Категории художественного метода, направления стиля
Эстетика
Темы контрольных работ
Художественная культура и морфология искусства.
Художественная культура как тождество духовной и материальной культуры, художественный образ и художественное восприятие, структурирование искусств по способам восприятия: изобразительные и неизобразительные; пространственные, временные и пространственно-временные; статические, динамические и синтетические, виды искусств, понятие «жанр». Синтетические формы культуры: художественно-материальные, духовно-художественные, духовно-материальные.
Литература
Культурология : учебник / [В. П. Большаков, Е. П. Борзова, С. Н. Иконникова и др.] ; под ред. С. Н. Иконниковой и В. П. Большакова ; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, Каф. теории и истории культуры. - Москва : Проспект, 2011. - 527 с.
2. Культурология : учебник для вузов / [Дианова В. М. и др.] ; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана ; С.-Петерб. гос. ун-т. - Москва : Юрайт, 2013. – 566 с.
3. Теория культуры : [для вузов по специальности 031401.65 "Культурология" / В. П. Большаков и др.] ; под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 590 с.
4. Кривцун, О.А. Эстетика: Учеб. для студ. вузов - М: Аспект-Пресс, 2000. – 429 с.
5. Борев, Ю.Б., Эстетика: Учеб. по курсу "Эстетика" для студ.вузов. - М.: Высш.шк., 2002. – 512 с.
6. Каган, М.С. Морфология искусства. – М. : Искусство, 1972 – 440 с.
Специфика художественного творчества.
Роль личности художника в творчестве. Особенности взаимодействия объективного и субъективного в художественно-творческом процессе. Талант – важное слагаемое личности художника. Уровни художественного дара. Значение миросозерцания художника в его творчестве и создании художественных произведений. Мастерство – условие практической художественной деятельности. Индивидуальный творческий метод как сознательная творческая деятельность. Процесс художественного творчества: от замысла художественного произведения до его материального воплощения. Образность как отличительная черта художественного замысла. Гармоническая слаженность формы и содержания – основная проблема материального воплощения замысла. Диалог автора и героя – итог длительного художественно-творческого процесса. Специфические формы выражения авторского отношения в художественном произведении. Социальная атрибуция творческих достижений.
Литература
1. Злотникова, Т.С. ЧЕЛОВЕК. ХРОНОТОП. КУЛЬТУРА. : Введение в культурологию: учебное пособие. − Издание 3-е, дополненное и переработанное. − Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. − 231 с.
2. Бычков, В. В. Эстетика. Учебник.– М. : Гардарики, 2008 – 528 с.
3. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учеб. по курсу «Эстетика» для студ.вузов - М.: Высш.шк., 2002. – 512 с.
Категории художественного метода, направления стиля.
Формирование художественных стилей как отражение новых социально-исторических процессов в системе взаимодействия искусства и общества. Дефиниция стиля. Канон и стиль. Категориальные характеристики художественных стилей. Эволюция художественных стилей (XII-XVIII вв.). Взаимодействие стилей со вновь формирующимися течениями и методами. Характеристика образной системы отдельных художественных стилей (романский, готика, барокко, рококо, классицизм). Судьбы художественных стилей в XIX и XX вв. и дискуссионный характер их идентификации в отдельных видах искусства (стиль модерн).
Формирование художественных направлений в процессе эволюции искусства. Философские и этические основания первых художественных направлений, дискуссионная интерпретация их соотношения со стилями. Эволюция художественных направлений XVIII-XIX вв., художественные направления второй половины XIX в., их взаимодействие и полемика (от сентиментализма к натурализму и символизму). Направление в системе свободной художественно-идеологической ориентации (модернизм как парадигма искусства ХХ века).
Формирование художественных методов. Своеобразие категории метода в философии и искусствоведении. Генезис методов реализма и романтизма.
Романтизм как стиль, как направление и как метод. Специфика романтического мировоззрения: романтическая философия (европейская и русская традиции) и ее влияние на художественно-образную систему.
Эволюция реализма. Философское обоснование реализма (позитивизм, экзистенциальная философия). Специфика реализма в различных видах искусства. Судьба реализма как художественной и мировоззренческой системы в ХХ веке.
Литература:
1. Ерохина, Т. И. Личность и текст в культуре русского символизма: монография. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - 330 с.
2. Злотникова, Т.С. ЧЕЛОВЕК. ХРОНОТОП. КУЛЬТУРА. : Введение в культурологию: учебное пособие. − Издание 3-е, дополненное и переработанное. − Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. − 231 с.
3. Каган, М.С. Морфология искусства. М. : Искусство, 1972 – 440 с.
4. Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Том I . М. РОССПЭН. 2007. 1392 с. А-М; Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Том II . М. РОССПЭН. 2007. 1184 с. Н-Я