Жанровая живопись 1890—1900-х годов и ее мастера
Рубеж 19-20вв. – особый, переломный период для России. Экономические подъемы и кризисы, проигранная мировая война 1904-05гг. и революции 1905-07гг., первая мировая война 1914-18гг. и, как следствие, революции в феврале и октябре 1917г., свергшие монархию, а затем власть буржуазии. В обществе все более нарастало ощущение неизбежности социального кризиса, необходимости смены ценностей. Народническая идеология потерпела крушение.
Как и в литературе, в изобразительном искусстве конца XIX - начала XX века существовало множество направлений, каждое из которых имело своих поклонников и противников. Возник ряд группировок, кружков, объединений художников. Появлялись новые приемы, стили письма, новые изобразительные жанры. Постоянны выставки, издается масса журналов, альманахов, возникают и исчезают различные художественные группировки. Наряду со станковой живописью активно развиваются декоративно-прикладное искусство, книжная графика, театральная декорация. Появляется тип универсального художника. Он может нарисовать картину, создать декоративное панно, виньетку для книги, вылепить скульптуру, сочинить театральный костюм. Тяга к универсализму не возродить старой романтической идеи синтеза искусств. Серебряный век предложил множество вариантов его воплощения: в модерне, в деятельности «Мира искусства». Все это стимулировало общественный интерес к живописи, который, в свою очередь, вызвал настоящий расцвет выставочной и издательской деятельности в этой области.
Художников привлекают уже не обобщенные, монументальные образы русского крестьянина, природы, а те изменения, которые происходят в русской жизни. В поисках нового языка художники нередко обращаются к сказочным, мифологическим сюжетам. Художники формулируют новую задачу. Не обличать, а сохранять чувство прекрасного, учить красоте. Нести красоту даже в обыденный мир: в быт, в архитектуру, а предметы повседневного пользования. Художник, «формируя» действительность наступавшего века, творит новый миф. Отходя от событийности, он создает не иллюстрацию изображаемого, а его символическую передачу, поэтический эквивалент. Художественный вымысел становится своеобразной легендой о жизни, способом постижения её скрытых основ и законов.
На рубеже веков сложился стиль, затронувший все пластические искусства, получивший название стиля модерн. В 90-х гг. развивается жанровая живопись. По-новому раскрывается крестьянская тема, обращение к фольклору. Художники работают в таких направлениях как реализм, символизм, импрессионизм, модерн. Жанры: историко-бытовой, концепционный пейзаж, натюрморт.
Илья Ефимович Репин (1844-1930). Представлял реалистическое направление, ставящее своей задачей творческое, но при этом как можно более верное воспроизведение действительности, в живописи той поры. В 1890-х -1900-х годах он создал много портретов, в которых сильное и колоритное письмо сочетается с глубоким психологизмом, умением использовать позу, жест модели для ее образной характеристики (например, портрет Элеоноры Дузе).
Сергей Александрович Коровин (1858 –1908)
Темы расслоения деревни, вражды кулаков и бедноты, раскол в общине. «На миру» 1893 г ГТГ.
С поразительной психологической достоверностью передана сцена спора вконец разорившегося, отчаявшегося бедняка и самодовольного кулака, знающего, что на его стороне закон и сила денег. Нет идеальной общины, которую так ценили в 60-е годы. Крестьянский мир отвергает бедняка, никто не придет ему на помощь. Автор находит новые средства для изображения. Крупные фигуры, их ощутимая телесность заставляют нас в упор видеть жестокую драму, разыгрывающуюся в одной из деревень
Абрам Ефимович Архипов (1862 – 1930)
Этот художник привнес в жанр достижения импрессионистической живописи: случайно выхваченная из обыденности сцена, цветовые соотношения, пленэрная живопись. «Прачки» 1901 г ГТГ
Перед нами словно эскиз мгновенно схваченной сцены. Изображаются не конкретные события, а невыносимые условия труда прачек. Работа их представлена как отупляющее и привычное дело. Мастерски передано ощущение сырого подвала, скользкого пола, груды грязного белья, горячий пар, поднимающийся из горячего чана к холодному окну. Словно скользкий мазок кисти погружает нас в застойную сырость влажного воздуха.
