Постмодернизм как художественная система
В начале 1980-х лет в зарубежной теории литературы и искусства возникло понятие постмодернизма. Этим сроком начинали обозначать явления культуры последних десятилетий, которые пришли на смену модернизма (постмодернизм и означает “все, что после модернизма”). Дата возникновения постмодернизма остается дискуссионной. Одни исследователи считают началом постмодернизма роман Джойса “Поминки по Финнегану” (1939), вторые - предыдущий его роман “Улисс”, третьи - американскую “новую поэзию” 40-50-х лет, четвертые - что постмодернизм - это не “фиксированное хронологическое явление”, а некоторый духовное состояние, а “в любой эпохе есть собственный постмодернизм” (У. Эко), пятые вообще высказываются о постмодернизме как об “одной из интеллектуальных фикций нашего времени” (Ю. Андрухович). Но большинство научных работников считает, что переход от модернизма до постмодернизма выпал на середину 1950-х годов. В 60-70-е года постмодернизм охватывает разные национальные литературы, а в 80-е он стал доминирующим направлением современной литературы и культуры.
Ведущими признаками постмодернистской литературы есть ирония, “цитатное мышление”, интертекстуальность, пастиш, коллаж, принцип игры. В постмодернизме властвует тотальная ирония, общее осмеяние и насмешки. Многочисленные постмодернистские художественные произведения характеризуются сознательной установкой на ироническое сопоставление разных жанров, стилей, художественных течений. Произведение постмодернизма - это всегда высмеивание предыдущих и неприемлемых форм эстетичного опыта: реализма, модернизма, массовой культуры.
Одним из главных принципов постмодернизма есть цитата, а для представителей этого направления присуще цитатное мышление. Американский исследователь Б. Морриссетт назвал постмодернистскую прозу “цитатной литературой”. Тотальная постмодернистская цитата приходит на смену утонченной модернистской реминисценции. Целиком постмодернистским есть американский студенческий анекдот о том, как студент филолог впервые прочитал “Гамлета” и был разочарован: ничего особого, собрание распространенных крылатых слов и выражений. Некоторые произведения постмодернизма превращаются в книги-цитаты. Так, роман французского писателя Жака Риве “Панночки с А.” представляет собой сборник 750 цитат с 408 авторов.
С постмодернистским цитатным мышлением связано и такое понятие, как интертекстуальность. Французская исследовательница Юлия Кристева, что вводит это понятие в литературоведческое обращение, отмечала: “Любой текст строится как мозаика цитат, любой текст является продуктом всасывания и трансформации какого-то другого текста”. А другой французский филолог Роллан Барт писал, что “текст существует лишь в силу межтекстовых отношений, в силу интертекстуальности”. Ему же принадлежит каноническое определение понятий “интертекст” и “интертекстуальность”: “Каждый текст есть интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на разных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предыдущей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат”. Интертекст в искусстве постмодернизма является основным способом построения текста, который заключается в том, что текст строится из цитат из других текстов.
Если интертекстуальными были и многочисленные модернистские романы (”Улисс” Дж. Джойса, “Мастер и Маргарита” Г. Булгакова, “Доктор Фаустус” Т. Манна, “Игра в бисер” Г. Гессе), то достижением именно постмодернизма есть гипертекст. Это текст, построен таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, вместе с тем представляя единство и многочисленность текстов. Его примером есть любой словарь или энциклопедия, где каждая статья отсылает к другим статьям этого же издания. Читать такой текст можно по-разному: от одной статьи к другой за потребностью, игнорируя гипертекстовые ссылки; читать все статьи подряд, справляясь со ссылками; или же двигаясь от одного ссылки к другой. Итак, таким гибким приспособлением, как гипертекст, можно манипулировать на свое усмотрение. В 1976 году американский писатель Реймон Федерман опубликовал роман, который так и называется “На ваше усмотрение”. Его можно читать, по желанию читателя, с любого места, тасуя непронумерованные и несброшюрованные страницы. Понятие гипертекста связано и с компьютерными виртуальными реальностями. Сегодняшними гипертекстами является компьютерная литература, которую можно читать лишь на мониторе: нажимая одну кнопку, переносишься в предысторию героя, нажимая другую - изменяешь плохой конец на добрый и т.д.
