На примере таблиц мы будем рассматривать типы зданий и сооружений архитектуры Древнего Рима
1.Сравнительная таблица по истории архитектуры Древнего Рима
Типы зданий и сооружений | Периоды истории архитектуры Древнего Рима | |||
I | Города и поселения | Этрусский период VIII— IV вв. до н. э. | Римская республика IV в. до н. э. — 27 г. до н. э. | Римская империя 27 г. до н. э. — 475 г. н. э |
г.Марцаботто небольшой город, расположенный в 27 км южнее Болоньи. Раскопки, начатые в его окрестностях в 1862 и возобновленные около 20 лет тому назад, открыли множество следов этрусского города, который был основан в конце VI в. до н. э. Его широкие и пересекающиеся под прямым углом улицы, подземный водопровод и хорошо продуманная система канализации, представляют собой образец, построенного по единому плану, этрусского города. В верхней части города находился акрополь, у городских стен два некрополя. Вторжение кельтов (VI в.) привело к изгнанию этрусков из города. | Рим (V – IV в. до н.э.) В Риме, периода Республики, была организована довольно эффективная систему снабжения города: 12 хорошо вымощенных дорог использовались для сухопутных перевозок, специальные флотилии судов были выделены для подвоза из провинций, в Путеолах и Остии были построены прекрасно оборудованные гавани с обширными складскими помещениями, особые чиновники внимательно следили за бесперебойным снабжением столицы. Городские нечистоты отводились через подземную канализацию далеко за город. В этот период Рим превратился в наиболее благоустроенный, красивый и процветающий город средиземноморского мира. | Пальмира (I-III в. н. э.) Город Пальмира расположен в окрестностях оазиса Тадмор в сухой Сирийской пустыне. Два тысячелетия назад площадь города составляла около 20 квадратных километров. Здесь проживало от 50 до 100 тысяч человек. К концу третьего века город стал приходить в упадок. С восстановлением римского управления Пальмира превратилась в небольшую крепость. | ||
Римский лагерь | ||||
Форумы | Римский форум (III в. до н. э.) Форум в центре Древнего Рима вместе с прилегающими к нему зданиями. Первоначально на нем размещался рынок, позже он включил в себя комиций, курию (место заседаний Сената), а также приобрел политические функции. | Форум Августа (2 г. н. э.) Второй из четырех императорских форумов Рима (118 м в ширину, 125 м в длину). Форум был построен по заказу императора Октавиана Августа. | ||
Форум Мира Конец Iв н.э | ||||
Форум Цезаря. 54-46 гг. до н.э. В корне отличался от других площадей Республики. На нём нет базилики, таберны устроены лишь в глубине. Главным центром форума стал храм Венеры Родительницы. то был первый шаг к обожествлению личности правителя. | Рим.Форум Траяна Форум представлял собой многочисленные крытые колоннады размером 200 на 120 метров с экседрами с двух сторон. Главный вход на форум на южной стороне-триумфальная арка. Базилика Ульпия находится на северном конце колоннады, украшенной большой конной статуей Траяна. К северу от базилики располагался храм, посвящённый божественному Траяну. На форуме теперь распологались монументы,ознаменующие победы | |||
II | Типы сооружений | Этрусский период VIII— IV вв. до н. э. | Римская республика IV в. до н. э. — 27 г. до н. э. | Римская империя 27 г. до н. э. — 475 г. н. э |
Ворота и городские стены | Перузия. Арка Августа, 2 в. до н.э. Пролёт более 4,35 м, сложена из 2 рядов клинчатых камней, третий ряд является декоративным архивольтом. Фриз изображает карликовую колоннаду. Арка служит въездом в город. | Помпеи.Арка Арка служила входом на форум. Находилась рядом со зданием Евмахии,которое было деловой частью форума. | Арка септимия Севера. 203 г.н.э. Служила символом победы императора в Месопотамии. Высота арки составляет 20,9 м, ширина 23,3 м, глубина — 11,2 м. Она построена из кирпича и травертина, облицована мраморными плитами. | |
Вольтерра. Ворота 2 век до н.э. Гордские стены | Помпеи.Арка Арка служила входом на форум. Находилась рядом со зданием Евмахии,которое было деловой частью форума. Перузия. Арка Августа, 2 в. до н.э. Пролёт более 4,35 м, сложена из 2 рядов клинчатых камней, третий ряд является декоративным архивольтом. Фриз изображает карликовую колоннаду. Арка служит въездом в город. | Пловдив. Городские ворота времен Римской империи | ||
Стены | Стена в Волатерре. Стены выкладывали из грубооттёсаных глыб,толщиной около 5 метров.Стены строили без башен. Число ворот – не меньше 3.Стена завершалась зубцами. | Рим. Сервиева стена 378-352 гг. до н.э. Стена длиной 11 км. Высота стены составляла свыше 10 м, а ширина около 4 м. Является крупнейшим достижением фортификации античного мира. | Стена Аврелиана.Рим. 70-е годы 3 в. н.э. Общяя протяжённость около 19 км.Стена из бетона,облицованная кирпичом,высота 6 м, толщина 3.6 м.Имела башни,имелось 11 главных ворот | |