Сергей Васильевич Иванов (1864 – 1910)
Этот художник значительно расширил темы жанра. «В дороге. Смерть переселенца» 1889 г. ГТГ
Представлен трагический финал кочевой жизни крестьянской семьи, отправившейся на поиски лучшей доли. Точность поз и деталей. Но главное – недосказанное. Трагедия такова, что пересказать все ее последствия прямо художник не берется. Он рисует полдневное солнцестояние, оцепенение природы и людей, однообразную выжженную равнину. Поднятые вверх оглобли кибитки – символ остановившегося движения. Смысл - безвыходность тех, потерял надежду.
«Расстрел» 1905 г - Одно из лучших произведений о революционных событиях. Слева – облака пороховых выстрелов. Фон – темный массив солдатской шеренги. Справа – фрагмент толпы со знаменами. Пустынная площадь залита солнцем. Поражает подлинностью поза убитого и раненная, скорее всего вбок, собака, накренившаяся в беге. Тени домов – траурная кайма, освещенные участки боковых стен – светлые клинья, словно бы указывающие на притаившихся в тени убийц.
Николай Алексеевич Касаткин (1859 – 1930)
Этот художник раскрыл впервые тему труда рабочего класса, выступающего на арену истории.
«Углекопы. Смена» 1895 г ГТГ. Атмосфера мрачного помещения с уходящими вверх деревянными фермами и сгрудившейся внизу толпой шахтеров. Все внушает мрачную торжественность. Лица многих шахтеров в толпе отчужденно и враждебно смотрят на зрителя. Прямо на нас идет углекоп со зловеще поблескивающими белками глаз на прокопченном лице. Он воспринимается как исполненный ненависти парламентер от лица рабочей массы к противнику. Будничная, по сути, сцена пересменки у шахтной клетки наделена такой силой и значительностью, что передает растущий гнев в среде рабочего класса.
Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904)
Соединение истории и бытового жанра приводит к рождению историко-бытовой картины в произведениях этого художника. Лучшие его картины – «Московские женщины 17 века в церкви»1899 г, «Свадебный поезд в Москве 17 века» 1901 г
Представлен повседневный быт, только в далеком прошлом. Картины лишены монументальности. История повернута не драматической стороной, как это было у Сурикова или Репина, а эстетической. Художник любуется бытом прошлого, он наслаждается колоритом московской жизни 17 века. Век выбран не случайно. Именно в 17 веке русское узорочье, полихромия достигли необыкновенной зрелищной силы. Рябушкин проникся духом пестрого русского средневековья. В поздних картинах появляются черты гротеска, сатиры.
Михаил Васильевич Нестеров (1862 – 1942)
Ученик Перова, начинавший в духе передвижников. Обращался к теме Древней Руси. Этот художник входит в русскую живопись картиной «Пустынник», в которой находит свою тему: монастырская, церковная Русь, монашество, но образ Руси предстает в картинах как некий идеальный, почти зачарованный мир, находящийся в гармонии с природой. Это острое ощущение природы, восторг перед миром, перед каждым деревом и травинкой особенно ярко выражены в одном из самых известных произведений Нестерова – «Видение отроку Варфоломею»(1889-1890), «Христова невеста»(1887). Нестеров много занимался монументальной религиозной живописью. Росписи всегда посвящены древнерусской теме. Никаких реалий определенного времени. Нестеров создает идеальную картину слияния человека с природным миром вне рамок цивилизации. Отсюда герои – монахи, Сергий Радонежский, пустынники. Его программная картина – «Видение отроку Варфоломею» 1890 г ГТГ представляет момент, когда будущему Сергию Радонежскому открывается истина, и душа мальчика наполняется необыкновенным умилением перед каждой травинкой, сухим листочком, а одновременно с этим чуткой настороженностью. Происходит духовный переворот. Все это раскрыто в проникновенном осеннем пейзаже. Русский мир превращается в подобие «земного рая».
Константин Алексеевич Коровин (1861 – 1939). Русский импрессионист.
