Понятие и структура шоу-бизнеса
Понятие и история развития шоу-бизнеса. Формирование рыночного отношения к культурным ценностям, расширение музыкального рынка и его универсальность привели к созданию мощной музыкальной индустрии. Распространение популярной музыки приобретает новые масштабы в начале XX в. с развитием научно-технического прогресса; с ним связано масштабное производство простейших носителей информации — грампластинок и начало радиовещания. В результате технического прогресса изменились особенности не только восприятия музыки, но и музыкальной деятельности в целом. Музыка, записанная на грампластинку, а впоследствии на магнитную кассету, компакт-диск, сегодня является неотделимой частью индустрии культуры. Исполненное музыкальное произведение записывается, записи затем тиражируются и передаются радиостанциями, телеканалами, что дает возможность практически неограниченно воспроизводить эту музыку. Музыка, как И многие другие виды искусства, становится индустрией с различными областями — классической, легкой, рок-, поп-, народной й джазовой музыки, дифференцированным рынком сбыта и представления на нем своей продукции (система «звезд», оценки сочинений и исполнителей, шоу-бизнеса, а также организация рекламных турне, фестивалей).
В развитии и распространении легкой, народной и рок-музыки ключевую роль играют средства массовой информации и индустрия звукозаписи. Они, наряду с многочисленными концертными агентствами и менеджерами, являются организаторами турне, концертов, фестивалей и других массовых музыкальных мероприятий. Рынок грампластинок, аудиокассет и компакт-дисков с записями народной и легкой музыки является самым мощным в экономическом смысле культурным рынком в мире.
В нашей стране понятие «шоу-бизнес» появилось сравнительно недавно — в середине 1980-х гг. и заменило существовавшее ранее:
«советская эстрада»-. Сам термин «эстрада» возник в отечественном искусствознании в начале XX в. к объединял все разновидности искусства легко воспринимаемых жанров. За рубежом, в Западной Европе и Америке, — это мюзик-холлы, варьете, кабаре, шоу. Эстрадному искусству свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность.
Развиваясь как искусство праздничного досуга, эстрада всегда стремилась к необычности и разнообразию. Ее можно подразделить на три группы:
- концертная эстрада (ранее называвшаяся «дивертисментная») объединяет все виды выступлений в эстрадных концертах;
- театральная эстрада (камерные спектакли театра миниатюр, театров-кабаре, кафе-театров, масштабное концертное ревю, мюзик-холл с многочисленным исполнительским составом и первоклассной сценической техникой);
- праздничная эстрада (народные гуляния, праздники на стадионах, насыщенные спортивными и концертными номерами, а также балы, карнавалы, маскарады, фестивали).
В России истоки эстрадных жанров проявились в скоморошьих забавах, потехах и массовом творчестве народных гуляний. Пришедшие в Россию на рубеже Х1Х-ХХ вв. варьете и кабаре уже имели своих предшественников, во многом определивших своеобразие русской эстрады. Программы включали песни, танцы, арии из опер, куплеты из водевилей, рассказы.
После октябрьской революции сформировалось понятие «эстрада» как направление в искусстве. В силу массовой популярности эстрадного искусства радио и телевидение широко использовали его жанры. Многие произведения фиксировались в грамзаписи. Издательская деятельность была представлена журналами («Молодежная эстрада», «Эстрада и цирк»), газетами, книгами о творчестве эстрадных исполнителей.
Искусство советского периода агитировало, воспитывало и развлекало в рамках существовавшей идеологии. Признание развлекательного искусства нашло подтверждение в проведении конкурсов, фестивалей, получении популярными артистами государственных премий.
В современном шоу-бизнесе сложилось особое разделение труда, весьма отличное оттого, что присуще материальному производству. Важная роль отводится автору или исполнителю, что придает этой индустрии высокую степень персонализации. Однако роль
продюсера, импресарио, менеджера, промоутера, а также других участников этого бизнеса настолько велика, что без них культурное явление не состоится.
Роль продюсера в менеджменте шоу-бизнеса. Ключевой фигурой в процессе организации и постановки зрелищных форм является продюсер. Понятие «продюсер» сформировалось в процессе зарождения кинопроизводства и определяло новый тип предпринимателя, который осуществлял идейно-финансовый и художественный контроль над постановкой. Поскольку технологии создания фильмов и телешоу сходны по своей природе, термин «продюсер» утвердился и в этих областях.
Именно продюсер как предприниматель ищет новые идеи и средства их воплощения. От истоков до финала создания продукта он отвечает за всю творческую и производственную деятельность: формирует бюджет предстоящего проекта, подбирает и нанимает творческий и исполнительский персонал, обеспечивает график работ в рамках установленного бюджета, разрабатывает рекламную стратегию, осуществляет прокат, дистрибъюцию и другое. Продюсером разрабатывается бизнес-план и определяется стратегия реализации проекта, а также стратегия маркетинга оценки вторичных рынков. Особую заботу представляют юридическое оформление проекта и заключение договоров с авторами произведений. Кроме того, музыкальный продюсер занимается подбором репертуара, созданием индивидуального имиджа артиста, рекламой, анализом законченного проекта.
Необходимым документом, синтезирующим все творческие и производственные проблемы, является бизнес-план. Особенности бизнес-планирования в сфере культуры обусловлены высоким значением социальных факторов, многоканальной системой финансирования со значительной долей бюджетных финансовых ресурсов, необходимостью учета ряда правовых вопросов, преимущественно из области авторского и смежных прав.
Из-за глобальности многих проектов, проект разделяется на несколько направлений, каждый из которых ведет свой продюсер. Так, различаются:
- исполнительный (ехесий\е) продюсер — доверенное лицо компании, осуществляющее финансовый, организационный и художественный контроль над постановкой;
- функциональный продюсер — лицо, отвечающее за конкретные творческо-организационные компоненты, т.е. выполняющее определенную функцию;
- ассоциированный (аззоааГе) продюсер — партнер, частично финансирующий проект и принимающий участие в подготовке творческих и производственных планов главного продюсера постановки;
- линейный (Ипе) продюсер — лицо, отвечающее за технологический процесс и наиболее сложные этапы проекта.
Кроме того, существуют такие понятия, как независимый (Мерепйеп1) продюсер, т.е. человек, самостоятельно создающий проект без участия крупных компаний, иформирующий (сгеаЯуе) продюсер, выступающий в качестве режиссера-сопостановщика, принимающего участие в малобюджетных постановках.