Мосты | мост Вульчи Арочный мост Рonte della Вadia над рекой Армента (ныне Фьора) построен этрусками в 1-2 в. до н.э. Мост в Бьеда имеет лишь один сложенный из квадров устой, вторая опора высечена в скале высокого берега. Арка, пролетом 7,4 м, относится, вероятно, уже ко II веку до н. э. она слажена из 31 клина без раствора и на всю глубину представляет единое целое благодаря перевязке швов. | Мост Фабриция 62 г.до н.э . Мост Мульвия ,II в. до н. э. Увеличение проёма арок и многопролётность. Пролёты арок к концам моста уменьшались. Устои защищены ступенчатыми волнорезами Мост Понте Милвио Одним из самых cтарых мостов в мире является моcт, расположенный в Риме под названием Понте Мильвио, переброшенный через реку Тибр, которому уже около 2100 лет. Приблизительно в 110-109 г. до н э. по указу Марко Эмилио Скауро построили этот каменный мост. Длина его составляет 136 метров. | Мост Алькантара 98-106 гг. н.э. Мост Святого Ангела Пешеходный мост через Тибр в Риме, построенный в 134—139 гг. римским императором Адрианом. Поскольку мост вёл к мавзолею Адриана (ныне замок Святого Ангела), римляне называли его «мостом Адриана» или «мостом Элия». Мост облицован мраморными плитами. Мост Траяна. Больше тысячи лет он оставался самым длинным построенным мостом в мире как по своей общей протяженности, так и по ширине арочных пролетов. Длина моста составляла более километра (предположительно 1135 метров). С обеих сторон он был защищён крепостными сооружениями | |
. | ||||
Дороги | Этрусская дорога Этрусская дорога в Соване VI в. до н. э. | Аппиева дорога Конец IV в до н.э Через неё было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией Самая значимая из античных общественных дорог Рима. Дорога, проложенная в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке, проходила из Рима в Капую, позднее была проведена до Брундизия. Через неё было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией. | Конец I века Дорога времен Римской империи (Турция, Тарсус) | |
Акведуки | Пример акведука этрусков открытые желоба, поднятые на аркадах, — так они орошали свои поля. В Этрурии и сегодня можно видеть остатки этих водопроводов — в разных направлениях, поворачивая под прямым углом, они пересекают "страну холмов". Римляне заимствовали у этрусков эту идею и стали создавать аркады с небольшим уклоном, в местах понижения земной поверхности, — в несколько ярусов, снабжая таким образом Рим питьевой водой. | Акведук Марция 140 г.до н.э Аква Аппиа В 312 г. до н. э. цензор Аппий Клавдий построил первый акведук в Риме — «Aqua Appia", протяженностью 16,5 км. | Сеговия. Акведук . Середина II в н.э Аква Клавдия Аква Клавдия — древнеримский акведук I века н.э. Строительство акведука было начато при императоре Калигуле в 38 году, а завершено при императоре Клавдии в 52 году. 10 лет спустя его перестали использовать, через 9 лет при императоре Веспасиане в 71 году работа заброшенного акведука была восстановлена, ещё через 10 лет по приказу императора Тита его также отреставрировали. Монументальная арка, являвшаяся частью аква Клавдия и акведука Анио Новус стала воротами Аврелиановой стены — Порта-Маджоре. Канал водопровода проходил по большей части под землёй, последние 13 километров в направлении города — надземные конструкции. | |
III | Типы зданий | Этрусский период VIII— IV вв. до н. э. | Римская республика IV в. до н. э. — 27 г. до н. э. | Римская империя 27 г. до н. э. — 475 г. н. э |
Жилые дома | Жилые постройки этрусков возводились на каменном основании из дерева и сырцового кирпича, поэтому от их построек мало чего сохранилось. | Домус резиденция одной семьи представляет собой автономное архитектурное целое, имеющее самостоятельные выходы на улицу. Помещения жилого дома - прямоугольного, симметричного в плане -окружают центральный дворик. В центре главного помещения дома (атриуме) находится небольшой водоем для сбора воды (имплювий), стекающей с четырехскатными крыши через специальное центральное отверстие (комплювий). Планировка богатой усадьбы включают в себя как римско-этрусский атриум так и греческий перистиль. Наиболее простой тип дома домус(атриумный дом) включал: вестибул - входной тамбур, лавки - таберны, жилые помещения, группирующиеся вокруг атриума с бассейном, таблинум - главное парадное помещение, выходящее на небольшую усадьбу - огород. . | Инсула в Остии (II в. н. э.) Инсула многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами для большого количества семей Инсула родилась из сочетания нескольких тесно примыкающих друг к другу таберн. Если объяснить просто, то инсулой называется то, что мы теперь называем кварталом – несколько многоквартирных домов, объединенных дворами и ограниченных по периметру улицами. Однако в римской действительности такой квартал обычно состоял из одного дома, имевшего внутри себя небольшой дворик-«колодец», в который и выходили двери и лестницы всех квартир. Кроме того, инсула росла вверх без увеличения комфорта в уже имеющихся помещениях. Если она принадлежала одному владельцу, то выполняла функцию "доходного дома". Стоимость жилья в таком доме падала с высотностью – самый последний этаж был и самым дешевым. Однако проживали в подобных жилищах и люди зажиточные. | |
