Билет 11. Эстетика классическая и неклассическая (постмодернистская)

Влияние постмодернизма на эстетику.

1 Имплицитная( несамостоятеььная , сплавлена с другими областями мыслительной и художественной деятельности) и эксплицитная эстетика ( носит системный характер, становится строгой, теоретической дисциплиной)

С. С Аверинцев : нельзя из эпоху в эпоху переносить эстетические взгляды как преемственные; необходимо изучать конкретные исторические культуры. Эксплицитная эстетика закончилась с приходом постмодернизма.

2 Эстетика тесно связана с философской дисциплиной, а постмодернисткая нон классика пытается связать эстетику исключительно с авангардным, актуальным искусством. Эстетика может превратиться в служанку художников - экспериментаторов.

3 Замена классических категорий эстетики паракатегориями.

4 Единство искусства - фикция.Реальное искусство состоит из видов искусств. Понятие искусство нельзя обосновать. Искусство - принципиально незавершенное явление, единое объяснение дать нельзя. Понятие искусства заменили понятием арт-практики.

5 Если в классической эстетике - категории научности и т д, то в постмодернизме вводится понятие конвенциональности.

Предполагается построение совершенно новой эстетики.

Представителей неклассического искусства интересует в первую очередь маргинальное искусство( дети, аутсайдеры, психбольные)

Билет 12.

2. Структура эстетического сознания.Общественное сознание людей существует в различных формах и имеет различные уровни. Эстетическое сознание— одна из форм общественного сознания, отражающая явления действительности в эстетических чувствах и представлениях, вкусах и идеалах, взглядах и теориях. Эстетические чувства, представления, вкусы, идеалы и по- вседневные взгляды входят в обыденное сознание людей, а эстетические теории относятся к научному сознанию и идеологии.

Далеко не всякое восприятие является эстетическим. Восприятие становится эстетическим, чувствующим красоту предмета, когда оно соответствует представлению о красоте предметов определенного вида, возникающему н сознании человека в процессе практики, и связано с мышлением. Совпадение восприятия красивого предмета с представлением и пониманием его красоты приводит к духовному наслаждению. Это единство восприятия и переживания образует эстетическое чувство, например, чувство прекрасного, возвышенного и т. д. В эстетическом чувстве человек отражает не только красоту предметов, созданных людьми, но и прекрасное в природе и обществе.

Однако человек, у которого в практике общения с произведениями искусства сформировалась способность к эстетическому чувству, воспринимая те или иные явления действительности, может испытать духовное неудовольствие или отвращение. Человек на практике убеждается в том, что такое переживание возникает от восприятия некрасивого или безобразного. Тем самым на основе осознания своих переживаний человек приобретает способность отличать красивое от некрасивого, прекрасное от безобразного. Эта способность к эстетической оценке явлений действительности выступает как эстетический вкус человека. Следовательно, эстетические вкусы людей — это оценка действительности в соответствии с их эстетическими чувствами, потребностями и интересами, — оценка, связанная с их мировоззрением. Эстетические вкусы зависят от практики, от степени общения с произведениями искусства и другими эстетическими ценностями, а поэтому оказываются исторически преходящими, изменчивыми, относительными.

Частью эстетического сознания является представление о прекрасном и возвышенном человеке. Это представление, связанное с мировоззрением, составляет эстетический идеал человека, класса, общества. Эстетические идеалы общества «материализуются» в произведениях искусства, в присущих им художественных образах. Они связаны с политическими, нравственными идеалами людей и являются частью общественных идеалов.

Эстетическое сознание включает в себя взгляды на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в обществе, понимание красоты созданных людьми предметов, произведений искусства и явлений природы. Теоретическое объяснение эстетических явлений действительности и искусства дается в понятиях, категориях эстетики.

Билет 13.

Эстетические проблемы искусства в классической парадигме.

Искусство - вид творческой деятельности. Особенности:

Сопоставляя с утилитарным:

Творчество основано на целеполагании, участие фантазии; однако в искусстве нет практической цели, не произошел отрыв от утилитарного (архитектура).

Искусство - вид свободной духовной деятельности, закрепленный в материальном. Это создание нового воображаемого мира. Искусство – вид сознательной деятельности, где наибольшую роль играют бессознательные процессы

Сопоставление с познавательной деятельностью:

В искусстве научный критерий истины не применим; искусство вмещает в себя интерпретации. Наука отвергает одухотворение материи. Искусство необязательно должно ориентироваться на науку. Искусство может сближаться с наукой и познанием

Сопоставление с моралью:

Моральные оценки тоже могут быть не утилитарными. Моральные оценки ближе к соц практике, они больше оценивают реальные поступки людей, искусство более фантазийно. Моральные оценки односторонни и внешне.

