Словарь терминов по истории мировой культуры
- Аватара(санскр. «нисхождение») — термин в философии индуизма, обычно используемый для обозначения нисхождения Бога из духовного мира в более низкие сферы бытия. Хотя на русский язык слово «аватара» обычно переводится как «воплощение», точнее его можно перевести как «явление», «проявление».
- Агон, агонистика (от греч. – борьба) – характерная черта древнегреческой культуры, пронизывала все сферы жизни. Была связана с представлением, что достижение и выявление красоты, меры и гармонии (идеалов древнегреческой культуры) невозможно без сравнения, сопоставления, проходившего обычно в форме состязаний. Выдающиеся ораторы боролись за признание народом, авторы трагедий и комедий, а также их исполнители – за успех у зрителей. Не случайно спорт также принял свою классическую форму соревнований в Греции, начавшись с Олимпийских игр.
- Академизм – художественное направление, основанное на догматическом следовании классическим образцам как идеальным и непревзойденным. Был связан с деятельностью официальных художественных заведений, где обучение ориентировалось на достижения великих мастеров прежних эпох. В изобразительном искусстве это направление, сложившееся в художественных академиях XVI – XIX вв., следовало внешним формам классического искусства античности и Возрождения, насаждало условные, идеализированные образы, далекие от жизни сюжеты, отвлеченные нормы красоты.
- Акрополь (от греч. – верхний город) – хорошо укрепленный город-крепость, построенный как правило, на высоком холме из огромных каменных плит.
- Ампир (от франц.– императорский) – художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в, Распространился и в других странах. Был ориентирован на римскую античность и стал искусством эпохи Наполеона. Массивные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор, опиравшиеся на художественное наследие античности, служили воплощению идей государственного могущества и военной силы.
- Антропогенез (от греч. – человек и возникновение) – процесс происхождения человека.
- Апокалипсис (греч. – откровение) – одна из книг Нового Завета, раннее, впоследствии канонизированное христианское литературное произведение (серед. 68 – нач. 69 г.). Автором считается Иоанн Богослов. Содержит пророчества о «конце света», о борьбе между Христом и антихристом, «Страшном суде», «тысячелетнем Царстве Божьем».
- Аскетизм – 1) религиозное учение о необходимости борьбы с «чувственными влечениями» тела для достижения нравственного совершенства и общения с божеством; 2) крайняя степень воздержания, отречение от жизненных благ.
- Базилика (от греч. – царский дом) – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами или столбами на ряд продольных галереи (нефов). В античную эпоху базилика – административное здание. В Средние века – это основной тип христианского храма.
- Барокко (итал. – вычурный) – стиль в европейском искусстве, пришедший в конце XVI в. в эпоху позднего Возрождения и развивавшийся до середины XVIII в. Отличался декоративной пышностью, вычурностью и живописностью.
- Варны (санскр. «качество, цвет, категория») — термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества.
- Веды– общее название священного писания брахманизм; включают четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа.
- «Венеры» палеолитические – женские статуэтки из камня, кости, обожженной глины периода верхнего палеолита. Отличительная особенность этой пластики – совмещение условных форм с натуралистическими. При всех различиях первобытных «венер» изображения имеют общие признаки: гипертрофия отдельных частей тела, акцентирующая внимание на специфических женских признаках, отсутствие черт лица и ступней ног, характерная трактовка рук и т. п. Воспроизводилась не конкретная натура, а создавался образ женщины – праматери, символа плодородия, хранительницы очага.
- Витраж (франц. – стекло) – композиция из разноцветных или украшенных живописью стекол, других пропускающих свет материалов. Искусство витража получило особое развитие в Средние века: витражами славятся почти все средневековые готические соборы.
- Возрождение– эпоха в истории и культуре XIV – XVI вв. в Италии, с конца XV до нач. XVII в. в других странах Западной Европы.
- Гуманизм(от лат. – человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм эпохи Возрождения – движение, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, феодальному закрепощению личности.
