Никаких фильмов в аргументах!

Текст 1

- (1)Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно стремился побороть этот свой порок. - (2)Как же, — спрашивают, — при таком недостатке вы всё-таки научились и сделались достаточно известным мастером слова? - (3)Тому, о чём вы спрашиваете, научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а скажу: в поведении. (4)Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой родной язык, как друга, и нужно было искать этой встречи... (5)Я получил своё мастерство, как понимание законов родного языка, от своей матери, от школы и от своего народа даром, как все. (6)Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении, в том, как страстно, как жадно метался я по родной земле в поисках друга, и когда нашёл его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык. (7)У каждого яблока на одной и той же яблоньке такое разное выражение. (8)Есть яблоко умное, выглядывает из-за листика выпуклиной своего лобика, а есть яблоко любимое — наверху круглое, с круглыми дольками, всегда мне сверху весело смеётся. (9)И, бывает, я ему даже пальцем погрожу и скажу... (10)Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из яблоньки! (11)Искусство — это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли. (14)Да, так и можно сказать, что всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей. (15)Часто эти близкие живут на таких отдалённых окраинах места и времени, что без помощи книги, картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать. (16)Через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому. (17)Случается каждому писателю на склоне лет среди своих писаний, убегающих в Лету, найти одну страницу необыкновенную. (18)Как будто весенний поток выбросил эту мысль, заключённую в железную форму, как льдину на берег. (19)И вот вода, выбрасывающая льдину, давно уже в море исчезла, а льдина все лежит, лежит и тратится только по капельке. (20)Когда я у себя в радостный день встречаю такую страницу, я всегда изумляюсь, как это я, ленивый, легкомысленный и вообще недостойный, мог написать такую страницу? (21)После раздумья я отвечаю себе, что это не совсем я писал, что со мной сотрудничали неведомые мои друзья, и оттого у нас вместе получилась такая страница. (22)У меня в жизни друзей не было, но зато к каждому я стремился, как к другу. (23)Сегодня мысль моя вертится вокруг той силы души человека, которая развивается и раскрывается в борьбе с одиночеством: иду с человеком по тропе и говорю ему. (24)Человек ушёл — я один на тропе, мне не хватает слушателя, я вынимаю книжку и записываю. (25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом. (26)Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. (27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол. (28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь. (По М. Пришвину*) *Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954 гг.) — русский писатель, автор произведений о природе.

М. Пришвин автор «Голубой стрекозы»

Пришвин в своих дневниках и художественных произведениях – разный человек.

1)Никогда не ставить проблему по первому прочтению; 2)Найти в тексте авторскую позицию – подчеркнуть или выписать на черновик (трижды прочесть текст, АП будет либо в выводе, либо во всем тексте) 3)Проблема - вопрос, над которым надо задуматься, на который отвечает АП. Получилось? Все верно.

Пришвин плохо учился, но стал мастером слова – хорошо писал по-русски. Он говорит: хорошему языку «научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а скажу: в поведении.»

СУТЬ: сидя за столом, можно быть грамотным, но не мастером слова.

Мастерство пришло во время путешествий, встреч с великими писателями.

10 – язык спасает от одиночества

Нить между 10 и 11 – искусство объединяет людей, как и язык, оно роднит их, сближает друг с другом через эмоции, которые вызывает сила творчества, будь то музыка, живопись, литература – именно это выводит одного человека навстречу другому.

«неведомые друзья» - слова русского языка. Пришвин и русский язык вместе, как друзья, создают книги.

Во время одиночества Пришвин делится своими умными мыслями в записных книжках.

Автор считает, что нужно делиться искусством, тогда прекрасное будет постоянно рядом с тобой.

В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь.

Здесь АП рассыпана по всему тексту.

То, как нужно учиться русскому языку –> ря наш дар –> благодарность ря –> искусство объединяет людей –> искусство опора для человека –> идея о жизненном пути, пути к творчеству.

