Георгий Нарбут

1886, хутор Нарбутовка Чернигов­ской губернии - 1920, Киев. Не по­лучил систематического художест­венного образования. Одаренный от природы график, с юности ув­лекался и подражал графике Били-бина. Наряду с Чехониным и Мит­рохиным принадлежал к самым крупным художникам младшего поколения мирискусников. Отли­чался способностью к стилизации и прошел в своем творчестве через многие стили - «билибинский», «силуэтный», «китайский» и др. Ма­стерски владел разнообразными техническими приемами, виртуоз­но работал со шрифтом. Выполнил за свою короткую жизнь огромное число заказов - обложки, иллюст­рации, виньетки и т. д.

Георгий Нарбут - student2.ru

50/52

Георгий Нарбут Силуэты. Элементы оформления книги. 1910-е годы

Георгий Нарбут Обложка журнала «Аполлон». 1916 21x16,5 см

Георгий Нарбут

Иллюстрация к «Басням» Крылова. Москва, 1912 4,5x17 см

Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru

«.МИР ИСКУССТВА»



Георгий Нарбут - student2.ru


Георгий Нарбут - student2.ru


Георгий Нарбут - student2.ru

55/56

Георгий Нарбут люстрации к сказке Андерсена «Прыгун». Москва, 1913

Георгий Нарбут

Фронтиспис к «Басням» Крылова Москва,1912

Георгий Нарбут - student2.ru «МИР ИСКУССТВА» 83


Георгий Нарбут - student2.ru



Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru



Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru


Георгий Нарбут - student2.ru


Георгий Нарбут - student2.ru КОММЕРЧЕСКАЯ ГРАФИКА

После представления ярко индивидуальной графики «Мира искусства» мы переходим в этой гла­ве к «рядовой» графической продукции, которая знакомит с работой профессионалов, остав­шихся по большей части анонимными. Уделив в предыдущем изложении преимущественное внимание общекультурным и стилевым проблемам графического дизайна, мы теперь обращаем­ся к другим сторонам профессиональной жизни. Мы рассмотрим, как был представлен графиче­ский дизайн на выставках и в печати, и как на него повлияли знаменательные перемены в поли­графической технологии.

Бурный рост издательской деятельности в конце прошлого века уже нуждался в обобщении и рекламе, в публичной демонстрации своих достижений. В 1895 году в Петербурге устраивается солидная выставка - Первая Всероссийская выставка печатного дела, которая была открыта в те­чение нескольких месяцев ежедневно с 12 ч. дня до 12 ч. ночи и сопровождалась изданием регу­лярных «Обзоров», отражавших ее работу. Распорядители выставки так обозначили ее цель: «Представить печатное дело... значит наглядно изобразить самую большую силу просвещения и развития человечества»13.

Выставка носила характер художественно-промышленной: наряду с разделами, посвященны­ми всем крупнейшим издателям страны, и широким показом печатной продукции на ней демон­стрировалась и вся технология печати - от новейшего оборудования до красок для золочения книжных обрезов. Одним из впечатляющих экспонатов была действующая ротационная маши­на, которая на глазах у публики печатала журнал «Ниву». Новая и самая быстрая техника плюс са­мый популярный в России журнал (его тираж в 1891 году - 115 тысяч, в 1900 - 235 тысяч). В од­ном из номеров "Обзоров" появилась такая фотография: «Печатание журнала «Нива» на ротаци­онной машине в присутствии Его Величества»14.

34 выпуска «Обзоров Первой Всероссийской выставки печатного дела» содержат простран­ную информацию о всех разделах выставки, дают описание новейших процессов фотомехани­ческой печати, которая стоит на пороге свершения революции в полиграфии, и, в частности, со­общают об экспонировавшейся коллекции К. Далматова, которая «...представляет собой весьма замечательное собрание старинных образцов узорного орнамента, вышивок и плетеных кру­жев»15 - в общей сложности 3,5 тысячи образцов и 43 пуда веса. Коллекция Далматова - еще один пример подвижнической работы, предпринятой ради оснащения документальным историчес­ким материалом художнической деятельности в «русском стиле». Несколькими годами раньше, в 1889 годубыло выпущено издание, оформленное в русском стиле самим И. Ропетом. Замысло­вато выписанное название на титульном листе говорит само за себя: «Русские вышивки, испол-

Неизвестный художник Московское акционерное общество К. Эрманс и К0. Средства от насекомых. Плакат. Москва, 1900-е годы 35x25,5 см

Неизвестный художник. Один рубль. Государственный кредитный билет выпуска 1898 года. 8,3x14,3 см

Георгий Нарбут - student2.ru 88 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ


Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru


ненные К. Далматовым по атласу цветным шелком на мягкую мебель, по полотну на карнизы окон и дверей в русский терем Датского Королевского парка Фреденберг в 1889 году. Узоры взя­ты К. Далматовым из обширного его собрания образцов народного шитья великороссов москов­ской, новгородской, тверской и ярославской губерний».