- Деисус(правильно Деисис, от греч. – моление) – название композиции из икон, центр которой занимает образ Иисуса Христа, справа Богоматерь, слева – Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча).
- Дольмены – мегалитические сооружения, связанные с религиозными и магическими представлениями первобытного человека. Четырехугольные в плане; состоят из больших, иногда грубо отесанных каменных плит, поставленных на ребро и перекрытых большой плитой. Чаще всего служили для родовых захоронений и реже как жилища.
- Дхарма (санскрит) – 1. Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственно-социальное установление для «правильной жизни» (долг) – в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму. 2. В буддизме – первичные элементы бытия и психофизические элементы личности – дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают; волнение их – источник страдания – прекращается в состоянии нирваны.
- Зиккурат – тип культовой постройки, на протяжении тысячелетий игравший большую роль в архитектуре Месопотамии. Это ступенчатая башня, прямоугольная в плане, выложенная сплошной кладкой из кирпича-сырца. На верхней площадке находился маленький храмик – «жилище бога». Строился зиккурат обычно при храме главного местного божества. Пример зиккурата – знаменитая Вавилонская башня.
- Импрессионизм (от франц.– впечатление) – художественное направление в искусстве конца XIX– начала XX в., провозгласившего особую значимость восприятия, в котором высоко ценится мимолетность впечатления от окружающего мира.
- Калокагатия– одно из центральных понятий античной эстетики; обозначает гармонию внутреннего и внешнего, условие красоты человека.
- Классицизм (от лат. – образцовый) – стиль в искусстве; начал складываться в XVIII в., главным образом во французской культуре. Стиль классицизма основывался на идеях рационализма, стремился к выражению возвышенных, героических и нравственных идеалов, к созданию ясных образов.
- Космополитизм (от греч. – гражданин мира) – идеология мирового гражданства. Возникла в античности как утверждение общности всех людей, населяющих землю, их принадлежности космосу.
- Кромлехи – наиболее сложные из мегалитических (выстроенных из громадных камней) сооружений вокруг плоского жертвенного камня концентрическими кругами располагаются менгиры – вертикально стоящие каменные столбы. Некоторые пары менгиров перекрыты поперечными каменными брусьями. Классический пример – кромлех в Стонхендже в Англии.
- Куртуазность(от фр. cour — двор) — правила хорошего тона, хорошие манеры. К. стала основой рыцарского поведения в XII—XIII вв. Куртуазный кодекс предполагал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность, обходительность, умение тонко чувствовать, щедрость, изящество, знание любовных условностей, умение слагать стихи.
- Куртуазная любовь - средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином; оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени. Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в кон. 11 в. в поэзии трубадуров при дворе владетельных сеньоров Аквитании и Прованса.
- Мегалиты (от греч. – большой камень) – постройки из огромных каменных глыб III – II тыс. до н. э., по-видимому, главным образом культового назначения. Впервые изучены в кельтских областях Западной Европы, поэтому отдельные виды мегалитов названы кельтскими словами «менгир» (отдельно стоящий каменный столб), «дольмен» (стол о подобное сооружение из нескольких камней), «кромлех» (камни, поставленные по кругу).
- Мезолит – средний каменный век.
- Месопотамия– территория между реками Тигр и Евфрат (Междуречье), древняя цивилизация на этой территории; в древности здесь существовали государства Шумер, Вавилон и Ассирия, ставшие одним из основных очагов мировой культуры. В раннее Средневековье за обладание этой территорией часто велись войны между Византией и Персией. В эпоху ислама – центр Арабского халифата Аббасидов (750–1258 гг.). Затем до окончания Первой мировой войны входила в состав Турецкой империи; ныне – территория Ирака.
- Мистерия– средневековое театрализованное представление на религиозный сюжет. В большинстве случаев такие представления устраивались на ярмарках, на площадях городов.
- Модерн – русское наименование художественного стиля (арт нуво) конца XIX – начала XX в., который сложился в европейской и американской художественной культуре; для него характерна попытка преодоления эклектики в искусстве; отличается прихотливостью, элегантностью, изысканностью.