Проблема: 1. что такое РЯ (родной язык) для Пришвина и для русского человека. (10)Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из яблоньки! (28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь. РЯ – надежный друг, спасающий от одиночества. 2. может ли искусство соединять людей? (11)Искусство — это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли.
1. Нашли АП; 2. Поставили 2 вопроса; 3. Нашли на них ответы в тексте; 4. Находим аргументы
Проблема: Какую роль играет РЯ в жизни человека? Лихачёв книжка «письма о добром и прекрасном»: русский язык – визитная карточка человека, именно исходя из речи, можно определить уровень культуры – идея Пришвина, что русский язык – дар для человека, который необходимо беречь • речевая характеристика героя в литературе – М. Булгаков «Собачье сердце» (Шариков), Фонвизин «недоросоль» (Митрофанушка) , Островский «Гроза» (Дикой), Островский «бесприданница» • русский язык – Тургенев стихотворение в прозе «русский язык», Максим Кронгауз «русский язык на грани нервного срыва»: РЯ – живой организм, который не может не реагировать на все процессы, происходящие в мире, но, как только жизнь улучшается, русский язык тоже меняется в лучшую сторону. (проблема: «может ли язык остаться неизменным, когда все вокруг меняется?» - нет не может)
*АП – авторская позиция Я разделяю идею автора, потому что…[АП], когда я читал(а) этот текст, вспомнил(а) мысль Лихачева, потому что он, как и Пришвин, считает, что..[пример], а еще я хочу вспомнить книгу М. Кронгауза о..(название), он, как и Лихачев и Пришвин, переживает за судьбу РЯ, пишет, что…[пример]. Они считают, что РЯ великая ценность и пишут об этом с большой любовью.
Проблема «может ли искусство объединить людей?» 1. 7 симфония Шостаковича написана в 42. В блокадном Ленинграде именно эта симфония заставляет людей жить; 2. Гончаров «Обломов» - пение Ольги завораживает Илью Обломова, который под влиянием музыки переродился, влюбился, хоть и на время; 3. Толстой «Война и мир» - музыка Николаю дает надежду на лучшее; 4. Булгаков «Мастер и Маргарита» - М и М объединились вместе с помощью искусства против злых сил 30х годов •хороший аргумент – из книги, иногда из жизни Ломоносова, Леонардо да Винчи, Гагарина – только великих. 5. «Василий Теркин» во время войны издавался, читая его, люди объединялись и находили силы в себе для жизни; 6. Короленко «слепой музыкант»

ТИПЫ ТЕКСТОВ:

1) ПУБЛИЦИСТИКА

2) ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ ГЕРОЯ)

3) СМЕШАННАЯ – ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ АВТОРА

ПЛАН: 1. Вступление и проблема (Пришвин, известный писатель, пишет о значении РЯ для каждого из нас. Какую же роль он играет для человека?..) •Логический мостик – частица ЖЕ или свои размышления; 2. Комментарий – самая сложная часть. Это то, что делает А, чтобы подвести нас к понимаю главной проблемы сочинения, это тот материал, который А использует. (Пушкин счтает, что молодой дворянин должен быть..) •размышляя над этой проблемой, .. - А делится с читателями своими размышлениями.. - А приводит историю из жизни героя.. - А делится с читателями своими размышлениями и приводит историю из жизни героя.. (Пришвин пишет, во-первых, что русскому языку научиться, сидя за столом, невозможно, во-вторых, что язык спасает от одиночества, в-третьих, утверждает, что я зык – надежный друг. ) •запрещено пересказывать – нужно комментировать действия А •за комментарий будут ставить 3, а не 2 балла •писать обо всех смысловых ядрах – комментировать их ОБЯЗАТЕЛЬНО •комментарий - все смысловые ядра текста •цитат только 2 -языку нельзя научиться, сидя за столом, нужно искать встреч с ним, РЯ спасает от одиночества и объединяет друзей, РЯ – надежный друг – ПРОБЛЕМА (А пишет: [цитата]) •все тезисы не обязательно иллюстрировать цитатой, но 2 нужно! (размышляя над этой проблемой, Пришвин пишет, что РЯ спасает от тяжелого молчания, он пишет, что РЯ мы получаем в дар при рождении, что РЯ спасает от одиночества, на языке пишут прекрасные произведения) (РЯ дается нам в дар еще при рождении, Пришвин пишет: «Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении», нужно искать встречи с языком) – прямая речь; (Пришвин пишет о том, что искусство это сила восстановления утраченного родства.) – косвенная речь; •к нескольким комментариям привести цитаты 3. АП – 1 балл Это ответ на поставленный вопрос (А считает, что..) (А считает, что РЯ объединяет людей) 4. Моя позиция – 3 балла. •написать 4-5 предложений от себя лично, а потом уже пример. (я согласен(на) с мнением автора, что…, потому что…, действительно, во всем согласен(сна).. и МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ) 5. Аргумент (я вспомнил(а) текст Лихачева о.., он, как и Пришвин..) 6. Аргумент 7. Заключение (в заключение я хочу сказать, что..)

