История возникновения и развития линогравюры

ФАКУЛЬТЕТ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

Кафедра графического дизайна в рекламе

РЕФЕРАТ

По дисциплине: печатная графика

на тему:

Возможности применения классических печатных техник

в графическом дизайне

Работу выполнила

студентка группы 2-МГ-38

Головня Елизавета Алексеевна

Руководитель

Кузнецова Марина Рудольфовна

Санкт-Петербург

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. История возникновения и развития линогравюры.. 4

• работы известных граверов………………………………………………7

2. Техника линогравюры……………………………………………………11

• виды резцов для линогравюры…………………………………………13

• способы печати…………………………………………………………..16

3. Современная гравюра. 18

4. Мои работы в разных техниках. 32

• этапы моей работы……………………………………………………....32

5. Заключение. 37

6. Список литературы.. 39

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИНОГРАВЮРЫ

Линогравюра (от слова "линолеум" + "гравюра") - гравюра, то есть отпечаток с рисунка, вырезанного на линолеуме или на сходном с ним пластическом материале.

Первое упоминание о гравюре встречается в VI веке нашей эры в истории изобразительного искусства Китая, где гравюра имела прикладное значение и существовала в виде клейм, печатей в буддийских храмах и в качестве трафаретов для цветных тканей.

В России линогравюра возникла несколькими годами позднее, чем в других странах Европы. Начало XX века - это период, когда у нас гравюра почти целиком стала репродукционной или выполняла задачи книжного и журнального оформления. Из крупнейших мастеров, работавших в ксилографии и в офорте, следует в первую очередь назвать В. В. Матэ, который воспитал целое поколение замечательных графиков. Первым из русских художников применил линогравюру Н. А. Шевердяев, который во время пребывания в Париже в 1906 году выставил свои работы в этой технике и имел успех. В 1907 году к линогравюре обратился, ставший в последствии русским художником – гравером, И. Н.Павлов, который уже до этого имел громадный опыт в работе над репродукционной гравюрой. И. Н. Павлов заинтересовался гравюрой на линолеуме. По свидетельствам Шевердяева: «в Париже линолеум уже вытеснил обрезную гравюру. И только застарелые эстеты призирали этот новый гибкий материал». Павлов самостоятельно разработал технику гравирования на линолеуме и приёмы печати. В историю графики художник вошёл прежде всего своими знаменитыми сериями цветных линогравюр.
Ещё с эпохи Возрождения начал проявляться интерес к экслибрисам. EXLIBRIS- слово латинского происхождения, приобретает в наши дни все большую популярность. Оно означает "из книг..." и часто в этом смысле употребляется, например: "Exlibris А. А. Сидорова". Но оно имеет и более общий смысл, обозначая книжный знак с любым текстом. Экслибрис может быть нарисован от руки, по трафарету, отштемпелеван, вытиснен на крышке переплета или корешке книги (суперэкслибрис) или же наклеен. Наклеиваются чаще всего листы тиражной графики. Экслибрис может быть связан с содержанием тех книг, для которых он предназначен, с особенностями характера занятий их владельца. Уже с изобретением книгопечатания книжный знак стал походить на современный: маленький эстамп, оттиснутый с гравированной на меди или дереве доски. В конце XIX - начале XX века экслибрисы все охотнее гравируют на дереве и новом материале - линолеуме.
Линогравюрой занимались знаменитые русский художники Б. М. Пустодиев, М.В. Маторин, Суриков, В. А. Фаворский и многие другие. Увлекались линогравюрой и многие русские художники – живописцы.
Блестящим офористом был и Нивинский, создавший целую школу московских граверов. Среди других художников, внесших большой вклад в развитие советской графики был А.И. Кравченко, так же работавший в области иллюстрации и гравюры на дереве, а так же другие выдающиеся советские художники.
Традиции художников старшего поколения продолжают молодые графики. Большинство из них прошло основательную профессиональную подготовку в художественных вузах.

Работы 1964 года преемственно связаны с графикой 1961-1963 годов, они в какой-то степени завершают искания целого пятилетия. Бросающихся в глаза новаций в них мало. Они появятся спустя год. Однако между этой порой творчества и графикой 70-х годов существуют некоторые связи.

В созданной в 1964 году серии линогравюр "Песнь песней" дается развитие основной мысли "Реквиема" - смерть во имя жизни, жизнь, вырастающая из смерти.

Но тема жизни звучит здесь более активно. Соответственно просветляется графическая палитра. Белое воспринимается в этих гравюрах уже не только как свет, но и как пластически активное материальное начало. Вся серия построена на контрастах и единстве противоположностей - с одной стороны, предопределенность смерти, конвульсивные страдания в мужчине, с другой - непрерывность жизни, ясность, свобода, равновесие в женщине.

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru

Триптих 'Песнь песней'. 1964. Линогравюра. 30×39,5

Тема "Песни песней" может быть прочитана и как тема войны и мира (тут и солдатская каска и голуби, садящиеся на руку женщины). Но она звучит шире - смерть как приобщение к вечному бытию. Предметно-пространственные отношения композиций решены в пользу активизации роли пространства. Черные силуэты фигур отвлечены от частного, конкретного, это знак, символ, носитель общей идеи. Пространство же -
в высшей мере материально, оно оформлено энергичными мазками штрихов.
И в выявлении материальной сущности пространства огромное значение приобретает прием не полностью выбранного штихилем белого фона.

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru

Триптих 'Песнь песней'. 1964. Линогравюра. 61×48

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru

Триптих 'Песнь песней'. 1964. Линогравюра. 51×61,5

В начале 20 века развитие гравюры как вида искусства продолжалось. При советской власти появилось целое поколение талантливых художников, которые успешно творили на поприще офортов и эстампов. В этот период гравюра пережила свой очередной взлет, рисунок еще более усложнился, его выразительность подошла к своей кульминации. В 30-х годах сформировалась русская, а затем и советская школа гравюры, представленная талантливыми художниками, а также их учениками. Перспектива дальнейшего развития искусства офорта вырисовывалась радужная. Затем, уже в предвоенные годы, гравюра стала плакатной, и ее популярность заметно снизилась. После Великой Отечественной войны в течение почти
20-ти лет эстампы выпускались только как средство недорогой, но эффективной советской пропаганды.

Работы знаменитых граверов

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru

Кравченко Алексей Ильич, «В цеху. Начало 1930-х гг.», бумага, линогравюра. 270х355 (230х270)

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru

Лапин Лев Павлович, «Татьяна пишет письмо Онегину»,1933 г.

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru Бумага, линогравюра. 305х222 (162х131). Коллекция В.С. Геворкяна

Масютин Василий Николаевич, «Мужчина и женщина», 1920-е гг.

Бумага, линогравюра. 270х20 (170х140)

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru

Шевченко Александр Васильевич, «Автопортрет», 1919 г.

Бумага, линогравюра. 155х132. Коллекция В.С. Геворкяна

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru Васильева Ирина Геннадьевна, «Упавший ключик», 2006

Бумага, линогравюра. 210х300. Коллекция К. Авелева

Фаворский Владимир Андреевич

«Разговор о порохе»

Из серии «Самарканд»

1942 г.

Фалилеев Вадим Дмитриевич

«Франт»

1920-е история возникновения и развития линогравюры - student2.ru история возникновения и развития линогравюры - student2.ru г.

ТЕХНИКА ЛИНОГРАВЮРЫ

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru

Техника гравюры на линолеуме или, как ее еще называют, линорит — это вырезание изображения на линолеуме. Причем углубления от резца при печати будут светлыми линиями, а остальная поверхность — темный фон. Отпечаток на такой «форме» также называют линогравюрой или линоритом.

Для работы над линогравюрой надо иметь несколько специальных стальных резцов. В последнее время для художников выпускают специальный набор резцов различного профиля. Если нет специальных резцов — их можно сделать самому в домашних условиях. Сам резец лучше всего изготовить из стальной спицы от зонтика, которая имеет желобковой профиль. Достаточно заправить отрезок спицы в ручку, заострить – и резец готов. Для того чтобы такой резец не гнулся во время работы, в канавку спицы можно вложить стальную проволоку или кусок спицы от велосипеда и обмотать тонкой медной проволокой. Резцы с полукруглым узким желобком изготавливают из ножа для циклевки. В столярном деле известна цикля с накладными ножами, надо лишь снять острую фаску на точиле. Правда, такой резец сравнительно короткий, поэтому ручка к нему должна быть длиннее. Для удобства одну сторону ручки срезают.

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru Этапы работы

Замечательные резцы можно сделать из игл для обувных швейных машин, а также игл для шприцев, которыми пользуются ветеринары. Такую иглу достаточно заправить в длинную ручку, снять половинку у режущей кромки и углубить. Резцы изготавливают и из обычного стального провода или спиц от мотоцикла. Желобок лучше выбирать мелкозернистым наждачным кругом; нужно лишь немного согнуть проволоку у режущей кромки и соответственно углубить. Чтобы выбрать такую канавку на наждачном круге, стальную проволоку можно не раскаливать.

Виды резцов для линогравюры

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru

Резцы с углом 30 и 60 ° можно изготовить с помощью напильников и шаберов соответствующего профиля. Сначала в раскаленном стальном стержне пропиливают желобок, а затем доводят шабером. Раскаливают сталь так: разогревают ее докрасна и дают остыть. Для того чтобы удобнее было изготовить желобок угловых или полукруглых резцов, переднюю часть спицы следует немного согнуть. Готовый резец выгибают немного внутрь, чтобы он особо не мешал во время работы, и снова закаляют. Чтобы достаточно хорошо закалить резцы, надо их разогреть до красно-вишневого цвета и затем постепенно погружать в воду: сначала кончик, т.е. рабочий отрезок, затем весь резец.

Для заточки резцов используют мелкозернистые бруски и мелкозернистую наждачную бумагу. Резцы для линолеума заостряют с внешней стороны, а внутренние стороны канавки только зачищают наждачной бумагой, наложив его на соответствующий профиль картона, плотной бумаги или палочки. Надо следить за тем, чтобы режущая кромка была равномерно заострена (неровно заостренный резец имеет изгибы). Хорошо заостренные резцы режут линолеум, не задирая его.

Начинать работу техникой линорита лучше с простых силуэтных и контурных изображений. Следует оговориться, что в линогравюре нельзя накладывать штрихи так, как это делается карандашом, пером или кистью. Технику наложения штрихов предлагает сама пластика материала. Надо учитывать еще и то, что отражение композиции на бумаге будет зеркальным, следовательно, на линолеуме должно быть зеркальное изображение запланированного отпечатка. Такое изображение на линолеуме получают с помощью кальки или папиросной бумаги, их накладывают на заготовленный рисунок и мягким карандашом повторяют его, затем бумагу переносят на линолеум, повернув рисунком вниз, и передавливают изображения карандашом средней твердости. Линолеум перед этим лучше потереть мелкозернистой наждачной бумагой, затем покрыть гуашевыми белилами.

Начинать резать следует угловым резцом, не очень углубляя его в материал, чтобы потом можно было внести соответствующие коррективы. Как правило, для выполнения композиции на линолеуме можно обойтись двумя-тремя резцами.

Для печати отпечатков или, как их называют, эстампов с линорита пригодна любая слабо проклеенная бумага с гладкой поверхностью. В магазинах товаров для художников можно приобрести специальную бумагу для эстампов. В отличие от рисовальной, она толще, но мягче. Можно использовать также тонированную бумагу, бумагу для письма, рисования и т.п.
Печатают отпечатки печатными или обезжиренными масляными красками. Если краска слишком густая, ее разжижают растворителем № 1 или № 4.

Для равномерного нанесения краски на линолеум надо иметь стекло и фотовалик для раскатки краски.

Небольшое количество краски, 2-4 г, выдавливают из тубы на стекло, растягивая по плоскости, и раскатывают валиком в разные стороны до тех пор, пока стекло и валик не покроются равномерной краской. Затем этим же валиком накатывают краску на линорит.

Лучше печатать на специальном станке, но можно обойтись металлической или деревянной линейкой или обычной ложкой. На покрытый краской линолеум с рисунком кладут подготовленный бумагу, сверху еще один лист прочной бумаги, который прижимают так, чтобы бумага не сдвигалась с линолеума и, нажимая ложкой или ребром линейки, трут в разных направлениях, следя, чтобы все места были переведены на бумагу.

