Тема 10. Искусство Италии Высокого Возрождения. Скульптура, архитектура.
Микеланджело (1475-1564). Многообразие его творческой деятельности. Пластическое восприятие мира. Тяготение к монументальным формам. Идеал Микеланджело -
внутренняя активность личности, способность к героическому подвигу. Прославление телесной и духовной красоты человека. Стремление к универсальным духовным ценностям. Микеланджело и неоплатонизм. Изучение классического искусства. Обращение к готической традиции («Пьета»,1498-1499, Рим, Собор св. Петра, «Давид»,1505-1506, Флоренция, Академия - использование готического контрапоста) как средству преодоления конкретности образа и натуралистических тенденций флорентийского искусства конца XV века. Открытие внутреннего движения. Использование контрапоста как отражения внутреннего состояния человека. Капелла Медичи во Флоренции (20-е – н.30-х годов) - синтез скульптуры и архитектуры как воплощение идеи. Принцип взаимодействия архитектурных и пластических форм. Драматизм образов и гармония целого: трагизм человеческой жизни, ее конец и надежда на Воскресение. Проблема non finito в творчестве Микеланджело в контексте особенностей его творческого метода. Принцип извлечения, освобождения формы из мраморного блока и своеобразная завершенность скульптуры на любой стадии работы. Эволюция стиля Микеланджело. «Пьета Ронданини» (1555-1564, Милан, Кастелло Сфорцеско) - «воспоминание о готике», единство материальной формы и духовного содержания. Живопись Микеланджело, ее пластический характер. Фрески потолка Сикстинской капеллы (1508-1512). Программа фресок свода: история человечества до принятия законов Моисея и одновременно неоплатоническое восхождение от низшего к высшему (Ш.Тольнай). Проблема связи живописи и архитектуры. Доминирующий характер живописи свода в общем пространстве капеллы и нейтрализация фресок XV века. Фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы (1534-1541). Разрыв с иконографической традицией. Страшный суд - не конец мира, но начало царства праведников, Христос - творец нового мира. Смысловое единство живописного цикла Сикстинской капеллы, включая фрески XV века: от сотворения мира к рождению нового мира. Фрески в капелле Паолина (1540-е гг., Ватикан) - последняя живописная работа, становление новых композиционных принципов. Ранние работы Микеланджело: «Мадонна у лестницы» (ок.1491, Флоренция, Каза Буонарроти), «Битва кентавров» (1492, Флоренция, Каза Буонарроти). Картон «Битва при Кашине» (1503-1506). Почти сорокалетняя история создания гробницы папы Юлия II. Окончательный вариант (церковь Сан-Пьетро ин Винколе, Рим). Скульптура, не вошедшая в осуществленный ансамбль гробницы - «Восставший раб», «Умирающий раб» (ок.1513, Париж, Лувр). «Пьета» (1550-1558, Флоренция, Музей собора) и др.
Архитектура Высокого Возрождения.
Сложение единого общенационального стиля. Черты нового стиля - тенденция к монументализации и гармонии. Идея «grandezza». Свободное применение классического ордера.