Текст 2

Никаких фильмов в аргументах! - student2.ru Никаких фильмов в аргументах! - student2.ru

Рассказ «танц-площадка»

АП ( по отношению А к своим героям, через поступки героев, прямым словом «как я люблю Татьяну милую мою», через портрет): к девушке с чрезвычайным уважением 13 предложение «он поступил непростительно низко». •Напрямую не выражена, но вытекает из всего хода повествования. (Бондарев осуждает поведение своего героя и пишет, что это низко)
ПРОБЛЕМА: 1. Что же важнее для человека: внутренняя или внешняя красота? 2. Может ли настоящий мужчина позволить себе низость по отношению к женщине?
Примеры: 1. «Война и мир» - Княжна Марья и Элен Курагина. 2. Рей Бредбери «карлик»
Комментарий: Размышляя над этой проблемой, А приводит эпизод, который он увидел на танц-площадке, Бондарев обращает внимание читателя на контраст между красотой мужчины и внешностью девушки, но низкие поступки дерзкого мужчины, раскрывающие его внутреннее уродство, демонстрируют истинное лицо прекрасной девушки, ведущей себя достойно. АП: АП не выражена, но из хода повествования видно, что Бондарев симпатизирует девушке и не уважает мужчину, поступившего «непростительно низко».