Этические оценки более однозначны, эстетические более вариативны.

Сопоставление с религией:

Религия требует признания божественного мира как реального, а искусство не требует этого, его удовлетворчет статус воображаемого.

Искусство представляет собой коммуникативный процесс. Эвакация - выманивание эмоциональной реакции. Исток искусства - магическая практика. Эвакативная функция.

Антиномичность искусства (два доказанных противоположных суждения). В искусстве много полярностей: объективная и субъективная установки, эмоциональное и интеллектуальное, личностное и сверхличностное, традиционное и новое. Отсюда динамичность развития искусства.

1. Искусство как общественное явление.Понимание природы искусства и его восприятия не объясняет нам, почему искусство выражает те или иные чувства, характеры, взгляды людей, почему в классовом обществе оно носит классовый характер, исторически изменяется, каковы законы исторического развития искусства. Для выяснения этих вопросов сначала нужно рассмотреть связь искусства и общества. Знание этих причин и законов вытекает из понимания связи искусства и общества. Искусство связано с различными сторонами жизни общества не прямо, а через его взаимодействие, с одной стороны, с художниками, создающими произведения искусства, и, с другой стороны, с публикой — с людьми, воспринимающими и оценивающими художественные произведения.

Рассматривая вопрос о влиянии общества на искусство, следует учесть, что художник, как и каждый человек, зависит от господствующих общественных отношений, уровня производительных сил и разделения труда. Развитие общества приводит к разделению труда между людьми, в частности к появлению профессиональных художников, специально занятых только творческой деятельностью, созданием произведений искусства.

Большое влияние на художников, особенно на цели, мотивы, стимулы творчества, оказывает их социально-экономическое положение в обществе, например материальные условия жизни, оплата продуктов творчества — произведений искусства, наличие или отсутствие свободы творчества, художественных организаций и т. п.

Билет 14. Художественный образ- ключевой элемент;своеобразное, творческое изображение реалий действительности, сплав представлений, мыслей, чувств и эмоций.

- В искусстве имеет место диалектика конкретного(единство многообразного) и абстрактного( отвлечение). Ведущее и доминирующее- конкретное.

-Многозначность

-художественные образы и единичны и обобщены

- эмоциональная окрашенность

- ассоциативность

- огромная смысловая емкость

Неклассическая эстетика, поп- арт отменил понятие художественного образа.

Поп-арт – репрезентация заменена презентацией.

Симулякр -некий знак без денотата( значения ) ( киноискусство)

Вне классики худ образ ставится под сомнение.

Э деятельность- деятельность вне искусства. Аспекты:

- предметно- преобразующий

- символический

- коммуникативный

Внутри искусства существуют арт-практики, не полностью отделившиеся от утилитарной функции (архитектура)

Существуют виды искусства , не полностью отделившиеся от утилитарной деятельности. Дифференциация и синтез видов искусства.

Вне искусства происходит эстетизация окр.среды и самого человека: как внешне, так и внутренне; эстетизация общественной жизни и быта; дизайн.

Худ образ –единство представлений, мыслей и чувств

Билет 15. ????

1. Классификация искусства и система его видов.Искусство рождено общественной потребностью в совершенствовании средств общения людей, передачи от человека к человеку, от поколения к поколению чувств, интересов, воли, представлений и взглядов о мире.

Раскрывая вопрос о принципах классификации искусства и системе его видов, нужно учесть, что общие свойства искусства по-разному проявляются в больших группах художественных произведений, составляющих его виды. Это различие и является основанием для классификации искусства.

Объектом художественного отражения в скульптуре становится проявление жизни людей в объемах прежде всего тела человека. Танец и музыка объектом отражения имеют проявление жизни людей в движениях и звуках. В литературе — все то, о чем говорят и думают люди: исторические события, нравственные отношения, политическая борьба, чувства, переживания, взгляды людей и т. п., в том числе вымышленный мир (в сказке, фантастике). Проявление жизни общества в действиях и поступках людей, из которых складываются события, историческое развитие общества, передается в театральном искусстве. Для киноискусства объектом отражения выступает все то в действительности, что может быть зафиксировано в движущемся изображении.

На основе целостности духовного мира людей возникает взаимосвязь видов искусства. Так, с древнейших времен архитектура связана с живописью и скульптурой. Возникают также смешанные виды искусства, к которым относится цирк и эстрада, включающие в себя различные виды искусства — музыку, танец,. литературу, театральное искусство.

