Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю,(6) а со второй она уже записалась в какие-то секции,(7) и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой».
13. Среди предложений 1–7 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 15–23 найдите сложноепредложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной – с помощью знаков препинания». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.С. Валгиной.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я сказала: смелый, – повторила Агния. – Потому, что ты взял ответственность на себя в жизни, а не на словах. Настоящую ответственность».
Приведите в сочинении2 (два)аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение словаВЗАИМОВЫРУЧКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое взаимовыручка», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:один пример-аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй –из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 63
– (1)Больше всего на свете я ценю дружбу! – воскликнула Марина.
– (2)А что ты понимаешь под дружбой? – полюбопытствовала Светлана Леонидовна.
– (3)Дружба… это всё хорошее, что только возможно, – запинаясь и подбирая слова, начала Марина. – (4)Друг всегда приходит на помощь, с ним всегда приятно говорить…
– (5)А у вас, Светлана Леонидовна, есть друзья? – спросила Оля.
– (6)Есть, Оленька, у меня два друга. (7)Теперь-то мы видимся редко: у них свои семьи, некогда и встретиться, но раньше мы встречались часто.
– (8)И они всё для вас готовы сделать? – поинтересовалась Марина.
– (9)В трудную минуту они придут на помощь, – с уверенностью ответила Светлана Леонидовна.
– (10)А в обычной жизни? – заволновалась Марина. – (11)По-моему, друзья должны приходить на помощь всегда, даже в мелочах.
(12)Светлана Леонидовна весело рассмеялась.
– (13)Дорогие мои девочки, это вы сейчас так думаете, потому что никаких забот у вас нет. (14)Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба. (15)Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?
– (16)Кстати, о мелочах, – продолжала Светлана Леонидовна. – (17)Расскажу вам историю, как мои друзья помогли мне в одной мелочи. (18)Я очень люблю читать Диккенса, но в собрании сочинений, которое стоит вон на той книжной полке, не хватало только одного тома – двадцать шестого. (19)Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине. (20)Попросила, а через неделю уехала отдыхать в другой город. (21)Там я зашла в один привокзальный магазин, гляжу: стоит мой двадцать шестой том. (22)Сомнений нет, он: старый, потрёпанный, обложка местами покорёжена, а позолота вся облезла, но листы все на месте, книга ещё крепкая, а цена так просто приятная – всего-то три рубля. (23)Я, конечно, сейчас же купила мой потрёпанный том. (24)А по возвращении домой навестил меня вскоре один мой товарищ и вытаскивает из сумки книгу. (25)«Вот, я нашёл», – говорит. (26)Смотрю, а это двадцать шестой том, новенький совсем, золото на нём так и сияет. (27)Конечно, я взяла книгу, поблагодарила, а о собственном своём приобретении ничего не сказала, чтобы не огорчать друга: он ведь радовался, что выполнил мою просьбу.
(28)Теперь передо мной встала проблема: что делать с двумя одинаковыми книгами. (29)Решила обменять одну книгу, но пришлось расстаться с новеньким томом: старый-то вряд ли кто купит у меня. (30)Проходит какое-то время, и меня навещает мой второй друг. (31)Поговорили мы, выпили чаю, а перед уходом он протягивает мне свёрток в подарок. (32)Я сказала «спасибо», а что там в свёртке было, не посмотрела. (33)Проводила гостя, вернулась в комнату, увидела свёрток, развернула, а там... мой новенький двадцать шестой том. (34)Именно мой, по пятнышку на последней странице узнала. (35)Вот как получилось.
(По В.Н. Кузнецовой)*
*Кузнецова Вероника Николаевна – современная писательница, автор фантастических и детективных рассказов и повестей.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Светлана Леонидовна рассказала девочкам случай из своей жизни?»
1) Она хотела похвастаться перед девочками, какие у неё хорошие и верные друзья.
2) Она хотела на примере своих друзей продемонстрировать девочкам, что дружба проявляется не только в трудную минуту.
3) Она хотела продемонстрировать девочкам, что стремление оказать помощь другу может привести к курьёзу.
4) Она хотела поделиться с девочками своей проблемой: что делать с двумя одинаковыми книгами.
3. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяэпитет?
1) Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба.
2) Я очень люблю читать Диккенса, но в собрании сочинений, которое стоит вон на той книжной полке, не хватало только одного тома – двадцать шестого.
3) Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине.
4) Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?
4. Из предложений 19–23 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – расположение вблизи чего-нибудь.
5. Из предложений 21–25выпишите слово, в котором правописание суффиксаопределяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».
6. Замените разговорное слово «облезла» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «книжная полка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматические основы предложения 13.
9. Среди предложений 1–10 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
А по возвращении домой навестил меня вскоре один мой товарищ и вытаскивает из сумки книгу. «Вот,(1) я нашёл»,(2) – говорит. Смотрю,(3) а это двадцать шестой том,(4) новенький совсем,(5) золото на нём так и сияет. Конечно,(6) я взяла книгу,(7) поблагодарила,(8) а о собственном своём приобретении ничего не сказала,(9) чтобы не огорчать друга: он ведь радовался,(10) что выполнил мою просьбу.