Текст 3

1. )(1) Не знаю, кто из ве­ли­ких ска­зал, что более всего сле­ду­ет пре­зи­рать сла­бость. (2)А может, никто этого не го­во­рил, по­то­му что ис­ти­на эта слиш­ком оче­вид­на, чтобы её от­ли­вать в какой-то ажур­ный афо­ризм. (З)Ведь и в самом деле мно­же­ство людей под­ли­ча­ют, об­ма­ны­ва­ют, ведут бес­чест­ную игру вовсе не для того, чтобы до­бить­ся какой-то лич­ной вы­го­ды. (4)Нет, чаще всего под­ле­ца­ми нас де­ла­ет сла­бость: вроде бы не хотел че­ло­век ни­че­го пло­хо­го де­лать, даже на­про­тив, хотел по­мочь, желал про­явить своё бла­го­род­ство и бес­ко­ры­стие, а не по­лу­чи­лось, не хва­ти­ло сил. (5)Вот и вышло, что он не помог, об­ма­нул, бро­сил, пре­дал... 2. 3. (6)Мне всё вспо­ми­на­ют­ся мно­го­чис­лен­ные ска­за­ния про ры­ца­рей, ко­то­рые спа­са­ли не­счаст­ных ца­ре­вен от чу­до­вищ. (7)В ре­аль­но­сти чаще бы­ва­ет по-дру­го­му. (8)По­обе­ща­ет иной бла­го­род­ный ры­царь бед­ной де­вуш­ке, что не даст её в обиду, а когда уви­дит ог­не­ды­ша­ще­го дра­ко­на, когда услы­шит его хрип­лый рёв, вся книж­ная ге­ро­и­ка мигом вы­ле­тит из его тря­су­щей­ся ду­шон­ки — и толь­ко и ви­де­ли вы этого горе-змее­бор­ца. 4. 5. (9)Я спе­шил на лек­ции. (10)На оста­нов­ке уви­дел ху­день­кую де­вуш­ку, ко­то­рая несла боль­шую хо­зяй­ствен­ную сумку. 6. 7. (11)— Де­вуш­ка, вам по­мочь? — спро­сил я. (12)Де­вуш­ка оста­но­ви­лась, чтобы пе­ре­хва­тить сумку дру­гой рукой, и сде­ла­ла какое-то уста­лое дви­же­ние го­ло­вой, ко­то­рое можно было при­нять и за не­ре­ши­тель­ный отказ, и за роб­кое со­гла­сие. (13)Без лиш­них слов я вы­хва­тил у неё сумку и, под­бро­сив её, бодро спро­сил: 8. 9. (14)—Куда вам? 10. (15)- Седь­мая Ра­ди­аль­ная! (16)Там у меня ба­буш­ка живёт! 11. 12. (17)С цен­траль­ной улицы мы свер­ну­ли в про­улок, где на­чи­нал­ся част­ный сек­тор. (18)Од­но­этаж­ные ла­чуж­ки бес­по­ря­доч­но рас­сы­па­лись ка­ки­ми-то за­мыс­ло­ва­ты­ми кон­цен­три­че­ски­ми кру­га­ми, и по­пав­ше­му сюда че­ло­ве­ку вы­брать­ся было труд­нее, чем из Крит­ско­го ла­би­рин­та. (19)Один дом рас­по­ла­гал­ся на Де­вя­той Ра­ди­аль­ной, а дру­гой, рядом с ним, по­че­му-то счи­тал­ся на Две­на­дца­той. (20)Про­хо­жие, когда мы их спра­ши­ва­ли, по­сы­ла­ли нас то в одну сто­ро­ну, то в дру­гую. (21)Кто-то качал го­ло­вой, по­сме­и­ва­ясь над не­ле­по­стью нашей прось­бы — найти нуж­ный адрес в этом бес­фор­мен­ном на­гро­мож­де­нии жилья. (22)Сумка между тем до­воль­но ощу­ти­мо тя­ну­ла книзу. (23)Я то и дело менял руки. 13. 14. (24)— Де­вуш­ка, там у вас кир­пи­чи? 15. (25)— Нет, там кар­тош­ка. (26)Я ба­буш­ке при­вез­ла из де­рев­ни... 16. 17. (27)Гос­по­ди, эти де­ре­вен­ские чу­да­ки... (28)Кар­тош­ку в сумке во­зить... (29)Она на рынке пять руб­лей стоит... (30)Меня по­сте­пен­но стала раз­дра­жать её ку­коль­ная ми­ло­вид­ность, её вздёрну­тый носик и какая-то дет­ская без­за­щит­ность. (31)Кто же это чадо в чужой город от­пра­вил, к тому же с сум­кой раз­ме­ром с ба­гаж­но-поч­то­вый вагон? 18. 19. (32)Мы хо­ди­ли уже почти час, мои руки по­вис­ли, ощу­ти­мо бо­ле­ли ноги, но нуж­но­го ад­ре­са всё не было. (ЗЗ)Про­сто так бро­сить дев­чон­ку было стыд­но, но и рыс­кать по этому тру­щоб­но­му хаосу я тоже боль­ше не мог. (34)Де­вуш­ка тоже тя­го­ти­лась тем, что ввя­за­ла меня в эти бес­ко­неч­ные стран­ствия. (35)Она робко про­си­ла: «Да­вай­те я по­не­су сама. (36)Вы идите!» (37)Этот ис­пу­ган­но-тре­вож­ный голос вы­во­дил меня из себя. 20. 21. (38)Когда мы ока­за­лись на какой-то Че­тыр­на­дца­той Ра­ди­аль­ной, я не вы­дер­жал: 22. (39)— Да что это за город иди­о­тов?! (40)Кто эти улицы пла­ни­ро­вал? (41)В тайге ско­рее игол­ку найдёшь, чем здесь нуж­ный адрес... 23. 24. (42)Я по­ста­вил сумку и, уже не скры­вая уста­лой зло­сти, не­при­яз­нен­но по­смот­рел на де­вуш­ку. (43)Она, как бы со­гла­ша­ясь со мной, кив­ну­ла и потёрла лоб белой ла­до­шкой. 25. 26. (44)- По­стой здесь! (45)Я спро­шу у кого-ни­будь! — ска­зал я и на­пра­вил­ся через до­ро­гу к жен­щи­не, ко­то­рая во­зи­лась с цве­та­ми в па­ли­сад­ни­ке. (46)Ни­че­го не узнав от неё, я пошёл даль­ше. (47)Но во дво­рах ни­ко­го не было, я пересёк улицу, потом ещё один про­улок... (48)А потом пошёл в уни­вер­си­тет. 27. 28. (49)Я схо­дил на лек­ции, по­си­дел в биб­лио­те­ке, толь­ко ве­че­ром вспом­нил о за­бы­той мною где-то в ла­би­рин­те домов де­вуш­ке. (50)Мне вдруг по­чу­ди­лось, что она, при­ко­ван­ная к тяжёлой сумке, до сих пор стоит и с на­деж­дой вы­смат­ри­ва­ет меня. (51)А может, она по­ня­ла, что я уже не вер­нусь, но, па­ра­ли­зо­ван­ная стра­хом, не может дви­нуть­ся с места. (52)И всё-таки моя пла­чу­щая со­весть ру­га­ла меня не за то, что я бро­сил де­вуш­ку, а за то, что там, на оста­нов­ке, не прошёл мимо неё, впу­тал­ся в это не­по­силь­ное для себя дело. 29. (По М. Ху­дя­ко­ву*)
