Объект исследования - современная художественная фотография как изобразительное искусство
Предмет исследования –изобразительные и выразительные средства портретной фотосъемки.
Цель работы - исследование изобразительных и выразительных средств художественного портрета в современном фототворчестве.
Фотография, как и другие виды изобразительного искусства, располагает очень широким арсеналом выразительных средств, которые позволяют автору передать малейшие нюансы настроения и эмоционального состояния объекта съемки. Создание портретов с акцентом на внутреннем содержании, характере изображаемого человека проще рассмотреть на примере классической черно-белой или монохромной фотографии. Она не столь буквально передает действительность, и позволяет показать не только внешнее сходство, но и внутренний мир портретируемого. В данном исследовании особое внимание уделяется выразительным средствам именно черно-белого или тонального изображения. При выборе черно-белого решения в фотопортрете важнейшим фактором, определяющим общее психологическое воздействие, становится тональность кадра.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную литературу по фотомастерству. Рассмотреть особенности фотосъемки портрета в различных стилевых направлениях.
2. Проследить эволюцию творческой составляющей фотографического процесса, его взаимосвязь с живописью и другими изобразительными искусствами.
3. Проанализировать творчество классиков фотографии, а также известных художников-портретистов.
4. Определить значение и роль черно-белой фотографии в современном искусстве портрета.
5. Показать разницу психологического восприятия фотопортретов, сделанных в темной или светлой тональности.
6. Сравнить специфику работы над портретом при традиционном и цифровом фотопроцессе.
7. Создать серию работ, применив метод съемки в темной и светлой тональности.
Одним из важных недостатков цветных любительских снимков обычно становится общая пестрота изображения и тональная несобранность кадра. Мастера в области черно-белой фотографии, находят приемы и способы получения верного тонального решения, добиваются гармонии в композиции и согласованности тонов. Так рождается общая светлая тональность кадра или снимок в, темной тональности. Те же изобразительные задачи ставит перед собой художник, работающий над цветным изображением, добиваясь гармонии в общей цветовой гамме картины или фотопроизведения.
Среди известных омских фотографов, на выставках мое внимание привлекли портреты работы Сергея Шевырногова, Олега Деркунского, Сергея Мальгавко, Евгения Кармаева, Сергея Сарсекеева и Владимира Кудринского. Из классиков русской фотографии, на мой взгляд, интересно творчество Моисея Наппельбаума, среди его работ, значительную часть составляют портреты выдающихся русских художников, писателей, актеров, режиссеров, выполненные в темной и светлой тональности.
В сфере салонной или студийной фотографии существуют определенные законы, которые необходимо знать фотографу, но в умении отступать от жестких правил и канонов рождается индивидуальный стиль фотохудожника.