Учение философов об искусстве

С развитием религии, поддерживающей демонологическое толкование происхождения болезней, появляются теоретические высказывания, обосновывающие оздоровительное действие искусства его божественной природой. Безусловно, теоретики религиозных учений обычно отдавали должное искусству лишь в той мере, в какой им удавалось его приручить, использовать для проповеди религиозных верований. В то же время они никогда не упускали случая яростно поносить мирское, светское искусство, не служащее интересам религии и далекое от нее. Его они объявляли порождением дьявола, несущим зло и погибель людям. Общеизвестно, как много произведений искусства погибло в результате церковных гонений.

Религиозно-мистический характер свойствен также учениям древних философов-пифагорейцев и Платона, в которых оздоровляющему действию искусства уделено значительное внимание. Примерно в 6 в, до н.э. возникло и получило довольно широкое распространение пифагорейское учение, основатель которого древнегреческий ученый Пифагор был не только великим математиком и выдающимся философом, но и большим знатоком и любителем искусства. Рассказывают, что Пифагор пропагандировал воспитание при помощи тех или иных мелодий и ритмов, утверждая, что от этого «происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей в том виде, как они были сначала.» По свидетельствам философов Пифагор помогал своим друзьям и знакомым избавляться от неумеренной скорби, болезненного раздражения, страха, гнева и других нежелательных настроений при помощи подходящих музыкальных мелодий, которые он специально подбирал и составлял для них, как лекарь готовит целебные составы.

Здоровье пифагорейцы определяли как состояние гармонии в душе человека и в его организме. Болезнь они рассматривали как временное нарушение такой гармонии и считали задачей медиков определить характер нарушения и восстановить расстроенное согласие, в том числе и с помощью искусства. Не меньшей известностью, чем учение пифагорейцев, пользуется учение древнегреческого философа Платона (4 в. до н.э.), уделившего в своих трудах немалое внимание проблеме оздоровляющего действия искусства. Следует иметь в виду, что Платон использует понятие «музыка» в необычном для нас смысле, понимая под музыкой не только само музыкальное искусство, но и литературу, красноречие и, видимо, все то, что мы относим теперь к числу гуманитарных наук.

В книге «Политики или государства» Платон рассказывает о том, что музыка смягчает нрав, прививает нежность, любовь к прекрасному, и поэтому он признает ее обязательным элементом воспитания. Философ говорит о прямом воздействии искусства на человека, о том, что произведения, рассказывающие о злых и безнравственных поступках, делают злыми и безнравственными всех тех, кто знакомится с ними, - читателей и зрителей, что сентиментальные мелодии расслабляют, а строгие и сдержанные - делают мужественными слушателей. Таким образом, философ считал, что искусство обладает определенной заразительностью и способностью «научать», непосредственно воздействуя на настроение и характеры людей, на их душу, которую он считал ведущим началом в человеке.

Следует отметить, что процесс художественного творчества Платон рассматривал как наитие свыше, божественное вдохновение. И в его рассуждениях об оздоровляющем действии искусства явно присутствует элемент мистики.

Одно из наиболее интересных, до сих пор пользующихся признанием и в то же время неразгаданных до конца толкований оздоровляющего воздействия искусства на человека связано с учением древнегреческого философа Аристотеля (4 в. до н. э.), которое отмечено чертами как идеализма, так и материализма. Анализируя воздействие произведений искусства на человека, он использует понятие «катарсис» («очищение»). Философ отмечает, что все люди в той или иной степени подвержены аффекту сильному нервно-психическому возбуждению с утратой волевого контроля над собой, который может возникнуть из чувства страха, горя и др. И в этих случаях музыка приносит им своего рода «очищение, т. е. облегчение, связанное с наслаждением.»

Медицинская теория катарсиса гласит следующее. Представление трагедии значительно усиливает в душе зрителя чувства сострадания и страха и сходные с ними эмоции, которые жили в нем еще до прихода в театральный зал. Искусственное «подогревание» эмоций в ходе восприятия трагедии зрителем разрешается естественной реакцией, которая как бы снимает аффекты сострадания и страх, рождая взамен них чувство удовлетворения и облегчения, подобное тому, которое возникает при разрешении горя в слезах.