Браманте (1444-1514). Создатель стиля Высокого Возрождения в архитектуре. Изучение классического наследия: умение свободно оперировать отдельными формами, чувство монументальности. Наращивание отдельных архитектурных масс вокруг центральной оси - основной прием Браманте. Храм Темпьетто (1502, Рим, монастырь Сан-Пьетро ин Монторио) - программное произведение нового стиля. Реализации мечты ренессансных архитекторов о создании идеального центрально-купольного сооружения. Символ гармонии макрокосма. Проект Собора св. Петра в Риме (начало строительства 1506г., прервалось в 1514г. из-за смерти Браманте) - дальнейшее развитие идеи центрально-купольного сооружения. Использование плана греческого креста. Принцип ступенчато-пирамидального построения композиции. Основные постройки: Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1476, Милан), Санта-Мария делла Грацие (1492-1497, Милан), Палаццо Канчеллярия (1486-1499, Рим) - участвовал в завершении и др. Антонио да Сангалло (1485-1546). Классическая традиция в архитектуре XVI века. Ученик Браманте. Поклонник Витрувия. Палаццо Фарнезе (1515) в Риме - завершение эволюции итальянских палаццо. Банк Сан-Спирито (1523-1524), использование в оформлении его фасада идеи триумфальной арки. Архитектура Микеланджело. Антиклассическая тенденция. Нарушение тектонической логики. Новое понимание ордера как средства преодоления инерции массы стены. Пластическое восприятие архитектурного объема. «Лауренциана» во Флоренции (зал библиотеки,1524-1534, вестибюль, 1559-1568). Римский Капитолий - создание ансамбля, принципы организации пространства. История строительства Собора св. Петра после смерти Браманте и проект Микеланджело. Возврат к центрическому плану - упрощение плана по сравнению с Браманте. Тенденция к созданию единого пространства. Предбарочные тенденции в архитектуре Микеланджело и их развитие во второй половине XVI века: Джакомо делла Порта - фасад церкви Иль Джезу в Риме (1572-1574).
Тема 11. Искусство Италии XVI века. Деятельность второго поколения мастеров Высокого Возрождения. Маньеризм и период Позднего Возрождения.
Второе поколение итальянских художников. Новое художественное видение и развитие динамических принципов в искусстве. Андреа дель Сарто (1486-1530). Флорентийский художник. Сформировался под влиянием Леонардо да Винчи и Микеланджело. Следование канонам Высокого Возрождения и динамический характер живописи (усиление роли пространства и его динамический характер, движение света, подвижность фигур и т.д.). Тонкий колористический дар мастера. «Мадонна с гарпиями» (1517, Флоренция, Уффици), фрески «Мадонна с мешком», «Рождество Марии» (1514, Флоренция, церковь Сантиссима Аннунциата), фреска «Тайная вечеря» (1526-1527, Флоренция, монастырь Сан-Сальви) и др. Корреджо (1489/94-1534), пармский живописец. Воздействие римского искусства. Роспись в монастыре Сан-Паоло в Парме, кабинет аббатисы (1518-1520) - развитие пространственного решения виллы Фарнезина (зал Психеи) Рафаэля. Роспись купола - «Вознесение Христа» - в церкви Сан-Джованни Еванджелиста (1520-1524). Создание предвосхищающего барокко иллюзионистического прорыва в пространство. Развитие этой тенденции в росписи купола со сценой «Вознесение Марии» в соборе в Парме (1524). Отказ от традиционного симметрического принципа и создание динамических композиционных решений в алтарных образах - «Мадонна со св. Иеронимом» (День),1527-1528, Парма, Национальная галерея; «Поклонение пастухов» (Ночь), ок.1530, Дрезден, Картинная галерея и др.
Позднее Возрождение и искусство Средней Италии. Маньеризм
Экономический и политический кризис Италии в середине XVI века. Время контрреформации. Наступление на гуманизм и свободомыслие. Тридентский собор (1545-1563) и контроль церкви над искусством. 1557 - индекс запрещенных книг. Сложность и неоднородность искусства, многообразие тенденций. Возникновение придворной культуры, с присущим ей принципом регламентации и ограничения. Переходность искусства Позднего Возрождения. Два основных направления в искусстве того времени: классическое - продолжение художественной традиции Возрождения (Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто) и антиклассическое - маньеризм.
