Специфика актёрского воображении
Фантазирование в каждом искусстве имеет свою специфику (у живописца это прежде всего – зрительные образы, у композитора – звуки). Какова специфика актёрского воображения?
Главный материал актёрского искусства – действие, поэтому для актёра фантазировать – значит внутренне проигрывать.Воображая, актёр не вне себя рисует предмет своего воображения (как, например, живописец), а самого себя ощущает действующим в качестве образа.
Известно, что воображение человека может воспроизводить представления, создаваемые пятью органами чувств (зрением, слухом, осязанием, обонянием и вкусом). Актёрское воображение работает в сфере всех пяти этих чувств. Но, кроме того, есть ещё один канал воображения, свойственный только актёру и, более того, являющийся доминирующим для актёрского воображения. Это так называемый кинестатический канал.
Что это за канал?
Как мы знаем, главным материалом творчества для актёра является действие. А действие – психофизический акт. Поэтому ни одно действие не может быть выполнено без участия мускулатуры нашего тела. И если мы в воображении воспроизводим какое-либо действие, мы неизбежно приводим в деятельное состояние нашу мускульную память.
Таким образом, актёр фантазирует не только всеми пятью органами чувств, но ещё и (и главным образом) своими мышцами.
Например: когда актёр в воображении представляет себе какое-нибудь действие – объясняется в любви, приказывает, просит, утешает и т.д. – он непроизвольно ощущает себя совершающим ряд движений, необходимых для выполнения этого действия (мысленно подходит к партнёру, берёт его за руку, сажает в кресло и т.д.).
11. Эмоциональная память как элемент актёрского мастерства.
Сутью театрального искусства и целью творчества актёра на сцене, по определению А.С. Пушкина, является «истина страстей и правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах».
«Правдоподобие чувствований» на сцене означает, что актёр относится к декорациям и реквизиту так, как если бы они были настоящими (и, соответственно, ко всему на сцене).
«Истина страстей» заявляет, что актёр на сцене испытывает свои подлинные искренние эмоции, что он не притворяется, не изображает. Но сценические переживания актёра, являясь его собственными и искренними, тем не менее отличаются от тех переживаний, которые актёр испытывает в жизни и потому носят название сценическихили повторныхпереживаний. В жизни человек испытывает непосредственные спонтанные, первичныеэмоции, когда сталкивается с какой-то ситуацией. На сцене с различными ситуациями сталкивается образ, а не сам актёр, и актёру необходимо вспомнить те свои собственные эмоции, которые он пережил, когда сталкивался с подобной ситуацией в своей жизни, т.е. пережить повторные эмоции.
Повторные эмоции актёра отличаются от первичных тем, что
· во-первых, они не захватывают его целиком, он при этом частью своего сознания остаётся на сцене актёром, контролирующим своё поведение;
· во-вторых, повторные эмоции у талантливого актёра сильнееи чищетех первичных эмоций, которые он способен пережить в жизни, т.к. у талантливого актёра повторные эмоции являются поэтическим отражением его жизненных переживаний.
Это объясняется тем, что эмоциональная память человека способна синтезировать однородные чувства.
Как это происходит?
В жизни человек неоднократно испытывает однородные чувства. Например, гнев: один раз ему подали плохой обед и он разгневался, другой раз – сын нахулиганил, третий раз – его оскорбили на улице и т.д. и т.п. Каждый раз гнев проявился по-своему, но в чём-то все эти «гневы» были и одинаковы. Вот эта-то «одинаковая» составляющая гнева и накапливается в эмоциональной памяти человека, синтезируется из различных жизненных ситуаций. В этом воспоминании остаётся лишь самое существенное, очищенное от всего лишнего. И если его удаётся извлечь из своей памяти, то оно, это чувство, станет необыкновенно заразительным для зрительного зала.
Но как извлекать необходимые повторные эмоции из своей эмоциональной памяти? Ведь эмоциональная память человека пуглива и капризна. Чем сильнее актёр пытается вспомнить нужную эмоцию, тем упрямее она от него прячется.
Самый лучший способ для актёра – не думать о своём чувстве, «забыть о нём». К.С. Станиславский советовал: «Не ждите чувства, сразу начинайте действовать!» И если действие ваше целенаправленно и логично, чувство придёт само, и – именно такое, какое нужно. Недаром К.С.Станиславский называл действие «ловушкой для чувств». Помогают этому и практически все элементы «системы» – внимание, мышечная свобода, воображение, темпоритм и т.д. – ведь сам создатель «системы» называл все эти элементы манками, помогающими выманивать нужные эмоции. Помогает этому и «память чувств» – какой-нибудь определённый аромат, мелодия, изображение на открытке и т.д. – могут внезапно пробудить «дремлющие» в нас чувства.