Основы теории композиции
Одним из основных понятий художественного конструирования являетсякомпозиция, т.е. построение целостного произведения, элементы которого находятся во взаимосвязи и гармоническом единстве. Композиция любого технического объекта создается с учетом действующих в данной области техники общих тенденций конструирования, определяемых научно-техническим прогрессом.
Основными категориями композиции выступают тектоника и объемно-пространственная структура (ОПС). Обе эти категории взаимообусловлены друг с другом: пространственная организация формы отражает ее тектонические характеристики, а тектоника в значительной степени определяет объемно-пространственную структуру изделия.
Тектоникой называют зримое отражение в форме изделия работы его конструкции и организации материала. Понятие "тектоника" неразрывно связывает две важнейшие характеристики промышленного изделия - его конструктивную основу и форму во всех ее сложных проявлениях (пропорциях, метрических повторах, характере и т. д.). Под конструктивной основой при этом понимают работу несущей части конструкции, характер распределения главных усилий, соотношение масс, организацию конструкционных материалов и т. п. Форма должна четко отражать все эти особенности конструктивной основы.
Основным условием достижения тектоничности любого инженерного объекта, является то что, конструкционные материалы должны быть использованы оптимально с точки зрения работы системы. Если потенциальные конструктивные возможности данного материала не используются или, хуже того, его заставляют работать не естественным для него образом, то нарушений тектоники не избежать, а красота машины, станка, прибора останется несбыточной мечтой.
Второй не менее важной категорией композиции является объемно-пространственная структура, т.е. проще говоря любая форма так или иначе взаимодействует с пространством. В связи с этим, как бы ни была построена форма, двумя основными компонентами ее структуры служат объем и пространство.
По признаку объемно-пространственного строения промышленные изделия можно условно подразделить на три большие группы:
· относительно просто организованные моноблочные структуры со скрытым механизмом, размещенным в корпусе;
· открытые технические структуры действующих механизмов или несущих конструкций;
· объемно-пространственные структуры, сочетающие в себе элементы первой и второй групп.
Успех работы над композицией промышленного изделия в значительной мере зависит от того, понимает ли конструктор роль пространства как равноправного с объемом элемента композиции и умеет ли организовать его. При этом легкость восприятия любого конструируемого объекта во многом зависит именно от того, насколько закономерно развивается его композиция.
Согласно одному из правил теории композиции чем сложнее объемно-пространственная структура промышленного изделия, тем большее значение для достижения гармонии приобретает последовательное развитие принципа, положенного в основу ее строения.
Причиной низкого эстетического уровня ряда машин не в последнюю очередь является именно хаотичность их объемно-пространственного строения.
Для описания основных свойств и качества композиции используют такие понятия, как гармоничная целостность, симметрия, динамичность и статичность
Гармоничная целостность формы отражает логику и органичность связи конструктивного решения изделия с его композиционным воплощением. Конструктивные элементы изделий необходимо объединить не только технически, но и композиционно, представив любую структуру как гармоничную целостность.
Целостность связана с другим средством композиции -соподчиненностью и достигается при соблюдении закономерностей соподчинения элементов, а без этого условия она отсутствует.
Целостность формы отражает многие свойства композиции и носит как бы общий характер. Организация формы тем сложнее, чем сложнее форма отдельных элементов и связи между ними.
Симметрия. Это наглядно проявляющееся средство композиции. Под ней понимают повторение, отражение левого в правом, верхнего в нижнем и т. д.
В природе абсолютной симметрии нет. Отступления от симметрии неизбежны и в технике, что обусловливается функциональными и конструктивными факторами.