- Модернизм(от франц. – новейший, современный) – сменившая модерн художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-е гг. XX в., отражающая особенности миропонимания этого времени художественными средствами во многих относительно самостоятельных художественных направлениях: кубизм, конструктивизм, функционализм, сюрреализм, футуризм, абстракционизм и т. д.
- Натурализм(от лат. – природа) – направление в искусстве, сложившееся в XIX в., стремившееся к точному и бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляясь позитивному знанию.
- Неолит – новокаменный век. Это последний период каменного века (VII – III тыс. до н. э.), за которым следует век металла.
- Неф (от лат. – корабль) – часть храма-базилики, отделенная от других колоннами или столбами.
- Нирвана– одно из центральных понятий индийской философии, индуизма и буддизма. В буддизме означает высшее состояние успокоения – конечной цели человека. Нирвана представляет собой уход от обычных человеческих ценностей, достижение абсолютного покоя, бесстрастия, успокоения, независимости и свободы.
- Пагода– в буддийской архитектуре многоярусная мемориальная башня. Возводилась в честь деяний святых или знаменитых паломников, а также в ознаменование важных событий, связанных с буддизмом.
- Пиктография – рисунчатое письмо, древнейшая форма письменности: изображение предметов, событий, действий с помощью схематических рисунков.
- Реализм (от лат. – действительность) – художественное направление, стремящееся к правдивому художественному изображению действительности с помощью средств традиционного искусства. К середине XIX в. реализм становится господствующим направлением в русской литературе. Его основы были заложены Пушкиным и Гоголем. В русской живописи реалистическое направление особенно ярко выразили передвижники.
- Реформация– широкое общественное религиозное движение в Западной и Центральной Европе XVI в., приведшее к реформированию христианской (католической) церкви.
- Рококо – причудливый стиль в архитектуре и декоративном искусстве XVIII в., отличавшийся особой утонченностью и орна-ментальностью.
- Романтизм(от франц.– роман) – идейно-художественное направление, получившее отражение в различных областях науки, литературы и искусства Европы и Северной Америки. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности, пришедших с наступлением буржуазной эпохи, устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, личной и гражданской независимости. Расцвет романтизма приходится на 20 – 30-е гг. XIX в. Романтики – представители художественного направления, с конца XVIII в. выдвигавшие требование эмоционального, свободного и, прежде всего, индивидуального отношения художника к жизни.
- Сансара (санскрит.) – буддийский термин, означает бесчисленную смену рождений и смертей, мир страданий, на которые обречен человек, пока не достигнет просветления. Означает также земной мир, где все существа подвержены страданию.
- Сентиментализм (от франц. – чувство) – течение в европейской и американской литературе и искусстве 2-й половины XVIII– начала XIX вв. Для него характерен культ естественного чувства, природы, идеализация патриархальной буколической простоты. Его наиболее известными представителями в Европе были С. Ричардсон, Л. Стерн, Т. Смоллет, Ж.Ж. Руссо и писатели «Бури и натиска», в России – Н.М. Карамзин.
- Символизм – направление в европейском искусстве конца XIX– начала XX вв., в котором стремились с помощью символов выразить идеи, находящиеся за пределами чувственного восприятия, отобразить идеальную сущность мира.
- Футуризм – авангардное направление в европейском искусстве 1910 – 1920-х гг., отрицавшее традиционную культуру, ее нравственные и художественные ценности, стремившиеся создать «искусство будущего».
- Эклектика (от греч. – выбивающий) – механическое соединение разнородных частей, элементов и признаков. В искусстве – сочетание разнородных стилевых элементов, произвольный выбор стилистического оформления художественного произведения, причем эта художественная форма не всегда соответствует смыслу и назначению произведений искусства.
- Экспрессионизм (от франц.– выражение, выразительность) –
1) направление в искусстве 10 – 20-х гг. XX в.;
2) мировосприятие, основанное на представлении о дисгармонии, неустроенности мира, отчужденности в нем человека.
- Энеолит – медно-каменный век.