Виллы | Вилла Мистерий(III – II вв. до н. э.) Одна из помпейских вилл (за городскими воротами), наиболее сохранившихся при извержении Везувия. Вилла Диомеда. Помпеи. 1 в. до н.э. Имеет неправильную форму. Тругольный участок вместил термы, кухню и дворик. Дом с атрием стоял на краю откоса. Бассейн и сад находились на нижней террасе | Вилла Сирмионе (I-II в н.э) | ||
Дворцы, Резиден-ции | Вилла Папирусов (II в. до и. в. н. э.) Наиболее впечатляющим открытием виллы является уникальная частная библиотека (единственная сохранившаяся библиотека времён античности) из 1 800 свитков папирусов с текстами на греческом, которые были сложены в корзинах и на полки ряда покоев. | Дворец Диоклетиана (около 305г.) Императорский дворец превратился в крепость. Построена по типу военного лагеря, защищенного башнями. Ворота соединяли дороги – кардо и декуманус Золотой дом Нерона. 1 в н.э. Императорская резиденция Нерона | ||
Храмы | Храм Юпитера Храм Юпитера (509 г. до н.э.) Храм Юпитера Капитолийского .Материал: камень для фундамента, каркас здания из дерева, а стены из сырцовых кирпичей. Храмы стояли на высоком основании - подиуме, к которому вела многоступенчатая лестница. Украшен расцвеченными рельефами и статуями из терракоты. По плану храмы приближены к квадрату. Храм Юпитера (509 г. до н. э.) Капитолийский храм был древнейшим храмом на одноимённом холме Капитолий. В нём почиталась Капитолийская триада (Юпитер, Минерва и Юнона). По преданию, строительство храма началось при Тарквинии Приске, на месте святилища сабин. Храм был освящён в 509 году до н. э. и сохранился до VI века, однако не в первозданном виде — во время гражданских войн 80-х годов до н. э. храм сгорел, и в начале 60-х годов до н. э. он был отстроен заново под руководством Квинта Лутация Катула, получившего за это прозвище «Капитолийского». | Храм Фортуны Вирилис (42 –38 гг. до н.э.) Древнеримский храм типа псевдопериптера ионического ордера на высоком подиуме Храм Фортуны Вирилис (II в. до н. э.) Древнеримский храм типа псевдопериптера ионического ордера на высоком подиуме. Типичная постройка из травертина конца II в. до н. э., одна из наиболее сохранившихся в Риме. Находится на бывшем Бычьем форуме (Forum Boarium), в центральной части города, по левому берегу Тибра. В архитектуре храма усматривают этрусское влияние. В 872 г. храм Фортуны Вирилис превращен в христианскую церковь, в XV в. ее посвятили Св. Марии Египетской. | Храм Венеры и Ромы (121 – 140 гг.) Сооружение занимало всю территорию от базилики Максенция и до долины Колизея, и было возведено на постаменте длиной в 145 м и шириной в 100 м. Храм был построен при императоре Адриане в 135 году н. э., на том месте, где когда-то располагался портик Золотого дома Нерона. Сочетал в себе греческие и восточные черты. Окружен коринфскими колонами, к центральной части вели лестницы .Имеет 2 апсиды. Храм Венеры и Ромы(совр.вид) Некогда крупнейшее религиозное сооружение древнего Рима. Сооружение занимало всю территорию от базилики Максенция и до долины Колизея, и было возведено на постаменте длиной в 145 м и шириной в 100 м. Храм был построен при императоре Адриане в 135 году н. э., на том месте, где когда-то располагался портик Золотого дома Нерона. Храм занимал центральную часть портика: он был построен из двух целл, одна напротив другой, с общей внутренней стеной. Целла, выходившая к форуму, была посвящена богине города Рима — Роме, другая посвящена богине Венере. | |
Круглые храмы | Круглый храм Весты в Тибуре, II–I вв. до н. э. Храм имел коринфские колонны классического типа, сложившиеся из греческих образцов. Храм Весты. Середина 1 в. до н.э. Построен в самом конце республики круглый периптер известен как храм Весты. Сложен из орфостатов паросского мрамора в греческой технике кладки. Имел коринфские колонны .Круглый в плане. Храм Весты. Середина 1 в. до н.э. Сложен из орфостатов паросского мрамора в греческой технике кладки. Храм представлял собой круглое строение в форме толоса, окружённое двадцатью коринфскими колоннами. | Пантеон. Около 125 г. н. э Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43,6м). Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. | ||
Святили-ща | Пренесте.Святилище Фортуны (80-е годы 1 в. до н.э.) Святилище распологалось близ пещеры посвящённой Фортуне на терассе.Здание прямоугольное в плане,примыкалось к скале.Верхний комплек был пристроен позже. Святилище Геркулеса Последний культовый ансамбль республики.Святилище вынесено на субструкции. Все сооружения комплекса выполнены из бетона,облицованого инцертом. | Святилище в Баальбеке (I—III вв. н. э.), реконструкция. | ||