На основе этой медицинской теории катарсиса в 19. в. врачами Д.Брейером и З.Фрейдом был создан метод гипнотерапии для лечения истерии, некоторых неврозов и фобий. Он получил название катартического метода. Разрабатывая этот метод, авторы исходили из утверждения, что истерия, неврозы и некоторые другие заболевания вызываются неотреагированными психическими травмами, подавленными стремлениями, неудовлетворенными желаниями, которые вытеснены из сознания человека в область подсознательного, но продолжают подспудно воздействовать на него. В таких случаях, по мнению Д.Брейера и З.Фрейда, достаточно выявить травмировавшие обстоятельства, заставить больного осознать их и поделиться скрытыми переживаниями, отреагировать, таким образом, на ситуацию, приведшую к заболеванию, чтобы болезнь была устранена.

Теоретические основы метода катарсиса, разработанного Д.Брейером и З.Фрейдом, получили дальнейшее развитие в работах З.Фрейда, и на них в известной мере базируется фрейдовское учение о психоанализе, которое на протяжении 20 в. широко используется учеными на Западе (медиками, философами, искусствоведами) для истолкования как философских основ оздоровляющего действия искусства, так и самой природы художественного творчества.

По Фрейду, источником и причиной многих психических нарушений служит накопление в организме так называемой либидонозной энергии (энергии инстинктивных влечений, в основном; сексуального характера), не получающей соответствующего выхода или разрядки в условиях запретов, налагаемых общественной моралью. Одним из путей разрядки накопленных излишков этой энергии созданная Фрейдом теория психоанализа объявляет процесс художественного творчества. В работах, где Фрейд затрагивает проблемы искусства, например, в очерках о Достоевском и Леонардо до Винчи, он говорит о художнике прежде всего как о невротике, о человеке, наделенном особой силой инстинктивных влечений, в основном, сексуального характера, и яснее других людей сознающим свои конфликты с общественной моралью, острее испытывающем потребность в реализации своих стремлений. Развивая далее это положение, Фрейд приходит к выводу, что творчество для художника - средство оздоровления, освобождения от невроза или ослабление его проявлений. Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности ознаменовало собой новый этап в развитии теории нервизма и в то же время выдвинуло ряд положений, важных для объяснения воздействия искусства на человека. Особенно существенным было открытие И.П.Павловым условных рефлексов, которые приобретаются в течение жизни и обеспечивают приспособление организма к меняющимся условиям окружающей среды. Благодаря наличию условных рефлексов человек может реагировать не только на жизненно важные для него предметы и явления действительности, но и на их образы. На условных рефлексах во многом построено воздействие художественных средств (слова, краски, ритмы и др.), используемых в искусстве.

Теория нервизма показывает, что психические раздражители оказывают большое влияние на здоровье людей. Эта теория помогает понять, как важно для успешного лечения любого заболевания положительное, благотворное воздействие на психику больного, в том числе и средствами искусства. Для исхода болезни всегда имеет большое значение, как относится больной к своему недугу, уходит ли он целиком в мрачные мысли о заболевании или сохраняет относительное спокойствие и хорошее настроение.

