Особая сложность архитектурного проектирования как творческого процесса содержится уже на стадии формулирования задания на проектирование. На первый взгляд, задание на проектирование должно содержать по возможности полную подробную характеристику проектируемого объекта, определяя конкретные задачи для проектировщика.Но особенность творческой деятельности состоит в том, что задаваемые параметры для проектируемого объекта должны сводиться к минимальным, тем самым предоставляя свободу творчеству. Требования, которые являются решающими для заказчика и определяющими для проектируемого объекта, в конечном счете, можно ограничить проектируемым участком, рабочей площадью и сметной стоимостью объекта.Параметры для проектируемого объекта не правомерно задавать, они сами являются предметом творческого поиска как исходные условия рождаемой идеи. Архитектор как бы сам составляет для себя задание на проектирование. И это действие является началом проектирования. Архитектурное проектирование в этой связи можно сравнить с невероятной ситуацией: «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Часто учащиеся обнаруживают себя в тупике такой ситуации. Это действительно так, но лишь в некоторой степени. Для учащегося это происходит тогда, когда пропущены учебные стадии проектирования и отсутствует необходимая информация.Архитектурное проектирование на самом деле представляет собой достаточно обусловленный логический процесс. Аналитический научный метод проектирования включает предпроектный и проектный анализ. В предпроектном анализе изучаются параметры существующей ситуации, которые составляют исходные условия для проектирования.В зависимости от темы проекта, проектировщик изучает историю проектируемого объекта и окружения, ситуацию, климатические, социальные, градостроительные, инженерные, художественные и другие исходные условия проектируемого объекта. В свою очередь, каждое это направление тоже может включать многие аспекты. К примеру, в анализе художественного состояния ситуации необходимо определить завершенность ансамбля, композиционную идею сложившейся градостроительной ситуации, стилистическую гармонию, использование современных материалов и технологии, состояние средового дизайна, визуальных коммуникаций, колористическое решение, наличие рекламы и информации и пр. В результате всестороннего предпроектного анализа изучается проблемность исходного состояния ситуации. Рассматривается подход по принципу: если есть заказ на проект, значит существуют проблемы, которые требуется решать. То есть выявляются несоответствия реального исходного состояния, которое может быть разрешено с помощью проектируемого нового объекта. Для приведения проектируемой ситуации в состояние, востребованное временем, в процессе предпроектного анализа вырабатывается комплекс предложений по решению всех проблемных качеств ситуации. Некоторые из них представляются проектировщику более значимыми, определяющими. Соответственно они становятся основой концептуального авторского решения темы.Таким образом, проводимое предпроектное исследование является начальным этапом и составной частью процесса архитектурного проектирования.Научный характер предпроектного исследования не означает, что все действие производится в умственно-мыслительной форме. Напротив, все рассуждения в исследовании должны выражаться в графическом изображении с текстовыми пояснениями. Это могут быть схемы, разрезы, развертки, панорамы, таблицы, иллюстрации, слоганы и прочее, снабженные подписями, стрелками, с указанием зон и обязательными названиями и экспликациями ко всем схемам. Весь аналитический материал выявляет проблему проектной темы и пути ее решения. Технология научного метода представляет чередование стадий «анализ-синтез». Анализ дает возможность условно выделить отдельные аспекты целого, разделив на части для их более детального изучения. В результате синтеза есть возможность снова посмотреть на объект в целом, но уже учитывая проведенное ранее изучение его отдельных частей (композиции, колористики и пр.).В архитектурном проектировании стадия предпроектного исследования завершается выработкой концептуального предложения как способа решения проблемной проектной ситуации, выявленной в предпроектным анализе.На следующем этапе архитектурного проектирования – разработка эскизного проекта - продолжается творческий исследовательский поиск (научно-теоретический анализ). Это завершающий поисковый этап архитектурного проектирования, цель которого – детальная разработка концептуального предложения, эскизного проекта. Путем выявления необходимых свойств и характеристик авторской идеи (элементов формы, планировок) разрабатываются вариантные предложения проектируемого объекта в чертежах фасадов, планов, перспектив в крупных масштабах, идет, их шлифовка и окончательная доработка.Здесь так же используется аналитический метод, который называют проектным анализом. Он заключается в условном «примеривании» различных вариантов возможного решения объекта. Посредствам логических рассуждений, сравнения производится отбор отдельных вариантов или фрагментов с завершающей их доработкой в соответствии с концепцией. Этот процесс представляет не прямолинейную схему действий проектировщика, а сложный зигзагообразный путь тупиков и возвратов, сомнений и утверждений. Вариантные поиски могут привести к изменению первоначальной идеи.В этом случае еще раз разрабатываются вариантные поисковые композиции для новой идеи с ее детальной проработкой. Разработка, обдумывание и уточнение чертежей эскизного проекта может продолжатся до тех пор, насколько позволяют установленные промежуточные проектные сроки. Особенность и сложность предпроектного и проектного анализов в архитектурном проектировании состоит в творческом характере метода архитектора, создающего архитектурный объект как художественное произведение. Под этим подразумевается, что произведение искусства всегда единично и уникально. Всякая попытка повторения будет копией. Поэтому, проводя предпроектный и проектный анализ, проектировщик знает, что, чем глубже и многостороннее будет изучена исходная ситуация и в дальнейшем проектировании удастся «погрузиться» в тему, ее образ, задачи, тем больше шансов для появления оригинального авторского решения.В противном случае, когда предпроектный и проектный анализы были проведены поверхностно, формально, не появляется яркая авторская концепция. В лучшем случае она появляется позже, с запозданием, на стадии подачи проекта, где она не может получить своего достойного раскрытия.Из изложенного видно, что в учебном архитектурном проектировании необходимо осваивать технологию аналитического метода творчества, метода соединения анализа и синтеза при разработке проектной концепции и эскизного проекта, а также осваивать и нарабатывать свои способы графического представления аналитического и проектного материала.Современная теория и практика убеждают в том, что предпроектный анализ в учебном проектировании получает статус определяющего в выборке концептуального предложения. Разработка аналитического материала в составе курсового проекта – это способ и путь создания учебной ситуации освоения творческого метода профессионала.