Нимфеи | Тибур.Нимфей виллы Горация, 1 в. до н.э. Прямоугольное сооружение с апсидой.Часто такие сооружения получили распространие как украшеник городских домов. Нимфеи - полукруглые, овальные, прямоугольные сооружения с источником или фонтаном архитектурно сложились к концу республики и предназначались для отдыха в виллах и термах. К I в до н. э. выработалась базиликальная форма нимфеев: прямоугольная в плане здания с апсидой в глубине. | Нимфи Миневра Медика. Начало 4 века н.э. Представляет собой купольное центрическое сооружение. Его окружают 2 апсиды.Диаметр центральной части 25 м.Переход от углов десятигранника к полусфере был осуществлённо благодаря парусам.Укреплён атрием перед входом. Септизоний,построенный при Септимии Севере. Является колоссальной декорацией, поставленный у южного склона Палатина. Стену оформляли трехъярусные портики, чередовавшиеся с тремя экседрами. Цветной мрамор коринфских колонн, статуя императора в центре и фонтаны и статуи в экседрах придавали торжественный вид нимфею. | ||
Базилики | Базилика Эмилия (II в. до н. э.) Базилика представляла собой строение из туфа и травертина прямоугольной формы длиной 100 метров, состоявшее из трёх нефов. Она была построена в 179 году до н. э. цензорами Марком Эмилием Лепидом и Марком Фульвием Нобилиором. | Базилика Константина (307 – 312 гг.) Размеры этого здания составляли: 101 м в длину (сторона, параллельная Форуму), 65 м в ширину и 35 м в высоту. Это трехнефное сводчатое строение выразило весь апогей римской архитектуры. Трехнефная базилика Константина (312 г.) — одна из крупнейших базилик Рима. Средний неф шириной 23,5 м, длиной 80 м и высотой 35 м был перекрыт тремя крестовыми сводами. Боковые нефы перекрывались поперечно направленными цилиндрическими сводами, опиравшимися на мощные арочные устои, служившие опорой и сводов среднего нефа. Как и в других крупнейших сооружениях Рима, основное внимание в базилике Константина уделено созданию больших внутренних пространств. Богато разработанному интерьеру, который по композиции и отделке был схож с интерьерами терм, противопоставлен простой и лаконичный внешний облик здания. | ||
Базилика. 2 в до н.э. Помпеи. Большое прямоугольное здание.Имела пятипролётный входной портал.Стены сделаны из бетона,облицованные инцерном.Такие здания стали основой развития других базиликальных зданий. | Лептис Магна. Базилика. Начало 3 в. н.э. Трёхнефная базилика,экседры не скрывались за колонами,боковые нефы имели 2 яруса.Внутри находилась купольная конструкция. | |||
Амфи-театры | Этрусский амфитеатр, вырубленный в скале. | Амфитеатр в Помпеях (70 г. до н.э.) Места для зрителей делились на три уровня: первый, ближе всего к арене, включал в себя 5 рядов ступеней и предназначался для знатных зрителей. Второй уровень состоял из 12 рядов, третий из 18. Сверху амфитеатр мог быть накрыт тентом, защищавшим зрителей от солнца и дождя Амфитеатр в Помпеях. Новым конструктивным подходом стало применение арочных перекрытий с опорой на радиальные линии стен, расходившихся от центральной площадки. Его конструкция в форме эллипса (136Х 104 м) довольно оригинальна: во избежание расходов на слишком высокую внешнюю стену арена размерами 66,7X35,0 м и 35 рядов зрительских мест вместимостью 20 тысяч человек наполовину были углублены в землю Амфитеатр в Вероне (итал. Arena di Verona) — античный римский амфитеатр, построенный в Вероне (Италия) около 30 года. В Италии строение известно под прозванием Арена. Амфитеатр в Вероне третий по размеру из аналогичных римских построек (после Колизея и амфитеатра в Санта-Мария-Капуа-Ветере). Одно из наиболее хорошо сохранившихся сооружений подобного типа. В 2000 году в составе прочих исторических памятников Вероны амфитеатр был включён в число памятников Всемирного наследия. Амфитеатр был построен около 30 года для проведения гладиаторских боёв, морских сражений (навмахий) и цирковых представлений. | Амфитеатр Флавиев «Колизей» (80 г. н.э.). Длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 м.Вмещалоколо 50 тысяч зрителей. | |
Театры | Театр в Вольтерре Последний из городов этрусков, был вынужден в III в. до н.э. признать власть Рима Театр в Вольтерре богато декорирован плитами цветного мрамора и коринфскими колоннами Основу театра в Вольтерре составляет сцена в виде полукруга, которая когда-то была облицована мрамором. Две полосы ведут к сцене, на которой когда-то выступали древние актеры. Пространство перед сценой украшено двумя уровнями мраморных колонн . | Большой театр в Помпеях (III-II вв. до н.э.) Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III—II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. Был способен вместить до 5000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней. Нижние несколько рядов предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами— для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями | Театр в Араузионе (I в. н. э.) Один из наиболее хорошо сохранившихся древнеримских театров. Вмещал 7 тысяч зрителей. Фасад сцены — 103 метра. В XVII веке Людовик XIV назвал стену театра в Оранже самой красивой стеной королевства. Театр в Араузио (I в. н.э.) d=103м, вмещал 7 тыс. зрителей Один из наиболее хорошо сохранившихся римских театров. Фасад скены — 103 метра. | |
