Направления развития музейного менеджмента
В настоящее время в сфере культуры и искусства интенсивно формируется глобальное культурное пространство. Представители различных культур с помощью современного туризма, информационных технологий, средств связи и телекоммуникации не только могут получить интересующую их информацию о музеях, выставках, экспозициях, но и посетить их в любой точке мира. В этих условиях развитие музейного дела заключается в повышении эффективности деятельности на основе поиска и реализации современных методов, форм и средств донесения социокультурной информации до аудитории.
Достижение современным музеем данной цели возможно следующими методами:
- создание интерактивной музейной экспозиции, погружение аудитории в культурно-историческую среду музея, использование элементов шоу;
- укрепление материально-технической базы, использование разнообразных технических средств при демонстрации музейных предметов;
- развитие культурного туризма, расширение международного сотрудничества в музейном деле, выставочной деятельности, создание и развитие гостиничной инфраструктуры и туристского сервиса.
В современных условиях менеджменту музея следует не только реагировать на мгновенные и спонтанные изменениями в мире культуры, но и искать потенциальных носителей подобных изменений, внедрять их в глобальном культурном пространстве. Культурная деятельность музея должна быть гибкой и адаптивной, соответствовать культуре, а не пытаться изменить ее и одновременно интегрировать в современное культурное поле находящихся вне его. Одним из принципов современной культурной политики является принцип: «Ц-ап$сепс1еге!» — преодоление пределов. Суть его заключается в том, что культура интегрируется в другие сферы жизнедеятельности, как то: экономику, политику, социальную сферу, военную сферу и т.д. Культура использует технологии и формы, абсолютно чуждых ей по содержанию секторов общественной и государственной жизни, создает особое содержание, по преимуществу ценностного характера. Границы между секторами не стираются, но они более не являются закрытыми для различных влияний. Обмен информацией стремительно развивается, интенсивность его растет: одним из главных для культуры становится вопрос быстрой и качественной передачи ассоциативной информации потребителю.
Партнерство культуры и экономики — важнейший элемент развития современного музейного дела. Самоокупаемость культурной сферы требует интеграции культуры и бизнеса, в процессе которой объект культуры эволюционирует в пассивный субъект, обеспечивающий творческую направленность бизнес-проектов. В мире активно создаются культурные корпорации, цели которых являются как экономическими, так и социальными. Часть собственности корпорации является государственной, а часть — частной; корпорация одновременно получает прибыль и реализовывает государственную культурную политику. Создание такого рода структур полугосударственного характера чрезвычайно перспективно, так как государство снимает с финансирования часть учреждений культуры, так как они становятся самоокупаемыми. Бизнесмены, инвестирующие деньги в культурные проекты, получают господдержку (кредиты, налоговые льготы).
На рынке культурных продуктов появляются крупные компании, способные к бурному развитии по корпоративным принципам, экспансии в различных сферах, реализующие крупные социально-культурные проекты.
Музейная корпорация — это социокультурная система, включающая в себя культурные объекты самого различного профиля, объединенные одним брендом, единой стратегической системой управления. В основе современной музейной корпорации лежит несколько традиционных идей:
- экономическая эффективность (прибыльность, безубыточность);
- организационная культура (идеология);
- бренд (марка);
- креативность;
- жесткая иерархия;
- гибкость и восприимчивость к изменениям;
- активная маркетинговая и РК(пиар)-деятельность;
- активная научная деятельность в связи с культурной средой и научно-техническим прогрессом.
Эти принципы позволяют музейным корпорациям существовать, развиваться, расти. Экономическая эффективность возможна в том случае, если музей использует свои экспонаты в качестве ресурса, найдет формы их эксплуатации, генерирует и интегрирует в свою деятельность различные бизнес-проекты. Интеграция с туристическим, издательским и другими видами бизнеса — эффективный путь развития музейного дела в условиях современной постиндустриальной рыночной экономики.
Организационная культура — философия современной музейной корпорации, в соответствии с которой все работники музея действуют в соответствии с идеологией организации, являются лояльными ей, верят в успех бренда и социальную значимость музейного дела. В современных условиях бренд — ключевое понятие успеха музейного дела. Музейный бренд, создавая определенный набор ассоциаций, связанных с символом музейной корпорации, создает ее имидж на национальном и международных рынках. Современный музей развивается, включая свой бренд в глобальное культурное информационное и экономическое поле.
Креативность — основное правило функционирования музейной корпорации. Культурный продукт востребован только тогда, когда в него вложена оригинальная мысль, то, что общество еще не видело. В современном обществе потребления новизна ценится превыше всего.
Жесткая иерархия внутри системы — условие эффективного музейного менеджмента. Жесткий контроль за обменом информации между подсистемами музейной корпорации обеспечивает высокий уровень координации действий подразделений, служб и отдельных сотрудников.
