Урок 1-9. новое время: барокко
- Новое время
XVII столетие открывает европейскую историю Нового времени. Так условно называют период между Возрождением и Новейшим временем, но поскольку хронологические рамки и этих двух периодов размыты и обсуждаются историками, мы будем считать Новым временем XVII, XVIII и XIX века.
- Предпосылки появления искусства Нового времени
Реформация расколола католический мир пополам, но в середине XVI века европейцы надеялись, что ситуацию еще можно исправить. Необходимо лишь, чтобы в поисках примирения обе стороны сделали шаг навстречу друг другу. Так думали не только обычные верующие, но и часть кардиналов и епископов. Из их среды все настойчивее звучали голоса тех, кто призывал святой престол к проведению реформы церкви. Римские папы долго колебались, прежде чем согласиться на превращение. Наконец, в 1545 папа Павел III созвал Вселенский собор. Место проведения Тридентского Собора соотносится с городом Тренто (Италия). Он проходил с перерывами до 1563 года, то есть целых 18 лет.
Тридентский собор
Собор не только закрепил раскол с протестантами и принял реформу католицизма, но и изменил отношение к искусству. Именно после него в католическом искусстве складываются жёсткие требования канона и принцип artе sacra – «поучая услаждать». Не случайно большинство стран, где будет развиваться стиль барокко, это католические страны (Италия, Фландрия).
Феномен веры важен, но не является единственным. Влияние барокко ощущалось и в искусстве мастеров протестантской Голландии. Другими важными для искусства факторами стали власть, определённый стиль правления в государстве и, наконец, уникальное соединение науки и философии, свойственное этому времени. Несколько важных открытий в области астрономии (Коперник, Бруно, Галилей), изобретение телескопа и микроскопа, великие географические открытия породили в людях чувство хаоса. Европа в глазах её жителя перестала быть центром мира. «Человек – это всего лишь тростник, но тростник мыслящий», - писал Паскаль. Именно государство как система, которую создали мыслящие, разумные люди, борясь с хаосом, воодушевило классицизм.
- Проблема стиля
Наступает эпоха поиска нового языка искусства, единой линии развития для данного периода нет. Нет и какого-то однозначного центра, который задавал общее направление, хотя в Италии складывается система жанров в академической традиции:
- Исторический жанр (к нему относятся также мифологические сюжеты, сюжеты из священного писания и т.д.)
- Портрет
- Бытовой жанр
- Пейзаж
- Натюрморт
Выделяют пять основных регионов, где в XVII в. развивается искусство: Италия, Фландрия, Испания, Франция, Голландия. В Италии на пласт античного, средневекового, ренессансного Рима накладывается стиль барокко. Во Франции несколько позже разовьётся классицизм. Помимо этих двух стилей, которые не только существовали параллельно друг другу, но и смешивались иногда в одном произведении, имелась и так называемая внестилевая линия.
- Барокко
Схоластика – это средневековая философия (на латыни), настолько причудливая, что в современном языке слово «схоластика» может быть употреблено в смысле «знания, оторванные от жизни, не проверяемые опытом». Так вот, в схоластике существовало и в XVII в. перешло в разговорный язык слово «барокко», которое означало «перегруженность, безвкусица» (существуют и более романтические версии перевода и происхождения термина – «пышный, торжественный», «прекрасная жемчужина» и проч.).
Итак, барокко – это большой стиль в искусстве (большой – то есть охватывающий разные виды искусства, как-то: архитектура, скульптура, живопись, музыка, литература, театр). Время активного развития – конец XVI в. – середина XVIII в. Барокко тяготел к парадной торжественности и пышности, и одновременно к несоразмерности произведения искусства человеку, укрупнённости, иррациональности, фантастичности. Для произведений этого стиля характерны отсутствие покоя, динамика, экспрессия.
- Архитектура барокко
Первые признаки нового стиля появились в творчестве Микеланджело Буанаротти в период Позднего Возрождения. Так, например, необычное впечатление производил вестибюль, спланированный и построенный художником для библиотеки Сан-Лоренцо во Флоренции. Глядя на лестницу, которая занимала всё пространство вестибюля, кто-то заметил: «Она пригодна для тех, кто хочет сломать себе шею». В самом деле, что это за лестница, которая, занимая всё пространство, не приглашает к движению и подъёму, а препятствует ему, загораживая весь проход? Что это за колонны, которые ничего не поддерживают, а стыдливо прячутся в углублении стены? И наконец, что это за стена, на которой окна обозначены только затем, чтобы избежать её монотонности? Но эти кажущиеся несоразмерности и противоречия нужны были Микеланджело для того, чтобы создать впечатление тесноты и сдавленности, беспокойства и необъяснимого напряжения, неизбежно овладевавшее тем, кто входил в вестибюль.
Входная лестница библиотеки Сан-Лоренцо. Микеланджело.
Вестибюль становился контрастом к следующему за ним залу.
Самым крупным архитектурным явлением стиля барокко стал ансамбль собора Св.Петра в Риме. Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора. После его смерти работы были приостановлены, и только в 1506 году папа Юлий II поручил архитектору Браманте строительство собора. Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. После смерти Браманте работа была поручена Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского. Затем строительство собора возглавил Микеланджело. Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Модерна достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны. 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики и через 120 лет после начала строительства, папа Урбан VIII освятил новый собор.
Собор Святого Петра. Рим
- Конкретные стилевые черты архитектуры барокко
Для архитектуры барокко характерны здания и сооружения со сложным планом.
Борромини. План церкви Св.Карла у четырёх фонтанов в Риме | Проект Микеланджело Буонарроти, строили Джакомо да Виньола , Джакомо делла Порта. План церкви Иль Джезу в Риме |
Идея движения выражена во всём их облике.
Лучковый фронтон (не треугольный, а криволинейный, в форме лука, полукругом) | |
У этих зданий криволинейные, перетекающие друг в друга пространства. | |
Круглые окна, лучковые фронтоны, огромные волюты. | |
Обилие декора, мешающее воспринимать плоскости здания как целые и единые. | |
Раскрепованный антаблемент | |
Сложный силуэт |
Домашнее задание:
1) Уметь узнавать здания барокко в Санкт-Петербурге (см.ниже).
2) Сделать письменно небольшой доклад по одному из этих зданий.
Растрелли. Зимний дворец
Растрелли. Смольный собор
Растрелли. Строгановский дворец
Чевакинский. Дворец Шереметева
Чевакинский. Никольский Морской собор