Цирки | Большой цирк «циркусмаксимус» в Риме, реконструкция. | Цирк Максенция(312г.) близ мавзолея Ромула на Аппиевой дороге. Вытянут в длину, ориентирован с востока на запад. На восточном конце находились триумфальные ворота, а на западном, по сторонам от входа, было по 6 загонов для лошадей. Кое-где план отклонялся от правильной геометрической формы. Спина, сдвинутая к восточному концу, делила поле на две неравные полосы. | ||
Термы | Термы Агриппы (19 г. до н. э.) Первые великие термы, построенные в Риме. Термы были названы в честь построившего их Марка Випсания Агриппы — зятя и наследника Октавиана Августа. | Термы Каракаллы (III в. н. э) В V в. н. э. Термы Каракаллы считались одним из чудес Рима. Они занимали площадь в 11 га. Они находились у Аппиевой дороги, за Капенскими воротами, между Авентином и Целием. Главное здание, «банный корпус», лежит в парке, который окружен сплошной линией разных помещений.Колосальная конструкция. Здесь распологались гимнастические залы,библиотеки и бани. Строительство началось в 212 году н. э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс -150 на 200 м. | ||
Помпеи. Стабианские термы. 2-1 вв. до н. э . Туфолое колоны приобрели тяжеловестность,ещё усугубленную введением широкого орнамента над капителью.От этого внешний вид терм пострадал.Преобладание банных помещений над гимнастическими увеличилось. | Термы Траяна. Площадь 100 000 м², бассейнов, в том числе тепидариев, кальдариев, фригидариев, а также гимназиев и аподитариев (раздевалки). Под термами располагалась система подземных проходов, используемых рабами и работниками для обслуживания объекта. | |||
Триум-фальные арки | Арка Августа (29 г. до н. э.) Арка была построена в 29 году до н. э. в честь победы Октавиана при Акции, в 31 году до н. э. над Антонием и Клеопатрой. Арка располагалась рядом с храмом Весты. До наших дней сохранились лишь небольшие остатки арки, но свидетельства её существования подтверждают изображения на монетах. | Арка Траяна (115 г. н. э.) Арка Траяна находится в северной части исторического центра города Анкона, в 400 м к северо-востоку от Кафедрального собора и в 300 м к северо-западу от Замка Приоров. Арка была построена в 114-117 годах нашей эры в честь императора Траяна. | ||
Рынки | Ферентино, рынок. 1-ая половина I в. до н. э. Тибур. Рынок, 1-я половина Iв до н. э. | Рынок Траяна Iв. н.э. Состоял их 3х этажей. Фасад неглубокого нижнего этажа прорезали квадратные входные проемы с полуциркульными окнами над ними. В среднем этаже глубже распространённые таберны выходили на фасад коридором с полуциркульными окнами. В композиции этого яруса преобладал лёгкий ритм чередующихся тимпанов разных форм над окнами, обрамленными пилястрами. Третий этаж членили небольшие окна задних фасадов таберн._ | ||
Библиоте-ки | Табуларий . Государственный архив в Древнем Риме, в котором хранились народные постановления и другие государственные документы. В 83г до н.э. во врем войны Суллы, Капитолий был поврежден пожаром, уничтоживши ту часть Храма Сатурна в которой находился архив. В 79г до н.э. рядом с храмом Сатурна построили общий государственный архив, который сохранился до наших дней. | Библиотека Андриана в Афинах Библиотека Адриана в Афинах(сер. IIв. н.э.) повторяя греческие традиции, входила в комплекс обширной стои Адриана и была единственным зданием выходившим внутрь портиков | ||
Склад | Эмилиев портик | |||
Погребаль-ные сооруже-ния | Тумулус (существовал до VI в. до н.э.) строился как подземная погребальная камера, крытая сводом из каменных блоков и сверху засыпанная землёй. План и разрез тулумуса второго века в Черветери с гробницей Хижины. | Гробница Сципионов III в.до н.э гробница для погребения членов известного древнеримского рода Корнелиев Сципионов. Вырубленный в скале семейный склеп прямоугольной формы. Саркофаги размещались в специальных нишах . | Мавзолей Адриана (130 – 148 гг.) Снаружи стены были облицованы мраморными плитами. Вдоль поверхности находились пилястры, завершающиеся фризами с орнаментом из бычьих черепов и гирлянд. Пирамида Цестия. Рим (ок.12 г. До Р.Х,) | |
Этрусские гробницы из камня. Представляют собой полусферическую насыпь, укреплённую каменным цоколем(Тумулус). К покоям вёл длинный коридор – дромос, а от него отходили прямоугольные комнаты. Гробница Волумниев в Перудже (III-II в. до н.э.) Гробница 6 х 8 м при высоте помещений более 2 м имела перекрытие, которое удерживалось двумя каменными квадратными колоннами. Внутри сооружение было выполнено в виде жилого дома с колоннами и стенами, украшенными резьбой и росписью Урна в виде помещения жилого дома - прямоугольного, симметричного в плане - окружают центральный дворик. В центре главного помещения дома (атриуме) находится небольшой водоем для сбора воды (имплювий), стекающей с четырехскатными крыши через специальное центральное отверстие (комплювий). | Гробница Сципионов в Риме (280-270гг.) Является памятником античности С виду гробница выглядит как огромный кирпичный мавзолей Оригинальные мраморные саркофаги, имеющие именные надписи, украшенные рисунками и розетками. Гробница Обулакка в Сарсине (середина I века до н. э.) | Мавзолей Августа, 28-23 гг. до н.э. В отношении внешнего вида мавзолея источники сходятся в том, что по существу это был холм или тумулус с основанием из белого камня, покрытый вечнозелеными деревьями до самой вершины, где стояла бронзовая статуя Августа. Петра.Гробница Эд-Дейр. Скальная гробница.Высота 44 м.Имеет 2 яруса. | ||
