Нидерландское Возрождение: И.Босх, Ян ван Эйк, Питер Брейгель Ст.
ВАРИАНТ 2.
1. «Угадай-ка»
Художественный анализ картины с особенностями художественной манеры художника: И.Босх «Корабль дураков»; Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»; П.Брейгель «Падение Икара», «Слепые» (по выбору).
3. Вопросы:
1. Почему именно в Нидерландах раньше, чем в других странах Северной Европы, проявляются ренессансные черты художественной культуры? Подчеркни нужное: Нидерланды были одной из самых богатых промышленно развитых стран Европы; Нидерланды располагаются ближе к Италии, испытывали влияние итальянского Возрождения.
2. Какие страны можно отнести к Северному Возрождению?
3. Что такое фантасмагория?
4. Приведи примеры известных тебе триптихов нидерландских художников?
5. Предшественником какого направления можно считать И.Босха и П.Брейгеля?
6. Как вы думаете, почему историк искусства Э.Панофский сказал, что глаз Яна ван Эйка «обладал свойствами микроскопа и телескопа»? Что он имел в виду?
7. За что П.Брейгель получил прозвище Мужицкий?
8. Назови картины П.Брейгеля на евангельские сюжеты.
9. Кого из нидерландских художников называли « почётным профессором кошмаров», «мрачным фантастом»?
10. Чего больше в картинах И.Босха едкой сатиры или таинственных иносказаний?
11. О каком произведении идёт речь: «По морю житейской суеты без руля и без ветрил плывёт корабль. Куда он держит путь? К каким берегам должен пристать? Мачта корабля давно уже проросла пышной кроной, и в ней поселилась то ли сова, то ли смерть. Здесь нашли себе пристанище беспросветные гуляки, сварливые жёны, бездельники, ловкие шарлатаны и шуты…»?
12. О каком произведении идёт речь: «Перед нами красочная картина, фантастический пейзаж художник наделяет самыми различными реальными и воображаемыми видами животных и растений. Среди них: экзотические слон и жираф, ибис и серая утка, саламандра и тюлень. Сказочный единорог пьёт из одного источника вместе с данью и коровой. Рядом с пальмами – апельсиновые и лимонные деревья. Лягушки, павлины, тритоны, аисты, кошки, кабаны и дикобразы, сороки, олени и лебеди населяют эту землю, превращая её в цветущий и благоухающий рай. В центре, на скалистом островке посередине озера, возвышается Фонтан жизни. На переднем плане слева растёт библейское Древо Познания добра и зла. Около него Бог, произносящий Адаму и Еве слова напутствия… »?
13. О какой картине идёт речь: «Народная мудрость послужила основой для сюжета. Местом действия является деревенская площадь, сплошь усеянная людьми, многие из которых изображены в костюмах нидерландских крестьян. Они заняты привычными, будничными делами, и поэтому рядом с ними предметы повседневного быта: бочки, чаны, топоры, лопаты. Здесь же домашние животные: свиньи, собаки, овцы. Обыденные дела люди выполняют совсем не так, как положено. Все эти бессмысленные дела они осуществляют с великим усердием и важностью, будто от этого зависит их благополучие или даже сама жизнь: крестьянин стрижёт свинью, человек засыпает канаву, где утонул телёнок, на крыше сидит стрелок, пускающий в никуда одну за другой стрелы, солдат, разбрасывающий розы перед свиньями»?
14. Найди соответствия:
1. Питер Брейгель Старший | A. Ощущение всеобщей гармонии, целостности и многообразия жизни, создание перспективы и световоздушной среды, живость и непосредственность в восприятии окружающей среды преобладание религиозной тематики и символов, колористическая насыщенность, смелые открытия в усовершенствовании технологии масляной живописи, тщательная, почти ювелирная прорисовка деталей, умелая организация целостной композиции |
2. Ян ван Эйк | B. Сочетание восторженного отношения к миру природы и отвращение к греховной и неправедной жизни человека, поучительный характер творчества, использование таинственных иносказаний, символов, глубокое знание внутреннего мира человека, меткость жизненных наблюдений, отсутствие композиционного центра, изображение нереальных, причудливых видений, бредовых фантазий художника |
3. Иероним Босх | C. Тонкий лиризм, юмор, остроумная наблюдательность, сочувствие художника крестьянам, опора на нидерландские традиции и местный фольклор, интерес к подробной повествовательности, стремление к широкому обобщению, развёрнутые аллегорические обобщения и повышенное внимание к деталям, нагромождение реального и выдуманного |
15*. Напиши автора и название картины. Подумай и соотнеси увиденное на картине (символ), высмеивающий людские пороки и его значение: