Блоки и темы лекционного курса
Тема 1. Введение. Теория литературы как наука
Курс «Основы теории литературы» в системе университетского обучения студента-журналиста. Задачи курса: знакомство с теорией литературы, его структурой, с системой понятий, терминологией, научными подходами к художественному произведению и литературному процессу. Необходимость овладения принципами анализа произведения в его художественной целостности для научной, редакторской, критической деятельности и работе в СМИ специалиста-журналиста.
Теория литературы - филологическая наука о сущности, происхождении и развитии художественной словесности как вида искусства. Место теории литературы в структуре (системе) гуманитарного знания. Ее взаимодействие с лингвистикой, риторикой, искусствознанием, эстетикой, культурологией, общественной историей, а также с социологией, психологией, религиоведением, семиотикой. Проблема точности знания и трудности терминологии в теории литературы. Историческая изменяемость литературоведческой терминологии и неоднозначное истолкование терминов в различных научных школах.
Теория литературы - дисциплина, которая систематизирует понятия о специфике художественной литературы, об особенностях ее содержания и формы в их историческом развитии, о целостности художественного произведения и его функционировании, о литературном процессе.
Поэтика в составе теории литературы как наука об изобразительно-выразительных средствах и о строении литературных произведений: общая поэтика (исследование языка литературно-художественного высказывания и принципов «литературности» текста в их звуковом, словесном, образном строении, «механизма» их порождения), историческая поэтика (рассмотрение эволюции поэтических форм в связи с эволюцией художественного сознания), частная или функциональная поэтика (описание организации элементов отдельного художественного произведения как целостной системы). Их отличие от нормативной поэтики и риторики. Соотношение теории и истории литературы.
Методологические проблемы литературоведения, обусловленные предметом его изучения: понимание специфической природы, генезиса, закономерностей исторического развития и общественного значения художественной словесности как вида искусства. Истоки литературоведческой методологии в истории мировой эстетики и литературной критики.
Различие между методологией науки и методиками анализа литературных явлений. Разнообразие научных направлений и школ в современной науке о литературе; влияние на нее лингвистики, семиотики, психоанализа, кибернетики. Традиционные и нетрадиционные подходы к литературно-художественным произведениям. Методы и приемы анализа литературного произведения. Анализ художественной литературы методами других гуманитарных наук (социологии, культурологии, истории, психологии, лингвистики) и его недостаточность для целостного объяснения литературного произведения как феномена художественности. Системность и историзм - основополагающие принципы литературоведения. Соотношение детерминизма и имманентности в изучении литературных явлений.
Тема 2. Происхождение искусства
Опорные понятия: Происхождение искусства. Виды искусства. Искусство в системе культуры. Специфика искусства и его предмет. Художественный образ. Место литературы в ряду других искусств. Предмет теории литературы. Литературная критика как синтез науки, искусства и публицистики.
Искусство - особая сфера человеческой культуры. Три значения слова «искусство» в русском языке, их истоки. Искусство как художественное творчество («художество») - специфически созидательная деятельность, удовлетворяющая эстетическим потребностям людей. Эстетические категории и система основных понятий науки о литературе. Эстетическое совершенство (красота) произведений прикладных и изящных искусств, специфика красоты в каждом виде искусства.
Декоративно-прикладные искусства, совмещающие практические (утилитарные) и эстетические цели.
Изящные искусства - относительно самостоятельная сфере духовной культуры, специфическая форма самосознания человечества и художественного освоения им действительности.
Образная природа искусства. Термин «образ» в философии, психологии, лингвистике, искусствознании. Двойственная природа художественного образа как формально-содержательной категории, отражающей эстетические свойства мира в их конкретно-чувственном многообразии. Единство «предметного» и «идеального» в художественном образе как универсальное свойство всех видов изящных искусств (живописи, музыки, скульптуры, пантомимы, литературы и других). «Самодостаточность» образов искусства в отличие от других видов образности, имеющих вспомогательное значение иллюстрации (научной, рекламной, публицистической) и фактографии (мемуарной, документальной).
Своеобразие коммуникативной функции искусства; художественное произведение как «диалог с каждым, стоящим перед ним человеком» (Гегель). Внутреннее родство акта творчества и восприятия. Значение искусства, обогащающего опыт конкретно-чувственного общения личности с миром, для развития его миросозерцания и целостного нравственного самоопределения.
Происхождение искусства из первобытного синкретического творчества. Его связь с ритуалом, магией, мифологией (их общность и различия в принципах образного освоения действительности). Роль мифологем в развитии художественной образности. Искусство как создание новых («культурных») мифов. Искусство и игра (Аристотель, Ф.Шиллер, Й. Хейзинга об игровом начале в искусстве). Искусство и пограничные сферы духовной культуры, их взаимовлияние. Дидактическое и религиозное искусство. Документ в искусстве. Историческое изменение функций искусства по мере его становления и развития. Искусство как отражение общественной жизни и средоточие гуманистической культуры, выражение «глубочайших человеческих интересов» (Гегель). Жизнь художественных произведений в веках.
Виды искусства, их классификация. Экспрессивные и пластические начала в фактуре художественного образа, их смысловое значение. Взаимонезаменимость и самоценность видов искусства. Место художественной литературы в их ряду. Трактат Лессинга о границах живописи и поэзии.
Тема 3. Художественный образ. Образ и знак
Образ и знак, модель, схема. Подвижность границ между ними. Образ - представление - понятие.
Специфический обобщающий и ценностный смысл художественного образа. Его целостность. Понятие художественности (совершенства) как специфического свойства произведения искусства.
Роль творческой фантазии автора в создании художественного образа. Первичная условность и экспрессивность образов искусства, обращенных к личному эмоциональному воображению и рассчитанных на «сотворчество» читателя, зрителя, слушателя.
Тема 4. Литература как вид искусства
Художественная литература - искусство слова. Своеобразие ее «материала».
Эстетические свойства звучащего слова; его «музыкальность». Интонационная экспрессивность и ритмичность художественной речи как факторы эстетического впечатления. «Магия слов».
Знаковость слова, его «невещественность» (Лессинг). Отсутствие наглядности и конкретно-чувственной достоверности в словесном изображении. Преодоление знаковости слова в художественной речи; ее обращенность к «внутреннему оку» (Н. Гоголь) читателя. Ассоциативность словесного образа. Трудности перевода литературных произведений на другие национальные языки.
Литература как временное искусство, воспроизводящее явления жизни в их развитии. Изобразительно-экспрессивные и познавательные возможности речи. Ее способность воссоздавать как «внесловесную» действительность, так и речевую деятельность людей, как внешние стороны жизни человека, так и его духовный мир (чувства, раздумья, переживания мировоззренческого характера в их смысловой конкретности). Воспроизведение устных и письменных высказываний, мыслительных процессов - уникальное свойство искусства слова. Воссоздание словом вымышленной «художественной реальности», «внутреннего мира» (Д. Лихачев) произведения как средоточия образного его смысла.
Литература как отражение действительности, форма ее художественного познания, осмысления, оценки, претворения. Аристотель о поэзии как искусстве «мимесиса», подражающем не тому, что было, но что «возможно». Универсальный охват жизни в ее динамике, общественных и частных конфликтах, связанных с ними событий и поступков, целостных человеческих характеров и обстоятельств в литературе. Своеобразие подхода писателя к действительности: распознавание общих свойств жизни в ее конкретно-чувственных, индивидуальных проявлениях, интерес к реалиям человеческой жизни в их характерности. Отличие художественного обобщающе-целостного и ценностного осмысления жизни от научного, абстрактного знания. Соотношение понятий «прототип», «тип», «художественный характер», «персонаж», «герой», «образ». Аналитичность и проблемность литературы, ценностный смысл ее образов. Интеллектуально-духовное богатство литературы.
Особенности творческого процесса в искусстве слова: «игра рассудка и воображения» (И. Кант), «мышление образами» и создание «второго», вымышленного мира; «муки слова».
Отражение в творчестве писателя особенностей его личности, таланта и миросозерцания. Эстетические, религиозные, социологические, философские взгляды писателя, его нравственные искания как источник его произведений. Противоречия творческого процесса и их преодоление. Творческая рефлексия художника и замысел произведения.
Восприятие литературно-художественного произведения читателем посредством «эстетического созерцания» и сопереживания. Событие «встречи» читателя и автора (М. Бахтин) - способ освоения произведения как художественной ценности. Роль литературной критики в процессе восприятия художественного произведения.
Фольклор и литература - две самостоятельные области словесного творчества. Коллективное и индивидуальное авторство в фольклоре. Взаимовлияния фольклора и литературы. История литературы и фольклора в контексте истории культуры.
Тема 5. Историко-литературный процесс
Опорные понятия: Литературный процесс. Литературные направления и течения. Массовая литература. Художественная литература и беллетристика.
Литературный процесс в контексте культурно-исторического развития и проблема его периодизации. Национальное своеобразие литературы, обусловленное ее связью с историей общества и национального языка. Международные связи и влияния. Взаимодействие литератур. Литературные традиции и новаторство. Эпохи литературного развития и типы художественного сознания (традиционалистское и индивидуально-творческое).
Понятие художественной системы, творческого метода, литературного направления и течения. Различная трактовка этих категорий в науке. Художественные системы античности и раннего средневековья. Гуманистическая литература эпохи Возрождения как художественная система. Классицизм, сентиментализм, романтизм - ведущие направления в европейских литературах XVII - XVIII - начала XIX вв. (общая характеристика эстетической программы, творческого метода, системы жанров, стилевых тенденций). Противоборство и преемственность литературных направлений.
А. Пушкин, О. Бальзак, В. Белинский об отличительных свойствах реалистического воспроизведения жизни, о «самодвижении» характеров. Реалистический метод как реализация познавательных возможностей литературы. Его отличие от натурализма. Использование условных форм в реалистической литературе. Литературные течения и направления в XX веке: реализм, модернизм и другие. Понятие литературного авангарда.
Литературный процесс и читатель. Историко-функциональное изучение литературы. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли.
Краткая характеристика некоторых литературоведческих школ (культурно-исторической, компаративизма, формализма, структурализма, вульгарной социологии) и современной ситуации в науке.
Тема 6. Закономерности историко-литературного развития
Опорные понятия: Закономерности историко-литературного развития. Метод. Стиль. Проблемы современной литературы.
Риторическое и искусствоведческое понятие стиля. Стиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведения. Содержательная обусловленность такого единства. Элементы формы как носители стиля. Стилеобразующие факторы в их взаимодействии. Стиль как показатель эстетического совершенства произведения. Нормативные стили канонических жанров. Гете об отличии стиля от «простого подражания природе» и манеры. Разграничение понятий «стиль», «поэтика», «оригинальность», «манера», «слог». Использование термина «стиль» применительно к произведению, творчеству писателя, группы писателей (стилевое течение), направлению. Устойчивые признаки стиля.
Стиль как закономерность. Стилевое влияние, стилизация, пародия, эпигонство.
Тема 7. Литературные роды и виды
Опорные понятия: Литературные роды. Эпос. Лирика. Драма.
Литературные роды как формально-содержательная категория. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема. Платон и Аристотель о «способах подражания» в поэзии. Философское обоснование Гегелем и В. Белинским различия между литературными родами по содержательным и формальным признакам. Односторонность их трактовки, игнорирующей единство субъективной и объективной сторон (предмета и авторского подхода к нему) в художественном содержании и в творческом процессе.
Концепция А.Н. Веселовского о происхождении литературных родов из обрядовой синкретической песни и о развитии их в связи с историческими изменениями личностного самосознания поэта. Необходимость дополнить эту теорию рассмотрением генезиса сказки и трудовой песни.
Дискуссионность понятия литературного рода в XX веке.
Разделение литературы и фольклора на три рода в свете классификации видов искусства как изобразительных и экспрессивных (по особенностям их содержания и формы). Эпос как изобразительный вид словесного искусства: воспроизведение внешней и внутренней жизни людей в ее целостности посредством повествования о событиях. Лирика как экспрессивно-изобразительный вид искусства: воспроизведение процессов внутреннего мира людей (эмоциональных состояний, переживаний, размышлений) средствами словесно-предметной изобразительности. Драма как изобразительный вид искусства, предназначенный для театра; воспроизведение в пьесах (посредством диалогов и монологов) действий людей, вовлеченных в открытый или скрытый конфликт, который затрагивает их интересы и цели.
Пограничные межродовые явления: лиро-эпика, лирическая драма, драма для чтения и др.
Тема 8. Категория жанра
Опорные понятия: Жанры, понятие «памяти жанра». Жанровое содержание. Жанровая теория и журналистские жанры.
Литературные жанры как формально-содержательная категория. Жанровая классификация литературных произведений. Неустойчивость терминов, обозначающих жанры, и разнообразие точек зрения на их сущность в современном литературоведении. Жанр как «память искусства» (М. Бахтин), фиксирующая в целостной типологической структуре опыт предшествующего творчества. Устойчивость жанровых образований и их историческая изменчивость.
Многообразие принципов деления литературы на жанры: фольклорные и литературные жанры, прозаические и стихотворные; жанры большие, средние и малые (по объему текста, определяющему тематический масштаб, сюжетно-композиционные особенности); трагедия, идиллия и комедия (по пафосу) и т.п. Основныежанрово-родовые формы эпоса: сказка, эпическая песня, былина, эпопея, рассказ, повесть, новелла, роман, очерк. Лиро-эпические жанры: поэма, басня, баллада. Жанры драматического рода:трагедия, комедия, драма, мелодрама. Отличие понятий «драматизм», «драматический род» и «драматический жанр». Жанровые формы лирики: ода, элегия, эпиграмма, послание, песня и др.
Содержательные принципы классификации жанров. В. Белинский о древней эпопее, романе и повести. М. Бахтин об эпосе, романе и о романизации жанров в новое время. Сатира, идиллия, утопия как нравоописательная группа жанров.
Понятие о системе жанров. Художественный канон. Общие места в канонических жанрах (топика), господство канонических жанров в эпоху рефлективно-традиционалистского творчества. Аристотель о трагедии. Иерархическая система жанров классицизма. Жанр и стиль. Новое понимание жанра в эпоху романтизма. Развитие неканонических жанров. Система жанров в реализме.
Обозначение жанра произведения как форма творческой самоориентации художника и его обращения к читателю.
Журналистские (художественно-публицистические) жанры: статья, очерк (портретный, путевой, событийный), эссе, фельетон, памфлет, инвектива, открытое письмо, эпистолография.
Тема 9. Литературное произведение
Опорные понятия: Литературное произведение. Художественная речь и её элементы. Тропы как средства изобразительности и выразительности. Организация художественного текста. Сюжет, фабула, композиция.
Художественная форма:
Словесный строй.Различия между понятиями речи, видов речи и языка. Обусловленность речи содержанием и целью высказывания. Художественная речь как одна из сторон образной формы произведения. Образность и экспрессивность художественной речи, ее высокая эстетическая организованность. Сходство и различие художественной речи с ораторской и с разговорной.
А. Потебня о «внутренней форме» слова, о его образности. Образность речи в широком и узком (тропы) значении. Национальный язык - источник выразительно-изобразительных и эстетических возможностей художественной речи.
Лексико-семантические особенности художественной речи.
Номинативная изобразительность речи литературных произведений. Экспрессивное значение корней, суффиксов, префиксов. Использование архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, прозаизмов в художественной литературе. Возможность нарушения норм литературного языка в художественной речи. Создание поэтических неологизмов.
Слово в художественном контексте. Иносказательность, ее виды. Принципы переноса значения слов. Тропы: метафора, метонимия, ирония. Виды метонимии. Перифраз как развернутый метонимический оборот. Виды метафоры. Простое сравнение. Развернутое сравнение. Олицетворение и образный параллелизм. Отрицательные сравнения и параллелизм. А. Веселовский о происхождении их в народной поэзии. Образы-символы, образы-аллегории, образа-эмблемы. Возврат утраченной образности слова в художественном контексте. Гипербола и литота как виды словесно-предметной изобразительности.
Интонационно-синтаксическая выразительность художественнойречи. Эмоционально-речевые интонации, риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения). Синтаксическая инверсия и исторические нормы литературного языка. Словесные антитезы. Эллипсис. Словесные повторы. Их разновидности в поэзии (анафора, эпифора, стык, рефрен). Синтаксический параллелизм. Градация.
Художественные эпитеты, их изобразительно-экспрессивное значение, дающее целостную характеристику предмета. Отличие эпитета от логически-разделительного определения.
Сюжет- динамическая сторона художественного мира. Две научных традиции в терминологическом обозначении изображаемых событий: сюжет и фабула.
Сюжет как форма воспроизведения общественных и личных конфликтов. Внешние и внутренние действия персонажей в сюжете. Событие и действие. Аристотель о единстве сюжетного действия. Ситуация, конфликт, коллизия, интрига. Развитие сквозного конфликта: завязка, перипетии, кульминации, развязка. Воспроизведение устойчивых конфликтов в сюжетах. Сюжетные и внесюжетные эпизоды. Сюжетные линии и их сопряжение. Пролог и эпилог. Хроникальное и концентрическое строение сюжетов. Сюжетные мотивы и их мотивировки.
Тема 10. Содержание литературного произведения
Опорные понятия: Содержание художественного произведения. Понятие о художественном мире. Единство формы и содержания. Субъектная организация произведения: автор, повествователь, персонаж. Пространство и время.
А. Содержание и форма художественного произведения
Целостность литературного произведения как идейно-художественной системы. Его концептуальность и специфическая художественная завершенность.
Органическое единство образной формы и эмоционально-обобщающего содержания. Проблема их аналитического разграничения, возникшая в европейской эстетике конца XVIII - начала XIX веков (Ф. Шиллер, Гегель, Гете). Научная значимость такого разграничения и его дискуссионность в современном литературоведении (замена традиционных понятий на «смысл», «художественная семантика», «буквальное содержание», «текст», «дискурс» и т.п.). Понятия «эстетическая идея» (И. Кант), «поэтическая идея» (Ф. Шиллер), «идея прекрасного» (Гегель): смысловые нюансы этих терминов, выявляющих способ существования и формообразующий потенциал художественной мысли (творческой концепции). «Конкретность» как общее свойство идеи и образа, содержания и формы в литературном произведении. Творческая природа художественного содержания и формы, становление их единства в процессе созидания произведения, «переход» содержания в форму и формы в содержание.
Относительная самостоятельность образной формы, сочетающей эстетическую целесообразность с «видимой случайностью». Художественная форма как воплощение и развертывание содержания, ее «символическое» («метафорическое») значение и упорядочивающая роль. Завершенность формы и ее «эмоционально-волевая напряженность» (М. Бахтин).
Состав художественной формы как научная проблема; «внутренняя» и «внешняя» форма (А. Потебня). Эстетическая организация (композиция) «художественного мира» (изображаемой вымышленной реальности) и словесного текста. Принцип функционального рассмотрения элементов формы в их содержательной и конструктивной роли. Понятие художественного приема и его функции. Формалистическое истолкование этого понятия, изолирующее художественную форму от содержания. Соподчиненность формальных элементов творческой концепции автора. Понятие структуры как соотнесенности элементов целого. Значение терминов «информация», «текст», «контекст» в семиотической трактовке художественной литературы.
Б. Содержание художественного произведения
Поэтическая идея (обобщающая эмоционально-образная мысль) как основа художественного содержания. Отличие поэтической идеи от аналитического суждения; органическое единство объективной (предметно-тематической) и субъективной (идейно-эмоциональной) сторон; условность такого разграничения внутри художественного целого. Специфика поэтической мысли, преодолевающей односторонность отвлеченного мышления, ее образная многозначность, «открытость».
