Никаких фильмов в аргументах!
Текст 1
- (1)Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно стремился побороть этот свой порок. - (2)Как же, — спрашивают, — при таком недостатке вы всё-таки научились и сделались достаточно известным мастером слова? - (3)Тому, о чём вы спрашиваете, научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а скажу: в поведении. (4)Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой родной язык, как друга, и нужно было искать этой встречи... (5)Я получил своё мастерство, как понимание законов родного языка, от своей матери, от школы и от своего народа даром, как все. (6)Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении, в том, как страстно, как жадно метался я по родной земле в поисках друга, и когда нашёл его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык. (7)У каждого яблока на одной и той же яблоньке такое разное выражение. (8)Есть яблоко умное, выглядывает из-за листика выпуклиной своего лобика, а есть яблоко любимое — наверху круглое, с круглыми дольками, всегда мне сверху весело смеётся. (9)И, бывает, я ему даже пальцем погрожу и скажу... (10)Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из яблоньки! (11)Искусство — это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли. (14)Да, так и можно сказать, что всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей. (15)Часто эти близкие живут на таких отдалённых окраинах места и времени, что без помощи книги, картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать. (16)Через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому. (17)Случается каждому писателю на склоне лет среди своих писаний, убегающих в Лету, найти одну страницу необыкновенную. (18)Как будто весенний поток выбросил эту мысль, заключённую в железную форму, как льдину на берег. (19)И вот вода, выбрасывающая льдину, давно уже в море исчезла, а льдина все лежит, лежит и тратится только по капельке. (20)Когда я у себя в радостный день встречаю такую страницу, я всегда изумляюсь, как это я, ленивый, легкомысленный и вообще недостойный, мог написать такую страницу? (21)После раздумья я отвечаю себе, что это не совсем я писал, что со мной сотрудничали неведомые мои друзья, и оттого у нас вместе получилась такая страница. (22)У меня в жизни друзей не было, но зато к каждому я стремился, как к другу. (23)Сегодня мысль моя вертится вокруг той силы души человека, которая развивается и раскрывается в борьбе с одиночеством: иду с человеком по тропе и говорю ему. (24)Человек ушёл — я один на тропе, мне не хватает слушателя, я вынимаю книжку и записываю. (25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом. (26)Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. (27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол. (28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь. (По М. Пришвину*) *Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954 гг.) — русский писатель, автор произведений о природе. |
М. Пришвин автор «Голубой стрекозы»
Пришвин в своих дневниках и художественных произведениях – разный человек.
1)Никогда не ставить проблему по первому прочтению; 2)Найти в тексте авторскую позицию – подчеркнуть или выписать на черновик (трижды прочесть текст, АП будет либо в выводе, либо во всем тексте) 3)Проблема - вопрос, над которым надо задуматься, на который отвечает АП. Получилось? Все верно. |
Пришвин плохо учился, но стал мастером слова – хорошо писал по-русски. Он говорит: хорошему языку «научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а скажу: в поведении.»
СУТЬ: сидя за столом, можно быть грамотным, но не мастером слова.
Мастерство пришло во время путешествий, встреч с великими писателями.
10 – язык спасает от одиночества
Нить между 10 и 11 – искусство объединяет людей, как и язык, оно роднит их, сближает друг с другом через эмоции, которые вызывает сила творчества, будь то музыка, живопись, литература – именно это выводит одного человека навстречу другому.
«неведомые друзья» - слова русского языка. Пришвин и русский язык вместе, как друзья, создают книги.
Во время одиночества Пришвин делится своими умными мыслями в записных книжках.
Автор считает, что нужно делиться искусством, тогда прекрасное будет постоянно рядом с тобой.
В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь.
Здесь АП рассыпана по всему тексту.
То, как нужно учиться русскому языку –> ря наш дар –> благодарность ря –> искусство объединяет людей –> искусство опора для человека –> идея о жизненном пути, пути к творчеству.