СОЧИНЕНИЕ УЧЕНИКА. СРЕДНЕЕ. С ОШИБКАМИ. Введение: М. Г. Худяков, известный публицист, пишет о необдуманном поступке героя, который обманул девушку и сбежал от неё на занятия. В чём заключается истинная ответственность за поступки?(написать: вот пробелма, волнующая автора) Вот вопрос, который волнует автора. Комментарий: Размышляя над этой проблемой, автор пишет о студенте, который на пути в университет встретил молодую девушку с тяжелыми сумками и решил помочь ей.(приводит историю из жизни героя) После часа поисков нужного для девушки дома он обессилел. Повествование Худякова ведется от лица героя-рассказчика. (повествование ведется от лица героя-рассказчика!) Он говорит (ошибка): “Мы ходили уже час, мои руки повисли, ощутимо болели ноги, но нужного адреса всё не было”. Герой сказал девушке, что отправился узнавать у прохожих о доме, который они ищут, но на самом деле он ушёл в университет на занятия. Лишь после учёбы он вспомнил о девушке, которую обманул, и стал сожалеть о своем поступке. “Я сходил на лекции, посидел в библиотеке, только вечером вспомнил о забытой мною где-то в лабиринте домов девушке,” -говорит рассказчик.(грамотное оформление) 3 балла (этот комментарий НЕ является пересказом, но стоит улучшить: Размышляя над этой проблемой.. А пишет.., повествование от лица героя-рассказчика.., А показывает читателю.., А акцентирует внимание на.. – нужно показать действия автора, потом действия рассказчика) АП: Авторская позиция напрямую не выражена, но следует из всего хода повествования.(правильный ход мысли) Худяков считает, что человек должен всегда отвечать за свои поступки и не браться за те дела, которые он не способен выполнить. Моя позиция, мое отношение: Безусловно, с мнением автора невозможно не согласиться, ведь порой человек совершает необдуманные поступки и отрекается(отказывается – ошибка) нести за них ответственность. Герой текста Худякова бездумно соврал девушке, хотя мог бы признаться ей в том, что у него не осталось свободного времени и ему пора спешить на занятия. Я думаю, что девушка обязательно поняла бы ситуацию юноши и отблагодарила за оказанную им помощь.(отличный ход мысли) После чего рассказчику не было бы стыдно за свой поступок. Пример: Когда я читал текст, я вспомнил произведение М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат, один из героев романа, осудил Иешуа Га-Ноцри на смертную казнь, хотя и верил в невиновность подсудимого.(отличный пример) Прокуратор Иудеи побоялся потерять свой авторитет помилованием странника, который не совершал то преступление, что было приписано ему. Именно из-за этого поступка Понтий Пилат понёс наказание и был обречён на вечную жизнь. (стоило вспомнить муки ПП – совесть его наказывает) Пример: Кроме того, мне вспомнилась повесть В.К.Железникова «Чучело». Друг главной героини рассказал учительнице о том, что его класс прогулял урок. Ученики были наказаны отменой поездки в Москву. Дети стремились узнать, кто донёс на них. Когда провал Димы был близок, Лена сказала, что это она совершила подлый поступок. После чего одноклассники с ней долго не общались и издевались над ней. Так, маленькая девочка взяла ответственность за поступок своего друга и защитила его, потому что верила в то, что Димка в скором времени сознается в содеянном.(мысль не закончена – нет вывода) Заключение: В заключение я хочу сказать, что человек должен отвечать за свои поступки и не браться за дела, которые не способен выполнить. Именно это позволит человеку стать поистине воспитанным.(последняя фраза вообще ни к чему) «это и называется настоящей ответственностью»

Темы:

1. Человек и природа

2. Война

3. Любовь и дружба

4. Ответственность за научный прогресс

5. Родина

6. Красота

Никаких фильмов в аргументах!

Е. Носов «памятная медаль», «белый гусь», Соната 17, Астафьев рассказы.

Смотреть в брошюре в ВК https://vk.com/foxfordsoch

http://foxford.ru/uploads/inner_file/file/6422/argum.pdf

http://foxford.ru/groups/23032

Наши рекомендации