Колумбарий |
Сравнение архитектурных школ Византийской империи
Константинопольская школа | Восточная школа | Греческая школа |
Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана. (532-537 г.г.) | Храм Богородицы Златоглавой (Панагия Хрисокефалос). X–XII вв. Кафедральный храм Трапезунда. Ныне мечеть. | Монастырь Дафнии.История монастыря восходит к VI в. – именно тогда была построена на его территории первая базилика. |
Монастырский комплекс Христа Пантократора. Строился с 1118 года императрицей Ириной Комниной. | Церковь Иоанна Предтечи – уникальный памятник византийского зодчества, классифицирующийся как крестово-купольный храм, выполненный в традициях восточной архитектурной школы.( сейчас г.Керчь). | Монастырь Преподобного Луки. Основан в 10 веке, при жизни самого Луки с 946 по 953 гг. |
Церковь святых Сергия и Вакха, храм был построен в 527—529 гг. Исидорои Милетским и Антемием Тралльским. | Храм в Трапезунде — выдающийся памятник поздневизантийского зодчества, был построен в 1238-1263 годах Мануилом I. | Церковь святых Апостолов в Афинах. Построена в 11 веке, затем была разрушена , и воссоздана уже в середине 20 века. Фрески были принесены из другой церкви. |
Архитектура Византии
В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала его новая столица — Константинополь.
История архитектуры Византии делится на три периода: ранне-византийский (V—VIII вв.), средне-византийский (VIII—XIII вв.) и позд-невизантийский (XIII—XV вв.). Временем высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана (20—60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу, покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземноморья, Италии и Адриатики.
Продолжая античные традиции, Византия наследовала также культурные достижения завоеванных народов. Глубокий синтез античных и восточных элементов составляет характерную черту византийской культуры.
Господство христианской идеологии сказалось на развитии доминирующих типов монументального каменного строительства. Поиски композиции церкви в соответствии с назначением здания сочетались с задачей утверждения императорского могущества. Это обусловило известное единство поисков и относительную общность развития типов культовых зданий, несмотря на региональные различия, в которых проявлялись особенности и традиции отдельных народов.
Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур — купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантийский период. Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средне-византийской архитектуры.
К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого типа архитектурных комплексов. Наиболее своеобразны загородные монастыри, обычно представляющие собой обнесенные стенами укрепленные пункты, внутри которых помимо жилых и хозяйственных построек монахов сооружалась обширная трапезная и доминирующее здание — церковь. Здания и крепостные сооружения, располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли собой гармонически согласованные пространственные композиции — ансамбли.
Архитектура Византии наследовала от Рима его достижения в области арочно-сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии; стены обычно складывались из кирпича или тесаного камня, и также из кирпича с каменными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды делались из кирпича или камня. Перекрытия — по большей части сводчатые, иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием — тромпы.
Наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры является разработка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосредственно на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного пространства.
Эта конструктивная система позволила освободить интерьер зданий от громоздких стен и еще более расширить внутреннее пространство. Той же идее пространственности интерьера служил прием подпирания подпружных арок полукуполами, создающими вместе с куполом единое пространство, иногда достигавшее очень больших размеров. Взаимное уравновешивание сводов — одно из выдающихся достижений византийской архитектуры. Использование пространственных форм, обладающих в силу геометрического строения жесткостью и устойчивостью, позволило свести до минимума массивность опорных конструкций, рационально распределить в них строительные материалы, получить значительную экономию в трудовых и материальных затратах.
Архитектура Византии: материалы для строительства
Основными строительными материалами был плоский кирпич — плинфа толщиной около 5 см, укладываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы 35,5Х Х35,5Х5,1 см. В восточных областях империи, богатых карьерами известняков и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе (Сирия, Закавказье).