Проблема: 1. что такое РЯ (родной язык) для Пришвина и для русского человека. (10)Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из яблоньки! (28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь. РЯ – надежный друг, спасающий от одиночества. 2. может ли искусство соединять людей? (11)Искусство — это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли. |
1. Нашли АП; 2. Поставили 2 вопроса; 3. Нашли на них ответы в тексте; 4. Находим аргументы |
Проблема: Какую роль играет РЯ в жизни человека? Лихачёв книжка «письма о добром и прекрасном»: русский язык – визитная карточка человека, именно исходя из речи, можно определить уровень культуры – идея Пришвина, что русский язык – дар для человека, который необходимо беречь • речевая характеристика героя в литературе – М. Булгаков «Собачье сердце» (Шариков), Фонвизин «недоросоль» (Митрофанушка) , Островский «Гроза» (Дикой), Островский «бесприданница» • русский язык – Тургенев стихотворение в прозе «русский язык», Максим Кронгауз «русский язык на грани нервного срыва»: РЯ – живой организм, который не может не реагировать на все процессы, происходящие в мире, но, как только жизнь улучшается, русский язык тоже меняется в лучшую сторону. (проблема: «может ли язык остаться неизменным, когда все вокруг меняется?» - нет не может) |
*АП – авторская позиция Я разделяю идею автора, потому что…[АП], когда я читал(а) этот текст, вспомнил(а) мысль Лихачева, потому что он, как и Пришвин, считает, что..[пример], а еще я хочу вспомнить книгу М. Кронгауза о..(название), он, как и Лихачев и Пришвин, переживает за судьбу РЯ, пишет, что…[пример]. Они считают, что РЯ великая ценность и пишут об этом с большой любовью. |
Проблема «может ли искусство объединить людей?» 1. 7 симфония Шостаковича написана в 42. В блокадном Ленинграде именно эта симфония заставляет людей жить; 2. Гончаров «Обломов» - пение Ольги завораживает Илью Обломова, который под влиянием музыки переродился, влюбился, хоть и на время; 3. Толстой «Война и мир» - музыка Николаю дает надежду на лучшее; 4. Булгаков «Мастер и Маргарита» - М и М объединились вместе с помощью искусства против злых сил 30х годов •хороший аргумент – из книги, иногда из жизни Ломоносова, Леонардо да Винчи, Гагарина – только великих. 5. «Василий Теркин» во время войны издавался, читая его, люди объединялись и находили силы в себе для жизни; 6. Короленко «слепой музыкант» |
ТИПЫ ТЕКСТОВ:
1) ПУБЛИЦИСТИКА
2) ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ ГЕРОЯ)
3) СМЕШАННАЯ – ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ АВТОРА
ПЛАН: 1. Вступление и проблема (Пришвин, известный писатель, пишет о значении РЯ для каждого из нас. Какую же роль он играет для человека?..) •Логический мостик – частица ЖЕ или свои размышления; 2. Комментарий – самая сложная часть. Это то, что делает А, чтобы подвести нас к понимаю главной проблемы сочинения, это тот материал, который А использует. (Пушкин счтает, что молодой дворянин должен быть..) •размышляя над этой проблемой, .. - А делится с читателями своими размышлениями.. - А приводит историю из жизни героя.. - А делится с читателями своими размышлениями и приводит историю из жизни героя.. (Пришвин пишет, во-первых, что русскому языку научиться, сидя за столом, невозможно, во-вторых, что язык спасает от одиночества, в-третьих, утверждает, что я зык – надежный друг. ) •запрещено пересказывать – нужно комментировать действия А •за комментарий будут ставить 3, а не 2 балла •писать обо всех смысловых ядрах – комментировать их ОБЯЗАТЕЛЬНО •комментарий - все смысловые ядра текста •цитат только 2 -языку нельзя научиться, сидя за столом, нужно искать встреч с ним, РЯ спасает от одиночества и объединяет друзей, РЯ – надежный друг – ПРОБЛЕМА (А пишет: [цитата]) •все тезисы не обязательно иллюстрировать цитатой, но 2 нужно! (размышляя над этой проблемой, Пришвин пишет, что РЯ спасает от тяжелого молчания, он пишет, что РЯ мы получаем в дар при рождении, что РЯ спасает от одиночества, на языке пишут прекрасные произведения) (РЯ дается нам в дар еще при рождении, Пришвин пишет: «Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении», нужно искать встречи с языком) – прямая речь; (Пришвин пишет о том, что искусство это сила восстановления утраченного родства.) – косвенная речь; •к нескольким комментариям привести цитаты 3. АП – 1 балл Это ответ на поставленный вопрос (А считает, что..) (А считает, что РЯ объединяет людей) 4. Моя позиция – 3 балла. •написать 4-5 предложений от себя лично, а потом уже пример. (я согласен(на) с мнением автора, что…, потому что…, действительно, во всем согласен(сна).. и МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ) 5. Аргумент (я вспомнил(а) текст Лихачева о.., он, как и Пришвин..) 6. Аргумент 7. Заключение (в заключение я хочу сказать, что..) |
