужной обуви. Однако на общем, фоне группы выделяются казымские узоры, где роль криволинейных форм не является эпизодичной, более того, в мозаике по сукну и выскабливании по бересте криволинейные формы становятся ведущими.
Если приверженность к округлым орнаментальным линиям роднит творчество мастериц с Ваха и Казыма, то формы реализации этой общей декоративной тенденции больше разъединяют их узоры, чем сближают. Криволинейные орнаменты восточных хантов чаще построены по принципу бордюров, реже—-розеток и свободных орнаментальных композиций; для казымских же исполнительниц на первом месте стоят розетки, последним значительно уступают по популярности свободные композиции, а для бордюров криволинейные очертания не характерны вообще.
Конкретные орнаментальные формы, образующие то немногое, что составляло общий декоративный запас восточных и север-
ных хантов на рубеже XIX—XX вв., включали в себя фигуры ро-зетчатого строения с симметрией 1 • т, в которых воплощались стилизованные изображения животного: туловище в виде вытянутого пяти- или шестиугольника, от боковых углов которого отходит ломаная линия, обозначающая лапы, а голова и хвост имеют форму развилки, иногда с отростками; голова изредка оформлена и как ромб (рис. 22, 2 и 24, 1). У северных хантов это изображение ассоциировалось с медведем, а восточные называли его чаще «червем», реже-—«рыбой». Во второй половине текущего ^столетия единственной сходной чертой в криволинейных орнаментах обеих групп являются свободные композиции из причудливо извивающейся ломаной линии, ширококонтурной и равноутолщен-ной во всех ее разветвлениях (рис. 22, 6, и рис. 24, 14}. Стилистика исполнения линии, однако, "неоднородна как у северных и восточных хантов, так и внутри последней группы: казымские и александровские женщины создают линию с овальным фоном, ш ваховские — с цветочным. Применение узорной линии как декоративного средства, разнообразящего мотивы, наблюдается у восточных и северных хантов с той разницей, что первые вводят ее чаще в бордюры, а вторые — лишь в розетки.