О. Павел Флоренский. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
· Какие приемы характеризуют обратную перспективу?
· Какими фактами опровергается объяснение нарушения перспективности отсутствием мастерства?
· В чем своеобразие использования светотени в иконописи?
· Каково место прямой перспективы в истории культуры?
· Чем Флоренский объясняет отсутствие прямой перспективы в египетском искусстве?
· С какими изменениями в религиозном сознании Флоренский связывает появление прямой перспективы?
· В каком искусстве появляется перспектива, и какое значение Флоренский придает этому факту?
· В чем Флоренский усматривает смысл живописи? Чем задачи живописи отличаются от задач театральной декорации?
· В каких случаях в античном искусстве использовалась линейная перспектива?
· О каком мирочувствии, согласно Флоренскому, свидетельствует использование в театральном искусстве линейной перспективы?
· С каким отношением к культуре и искусству Средневековья полемизирует Флоренский? Какие мировоззренческие посылки стоят за негативным отношением к средневековью?
· В чем Флоренский видит отличительные черты мироощущения человека Средневековья в сравнении с человеком Нового времени? Какое понимание реальности и пространства Флоренский считает истинным?
· Какие два типа культуры разграничивает Флоренский?
· К какой живописи – средневековой или ренессансной – ближе рисунки детей? О чем свидетельствует эта близость?
· Как Флоренский оценивает личность и творчество Джотто?
· С чем связано проникновение линейной перспективы в высокое искусство?
· Является ли линейная перспектива естественным для человеческого глаза способом видения мира?
· В чем своеобразие перспективного построения «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи?
· Что представляют собой произведения Рафаэля, Эль Греко, Рубенса, Микельанджело, Веронезе, Дюрера с точки зрения перспективного построения?
· Как соотносятся перспективность и символизм?
· При каком условии возможно изображение пространства на плоскости?
· Из каких предпосылок исходит художник-перспективист?
· Какое мировоззрение, согласно Флоренскому, скрывается за позицией художника-перспективиста?
О. Павел Флоренский. ИКОНОСТАС
· Каково значение и этимология понятий «лик», «лицо», «личина»?
· Какая связь между злом и личиной?
· Как соотносятся лик-лицо-личина с уровнем духовно-нравственного развития человека?
· Какие символические толкования Храма и алтаря приводит Флоренский?
· Каким с необходимостью должно быть отграничение алтаря от Храма?
· Чем вызвана необходимость иконостаса? Какова его роль?
· Почему истинными иконописцами являются святые отцы?
· Как вы понимаете слова Флоренского «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог»?
· Каково отношение иконы к реальности? Что такое первоявленные иконы?
· На какие разряды могли бы быть подразделены иконы по источнику возникновения?
· Как, согласно Флоренскому, соотносятся канон и творчество? В чем смысл канона?
· О чем говорят поиски художниками моделей при написании священных изображений?
· Какие требования Церковь предъявляет к иконописцам
· Как соотносятся предназначение иконы с приемами иконописи, с ее техникой, применяемыми веществами и фактурой?
· Что, по преимуществу, призвана изображать иконопись в сравнении с масляной краской и гравюрой?
· Почему икона не изображает греховность?
· Что в иконе может быть «случайным» и каково его происхождение?
· В чем смысл использования золота в иконописи?
· Какие специальности иконных мастеров существуют, и в чем смысл специализации при написании икон?
· Каков символический смысл фона иконы?
· Каково символическое значение той последовательности, в которой расписывается икона?
· Почему в иконописи нет места тени?
· В чем разница между живописью и иконописью в отношении к тени?
· Как, в православном понимании, соотносятся свет и реальность?
· В чем Флоренский видит преемственную связь иконы с египетской маской и эллинистическим заупокойным портретом?