Текст 2
Рассказ «танц-площадка»
АП ( по отношению А к своим героям, через поступки героев, прямым словом «как я люблю Татьяну милую мою», через портрет): к девушке с чрезвычайным уважением 13 предложение «он поступил непростительно низко». •Напрямую не выражена, но вытекает из всего хода повествования. (Бондарев осуждает поведение своего героя и пишет, что это низко) |
ПРОБЛЕМА: 1. Что же важнее для человека: внутренняя или внешняя красота? 2. Может ли настоящий мужчина позволить себе низость по отношению к женщине? |
Примеры: 1. «Война и мир» - Княжна Марья и Элен Курагина. 2. Рей Бредбери «карлик» |
Комментарий: Размышляя над этой проблемой, А приводит эпизод, который он увидел на танц-площадке, Бондарев обращает внимание читателя на контраст между красотой мужчины и внешностью девушки, но низкие поступки дерзкого мужчины, раскрывающие его внутреннее уродство, демонстрируют истинное лицо прекрасной девушки, ведущей себя достойно. АП: АП не выражена, но из хода повествования видно, что Бондарев симпатизирует девушке и не уважает мужчину, поступившего «непростительно низко». |
Текст 3
1. )(1) Не знаю, кто из великих сказал, что более всего следует презирать слабость. (2)А может, никто этого не говорил, потому что истина эта слишком очевидна, чтобы её отливать в какой-то ажурный афоризм. (З)Ведь и в самом деле множество людей подличают, обманывают, ведут бесчестную игру вовсе не для того, чтобы добиться какой-то личной выгоды. (4)Нет, чаще всего подлецами нас делает слабость: вроде бы не хотел человек ничего плохого делать, даже напротив, хотел помочь, желал проявить своё благородство и бескорыстие, а не получилось, не хватило сил. (5)Вот и вышло, что он не помог, обманул, бросил, предал... 2. 3. (6)Мне всё вспоминаются многочисленные сказания про рыцарей, которые спасали несчастных царевен от чудовищ. (7)В реальности чаще бывает по-другому. (8)Пообещает иной благородный рыцарь бедной девушке, что не даст её в обиду, а когда увидит огнедышащего дракона, когда услышит его хриплый рёв, вся книжная героика мигом вылетит из его трясущейся душонки — и только и видели вы этого горе-змееборца. 4. 5. (9)Я спешил на лекции. (10)На остановке увидел худенькую девушку, которая несла большую хозяйственную сумку. 6. 7. (11)— Девушка, вам помочь? — спросил я. (12)Девушка остановилась, чтобы перехватить сумку другой рукой, и сделала какое-то усталое движение головой, которое можно было принять и за нерешительный отказ, и за робкое согласие. (13)Без лишних слов я выхватил у неё сумку и, подбросив её, бодро спросил: 8. 9. (14)—Куда вам? 10. (15)- Седьмая Радиальная! (16)Там у меня бабушка живёт! 11. 12. (17)С центральной улицы мы свернули в проулок, где начинался частный сектор. (18)Одноэтажные лачужки беспорядочно рассыпались какими-то замысловатыми концентрическими кругами, и попавшему сюда человеку выбраться было труднее, чем из Критского лабиринта. (19)Один дом располагался на Девятой Радиальной, а другой, рядом с ним, почему-то считался на Двенадцатой. (20)Прохожие, когда мы их спрашивали, посылали нас то в одну сторону, то в другую. (21)Кто-то качал головой, посмеиваясь над нелепостью нашей просьбы — найти нужный адрес в этом бесформенном нагромождении жилья. (22)Сумка между тем довольно ощутимо тянула книзу. (23)Я то и дело менял руки. 13. 14. (24)— Девушка, там у вас кирпичи? 15. (25)— Нет, там картошка. (26)Я бабушке привезла из деревни... 16. 17. (27)Господи, эти деревенские чудаки... (28)Картошку в сумке возить... (29)Она на рынке пять рублей стоит... (30)Меня постепенно стала раздражать её кукольная миловидность, её вздёрнутый носик и какая-то детская беззащитность. (31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с багажно-почтовый вагон? 18. 19. (32)Мы ходили уже почти час, мои руки повисли, ощутимо болели ноги, но нужного адреса всё не было. (ЗЗ)Просто так бросить девчонку было стыдно, но и рыскать по этому трущобному хаосу я тоже больше не мог. (34)Девушка тоже тяготилась тем, что ввязала меня в эти бесконечные странствия. (35)Она робко просила: «Давайте я понесу сама. (36)Вы идите!» (37)Этот испуганно-тревожный голос выводил меня из себя. 20. 21. (38)Когда мы оказались на какой-то Четырнадцатой Радиальной, я не выдержал: 22. (39)— Да что это за город идиотов?! (40)Кто эти улицы планировал? (41)В тайге скорее иголку найдёшь, чем здесь нужный адрес... 23. 24. (42)Я поставил сумку и, уже не скрывая усталой злости, неприязненно посмотрел на девушку. (43)Она, как бы соглашаясь со мной, кивнула и потёрла лоб белой ладошкой. 25. 