Первый отпечаток может быть не совсем удачным, но он поможет найти причину недостатка. Если краска слишком густая, она не везде равномерно покрывает бумагу, и некоторые места на отпечатке остаются без краски, если же жидкая, тогда тонкие штрихи затекают и образуются пятна. После каждого оттиска краску накатывают снова. Закончив печать, линолеум промывают кисточкой, смоченной в керосине или бензине, и высушивают.

Способы печати
По способам печати всё многообразие приёмов и разновидностей техник сводится к трём видам.
Первым из них является высокая печать. В этой технике отпечаток дают те участки, которые остаются на плоскости доски. В полиграфии доска,
с которой печатается большой тирах оттисков, называется клише.
Вторым способом является глубокая печать. При этой технике изображение на бумаге дают те места, которые на доске углубляются. Таковы, например, гравюры на металле или офорт.
Третий вид – плоская печать (литография) достигается тем, что изображение обрабатывается таким способом, когда одни участки принимают краску,
а другие – нет. Печатную форму в литографии называют камнем.
Станки для печатания гравюры существуют разных конструкций. Для высокой печати применяется станок в виде параллельных плит, которые соединяются с помощью рычага и прижимают лист к доске. Так же
в линогравюре применяется ручной метод высокой печати. Лист бумаги накладывается на накатанную краской поверхность линолеума, а затем осторожно протирается столовой ложкой. Станки для глубокой печати устроены так, что верхняя плита заменяется вращающимся цилиндром, под которым прокатывается нижняя плита вместе с доской. При этом бумага вдавливается в углубления на доске. Тот же принцип печатания используется и в литографии, только давление здесь меньше. При высокой и плоской печати краска на обработанную поверхность накатывается валиками,
а в глубокой печати втирается тампоном и ладонью руки.

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru Рабочая мастерская

СОВРЕМЕННАЯ ЛИНОГРАВЮРА

В технике линогравюры может быть выполнена практически любая продукция, от книжных иллюстраций и упаковок до шрифтов
и навигационных табличек и т.д.

Американский иллюстратор Nick Morley создает интересные картины
с помощью техники линогравюры.

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru «Hand bag», линогравюра и скриншот экрана, 76х100 см

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru история возникновения и развития линогравюры - student2.ru

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru

«Coyote», линогравюра, 25х30 см

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru

«Tortoise Boy», линогравюра

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru история возникновения и развития линогравюры - student2.ru история возникновения и развития линогравюры - student2.ru

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru

Так же, впечатляют работы художника Steve Prince. Он художник, педагог и художественный евангелист.Он родом из Нового Орлеана и ритмы города искусства, музыки и религии пульсируют через его работы.Любимый вид гравюры Стива - вырезать эстамп.Благодаря его сложным композициям и богатому визуальному словарю, Стив создает мощные сюжетные образы, которые выражают его уникальное видение, основаное на надежде, вере
и творчестве.

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru

The Dreamer», линогравюра

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru Kings, Solomon and Sheba, линогравюра

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru Requiem for Brother John, линогравюра

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru история возникновения и развития линогравюры - student2.ru история возникновения и развития линогравюры - student2.ru

Praise Him история возникновения и развития линогравюры - student2.ru , линогравюра

Постеры в технике линогравюры от известного дизайнера, художника
и иллюстратора Sergio Leone.

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru

Линогравюра используется для достижения потрясающего эффекта художниками, иллюстраторами и дизайнерами, которые выбирают данную
технику из - за его сильных графических качеств, доступности
и универсальности.

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru В преддверии Нового года и Рождества, художники и иллюстраторы создают интересные тематические открытки.

Andrea Clement, линогравюра и коллаж

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru история возникновения и развития линогравюры - student2.ru

А так же техника линогравюры используется в качестве изображения для нанесения на любой вид одежды, и не только.

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru У автора следующих иллюстраций представлены прекрасные образцы работ, выполненные в современном стиле.

Chad Eaton,WEATHERMAN on CREME, линогравюра, принт

история возникновения и развития линогравюры - student2.ru

Chad Eaton,BYGONES on navy fleece pullover

Chad Eaton, история возникновения и развития линогравюры - student2.ru ОГРОМНЫЙ "HUGS" шелкография на холсте

Наши рекомендации