Маньеризм как оппозиция классическому искусству. Цель искусства - воплощение идеи. Проблема метода. Соотношение идеи и реальности, образа и зрительного опыта художника. Понятие «внутренний» рисунок. Роль фантазии, воображения в творческом процессе художника. Иррациональность маньеристического искусства. Некоторые формальные признаки маньеризма: композиционная усложненность, «figura serpantinata» (змеевидная фигура), вытянутые пропорции, холодный колорит, тщательная выписанность, эмалевидная поверхность. Два этапа в развитии маньеризма. Ранний маньеризм (сер.1520-х - 1530-е гг.). Флоренция - главный центр формирования маньеристического искусства. Крупнейшие представители. Якопо Понтормо (1494-1556). Некоторые особенности стиля Понтормо. Соединение в одной композиции перспективных и неперспективных построений. Отсюда смещение планов, изменение масштабного соотношения фигур. Сложная, ритмическая организация композиции. Основные произведения: роспись «Аллегория осени» (1520-1521, вилла Медичи в Поджо-а-Кайяно), фрески «Страсти Христа» (1523-1527, Чертоза дель Галуццо), «Христос в Эммаусе» (1525, Флоренция, Уффици), алтарный образ «Положение во гроб» (1528, Флоренция, церковь Санта Феличита), «Встреча Марии и Елизаветы» (1528-1530, церковь в Карминьяно). Портреты Понтормо - парадоксальное соединение монументальной формы и внутренней напряженности модели. «Портрет юноши» (ок.1525-1526, Лукка, Музей) и др. Россо Фьорентино (1494-1541). Фреска «Вознесение Марии» (1513, Флоренция, церковь Сантиссима Аннуциата) - первый шаг к разрыву с классической традицией (влияние северной графики в типе лиц, экспрессии поз, выстраивание пространства посредством цветовых планов). Поиски необычных, парадоксальных средств экспрессии. Алтарный образ «Снятие с креста» (1521, Вольтерра, Пинакотека). Отъезд во Францию. Россо как один из основателей школы Фонтенбло. Пармиджанино (1503-1540). Завершение первого этапа маньеризма. Влияние Корреджо. Артистизм его искусства, льющийся, текучий характер линии, авторский канон – S-образная фигура, «figura serpantinata». Усиление экзальтированности образов в поздних произведениях. Основные произведения: «Автопортрет в выпуклом зеркале» (1522-1524, Вена, Музей истории искусств), «Мадонна с розой» (1527, Дрезден, Картинная галерея), «Мадонна с длинной шеей» (1534-1540, Флоренция, Уффици), «Женский портрет (Антея)» (ок.1535-1539, Неаполь, Музей Каподимонте) и др. Второй этап развития маньеризма. «Манерный маньеризм». (1540-1590-е гг.). Обращение к формальным приемам раннего маньеризма и классического стиля. Понятие «инвенции» - тематической и стилистической изобретательности как главного критерия художественного качества произведения. Формальная манерность, изощренность маньеризма этого периода. Распространение маньеризма в Италии. Аньоло Бронзино (1503-1572). Особенность стиля художника - разведение передней плоскости картины и глубинного пространства. Наибольшие достижения мастера связаны с портретным жанром. «Портрет Уголино Мартелли» (1537-1538, Берлин, Государственные музеи, Картинная галерея), «Портрет Элеоноры Толедской с сыном» (ок.1545, Флоренция, Уффици) и др.
Маньеристическая скульптура. Бенвенуто Челлини (1500-1571). Противоречивость его творчества. Представитель декоративного стиля в маньеристической скульптуре. Соприкосновение со школой Фонтенбло в период пребывания Челлини во Франции и усиление маньеристических черт в его ювелирном искусстве: «Солонка Франциска I» (1540-1543, Вена, Музей истории искусств). Возвращение во Флоренцию, отход от эстетики маньеризма и возвращение к ренессансному героическому идеалу - «Персей» (1545-1554, Флоренция, Лоджия деи Ланци).
Маньеризм в архитектуре Италии.
Архитектурная концепция маньеризма. Свободная игра формами, декоративность. Джулио Романо. Ученик Рафаэля. Смешение форм, нарушение общепринятых правил - основа архитектурного стиля мастера. «Изобретения-капризы» (Дж. Вазари). Палаццо дель Те в Мантуе (ок.1526-1534). Декоративные тенденции в архитектуре маньеризма. Казино Пия IV в Ватикане (н.1559 г., архитектор Пирро Лигорио) - отказ от использования ордера, декоративное решение фасада. Палаццо Спада (сер. XVI века, Рим) и др.