26. (44)- Постой здесь! (45)Я спрошу у кого-нибудь! — сказал я и направился через дорогу к женщине, которая возилась с цветами в палисаднике. (46)Ничего не узнав от неё, я пошёл дальше. (47)Но во дворах никого не было, я пересёк улицу, потом ещё один проулок... (48)А потом пошёл в университет. 27. 28. (49)Я сходил на лекции, посидел в библиотеке, только вечером вспомнил о забытой мною где-то в лабиринте домов девушке. (50)Мне вдруг почудилось, что она, прикованная к тяжёлой сумке, до сих пор стоит и с надеждой высматривает меня. (51)А может, она поняла, что я уже не вернусь, но, парализованная страхом, не может двинуться с места. (52)И всё-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для себя дело. 29. (По М. Худякову*) |
СОЧИНЕНИЕ УЧЕНИКА. СРЕДНЕЕ. С ОШИБКАМИ. Введение: М. Г. Худяков, известный публицист, пишет о необдуманном поступке героя, который обманул девушку и сбежал от неё на занятия. В чём заключается истинная ответственность за поступки?(написать: вот пробелма, волнующая автора) Вот вопрос, который волнует автора. Комментарий: Размышляя над этой проблемой, автор пишет о студенте, который на пути в университет встретил молодую девушку с тяжелыми сумками и решил помочь ей.(приводит историю из жизни героя) После часа поисков нужного для девушки дома он обессилел. Повествование Худякова ведется от лица героя-рассказчика. (повествование ведется от лица героя-рассказчика!) Он говорит (ошибка): “Мы ходили уже час, мои руки повисли, ощутимо болели ноги, но нужного адреса всё не было”. Герой сказал девушке, что отправился узнавать у прохожих о доме, который они ищут, но на самом деле он ушёл в университет на занятия. Лишь после учёбы он вспомнил о девушке, которую обманул, и стал сожалеть о своем поступке. “Я сходил на лекции, посидел в библиотеке, только вечером вспомнил о забытой мною где-то в лабиринте домов девушке,” -говорит рассказчик.(грамотное оформление) 3 балла (этот комментарий НЕ является пересказом, но стоит улучшить: Размышляя над этой проблемой.. А пишет.., повествование от лица героя-рассказчика.., А показывает читателю.., А акцентирует внимание на.. – нужно показать действия автора, потом действия рассказчика) АП: Авторская позиция напрямую не выражена, но следует из всего хода повествования.(правильный ход мысли) Худяков считает, что человек должен всегда отвечать за свои поступки и не браться за те дела, которые он не способен выполнить. Моя позиция, мое отношение: Безусловно, с мнением автора невозможно не согласиться, ведь порой человек совершает необдуманные поступки и отрекается(отказывается – ошибка) нести за них ответственность. Герой текста Худякова бездумно соврал девушке, хотя мог бы признаться ей в том, что у него не осталось свободного времени и ему пора спешить на занятия. Я думаю, что девушка обязательно поняла бы ситуацию юноши и отблагодарила за оказанную им помощь.(отличный ход мысли) После чего рассказчику не было бы стыдно за свой поступок. Пример: Когда я читал текст, я вспомнил произведение М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат, один из героев романа, осудил Иешуа Га-Ноцри на смертную казнь, хотя и верил в невиновность подсудимого.(отличный пример) Прокуратор Иудеи побоялся потерять свой авторитет помилованием странника, который не совершал то преступление, что было приписано ему. Именно из-за этого поступка Понтий Пилат понёс наказание и был обречён на вечную жизнь. (стоило вспомнить муки ПП – совесть его наказывает) Пример: Кроме того, мне вспомнилась повесть В.К.Железникова «Чучело». Друг главной героини рассказал учительнице о том, что его класс прогулял урок. Ученики были наказаны отменой поездки в Москву. Дети стремились узнать, кто донёс на них. Когда провал Димы был близок, Лена сказала, что это она совершила подлый поступок. После чего одноклассники с ней долго не общались и издевались над ней. Так, маленькая девочка взяла ответственность за поступок своего друга и защитила его, потому что верила в то, что Димка в скором времени сознается в содеянном.(мысль не закончена – нет вывода) Заключение: В заключение я хочу сказать, что человек должен отвечать за свои поступки и не браться за дела, которые не способен выполнить. Именно это позволит человеку стать поистине воспитанным.(последняя фраза вообще ни к чему) «это и называется настоящей ответственностью» |
Темы:
1. Человек и природа
2. Война
3. Любовь и дружба
4. Ответственность за научный прогресс
5. Родина
6. Красота
Никаких фильмов в аргументах!
Е. Носов «памятная медаль», «белый гусь», Соната 17, Астафьев рассказы.
Смотреть в брошюре в ВК https://vk.com/foxfordsoch
http://foxford.ru/uploads/inner_file/file/6422/argum.pdf
http://foxford.ru/groups/23032