Следует также учесть, что эстетика классифицирует художественные произведения не только по объекту отражения (виды искусства), но и по другим признакам. По особенностям восприятия виды искусства разделяются на зрительные (живопись, скульптура, архитектура, танец)', слуховые (музыка, литература, читаемая автором или чтецом-декламатором) и зрительно-слуховые (театр, кино). Виды искусства можно также разделить на процессуальные, временные, динамичные (танец, литература, театр и кино) и статичные (живопись, скульптура, архитектура),

Билет 16

- утилитарное/ польза

- познавательное истина ( приуменьшение субъективного)

- этическое ( нравственное, моральное ) / добро }

- эстетическое / красота , возвышенное, смешное, вкус. }субъект =\> объекта

- религиозное }

Плеханов " Письма без адреса"

Эстетическое восприятие противостоит утилитарному.

Характерные черты эстетического отношения к действительности:

1 противоречивость ( единство /многообразие : " Единство в многообразии" )

2 интуитивные, бессознательные процессы доминируют

3 оценка в виде эмоционального переживания

Художник создает произведение искусства в результате эстетического освоения и творческого переосмысления действительности. Мысли, настроения и мировоззрение автора, воплощенные в нем, обращены к обществу и могут быть поняты другими людьми не иначе, как в процессе эстетического восприятия. Эстетическое восприятие произведений искусства (или художественное восприятие) есть особая форма творческой познавательной деятельности, характеризующаяся эмоциональным осмыслением художественного произведения посредством постижения специфического образного языка искусства и формированием определенного эстетического отношения, выражающегося в оценке.

В процессе восприятия человеком произведения искусства в сознании его на основе этой информации формируется своеобразная модель познаваемого предмета — «вторичный» образ. Одновременно возникает эстетическое чувство, определенное эмоциональное состояние. Произведение искусства может вызвать у человека чувство удовлетворения, наслаждения даже в том случае, когда изображаемые в нем события носят трагический характер или в нем действуют отрицательные персонажи.

Восприятие человеком, например, несправедливости или зла, изображенного художником, конечно, не может вызвать положительных эмоций, но сам способ художественного выражения отрицательных черт характера людей или действительности может породить чувство удовлетворения и даже восхищения. Это объясняется тем, что при восприятии произведения искусства мы способны оценить не только его содержательную сторону, но и сам способ организации этого содержания, достоинство художественной формы.

Художественное восприятие предполагает различные способы истолкования произведений искусства, различную их интерпретацию.

При восприятии художественных произведений человек, как уже отмечалось, совершает определенную мыслительную деятельность

Эстетическое восприятие формируется под влиянием разнообразных условий, к числу которых относятся: индивидуальные особенности человеческой психики, установка на активное общение с искусством, общий культурный уровень и мировоззрение, эмоционально-эстетический опыт, национальные и классовые особенности.

Процесс эстетического восприятия носит оценочный характер. Другими словами, осознание воспринятого произведения искусства и вызванных им чувств порождает его оценку. При оценке произведения искусства человек не только осознает, но и выражает в словах свое отношение к его содержанию и художественной форме; здесь имеет место синтез эмоционального и рационального моментов. Оценка художественного произведения — это сопоставление изображенного и выраженного в нем с определенными критериями, с эстетическим идеалом, сложившимся в сознании человека и той социальной среды, к которой он принадлежит.

Билет 17.

Эстетизация предметного среды, эстетизация самого человека( внутренний и внешний аспект) , эстетизация общественной жизни и быта .

Дизайн( проект, чертеж, замысел) - синтетические вид художественно-творческой деятельности, кот. Обеспечивает согласие между массовым потреблением и массовым производством. Производство и потребление осуществляется по законам рынка( в этом он родственен рекламе) Есть элементы манипулирования потребителями. Содержит утилитарные функции, но они должны быть оформлено образно, эстетически .

Пример: дизайн машины. Важна не только функция, но и форма .

Происходит некое усреднение в связи с массовым.потребом.

Дизайн родственнен рекламе, имеет элемент манипуляции или соблазна – акцент на хорошем.

Дизайнерских продукты всегда несут символическую функцию . Производят не столько вещи, сколько целую предметную среду, ансамбли вещей.Показывают эталоны, параметры престижности.

Дизайн осуществляется в пространстве общества и культуры.

Дизайн эволюционирует: есть новые вещи, есть устаревшие => Дизайн очень тесно связан с модой.

Графический дизайн внедрен в систему массовой коммуникации( буклеты, объявления .Внедряется он и в полит.жизнь.

Дизайн тесно связан с архитектурой, оформительным искусством .