Категория художественной темы, позволяющая соотнести поэтическую идею с ее предметом, с внехудожественной реальностью. Авторская активность в выборе темы. Связь между предметом изображения и предметом познания; различия между ними. Сопряжение конкретно-исторических и традиционных, «вечных» тем в литературе. Авторская трактовка темы: выявление и осмысление жизненных противоречий под определенным углом зрения. Преемственность проблем в литературе, их художественное своеобразие. Ценностный аспект и эмоциональная направленность поэтической идеи, обусловленная мировоззренчески-нравственным отношением автора к изображаемым противоречиям человеческой жизни, «суд» и «приговор» художника. Разная степень выраженности эмоциональной оценки в целостности художественного произведения (в зависимости от программной и творческой установки автора, жанровой и стилевой традиции). Художественная тенденция и тенденциозность.
Категория пафоса. Неоднозначное употребление термина «пафос» в науке о литераторе: 1) «любовь поэта к идее» (В. Белинский), вдохновляющая его творческий замысел; 2) страстная устремленность персонажа к значительной цели, побуждающая его действовать; 3) возвышенная эмоциональная направленность поэтической идеи произведения, обусловленная страстным и «серьезным» (Гегель) отношением поэта к предмету творчества. Связь пафоса с категорией возвышенного. Истинный и ложный пафос. «Пафос» и «настроение» - разновидности поэтических идей.
Типология поэтических идей как теоретико-литературная проблема: тематический принцип (социальные, политические, религиозные и т.п. идеи) и эстетический принцип (образно воплощенный «строй чувств», по Ф. Шиллеру, обусловленный соотношением идеала художника и изображаемой им действительности).
Героическое в литературе: изображение и любование подвигом отдельного человека или коллектива в их борьбе с природными стихиями, с внешним или внутренним врагом. Развитие художественной героики от нормативного воспевания героя к его исторической конкретизации. Сочетание героики с драматизмом и трагизмом.
Трагическое в литературе. Значение античных мифов и христианских легенд для осмысления сущности трагических конфликтов (внешних и внутренних) и воссоздания их в литературе. Нравственная значительность трагического характера и его пафос, побуждающий к действию. Разнообразие ситуаций, отражающих трагические коллизии жизни. Трагическое настроение.
Идиллическое - художественная идеализация «естественного», близкого к природе образа жизни «невинного и счастливого человечества» (Ф. Шиллер), не затронутого цивилизацией.
Сентиментальный и романтический интерес к внутреннему миру личности в литературе Нового времени. В. Белинский о значении сентиментальной чувствительности и романтической устремленности к идеалу в литературе. Отличие типологических понятий «сентиментальность» и «романтика» от конкретно-исторических понятий «сентиментализм» и «романтизм». Сентиментальность и романтика в реализме. Их связь с юмором, иронией, сатирой.
Критическая направленность литературы. Комические противоречия - основа юмора и сатиры, определяющие господство в них смехового начала. Н. Гоголь о познавательном значении смеха. Юмор – «смех сквозь слезы» в связи с нравственно-философским осмыслением комического поведения людей. Использование термина «юмор» в значении легкого, развлекательного смеха. Гражданская направленность сатирического пафоса как гневного обличения смехом. Связь сатиры с трагизмом. Ирония и сарказм. Традиции карнавального смеха в литературе. Трагикомическое.
Сочетаемость и взаимопереходы видов поэтических идей и настроений. Единство утверждения и отрицания. Неповторимость идеи отдельного произведения и широта его художественного содержания.
Эпичность, лиризм, драматизм - типологические свойства художественного содержания. Лиризм как возвышенно-эмоциональная настроенность, утверждающая ценность внутреннего мира личности. Драматизм (драматичность) как умонастроение, передающее напряженное переживание острых противоречий социальных, нравственных, бытовых отношений между людьми.
Эпичность как возвышенно-созерцательный взгляд на мир, приятие мира в его широте, сложности и целостности.
Интерпретация содержания художественного произведения (творческая, критическая, литературоведческая, читательская) и проблема границы между обоснованным и произвольным его истолкованием. Контекст творчества писателя, замысел и творческая история произведения как ориентиры для интерпретации.