Искусство в контексте исторической психологии
В «Психологии искусства», работе, опубликованной в 1925 г. Лев Выготский пытается ответить на простой вопрос о том, как устроено искусство, почему оно действует и в чем заключается природа катарсиса.
Давным-давно было замечено, что искусство оказывает на человека определенное, в некоторых случаях очень сильное, воздействие. Аристотель назвал этот эффект катарсисом, применив популярный тогда медицинский термин «очищение» к эмоциям.
В последующем понятие катарсиса активно использовалось в эстетике для объяснения действия искусства, а в конце XIX в. понятие было применено для обозначения ситуации переживания сильных эмоций в состоянии гипноза, что приводило к облегчению страдания.
Терапевтическое использование эффекта катарсиса предполагает, что в безопасной обстановке человек может пережить, отреагировать те чувства, которые когда-то по определенным причинам были вытеснены из сознания. В результате он получает опыт того, что может вынести эти чувства, принять такие свои желания, которые до того казались ему совершенно чуждыми. Катарсис не только соединяет чувства со словами, ослабляя непосредственное действие чувств, но и придает словам преобразующую силу (способность воздействия). Таким образом, терапевтический катарсис не очищает чувства, как о том говорится у Аристотеля, но, напротив, позволяет принять то, что оценивалось как «нечистое», не испытывая страх загрязнения. Получается, что при неизменном значении меняется смысл самого переживания.
Эффект эстетического катарсиса, по мнению Выготского, заключается в нейтрализации разнонаправленных (разноименных) эмоций, порожденных противоречием формы и содержания произведения искусства.
Сила эстетического переживания в отличие от обычных эмоций заключается в том, что разрядка аффекта совершается особым образом - без внешнего моторного действия.
Таким образом, действие терапевтического катарсиса симметрично относительно эстетического. Терапевтический катарсис не столько очищает, сколько повышает терпимость к «грязи» тела и чувств. Эстетический же катарсис, в понимании Выготского, чувства формирует: «та же самая боль, то же самое волнение, когда они вызываются искусством, заключают в себе еще нечто сверх того, что в них содержится: чувство первоначально индивидуально, а через произведение искусства оно становится общественным или обобщается» . Преобразование происходит за счет того, что обобщенный опыт присваивается и переживается как интимно-личный. В преобразовании индивидуальной эмоциональной сферы Выготский видит основную «работу» катарсиса» «действие искусства, когда оно совершает катарсис и вовлекает в этот очистительный огонь самые интимные, самые жизненно важные потрясения личной души, есть действие социальное. Переплавка чувств вне нас совершается силой социального чувства, которое объективировано, вынесено вне нас, материализовано и закреплено во внешних предметах искусства, которые сделались орудиями общества».
Результатом катартического переживания становится опосредованность непосредственной эмоциональной реакции культурно-историческим опытом, содержащимся в образах искусства. Произведение искусства, вызывая эстетический катарсис, производит двойную работу - создает переживание и, одновременно, обеспечивает возможность понимания, «задавая направление последующей мыслительной деятельности».
Эстетический катарсис возможен при наличии следующих условий. 1. Усиления эмоционального переживания за счет отсутствия моторной разрядки. 2. Соотнесения индивидуальных переживаний с содержанием произведения, включающего в себя многообразие смыслов. 3. Наличия дистанции по отношению к содержанию.
Работа эстетического катарсиса состоит в узнавании себя в том, что вызывает «ужас и сострадание», и что при видении «со своей стороны» выглядит невинно и обыденно.
Искусство занимает место зеркала, а катарсис позволяет читателю (зрителю) разместиться в той самой точке иллюзии, из которой он может получить доступ к собственному реальному, наделенному смыслом, узнанному как часть себя и мира культуры.
Таким образом, получается, что искусство буквально записывает в теле культурно-исторический эмоциональный опыт. При этом реальное телесное переживание получает представленность в образах и означивается через соотнесение с культурно-историческим опытом.