В современных условиях музею необходима гибкость и восприимчивость к изменениям на рынке, поведению партнеров и конкурентов. В противном случае музей превращается в структуру, существующую в законсервированном виде. Каждый музей должен помнить, что он — лишь один из игроков на рынке музейного дела, лишь тогда его политика будет эффективной, а проекты оправданными, обоснованными и востребованными обществом.
Постоянное исследование рынка и позиционирование на нем с помощью пиар-деятельности — еще один способ саморегуляции, необходимый современным музеям, находящимся на государственном финансировании. Это возможность с помощью современных технологий поддерживать информационный обмен с потенциальными потребителями культурного продукта.
Научная и образовательная деятельность музея как корпорации необходима с точки зрения социальной эффективности. Крупные исследования в научной сфере также необходимы для серьезной издательской деятельности и получения государственной поддержки.
Формирование корпоративных отношений внутри музея, а также вовлечение инвесторов и партнеров в музейное дело — необходимый механизм интенсификации процессов внутри системы, эффективного менеджмента, саморегуляции музейной деятельности.
В случае создание эффективных регулятивных механизмов социальная роль музея повысится настолько, насколько возрастут его ресурсы и рыночные возможности.
Объединение различных форм бизнеса с музейной деятельностью чрезвычайно перспективно. В настоящее время большинство музеев проявляют свою активность в следующих областях: издательской деятельности, выставочной деятельности, образовательной деятельности, сувенирном производстве. Однако в связи с небольшими масштабами этих направлений деятельности, их экономическая и социальная эффективность невелика. В перспективе сфера влияния музея могла бы быть расширена на ряд областей бизнеса. К ним относятся: гостиничный бизнес, туристический бизнес, а также оказание услуг в сфере организации праздников, дизайна и архитектуры, антикварной торговли и т.д.
В процессе постоянной креативной деятельности музея традиционные сферы влияния должны осваиваться с помощью новых форм, экспансия на частично освоенном рынке — одно из перспективнейших направлений продвижения музейной корпорации.
Кооперирование с бизнесом осуществляется на основе создания глобального бренда музея, который номинально объединяет самые различные музейные и бизнес-структуры, служит гарантом определенного качества предоставляемых услуг и предлагает специфическую, «брендовую» относительно стандартизованную форму предоставления услуг. При этом единая стратегия развития для всех элементов не предусмотрена. Преимуществом данного подхода является автономность подсистем музейной корпорации, отсутствие жесткой иерархии в рамках совместного бизнес-проекта. В систему привлекаются отечественные и иностранные предприниматели, готовые работать под музейным брендом, что избавляет их от дорогостоящей РК-компании для раскрутки и продвижения продукта, так как им достаточно заботиться о престиже бренда музея.
Иной путь — создание классической корпорации: полуфеодальной системы, функционирующей на принципах жесточайшей иерархии, в которой все подсистемы строго следуют единой стратегии, принимаемой на уровне топ-менеджеров и «стратегических» департаментов. Как показывает мировой опыт, по такой схеме согласно работать абсолютное меньшинство крупных предпринимателей; существование жесткой системы подрывает их интересы на рынке, не предполагает возможности самостоятельного продвижения. В первом случае возможно создание ряда брендов, сопутствующих топ-бренду музея; во втором случае существует только центр, представляющий на рынке интересы всех элементов системы. Но этот подход позволяет максимизировать прибыли, повысить эффективность.
Следующее перспективное направление деятельности современного музея — создание системы брендов, концентрированных на музейных территориях: крупные музеи объединяются и интегрируются с бизнес-структурами, имеющими собственные бренды; в сознании потребителя создается четкий набор ассоциаций: крупные музеи связаны с определенными брендами — «рекомендуют». Музеи принимают наиболее мягкий вид корпоративного сотрудничества, связывая свою марку с определенными представителями издательской деятельности, гостиничного бизнеса, туристической сферы.
Рассмотрим этапы превращения современного крупного музея в корпорацию, часть активов которой будет представлена частным капиталом, а другая часть — государственными ценностями музейного характера.
- Разрабатывается система управления музеем, существующим в рамках корпорации. Структура управления музея подвергается тщательному анализу с точки зрения различных подходов, музей рассматривается как единая система, подсистемы которой имеют специфические функции и задачи. На основе анализа синтезируется новая структура управления, так называемая «система управления переходного периода», основной задачей которой является разработка теоретической концепции корпорации, поиск инновационных форм деятельности.
- На основании концепции проводится сканирование мирового бизнес-пространства с целью найти предпринимателей, готовых вступить в корпорацию на определенных концепцией условиях.
- Состав музейной корпорации принципиально определен. Разрабатывается структура управления корпорацией в целом, ее бренд и организационная культура, устанавливаются технологии обмена информацией, специфические механизмы взаимодействия с внешней средой, а также формируется стратегия, т.е. перспектива развития корпорации.