1907 -1914г "Векркбунд", Герман Мунтезиус творческое объединение производителей и художников.

Петер Бернс – первый дизайнер

Баурхауз – строительный дом

1919-1931гг Вальтер Гропиус - первая школа художественного конструирования.

В России " ВХУТЕМАС"- высшие худ.-технические мастерские, на основе строгановского училища В Ленинграде " училище Веры Мухиной: Татлин, Родченко , Л. Попова .

1962г Совет Минсистров принял постановление " о улучшении качества продукции путем художественного конструирования

Всесоюзный научно- исследовательский институт художественной эстетики.

Наибольшее развитие дизайн получил в США и Германии.

Билет 18. Эстетическая культура .

Эстетическая культура – процесс и результат эстетической деятельности.

Это разновидность культуры вообще. Прежде всего культура это

- уровень достижений .

-уровень развития субъекта

- нацелена в будущее, новаторский потенциал

- сфера хранения и тиражирования достижений ( библиотеки, музеи, архивы)

- аккультурация( несколько индивид освоил культуры ).

Эстетическая культура – все тоже самое, но с уклоном на красоту.

Худ.культура включает в себя искусство.

Эстетическая и художественная культура внутренне дифференцирована:

- высокая культура (элитарная)

-традиционная культура (фольклерная, любительская)

-популярная(народная)

-массовая(потребительская культура, коммерческая, базируется на индустриально-технической основе)

поп-культура/попса(зависит от средств массовой коммуникации, вульгарная, иммитация культуры)

-контр-культура(внутри культуры возникает ее антипод, кот стремится ее заменить)

-рок-культура(народная+контр-культура+массовая)

культура высокого мейнстрима(люди, еще не овладевшие высшими знаниями, но стремящиеся к ним)

Современная художественная культура крайне противоречива.

Глобализация –не только кросс.обмен, но и вытеснение др.культур.

Вопросы эстетического образования, воспитания и развития.

Функции:

Н. Бор- искусство дает нам возможность наслаждаться гармониями , недостижимыми для систематического анализа.

Эйнштейн: " Достоевкий дает мне больше , чем Гауз" обогащает человека.

Э культура - самый могучий арсенал, культура подразумевает преемственность .

Билет 19.

Критика классического мимеса и утверждения неклассического искусства на рубеже 19-20 веков. Принцип репрезентации и презентации в современном искусстве.

Классическое понимание мимесиса

Мимесис (подражание, воспроизведение) — в античной эстетике основной принцип творческой деятельности художника. Исходя из того, что все искусства основываются на мимесисе, саму сущность этого понятия мыслители античности истолковывали по-разному. Пифагорейцы полагали, что музыка подражает “гармонии небесных сфер“, Демокрит был убежден, что искусство в широком его понимании (как продуктивной творческой деятельности человека) происходит от подражания человека животным (ткачество — от подражания пауку, домостроительство — ласточке, пение — птицам и тому подобное). Платон считал, что подражание составляет основу всякого творчества. Собственно эстетическая теория мимесиса принадлежит Аристотелю. Она включает в себя и адекватное отражение действительности (изображение вещей такими, “как они были и есть“), и деятельность творческого воображения (изображение их такими, “как о них говорят и думают“), и идеализацию действительности (изображение их такими, “какими они должны быть“). Цель мимесиса в искусстве, по Аристотелю, — приобретение знания и возбуждение чувства удовольствия от воспроизведения, созерцания и познавания предмета.

В целом в визуальных искусствах с древнейших времен до начала ХХ в. миметический принцип был господствующим. Только с появлением фотографии она стала ослабевать, и большинство направлений авангардного и модернистского искусства сознательно отказываются от миметического принципа в элитарных визуальных искусствах. Он сохраняется только в массовом искусстве и консервативно коммерческой продукции. В наиболее «продвинутых» арт практиках ХХ в. мимесис часто вытесняется реальной презентацией самой вещи (а не ее подобия) или создаются симулякры – псевдо подобия

Билет 20.

Если под авангардом ииметь в видунаиболее радикальное течение в какой-либо эпохе., Модерни́зм — направление в искусствеXX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм

В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Таким образом, философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмыдеконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление».

Постмодернизм – это прежде всего, ощущение и осознание бытия, культуры, мышления как игры, т.е. чисто эстетический подход ко всему и вся в цивилизационнокультурных полях. Принципы и правила постмодернистской игры с культурным наследием предельно свободны, поэтому их теоретики отказываются от всех традиционных философскоэстетических категорий, понятий и принципов художественноэстетического мышления и заменяют их свободно трактуемым рядом как будто бы новых принципов и понятий.

Наши рекомендации