Тема VIII. МАСКИ

Маска в контексте грима как традиционный (мифологические структуры этнической культуры) и театральный феномен, деформирующая лицо.

VIII.1. Театральная маска. Маски театра Кабуки

История искусства грима и роль маски в древнегреческом театре, в театре «Кабуки», «Но», «Пекинской опере», с определённой символикой цвета, линий в изображении положительных и отрицательных героев, женских, фантастических образов. Необходимость использования масок японского театра «Кабуки» (образ воина-аристократа Самурая) в тренинге по изображению разных мимических состояний лица, монголоидной расы.

Острохарактерные (гротескные) образы полумасок в театре Аркадия Райкина – гениальные жизненные наблюдения артиста, показывающие острые сатирические характеристики образов.

VIII.2. Цирковой грим. Маски «Рыжего» и «Белого» клоуна

Маска Пьеро и Арлекина. История развития маски Арлекина от XVI до XX века; популярность маски в цирке, пантомиме, музыкальных спектаклях («Арлекины» - XIX в.).

Появление маски Пьеро – Гаспар Дебюро – «великий Паяц»; дуэт этих масок – Бригеллы и Арлекина в XVI в. (комедия дель арте).

Становление и развитие циркового искусства и грима клоуна. Клоуны: Футтит, Антонэ, Рико. Братья Фрателлини.

Маска Альбера Фрателлини – классическая цирковая маска Рыжего.

«Рыжий» - объект шуток, «козел отпущения», увалень, неуклюжий; рыжий, взлохмаченный парик, преувеличенно яркий и нескладный костюм (Альбер Фрателлини); антипод Белому.

«Белый» - Арлекин XIX-ХХ вв.: подвижный, злой, но элегантный, зловеще красивый. Обязательна белая маска, резкий рисунок глаз и рта (Футтит, Антонэ, Франсуа Фрателлини и др.).

VIII.3. Маски животных: животных, птиц. АквагримСочетание человеческих черт и облика животных: возраст, характер. Живописные гримы-маски животных без использования пластики. «Облегченные» варианты грима. Использование масок, полумасок, пластических деталей (нос, уши), париков. Использование дополнительного материала (вата, нити, веревки, мочало, блестки, мех, кожа и др.)

Разрисовка лица, т.н. «фейсарт», новое в оформлении лица, тела, используемая в различных шоу, детских спектаклях, праздниках, в модельном искусстве (разрисовка лица, тела моделей), выполняемая аквагримом (на водной основе) с использованием разных подсобных средств.

Основная литература: 3,5.

Дополнительная литература: Маски: 1,2,3,4,5,6.

Тема IX. НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ГРИМ

Этнические, эстетические идеалы красоты. Основные стили эпох.

Исторические гримы. История причёски.

Наши рекомендации