Признаком постмодернистской литературы есть так называемый пастиш (от итал. - опера, составленная из отрывков других опер, смесь, попурри, стилизация). Он является специфическим вариантом пародии, которая в постмодернизме изменяет свои функции. От пародии пастиш отличается тем, что теперь нечего пародировать, нет серьезного объекта, который можно подвергнуть высмеиванию. Пастиш понимают также как самопародирование. Американский исследователь постмодернизма И. Хассан определил самопародию как средство, с помощью которого писатель постмодернист сталкивается с “лживым по своей природе языком”. Он предлагает нам “имитацию романа его автором, который, в свою очередь, имитирует роль автора,… пародирует сам себя в акте пародии”.
Среди других характеристик постмодернизма - неопределенность, театральность, гибридизация жанров, сотворчество читателя, насыщенность культурными реалиями, “растворение характера” (полная деструкция персонажа как психологически и социально детерминированного характера), отношение к литературе как к “первой реальности” (текст не отображает действительность, а создает новую реальность, даже много реальностей, часто независимых одна от другой). А наиболее распространенными образами метафорами постмодернизма есть кентавр, карнавал, лабиринт, библиотека, сумасшествие.
30. Массовая литература.
Массовой литературой обычно считают даже не литературу, а низкопробное чтиво, ориентированное исключительно на коммерческий рынок. Утверждают также, что она была таковой с самого зарождения и настолько отличалась от подлинной литературы, что уважающие себя критики считали ниже своего достоинства даже замечать её. И в самом деле, статьи о массовой литературе нет ни в однотомном «Словаре литературоведческих терминов», изданном в 1974 г., ни в многотомной «Краткой литературной энциклопедии». Лишь в дополнительном 9-м томе КЛЭ (1978) появляется статья, но целиком негативная, ставящая массовую литературу вне литературного ряда.
Массовая литература — это совокупность популярных произведений, которые рассчитаны на читателя, не приобщенного (или мало приобщенного) к художественной культуре, невзыскательного, не обладающего развитым вкусом, не желающего либо не способного самостоятельно мыслить и по достоинству оценивать произведения, ищущего в печатной продукции главным образом развлечения.
В соответствии с этим герои книг, принадлежащих паралитературе, лишены, как правило, характера, психологической индивидуальности, «особых примет».
Отсутствие характеров паралитература компенсирует динамично развивающимся действием, обилием невероятных, фантастических, почти сказочных происшествий. Наглядное тому свидетельство — бесконечные книги о похождениях и приключениях Анжелики, которые пользуются огромным успехом у невзыскательного читателя. Герой таких произведений обычно не обладает собственно человеческим лицом. Нередко он выступает в обличии супермена. В психологическом отношении — он пустое место и его мыслительные способности не подвергаются особым испытаниям (в отличие от Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро или Жюля Мегрэ), но зато он не знает себе равных в своих бесчисленных искусствах — стрельбе, боксе, борьбе дзюдо, вождении машины, пилотировании самолета, прыжках с парашютом, подводном плавании, умении пить виски, не хмелея, и т.д.
Тем не менее паралитература стремится убедить читателя в достоверности изображаемого, в том, что самые невероятные события «могли бы случиться со всяким без прибавления вымысла». Паралитература либо прибегает к мистификации, либо «обставляет» невозможные в реальности приключения узнаваемыми и документально достоверными подробностями. Так, авторы книг о похождениях Джерри Коттона «заботятся, чтобы номера телефонов были подлинными, чтобы названия и адреса питейных заведений, клубов были правильными, чтобы маршруты автомобильных погонь были точными в смысле расстояний и расчета времени. Все это производит на наивных читателей покоряющее действие».
Паралитература – детище индустрии духовного потребления. В Германии, например, производство «примитивных романов» в буквальном смысле слова поставлено на конвейер: «Издательство выпускает в месяц определенное количество названий тривиальных романов того или иного жанра (женский, детективный, вестерн, приключенческий, научно-фантастический, солдатский романы), строго регламентированных в смысле сюжета, характера, языка, стиля и даже объема (250–272 страницы книжного текста). Для этого оно содержит на договорных началах авторов, которые регулярно, в заранее спланированные сроки поставляют редакции рукописи, отвечающие предуказанным требованиям. Эти рукописи издаются не под именем автора, а под каким-нибудь звучным псевдонимом, который принадлежит так же, как и рукопись, издательству. Последнее имеет право, не согласовывая с автором, исправлять и переделывать рукописи по своему усмотрению и выпускать рукописи разных авторов под общим псевдонимом».
Таким образом, авторское начало уничтожается в самом процессе производства паралитературы.