11. Укажите количествограмматических основв предложении 15. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Расскажу вам историю,(1) как мои друзья помогли мне в одной мелочи. Я очень люблю читать Диккенса,(2) но в собрании сочинений,(3) которое стоит вон на той книжной полке,(4) не хватало только одного тома – двадцать шестого. Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том,(5) если он им попадётся в букинистическом магазине. Попросила,(6) а через неделю уехала отдыхать в другой город.
13. Среди предложений 13–18 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 28–34 найдите сложноепредложениес бессоюзной и союзной сочинительной связьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной – с помощью знаков препинания». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.С. Валгиной.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «По-моему, друзья должны приходить на помощь всегда, даже в мелочах».
Приведите в сочинении2 (два)аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение словаДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:один пример-аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 64
– (1)Маш, Маш, а мы новенькую выбрали…
– (2)Куда выбрали? – (3)Уже неделю она в отряде, а всё «новенькая»…
– (4)В конкурсе красоты участвовать! – (5)Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.
(6)Я схватилась за сердце и посмотрела на стоящего рядом Ромку.
– (7)Рома… (8)Ну зачем вы так уж?
– (9)Так ей и надо! (10)Пусть не задаётся!
(11)Я бросилась к Антонине Марковне и Олегу.
– (12)Ну как вы могли допустить? (13)Куда вы смотрели?
– (14)Маша, я не понимаю… – растерялась Антонина Марковна. – (15)На планёрке сказали выбрать одну девочку от отряда, что это главный конкурс…
– (16)Вот именно!
– (17)Мы стали выбирать, а они все хором: (18)«Алёну, Алёну! (19)Она самая красивая!» (20)Я бы не сказала, но раз они так считают…
(21)Я живо представила, как они кричат, какие у них ехидные, злые глаза. (22)В нашем отряде почти все старожилы, они знают, что такое конкурс красоты! (23)Будь ты трижды раскрасавица, не выполнить тебе ни одного задания без поддержки отряда и зрелищных номеров. (24)Но на сцене-то стоять только ей, позор, свист и улюлюканье зала принимать тоже ей одной. (25)Прославится сразу на весь лагерь! (26)Как самая «классная» девчонка или как самая… сами понимаете.
– (27)Если у участницы нет поддержки, она будет выглядеть… ну как полная дура! (28)А её, думаете, наши поддержат? (29)Подставили девчонку!
– (30)Но, Маша, она сама согласилась! (31)Помолчала с минутку, оглядела всех по очереди и говорит спокойно так: «Я согласна».
(32)Представляю, какими глазами она «оглядела всех»! (33)А ведь могла бы отказаться! (34)Запросто! (35)Но она всё поняла, гордая девочка Алёна Акинирова, и назло им не отказалась.
– (36)Значит, так, – сказала я решительно. – (37)Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить. (38)Поэтому мы должны приложить максимум усилий, чтобы помочь человеку.
– (39)Да, Маша, – сказала Антонина Марковна послушно.
– (40)Хорошо, Маш, – серьёзно кивнул Олег.
(41)На столе в стеклянной банке медленно вяли пионы.
– (42)Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой!
– (43)Все сразу попадают и дадут ей первое место!
– (44)Ничего подобного она не думает, – вдруг вступился за Алёнку Васька. – (45)И вообще… (46)Она, может, даже не знает, что надо готовить номер, и танец, и группу поддержки? (47)Она же первый раз в лагере.
(48)После этого случайно услышанного разговора я попыталась объяснить Алёнке, что такое конкурс красоты в нашем лагере, что от неё требуется, но она слушала нетерпеливо и рассеянно и наконец сказала:
– (49)Маша, вы хотите кого-нибудь другого поставить? (50)Ну, пожалуйста, мне всё равно…
(51)Но поставить другого – значит поддержать бойкот.
(52)Потом вдруг Алёнкины глаза наполнились слезами, и она сказала сердито, с вызовом:
– (53)Думаешь, я без них не справлюсь? (54)Очень надо! (55)Справлюсь и без них! (56)Вот увидите.
(57)И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало.
(По Т. Михеевой)*
*Михеева Тамара(род. в 1979 г.) – современная писательница, лауреат литературных премий.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Алёнку выбрали участвовать в конкурсе красоты?»
1) Ребята считали Алёнку самой красивой.
2) Ребята хотели показать девочке, что без их помощи она не выиграет конкурс.
3) Вожатые посоветовали ребятам выбрать Алёнку.
4) Алёнка сама захотела участвовать в конкурсе.
3. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсясравнение?
1) Прославится сразу на весь лагерь!
2) Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой!
3) Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.
4) Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить.
4. Из предложений 6–14 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
5. Из предложений 44–50выпишите слово, в котором правописание суффиксаопределяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
6. Замените разговорное слово «классная» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «стеклянная банка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 25.
9. Среди предложений 44–49 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.