Тема 17. Советское тоталитарное искусство в 1930-х -1950-х годах
Формирование тоталитарного общества в СССР. Культурная жизнь в 1934-55 гг.: смена художественных принципов. Социалистический реализм – единственный творческий метод. Принципы социалистического реализма: культ вождя, мифологизация исторических событий и др. Однообразие и унификация художественной жизни. Разгон и ликвидация объединений, создание унифицированных творческих Союзов.
Отход от авангардизма к тяжеловесной монументальности неоклассики в архитектуре. Задачи советской архитектуры: воплощение мощи, величия, незыблемости социалистического строя. Разгон художественных объединений. Образование Союза архитекторов СССР, утверждение принципов соцреализма в строительстве. Ретроспективизм в архитектурных проектах Б.М.Иофана, А.В.Щусева, А.Лангмана. «Стиль Лубянки» и тенденция к мифологизации в строительстве (проекты К.Алабяна, И.В.Жолтовского, В.Симбирцева). Строительство московского метрополитена.
Послевоенное развитие архитектуры. Проектная и строительная деятельность по восстановлению городов. Строительство высотных домов (конец 1940-х - начало 50-х гг.), ВСНХ.
Две линии развития скульптуры: монументализм и декоративно-парковая скульптура. Творчество В.И.Мухиной в 1930-е гг. Темы вождей в камне: галерея скульптурных памятников Ленину, Сталину и др. (работы Н.Андреева, М.Манизера, С.Меркурова). Развитие декоративно-парковой скульптуры: причины введения и массового насаждения во всех населенных пунктах. Образы декоративно-парковой скульптуры.
Развитие героического портрета в годы Великой Отечественной войны. Образы народных героев (В.И. Мухина. "Портрет Б.А. Юсупова", "Портрет И.П.Хижняка"). Мемориальные ансамбли в Берлине, Сталинграде, Прибалтике (Е.Вучетич, Л.Буковский, О.Скарайнис) и др.
Феномен тоталитарного искусства. Его основные признаки, концепции. Вклад авангарда в формирование тоталитарного искусства. Разгон художественных объединений. Образование Союза художников СССР, утверждение принципов соцреализма, понятие, основные признаки, методы, функции. Этапы складывания тоталитарного искусства в СССР. Тематика, иерархия жанров. Программные произведения И.И.Бродского, А.М.Герасимова, А.А.Рылова, М.Б.Грекова, А.Лактионова, Ю.П.Пименова, А.Пластова, Б.В.Иогансона, Г.Ряжского, А.А.Дейнеки и др. Однообразие художественной жизни в 1930-50-е гг.
Изобразительная выразительность плаката, его расцвет в годы Великой Отечественной войны. "Окна ТАСС». Творчество И.Тоидзе, В.С.Иванова, Кукрынистов, А.А.Кокорекина.
Тема 18. Тенденции и противоречия советского искусства:
Конец 1950-х – 1991 гг.
Основные этапы историко-культурного процесса после окончания Великой Отечественной войны. Духовная жизнь советского общества в период «оттепели». Ее культурный эффект, перемены в стиле жизни советских людей 1960-хгг.: движение авторской песни, поэтические встречи, развитие СМИ, литература 1960-х гг. Отход от «излишеств» ретроспективной архитектуры. Возвращение к рациональному, конструктивному направлению. Основные черты советского рационализма. Творчество М.Посохина, А.Мндоянца, Д.Бурдина, Л.Баталова, Д.Чечулина и др. Начало освоения архитектурной практики постмодернизма в конце 1980-х гг. Контекстуальная направленность советского постмодернизма. Проекты в Прибалтике, Азербайджане, Москве.
Пересмотр идейно-художественных позиций в области скульптуры. Изменение трактовки городского памятника, парковой скульптуры: С.Орлов, А.Кибальников, М.Аникушин, З.Церетели, Э.Неизвестный. Создание мемориальных комплексов (Хатынь, Волгоград и др.). Работы А.Пологовой, О.Комова, Ю.Чернова как синтез традиций и новаторства.
Две линии развития искусства послесталинского периода: суровый стиль и андеграунд. Художественный метод сурового стиля, тематика, художники. Творчество Т.Салахова, Н.Андропова, И.Обросова, Е.Моисеенко, Г.Коржева, В.Попкова, М.Аветисяна и др.
Рождение «другого искусства» в 1954 г. Студия экспериментального искусства Элия Белютина. Идейная база андеграунда. Выставки 1960-70-х гг. Группировки неофициальных художников: «Лианозовская» (О.Рабин и др.), «Движение» (Л.Нусберг, Ф.Инфантэ и др.), «Метафизический синтетизм» (М.Шемякин, А.Васильев, О.и В.Лигачевы и др.), «Художники Сретенского бульвара» (Э.Булатов, И.Кабаков, И.Чуйков и др.), «Товарищество экспериментальных выставок» (Ю.Жарких и др.), «Коллективные действия» (А.Монастырский, Г.Кезельватер и др.), «Гнездо» (Г.Донской и др.), «Группа шести», «Мухоморы», «Африка», «Детский сад» и др.
Основные направления «другого искусства»: кинетизм, концептуализм,
соц-арт, абстракционизм и др. Совмещение традиций русского авангарда и новых тенденций западного искусства в творческих исканиях советского андеграунда. Отношение власти к неофициальному искусству. Диссидентское движение.
Примерные вопросы