Как и Левитан, он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Саврасова и Поленова. В картине «Пейзаж зимой» 1894 г он выступает продолжателем Саврасова. Представлен серенький зимний день, двор деревенской избы и запряженная в сани лошадка у плетня. Но главная задача Коровина здесь – не пейзаж настроения, а чисто живописная: нарисовать серое и черное на белом. После поездки во Францию и знакомства с живописью импрессионистов Коровин обращается к теме большого города.«Парижские огни» 1911г. ГТГ. Тема – жизнь большого города. Представлен фрагмент его жизни, отсюда и фрагментарность композиции. При этом необычна точка наблюдения – резко сверху, динамичен мазок, контуры, словно размытые дождем, дрожат в уличном воздухе. Но русский темперамент проявляется в повышенной интенсивности цвета, стихийности мазка, эмоциональности.
Валентин Александрович Серов (1865 – 1911). Принципиальный новатор.
Ученик Репина, наследник реалистической традиции русской живописи, он совершил главный переворот в художественных исканиях эпохи. От критического реализма Серов перешел к поэтическому реализму, к воплощению реалистическим методом красоты и гармонии. Работал с портретом, пейзажем, натюрмортом, бытовой и исторической картиной: масло, гуашь, темпера, уголь – трудно найти живописные и графические жанры, в которых бы не работал Серов, и материалы, которые бы он не использовал.
Особая тема в творчестве Серова – крестьянская. В его крестьянском жанре есть ощущение красоты и гармоничности крестьянского быта, восхищение здоровой красотой русского народа. «В деревне. Баба с лошадью», пастель(1898) Все приемы взяты как бы с парадного портрета: шествие, позирование, но личности этому явно соразмерны.
Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933). Его любимой темой также является 17 в., но не бытовые сцены, а архитектура Москвы. «Москва конца 17-го столетия. На рассвете у Воскресенских ворот»(1900). Один из первых художников, обратившихся к русскому фольклору. Он писал свои картины по мотивам русских былин и народных сказок («Иван-царевич на сером волке», «Богатыри»), а также на темы из национальной истории («Царь Иван Васильевич Грозный»). В росписях Владимирского собора в Киеве Васнецов пытался возродить церковную монументальную живопись, которая во второй половине XIX века пришла в полный упадок.
Филипп Андреевич Малявин(1869-1940). Создал новый тип картины, в которой совершенно по-особому освоены и переложены на язык современного искусства фольклорные художественные традиции. Его образы «баб» и «девок» имеют некое символическое значение – здоровой почвенной Руси. Картины всегда экспрессивны. «Смех»(1899), «Вихрь»(1906). Живопись размашистая, эскизная с фактурным мазком. Малявин соединял в своей живописи экспрессивный декоративизм с реалистической верностью натуре.
Константин Андреевич Сомов(1869-1939). Ведущий художник «Мира искусства». Творческая зрелость пришла к нему рано, но в нем сказывалась некая раздвоенность – борьба между мощным реалистическим чутьем и болезненно-эмоциональным мироощущением. живопись - символизм. Сомов, проявился в портрете Мартыновой «Дама в голубом», 1897-1900, в картине-портрете «Эхо прошедшего времени», 1903, где он создает поэтическую характеристику хрупкой, анемичной женской красоты декадентского образца, отказываясь от передачи реальных бытовых примет современности. Он облачает модели в старинные костюмы, придает их облику черты тайного страдания, грусти и мечтательности, болезненной надломленности. Художнику свойственен историзм, он являлся бегством от действительности. Не прошлое, а его инсценировка, тоска по невозвратимости его – вот основной мотив. «Письмо» 1896, «Кофиденции» 1897г.
Александр Николаевич Бенуа(1870-1960) - Идейный вождь «Мира искусства». Живописец, график-станковист и иллюстратор, театральный художник, режиссер, автор балетных либретто, теоретик и историк искусства, музыкальный деятель. Как художника его роднят с Сомовым стилизаторские тенденции и пристрастие к прошлому. В версальских пейзажах Бенуа слились историческая реконструкция 17 в и современные впечатления художника, его восприятие французского классицизма, французской гравюры. Отсюда четкая композиция, ясная пространственность, величие и холодная строгость ритмов, противопоставление грандиозности памятников искусства и малости человеческих фигурок, являющихся среди них только стаффажем. «Последние прогулки Людовика 14» 1896 – 1898 – первая версальская серия, а во второй серии, звучит некая ирония, окрашена почти трагедийными нотами. «Прогулка короля» 1906.