Каждая новая проектная тема требует своих особых упражнений, постановки специфических предварительных задач. Предпроектный анализ вырастает в небольшое исследование.
Анализ проводился в четырех содержательных слоях.
Первый слой — функционально-технологический, связан с пониманием характеристик производимых изделий и их потребителей, характеристик не только технических, эргономических, но и художественно-стилистических. Это понимание может существенным образом отразиться на решении внутренних производственных пространств, особенно зоны торгово-экспедиционной. На характер проектного решения влияют также возрастные и половые особенности. Грамотное решение предлагает серьезное знакомство с технологией производства - это влияет на образ, на пластику объемно-пространственного решения.
Второй слой - предпроектного анализа по теме связан с особенностями территориальной ситуации. Реальность предполагает осмысленное к ней отношение. Она может подавить разнообразием свойств и характеристик, но может, напротив, вдохновлять теми или иными формальными качествами. Для того, чтобы взаимодействовать с этой средой, необходимо изучить ее, точнее не только ее, но и те средовые типы, которые ее определяют.
Третий слой анализа касется той особенности проекта, которая связана с его конкретной сутью.
Четвертый слой предпроектного анализа являлся следствием особенностей традиции активного использования в проектировании творческого опыта того или иного архитектора, работавшего в русле или в духе решаемых в проекте проблем. Этот слой анализа реализуется зарисовками построек, фрагментов, деталей работ мастера.
Многообразная информация, собираемая во время предпроектного анализа, открывает проектировщику глаза, прибавляет знаний, дает ориентиры, формирует границы поисков, будит воображение, является фундаментом порождения следующего уровня проектного размышления — стадии "'проектная концепция".
Наиболее важный и определяющий в общей цепочке проектных работ — заключается в поиске проектной идеи (концепции), в нем сосредотачиваются наиболее специфичные методы и приемы, обеспечивающие максимальную эффективность всех последующих разработок.
В пределах выбранного варианта намечаются несколько, которые последовательно разрабатываются графически или с помощью рабочего макетирования или других форм проектирования (машинных или ручных). В процессе работы, уточняя объемно-пространственную композицию и проводя сравнение, приходят к определенному результату, в котором определена главная проектная идея, принятая к разработке.
По форме — это эскиз-идея, с предложением объемно-пространственного решения, выраженная разными средствами и в различных материалах, достаточно абстрактная по форме. Она может быть представлена в виде материальных подборов, картин, рельефов, макетов и т.п. Смысл подобных форм выражения — в специальном обострении сути проектной идеи. Именно привычка обострять идею определяет целенаправленный поиск на всех остальных этапах проектирования.
Поиск проектной идеи может быть либо процессом сугубо личностным, либо коллективным. Коллективная форма работы особенно продуктивна, когда проектирование касается прогностических проектов, большого по объему проектирования, не имеющего аналогов.
Малое количество аналогов и прототипов ведет к необходимости использования в проектировании целого ряда методик, идентифицирующих поиск проектных идей. Методики по характеру используемых средств могут быть "машинными" и "человеческими". К разряду "человеческих" относятся такие, как "мозговая атака", проектный семинар, коллективный поиск идей.
Когда проектирование на любой своей стадии заходит в тупик и возникает необходимость "возвращения" на стадию проектных предложений, можно пользоваться таким способом, как "инверсия" — взгляд со стороны, с непривычной точки зрения, смена творческой установки, что способствует активации нешаблонного мышления, приводит к оригинальным решениям проектных проблем. Сюда же можно отнести и метод ликвидации "тупиковых ситуаций*. При ликвидации тупиковых ситуаций проектировщик ориентируется на участки пространства поиска, которые первоначально были исключены на основании ошибочных или утративших силу предположений о приемлемости возможных решений. При этом предполагается: использовать приемы уменьшения психологической инерции мышления и упорядочения перебора вариантов решения (например, метод контрольных "наводящих" вопросов); вести поиск новых взаимосвязей между частями имеющегося неудовлетворительного решения; переоценивать проектную ситуацию заменой слов, характеризующих затруднение, их синонимами; принимать условия, что проблема решена и идти от последствий вновь к основной структуре; использовать методы аналогий; использовать случайности как подсказку для решения творческой задачи; делать "дикие", произвольные предложения; принимать правдоподобное, но заведомо неправильное решение и предлагать специалистам раскритиковать его; принимать невозможное решение и анализировать его.