В растворе использовали известь, к которой примешивали мелко истолченный кирпич — цемянку для придания раствору большей прочности и гидравлической стойкости. В стенах раствор укладывался горизонтальными слоями толщиной в несколько сантиметров. Иногда применялась смешанная кладка: 3—5 рядов плинфы, уложенных на толстом слое раствора, чередовались с несколькими слоями тесаного камня. Наружная поверхность стен обычно не штукатурилась.
Быстросхватывающийся цемяночный раствор позволял возводить своды и купола по древневосточному обычаю—без применения дорогостоящих лесов. При возведении куполов кладка велась отдельными кольцами с наклонными рядами кирпича. Продолжая строительные традиции восточных областей империи и сопредельных стран, конструкция византийских сводов из кирпича резко отличается от конструкции римских сводов, возводимых по деревянным кружалам.
Для облегчения веса в кладку сводов вводились пористые каменные породы, в частности пемза. Купола и своды покрывались черепицей или свинцовыми листами.
Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских постройках часто применялись металлические и деревянные затяжки, которые иногда оставлялись и в уже возведенном здании. В куполах закладывали растяжные кольца, изготовленные из дубовых брусьев или полосового железа.
Широко применявшиеся в Византии крестовые своды чаще всего имели вспарушенную форму, появившуюся в результате отказа от эллиптического очертания диагональных ребер обычного свода и перехода к более простому полуциркульному абрису, легко очерчиваемому с помощью короба.
Следующим шагом в эволюции свода были отказ от диагональных ребер и превращение вспарушенного свода в парусный.
В восточных областях империи, где преобладал в кладке естественный камень, своды и купола возводились по кружалам. Наряду с тесаным применялся бутовый камень на растворе.
Среди сводчатых форм, выполненных из камня, следует отметить сомкнутые и крестовые своды, а также появившиеся в Сирии и Закавказье арки и своды со стрельчатым очертанием.
Архитектура Византии: теория
Общий прогресс строительной техники и архитектуры сопровождался развитием теоретической мысли. Зодчие Византии были знакомы с трактатом Витрувия. Известен написанный на рубеже VI—VII вв. оригинальный труд епископа Исидора «20 книг начал, т. е. истинных знаний», в котором содержатся сведения по архитектурно-строительному делу. Этот труд, в большой мере основывающийся на Витрувии, отражает также потребности византийского времени.
Следует отметить использование и развитие византийскими зодчими эллинистических источников. Известно, что один из строителей собора Софии Константинопольской Исидор из Милета был автором не дошедшего до нас комментария к книге Герона Александрийского «О конструировании сводов». Второй архитектор собора Софии Анфимий из Тралл сам был автором трактата «О парадоксах механики».
Художественное осмысление новых конструктивных систем в византийском зодчестве шло при воздействии местных архитектурных школ и прежде всего под влиянием греческих традиций. Выявление в композиции конструктивной формы, свойственное древнегреческому зодчеству, стало и в византийскую эпоху основным тектоническим принципом. Однако этот принцип проявился в новых условиях, подготовленных гигантским развитием сводчато-купольных форм при доминирующем значении внутреннего пространства. Основными средствами выразительности служили сами конструктивные элементы — купола, своды, аркады, ясно читаемые в интерьере с подчеркнуто выявленными поверхностями без лишней пластики и декоративной перегрузки. Стены часто покрывались фресковой живописью или облицовывались разноцветными плитами мрамора. Широко применялась мозаичная живопись, располагавшаяся обычно на изогнутых поверхностях стен, в куполах и сводах. Резная скульптурная обработка стен воспринимается как легкий рельефный рисунок, не разрушающий плоскости стены.
В четких членениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но исчезла характерная для Древнего Рима ордерная аркада.
Аркада на колоннах, появившаяся еще в период Римской империи, стала в византийской архитектуре господствующим мотивом. Форма аркады — конструктивна. От римского ордера осталась лишь его несущая часть—колонна, воспринимающая нагрузку от арок. Изменилась и форма капители, передающей сосредоточенные усилия от арки с прямоугольным основанием на круглую колонну. Более массивная, чем в римских колоннах, она получает форму опрокинутого полушара с усеченными сторонами. Ее скульптурная обработка выполнялась в виде легкого геометрического узора, форма и пластика — варьировались. Ствол, колонны часто делался монолитным, в ряде случаев на оба конца колонны накладывались свинцовые прокладки. Все элементы системы отличались целесообразностью.
В ранневизантийских храмах находит применение тип базилики — удлиненного здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом, отделенным от малых нефов аркадой на колоннах. Большое значение для развития византийского зодчества имели базилики, строившиеся в восточных районах—в Сирии, Малой Азии, Закавказье.
Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали и сложившиеся в этих областях купольные сооружения (церковь в Эсре 510—515 гг., церковь «вне стен» в Русафе в Месопотамии, 569— 586 гг.). Особое значение приобретает купол на четырех или восьми опорах (купол на «барабане»). Одним из ранних примеров этого типа в Сирии может служить церковь в Босре (513 г.), в которой купол опирался на четыре опоры.
