Особенности академических изданий художественной литературы (характеристика и особенности использования в библиотечной практике)
Взаимосвязи информационно-библиографической деятельности по художественной литературе и литературоведению и искусству с другими дисциплинами. Объект. Предмет. Задачи.
Современная система информационных библиографических ресурсов по искусству и литературе состоит из следующих элементов:
система библиографических пособий;
система отраслевых баз данных;
система отраслевых каталогов и картотек;
система отраслевых архивов неопубликованных документов;
система полнотекстовых отраслевых сайтов;
система библиографических проблемно-ориентированных баз данных;
система первичных ресурсов.
Эстетика является методологической основой для информационно-библиографической деятельности в комплексе.
Искусствоведение и литературоведение – служат основой характеристики художественных ценностей, являются научным основанием подготовки библиографических продуктов, оби они определяют структуру отраслевого знания и его наполнение, что позволяет библиографу использовать данные знания при создании вводных статей к информационным ресурсам, обзоров или аннотаций.
Социология – выявляет цели и мотивы общения пользователей с искусством и литературой, их вкусы и предпочтения, зависимость от демографических, социологических, идеологических, художественных и иных потребностей.
Психология – выявляет качественную закономерность восприятия искусства и литературы, стилевую направленность, что позволяет библиографу варьировать методические и технологические приемы при раскрытии специфики искусства и литературы.
Педагогика – вооружает библиографа набором дидактических приемов, которые обеспечивают процесс руководства чтением и художественным развитием личности.
Объект библиографического искусства – это издания по искусству, искусствоведческая литература, произведения искусства, а также неопубликованные документы на электронных носителях.
Предметом является изучение возможностей специфики, направлений формирования, использования и передачи информации об объекте.
В связи с этим принято подразделять библиографические информационные продукты и деятельность по их созданию в области искусства на: изографию; нотографию; диско или фонографию; фильмографию.
Объектом литераутрной библиографии являются издания художественных и литературоведческих текстов и рукописей. Предметом является изучение специфики, возможности,
Задачи:
Ø научно-вспомогательная информационная деятельность в области искусства - помощь специалистам и научным работникам в нахождении и разработке актуальных проблем в искусствознании.
Ø задачи рекомендательной библиографии искусства: порекомендовать полноценный репертуар, помочь в овладении основами мастерства в общем эстетическом развитии и в формировании художественного вкуса
Задачи литературоведческие:
помочь литературоведам выявить литературные тексты, подлежащие изучению, помочь установить историографию вопроса, помочь в исследовании жизни и творчества писателя или литературоведа.
Особенности академических изданий художественной литературы (характеристика и особенности использования в библиотечной практике)
В положении о порядке подготовки и выпуска собраний сочинений в стране Госкомиздата предлагается следующая классификация: академические; научные; научно-массовые; массовые.
Среди научных изданий выделяется 3 вида изданий: академические; неакадемические; научно-массовые.
Академическое издание ставят перед собой цель исследовать творчество и жизнь писателя, глубокое проникновения в суть его художественного мышления, в мировоззрение.
Основной потребитель – научный работник (историк), преподаватель, занимающийся исследовательской деятельностью и аспирант-филолог. Издания библиографируются в научно-вспомогательных пособиях и БД исследовательского характера (16 т. Пушкина; 14 т. Гоголя; 30-томник сочинений и писем Тургенева; 30-томник Достоевского; 15-томник Блока; 35-томах академическое собрание Пушкина; 3-х томное собрание сочинений Богдановича, 1 т. Цетки).
Черты академических изданий художественной литературы:
Ø в академические издания включается все то, что выявлено современной технологией из наследия писателя;
Ø наличие полного свода редакций и вариантов;
Ø наличие раздела “dubia” (от лат. «дубитор» - означает «сомнительный») в этом разделе помещаются те тексты, которые вызывают сомнения по авторству либо по тексту. Присутствует не всегда;
Ø наличие научно-справочного аппарата.
Для академических изданий ограничено понятие «текст», поскольку многие из них назвать произведениями нельзя: письма, дневники, записи, конспекты.