Эстетика Просвещения. Главные представители и идеи
Просвещение - идейное, общественное, культурное и эстетическое движение.
Предпосылкой и первопричиной эстетической эволюции общества явились те изменения, которые оставило Просвещение в науке, культуре, искусстве, политике, идеологии стран и народов.
Деятели Просвещения боролись за установление "царства разума", прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой его должно быть "естественное равенство", а отсюда -- политическая свобода и гражданское равенство.
При всем многообразии мнений большинство мыслителей сходились в оценке Просвещения как передового новаторского явления. Иммануил Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах интеллектуального, морального и эстетического раскрепощения личности, а Фридрих Энгельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных революций.
Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения - такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир.
В Англии в XVII--XVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились резкие противоречия в обществе. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному и эстетическому развитию страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступила церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение.
На шотландское Просвещение большое влияние оказала деятельность Философского общества в Эдинбурге, которое объединило лучшие умы того времени, в частности Дэвида Юма (1711-1776) и Адама Смита (1723--1790). Выдающийся теоретик товарно-денежных отношений Адам Смит стал их горячим защитником и пропагандистом во многом по моральным, этическим и эстетическим соображениям. В своей теории он отводил большое место рынку, считая, что именно рынок освободил человека от отупляющей системы зависимости при феодализме.
Выдающиеся представители французского Просвещения - Вольтер (1694--1778), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Дени Дидро (1713- 1784), Шарль Монтескье (1689--1755), Поль Анри Голь-бах (1723-1789), Жорж Луи де Бьюффон (1697- 1788) и др.
Во Франции уделом просветителей было своего рода "отщепенчество", порождавшее в их среде политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств.
С именем Руссо связан целый этап в развитии просветительского движения Франции -- радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов. Радикализм Руссо основывался на его этических воззрениях. В противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества.
Французские просветители вошли в историю как энциклопедисты,создатели французской Энциклопедии, или толковогословаря наук, искусств и ремесел,открывшей новую эпоху в познании и истолковании природы и общества. Организатор и редактор Энциклопедий -- Дени Дидро.
Выдающимся представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724--1804). Знаменитые вопросы Канта: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?" -- были подготовлены предшествующей философией.
Славу модного писателя принесла Канту работа "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного". Эстетические категории "прекрасное" и "возвышенное" служит для него стержнем, на который он нанизывает свои наблюдения о человеческом в человеке Эстетические категории и искусство.- Кишинев, МГИИ, 1989. - 57 с.. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей -- природы, мира, человека, а исследование деятельности, установление законов человеческого разума и его границ.
Русское Просвещение унаследовало проблематику Просвещения европейского, осмысляло и развивало ее вполне самобытно, в контексте той уникальной исторической ситуации, которая сложилась в российском обществе того времени.
По мнению просветителей, величие человека, его отличие от Других существ, порожденных природой, заключается в разуме. Человек, наделенный разумом, способен творчески трудиться, обеспечивая тем самым прогресс человечества. Это восхищение человеком как совершеннейшим созданием природы свойственно всей просветительской мысли. Но особенно ярко звучит оно в оде "Человек»И.П. Пнина(1773--1805), просветителя, поэта, последователя А.Н. Радищева. Это своеобразный гимн его величию, тем деяниям, свершая которые человек преодолевает в себе раба.
Начало развитию просветительства в России положил М.В. Ломо-носов, стараниями которого был открыт университет в Москве.
Эстетика просветительства нашла широкое распространение в рус-ской литературе -- в произведениях Д.Я. Фонвизина, Г.Р. Державина, В.К. Тредиаковского, в русской живописи -- в полотнах Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого.
Провозвестник революционных настроений в России А.Н. Ра-дищев (1749--1802) в своих произведениях (ода "Вольность", "Путе-шествие из Петербурга в Москву") отразил широкий круг идей русского Просвещения и прежде всего резкое обличение самодержавия и крепостничества.
XVIII столетие подготовило также господство буржуазной куль-туры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время фи-лософов, социологов, экономистов, литераторов нового века -- Просвещения.