IX.12. XIX век (ампир, романтизм, бидермайер, второе рококо)
Быстрая смена стилей, моды, силуэтов прически. Основное в облике: естественная красота женщин без употребления белил.
Идеалы красоты – романтическая бледность, актуальны темные оттенки волос, бровей, подчёркивающие «болезненную» бледность.
В облике мужчин – естественность, огромная разновидность бород, усов и, особенно, бакенбардов; сложившийся мужской костюм без излишнего украшательства, отсюда – мужественность, естественность.
IX.13. XX век (модерн, реализм, сюрреализм, футуризм, поп-арт…)
Чрезвычайно быстрая смена стилей, моды, их одновременное существование, отвечающих определенным слоям населения; демократизм моды; новые понятия красоты, формы, колорита; проблемы массовой и высокой культуры. Распределение основных стилей ХХ века:
1900 – 1913 (модерн): особенность эпохи – огромные шляпы, вычурные прически, причёска бандо разных объёмов; яркий, контрастный грим, макияж образов Немого кино (женщина «вамп», «невинная жертва»); одновременное сосуществование реалистических (демократических) тенденций – деловая женщина, без косметики, украшений.
1913 – 1918:отличие идеалов красоты Европы и России. Новый тип женской красоты – женщина-мальчик, тонкая, с мальчишеской стрижкой (Поль Пуаре).
20-30 годы:годы НЭПа в России. Эклектика в моде, идеалах. В моде женщина округлых и изящных форм; вычурный макияж. Основное в облике – стрижка каре, андуляция, светлый тон лица, волос, яркие губы; завивка-перманент, популярная и у мужчин (Г. Шанель, Э. Скьяпарелли).
40-50 годы:сокращение производства тканей в военные и послевоенные годы. Простота в одежде, гимнастерки, ватники, но идеал женской красоты остается женственным: прически с валиком, завивки, блондирование; подчеркиваются брови и губы (К. Диор – «Нью лук», Фат, Бальмен, Баленсиага).
60-70 годы:эра «прет-а-порте», индустрия моды, профессия – стилист. Идеал красоты: высокие прически с начесом («Бабетта»), черная подводка глаз «а-ля-Клеопатра», розовые, почти бесцветные губы, шиньоны, парики. Мода упрощается, но дорогие ткани (П. Карден, Ю. Живанши).
80-90 годы:театрализация моды, подиум-театр; смелые, авангардные линии высокой моды; яркий, контрастный макияж (тени оранжевого и розового цветов вместе), акцентируются скулы четкой линией ярко-розовых румян, губы – от едко-розового до цвета баклажана. В 90-е годы цвет декоративной косметики «успокаивается», авангард, этника – остаются на подиуме или на молодежных дискотеках. Возрождение российской высокой моды (В.Зайцев, В.Юдашкин).
Основная литература: 4,5,6.
Дополнительная литература:История причёски, стиля, идеалы красоты, макияж: 1,2,3,4,5,6,7.
В конце второго семестра обучения курса ГРИМ у актёров проводится зачёт.