Если бы мы попросили физиолога описать, что происходит в это время в организме, то, основываясь на учении И.П.Павлова, он ответил бы нам, что переживания, вызванные болезненным состоянием, - это отрицательные эмоции, и они в каком-то участке коры головного мозга создают очаг довольно стойкого возбуждения. Как ликвидировать его? Это успешнее всего можно сделать, создав рядом другой такой же или более сильный очаг возбуждения. Еще И.М.Сеченов писал, что торможение обязательно возникает от встречи двух возбуждений. Поэтому и для торможения осложняющих болезнь нежелательных эмоций можно прибегнуть к рождению более сильных положительных эмоций. И тут может пригодиться благородное волнение искусства. Художественное произведение, созданное мастером, несет в себе огромный эмоциональный заряд и обладает исключительной силой заразительности. Оно заставляет слушателей, читателей, зрителей, мобилизуя силы своей фантазии, переносить на себя мысли и чувства героев, настроения и внутренние порывы авторов, исполнителей, звучащие в музыкальных мелодиях, в хорах красок, гармонии линий и чеканной меди стиха. Длительное действие отрицательных эмоций, даже если они не носят характера тяжелых потрясений, может довольно незаметно для человека привести к развитию заболеваний. И в этих случаях для профилактики необходимо разрывать цепь наслоений отрицательных эмоций всплесками благотворного чувства радости. И вновь мы обращаемся за ними к искусству - этому неиссякаемому источнику ярких впечатлений и благородных страстей. Общение с искусством дает нам эстетическое наслаждение, положительные эмоции, ощущение полноты жизни и радости бытия. Искусство обладает способностью особенно тесно сплачивать людей, оно служит противоядием против разобщенности, равнодушия, чувства затерянности и ненужности в большом мире, тоски, одиночества. Понаблюдайте как-нибудь за посетителями картинной галереи. Одни подолгу стоят у картин, заинтересованно всматриваются в каждую деталь, возбужденно делятся впечатлениями с друзьями. Другие, обводя зал скучающим взором, безучастно следуют мимо тех же самых полотен, перед которыми с восторгом замирают ценители живописи. Так почему же одним людям искусство дает так много, столь щедро одаряет их, а другим отказывает в таких же дарах? Почему одни столь живо откликаются на зов искусства, а другие остаются слепы и глухи к творениям художников? Размышляя над этим «неравенством людей» перед лицом искусства, философ Д.Дидро был склонен видеть его причины в том, что воображение и чувства развиты у людей в разной степени, неодинаковы и знания, которыми они обладают. «Таким образом, удовольствие возрастает пропорционально воображению, чувствительности и знаниям, - писал он.- Ни природа, ни искусство, ее копирующее, ничего не говорят человеку глупому или холодному и мало говорят человеку невежественному.»

Тем самым Дидро как бы утверждал, что способность наслаждаться художественными творениями не является врожденной чертой, которой отдельные люди могут быть наделены в большей или меньшей степени, она зависит в первую очередь от уровня общего развития человека, от накопленных им знаний, от развитости его интеллекта и чувств.

Общение с искусством развивает зрение и слух, прививает наблюдательность, обогащает новыми образами^ активизирует работу воображения и раздвигает рамки фантазии. Частые встречи с лучшими образцами художественных творений постепенно вырабатывают у человека требовательный художественный вкус. Ценность произведений искусства, так же как и ценность вообще любого явления или предмета, познается только в сравнении.

Художник И.Н.Крамской в одном из своих писем говорил, что искусство призвано вовсе не успокаивать, оно волнует и тревожит, но при этом искусство должно рождать определенные яркие чувства, а не сеять растерянность, смятенность и разлад в душе. «Несомненно, впрочем, что творческое искусство должно обладать силой гармонично настраивать человека, - писал он. Если этого качества в искусстве нет, оно, несомненно, дурно исполняет свою задачу.» Гармонически настраивать людей , заражать их яркими определенными чувствами и мыслями могут только произведения художников, обладающих четким и достаточно прогрессивным мировоззрением, с позиций которого они воспринимают окружающий мир, оценивают его и воспроизводят в своих творениях. Картины самых темных сторон действительности, вышедшие из-под пера или кисти такого художника, будут рождать не чувства отчаяния и безысходности, а ненависть к несправедливости и жестокости, желание бороться и прилив сил для борьбы.

Искусство призвано пробуждать «чувства добрые», по выражению Пушкина, отражая жизнь во всех ее проявлениях, со всем уродливым и прекрасным, трагическим и смешным, что ей свойственно. И чем полнее и вернее искусство отражает действительность, тем лучше служит оно человеку, отвечая его стремлениям ко все более глубокому познанию окружающего мира, потребностям жить насыщенной и многогранной духовной жизнью, способствуя здоровому развитию всех душевных сил, заложенных в человеке от природы. Выдающийся русский публицист и литературный критик 19 в. Д.И.Писаревписал в одной из своих работ: «Все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой образ жизни, при котором организм как можно меньше приходил бы в расстроенное положение, а следовательно, как можно реже нуждался в починке». Именно этому учит нас современная медицина. И нашими активными помощниками в достижении этой цели служат в числе прочих искусство и художественное творчество.

Литература:

Наши рекомендации