- Музейная корпорация начинает формироваться юридически и фактически. Обеспечивается маркетинговая деятельность музея и партнерских бизнес-структур в рамках единого проекта. Масштабы маркетинговой деятельности должны соответствовать уровню музея и объему капиталов, объединенных музейной корпорацией. Важной частью маркетинговой деятельности является брендинг.
- Музейная корпорация сформировалась, образовала единое стилевое и информационное пространство и начала переговоры с властями метрополии о создании единой стратегии развития корпорации и города в различных сферах. Музей на этом этапе создает организационную культуру города, единую для города и корпораций музейного типа.
- Музейная корпорация осуществляет свою основную деятельность согласно заявленным принципам и генерирует новые проекты, включает новые элементы в свою структуру, а также максимально интегрируется с обществом и органами государстве иной власти.
Музейная корпорация может объединить сферы деятельности, в которых гуманитарная, социокультурная составляющая имеют большое значение. Музейная корпорация может включать в себя производства по изготовлению мебели и канцелярских товаров; специфические медицинские, санаторно-курортные учреждения; туристические, транспортные компании; предприятия гостиничной и ресторанной сферы. Все это будут объединять следующие элементы системы:
- единый бренд — символ специфического стиля музея, его ценностной сущности и ориентации;
- единый стиль, непосредственно связанный с брендом, отражающий стилевое многообразие музея, его потенциал культуры и искусства как рыночно-ориентированной индустрии;
- единая организационная культура, стремление к четко сконструированным корпоративным целям;
- единая стратегия маркетинга, позиционирования на рынке, основанная на применении эффективных рыночных технологий;
- единая социальная политика, соответствующая принципу социально ответственного бизнеса. Объект социальной деятельности — музей находится внутри корпорации.
В рамках музейной корпорации бизнес-структуры получают мощную креативную поддержку. Творческие проекты наращивают капитализацию, культурные и художественные идеи становятся все дороже. Музей выступает как генератор социокультурных и художественных инноваций. Экономическая эффективность партнерства в рамках музейной корпорации несомненна. Минимальное вложение ресурсов в объединение — и производство обретает творчески ориентированную концепцию, а музей — мощный и неиссякаемый источник независимого дохода. С учетом государственной поддержки такого рода корпорации могут быть мощными бизнес-культурными центрами, сформировать собственный рынок туристических, гостиничных, ресторанных и т.д. услуг и развивать его.
Музейная корпорация, став производителем товаров и услуг, может оказывать на общество значительное воздействие. Более того, как производитель она будет взаимодействовать с активным потребителем, т.е. либеральной группой, которая на данный момент находится вне музейного поля. Поддерживая молодых и перспективных художников, профессионалов в сфере искусства и совмещая их работы с интерпретациями классического искусства, музейная корпорация сможет в упрощенном виде внедрять культурные ценности в общество. В таких условиях музей может быть успешным и социально эффективным, если сможет приспособиться к стилю эпохи — станет корпорацией, производящей то, что можно рекламировать, понимать просто потреблять.
Основным инструментом влияния на культурное поле значительной массы людей, сконцентрированной в рамках метрополии, является общение с ними с помощью средств массовой информации. Применение технологии «очевидных ассоциаций», т.е. лозунгов и слоганов, понятных значительной части населения, становится единственным средством эффективного воздействия. Другим инструментом такого процесса может быть общение с избранными (представителями общественных организаций, ассоциаций бизнесменов и т.д.) с помощью создания специальных институтов в рамках системы управления метрополии (в теории корпоративизма такие группы, активно взаимодействующие с властью и представляющие определенные группы интересов, обозначают как шкШе-ёгоиря (внутренние группы).
Музейная корпорация не только участвует в проектах общественных организаций и инициирует их, но сама создает общественные организации, как то: попечительские советы школ, театров, библиотек; ассоциации искусствоведов, дизайнеров, художников, менеджеров и т.д. Музейная корпорация создает сеть, которая всегда может предоставить ей необходимые ресурсы и одновременно быть объектом воздействия. Таким образом, сфера влияния музеев в экономике и обществе расширяется, появляются новые возможности и специфические формы экономической деятельности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Какую роль играют музеи в современном обществе?
- Раскройте понятие «музейный менеджмент». Каковы особенности музейного менеджмента в российских условиях?
- Перечислите показатели эффективности коммерческой деятельности музеев.
- Определите тип организационной структуры управления ГМПЗ «Ясная Поляна».
- Какие направления оптимизации организационной структуры ГМПЗ «Ясная Поляна» вы бы предложили?
- Каковы основные направления развития музейного менеджмента в современных условиях?
- Какие примеры партнерства музея и бизнеса вы можете назвать?
- Что такое «музейная корпорация»?
- Перечислите этапы превращения современного крупного музея в корпорацию.
- Какова роль музейной корпорации в социально-экономической жизни страны?