Появление искусственных орудий. Орудия труда в палеолите, мезолите, неолите.
Основной чертой раннего палеолита является начало использования каменных самодельных орудий. Они изготавливались путем отсечения от одного камня другим всего лишнего с целью образовать скол или режущую кромку. Постепенно техника изготовления совершенствовалась, и появились ручные рубила и так называемые сверла – орудия, с помощью которых выкапывали коренья или рубили деревья. Еще одним значительным эволюционным шагом раннего палеолита стало использование огня. Следы древних кострищ возрастом 1,5 млн. лет были обнаружены на террритории Африки и Азии. Средний палеолит – это эпоха выживания, так как неандертальцы жили, пожалуй, в самых тяжелых климатических условиях – в ледниковый период. В это же время появляются первые копья и ножи, наконечники стрел и скребки для обработки шкур животных. Развивается социальная структура, люди живут большими группами, заботясь о стариках. Зарождается искусство в виде наскальных рисунков, изображающих охоту или очень часто женщин, что можно расценивать как предпосылки матриархата. В период поздний палеолит-мезолит (ранний) появилось первое подобие лодок. Этому предшествовало изготовление первых плотов из бревен или сухих прутьев. Из костей делали иглы, прародительницы современных, использовали их для изготовления одежды, плели корзины из ивовых прутов. Активно развивалось первобытное искусство: фигурки из бивней и костей мамонта, наскальная живопись. Эпоха палеолита на позднем этапе положила начало одомашниванию диких животных, первыми, как известно, стали собаки. Время кроманьонцы определяли по солнечному и лунному календарям. Первобытное общество постепенно заменяется матриархальной родовой общиной. Изготовление первых глиняных фигурок характеризует палеолит. Неолит же ознаменован появлением первой глиняной посуды.
Мезолит Данная эпоха начинается после окончания последнего ледникового периода. Данный отрезок у ученых-историков имеет спорный характер. Наиболее сильно он выражен на севере современной Европы. В этот период оружие продолжало совершенствоваться, появились лук и стрелы. Люди одомашнили диких животных: буйволов, лошадей, коров. Общество развивается, и появляются первые нормы поведения, правила. Мезолит характеризуется дальнейшим развитием речи.
Неолит Если палеолит – это период активной охоты, рыболовства и собирательства, то одно из главных событий неолита – переход к производящему хозяйству: земледелию и скотоводству. Люди стали более привязаны к одному месту, начали появляться первые дома, хижины и даже города. Глина стала использоваться для изготовления посуды и в искусстве. Неолит, так же как и палеолит, делится на ранний, средний и поздний периоды. И каждый из них протекал неравномерно, ни в одно и то же время, разные культуры вступали в каждый этап в разные сроки. Уже тогда высоким развитием могла похвастаться, к примеру, территория современного Китая.
Праобщина
Историческая реконструкция первоначального человеческого общества представляет собой, пожалуй, самую сложную проблему первобытной истории. За отсутствием каких-либо прямых параллелей судить о нем можно только на основе косвенных данных. Это, с одной стороны, наши сведения о стадных взаимоотношениях у обезьян, с другой стороны, некоторые факты археологии и антропологии, а также те факты этнографии, которые с большей или меньшей долей вероятности могут рассматриваться как пережитки древнейшего, досапиентного состояния человечества. Сопоставление и анализ всех этих данных позволяют составить общее, хотя во многом и гипотетическое, представление об общественной жизни того времени, но, конечно, и оставляют место многочисленным неясностям, чисто логическим догадкам, спорным предположениям.
Как уже говорилось, начальную форму организации общества в советской науке часто называют «первобытным человеческим стадом». В то же время некоторые ученые считают, что употребление этого термина неправомерно, так как в нем объединены несовместимые понятия — стадный характер взаимоотношений приписывается первобытным человеческим коллективам, следовательно, допускается вульгаризация, биологизация процессов общественного развития. Но это возражение вряд ли основательно. Термин «первобытное человеческое стадо» как раз хорошо передает диалектическое своеобразие организации древнейших и древних людей, ее переходное состояние от предчеловеческого стада животных к «готовому», сформировавшемуся обществу. Поэтому пользуясь здесь, подобно многим другим специалистам, термином «праобщина», мы руководствуемся только тем, чтo он короче и удобнее.
Какими хронологическими границами датируется эпоха праобщины? Ее начало, очевидно, совпадает с выделением человека ив животного мира и образованием общества. Не вызывает никаких сомнений то обстоятельство, что с возникновением целеполагающей трудовой деятельности было связано не только изменение отношения человека к природе, но и изменение отношений между членами первоначального человеческого коллектива. Таким образом, начало эпохи праобщины совпадает с появлением вполне осознанно изготовленных и применяемых орудий труда. Конечным рубежом эпохи праобщины было появление на смену ему «готового» человеческого общества — общинно-родового строя. Еще в начале 1930-х годов советские археологи П. П. Ефименко и П. И. Борисковский предположили, что переход к родовому строю произошел на рубеже позднего палеолита; новые археологические находки, как уже говорилось, не опровергают этого предположения, но позволяют допустить, что переход от праобщины к родовой общине мог произойти и раньше. Следовательно, конец эпохи праобщины совпадает с переходом от раннего к среднему или позднему палеолиту. Новые данные еще требуют осмысления, и здесь мы будем придерживаться прежней синхронизации эпохи праобщины.
Прогрессивное развитие каменных орудий, изменение физического типа самого человека, наконец, то обстоятельство, что общинно-родовой строй не мог возникнуть сразу, в готовом виде, — все это показывает, что праобщина не была застывшей во времени единообразной формой. Поэтому часто различают раннюю праобщину древнейших людей и более развитую праобщину неандертальцев. Некоторые ученые даже называют эту более позднюю праобщину неандертальцев особыми терминами («первобытная община» и др.). Однако ни сколько-нибудь общепринятого мнения, ни сколько-нибудь установившейся терминологии в данном случае не существует.
Праобщина представляла собой, по-видимому, небольшую группу людей. Маловероятно, чтобы большая группа могла прокормить себя при слабой технической вооруженности раннепалеолитического человека и трудности добывания пищи. Собирательство требует большой затраты времени, а дает относительно мало пищи, притом чаще всего низкокалорийной; что же касается охоты на крупных животных, уже известной первобытному человеку, то она была сопряжена с большими трудностями, сопровождалась множеством жертв и не всегда была удачной. Таким образом, трудно представить себе, что праобщина состояла больше чем из нескольких десятков, скорее всего из 20—30 взрослых членов. Возможно, такие праобщины иногда объединялись в более крупные, но это объединение могло быть только случайным.Жизнь праобщины скорее всего не была жизнью беспорядочно передвигавшихся с места на место собирателей и охотников. Раскопки в Чжоукоудяне рисуют картину оседлой жизни на протяжении многих поколений. Об относительной оседлости говорят и многие пещерные стойбища раннепалеолитического времени, раскопанные в разных частях Евразии на протяжении последних 60 лет. Это тем более вероятно, что богатство четвертичной фауны давало возможность длительного пользования кормовой территорией и, следовательно, позволяло занимать удачно расположенные и удобные навесы и пещеры под постоянное жилище. Вероятно, эти естественные жилища в одних случаях использовались на протяжении нескольких лет, в других — на протяжении жизни нескольких или даже многих поколений. В установлении такого образа жизни важную роль, несомненно, сыграло развитие охоты.