Церкви в Эсре, Юж. Сирия, 515 г., Сергия и Вакха в Константинополе, ок. 526—527 г., Сан-Витале в Равенне, 526—547 г. представляют собой центрическую композицию на восьми устоях, основа которой — сильно развитое подкупольное пространство. Ступенчатая структура и богатая пластика образованы в основном конструктивными элементами: куполом, полукружными арками, диагональными экседрами, устоями, арками на колоннах и т. п.
При господстве купола в композиции большое значение имеют диагональные ниши-экседры. В сочетании с колоннами они образовали пространственные устои, воспринимающие распор купола в диагональном направлении. В этой развитой структуре центрического купольного здания роль интерьера стала ведущей в соответствии с особенностями христианского ритуала, происходившего главным образом в центре храма под куполом — символом небосвода.
Византия: Собор Софии в Константинополе
Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная купольная базилика собора Софии в Константинополе построенная греческими архитекторами Анфимием из Тралл и Исидо-ром из Милета в 532—537 гг., в правление императора Юстиниана.
Это наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества.
Собор Софии был главным зданием Византийской империи и придворным храмом императора. Здесь император являлся народным массам в окружении свиты и духовенства. В создании сильного эмоционального впечатления архитектуре отводилось основное место.
Купольная базилика храма как бы сочетала в себе особенности структуры выдающихся римских сооружений — базилики Константина и Пантеона. Однако общие размеры собора Софии значительно превышают их, а конструктивная основа значительно отличается от прототипов.
Храм представляет в плане прямоугольник со сторонами 74,8Х69,7 м. Центральное пространство формируется четырьмя массивными пилонами высотой 23 м, связанными между собой подпружными арками и парусами, на которые опирается центральный купол диаметром 31 ми толщиной в замке 0,6 м. Несущая конструкция купола состоит из сорока радиальных кирпичных ребер, опирающихся на круговое кольцо, сечением 2,1Х0,8 м, выполненное из прочного камня. Кольцо снаружи подкреплено сорока небольшими контрфорсами. В целях максимального облегчения конструкции ребра купола и заполнение между ними выкладывались из специально изготовленных пемзовых кирпичей на толстых слоях цемяночного раствора.
Ребра, имеющие в основании сечение 70Х15 см, с возвышением купола постепенно уменьшаются до полного исчезновения на расстоянии 5,7 м от оси. Тонкие стенки между ребрами внизу прорезаны проемами высотой 4,6 м и шириной 1,5 м. Паруса, заключенные между подпружными арками, выложены из кирпича. Несущие эти арки пилоны выложены из квадров известняка на известковом растворе с прокладками из свинца в верхней части. Они соединены арками с пилонами, воспринимающими распор купола в поперечном направлении. Распор купола в продольном направлении воспринимается грандиозными полукуполами глубиной около 14 м, подпирающими конструкцию основного купола с востока и с запада. Полукупола подпираются еще более низкими полукуполами экседр. Создана четко взаимодействующая система купольного и полукупольных пространств, сливающихся в одно огромное пространство главного нефа площадью 1970 м2 (площадь зала Пантеона 961 м2). Сравнительно тонкие кирпичные «оболочки» этих форм обладают прекрасной пространственной жесткостью. Объемы каждого из малых полукуполов служат своеобразными «контрфорсами» по отношению к объемам больших полукуполов. Такова же роль последних по отношению к куполу.
Значительно более узкие боковые нефы имеют два яруса, отделенных от главного нефа аркадами на колоннах. Сравнительно тонкие стены храма (1,1—1,5 м) выложены из кирпича с широкими слоями цемяночного раствора. Кровля была покрыта свинцовыми листами.
Интерьеры отличались богатством форм и отделки. Здесь пространственность и воздушность сочетаются с гигантским масштабом. Однако несмотря на грандиозные размеры, архитектурные формы не подавляют человека.
Важнейшей особенностью интерьера является его тектоническая ясность, подчеркнутая всем строем членений, отделкой и освещением. Пространственная, пластичная и уравновешенная конструкция—основа выразительности. Система сферических поверхностей — купол, паруса, полукупола и конхи экседр — акцентированы мозаичными изображениями на золотом фоне. Световое решение композиции также подчеркивало значение сферических форм, особенно купола. Этой цели служат многочисленные проемы, устроенные в нижней части купола и полукуполов, а также нарастающая от периферии к центру интенсивность световых потоков, которая достигает своей кульминации в обильном освещении подкупольного пространства из-под сферы через 40 проемов в ее основании. Залитый светом купол как бы парит над всем интерьером, подчеркивая его воздушность и пространственность.
В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на колоннах. Они не противопоставляются стене, а являются их органической частью в местах раскрытия боковых галерей в основной неф. Цельные стволы колонн имеют энтазис, сложную базу с классическими профилями и конструктивно целесообразную форму капители с плоской резьбой, подчеркивающей цельность блока. Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных конструктивных форм. Вместе с тем они выполняют существенную роль в масштабности интерьера, связывая грандиозные формы с размерами человека.
Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры. И хотя ни одно здание уже не достигало размеров и великолепия этого храма, его композиция являлась образцом, которому подражали и на котором учились многие поколения строителей.