Выставка 1895 года - это выставка книг и периодических изданий. Заботы о просвещении и книге занимали столь высокое место в сознании русской интеллигенции, что, естественно, им уделялось преимущественное внимание в общественной жизни. По журналам, выставкам, ката­логам тех лет можно достаточно хорошо представить себе именно книжно-журнальную сторо­ну графического дизайна. Однако очевидно, что все области графического дизайна тесно меж­ду собой связаны. Имея представление об одних из них, можно многое узнать и о других: у книг, плакатов, календарей и т. д. одни и те же издатели и типографии; наборные шрифты и орнамен­ты из одних и тех же каталогов; графический язык, соотнесенный с действующими способами печати; общие стилистические приемы, которые, что называется, носятся в воздухе; наконец, не­редко одни и те же авторы.

К концу 1900-х годов издательская деятельность приобрела стабильность. Начиная с 1909 го­да устраиваются ежегодные выставки произведений печати, цель которых«... наглядно предста­вить все, что в течение отчетного года вышло из-под русского печатного станка»16. На первой из них - Выставке произведений печати за 1908 год - демонстрировались не только книги и жур­налы, но и плакаты, открытые письма, карты, календари. Самым большим из отделов был отдел «воспитания и обучения», где отмечалось, что главными потребителями книг в России являются «учащиеся, учащие и ученые». Сейчас небезынтересно узнать, что в то время книг по гуманитар­ным наукам издавалось больше, чем по прикладным. Последняя выставка состоялась в 1913 году, потом началась война.

Журнал «Искусство и художественная промышленность» с первого же года своего существова­ния ведет инициативную работу по стимулированию графического творчества. Одно за другим следуют объявления о конкурсах, проводимых журналом: «на сочинение рисунков для открытых писем», «на орнаментальные сочинения национального характера из мотивов растительного и животного царства какой-либо местности России», «на сочинение рисунка для обложки журна­ла», «на сочинение орнаментального рисунка конверта для визитных карточек» и др.

КОММЕРЧЕСКАЯ ГРАФИКА



Георгий Нарбут - student2.ru В отзывах, которые пишет редакция по результатам конкурсов, начинают прорисовываться контуры профессиональной специфики графического дизайна. Едва ли не впервые слагаются формулировки требований, которым должны отвечать произведения прикладной графики, и мы попадаем в мир знакомых нам профессиональных проблем. «Соответствие сочинения с опреде­ленной целью - одно из первых условий в художественно-промышленном искусстве и, для до­стижения хороших результатов, необходимо строго относиться к заданию, дабы работы вполне им отвечали»1", - объясняет журнал свои требования в связи с неудовлетворительной реакцией на присланные открытки. Или, например, дает такое важное пояснение:«... перед тем как присту­пить к работе, надо хотя бы в общих чертах осведомиться об условиях того или другого произ­водства»18.

Оценивая присланные на конкурс журнальные обложки, редакция постфактум излагает свое кредо: «Что требуется от обложки? Во-первых, и главным образом - ясный легко читаемый, ска­жем более - в глаза бросающийся шрифт надписей. Если на обложке - орнаменты, рисунки, то они должны быть отчетливы, расположены с чувством меры, гармоничны в тонах, отвечать вну­треннему духу издания, для которого предназначаются, наконец, не представлять особых затруд­нений для воспроизведения их в печати»19.

Во всех отзывах редакция выражает озабоченность по поводу большого числа несамостоя­тельных, подражательных решений, присылаемых на конкурс:«... следует предостеречь на буду­щее тех, которые, при исполнении своих рисунков, удовлетворяются несколько бесцеремонным подражанием более или менее известным иностранным образцам. Такие работы будут всегда ос­тавлены без внимания. Работающим следует, наоборот, всегда стараться создать оригинальные сочинения - пора, наконец, бросить подражать чужому»20.

Подобная же мысль нередко звучит и в характеристике образцов художественной промыш­ленности. В отзыве на результаты конкурса, ежегодно проводимого Императорским обществом поощрения художеств, читаем: «Невеселое впечатление производили конкурсные работы по ху­дожественно-промышленному отделу. Шаблон, неразвитость вкуса, боязнь оригинального и са­мобытного - сквозили слишком часто; композиция скорее сводилась к компиляции, т. е. к само­му нежелательному, мертвому элементу искусства»21.

Постоянно призывая художников к самостоятельности - «Неужели нашу молодежь не влечет к творчеству, неужели она не способна создать что-либо свое, оригинальное, искреннее?» - жур­нал «Искусство и художественная промышленность» дает пояснение, ясно характеризующее его собственную позицию, и, как мы отмечали раньше, вообще типичное для умонастроений рус­ских художников того времени: «Наша родная природа достаточно богата, чтобы найти в ней вдохновение, и довольно взглянуть на наше прошлое народное искусство, чтобы убедиться, что только на этой почве можно будет в конце концов создать характерную русскую художествен­ную промышленность»22.

Инициатива с проведением конкурсов завершилась тем, что на последней странице четверто-

Георгий Нарбут - student2.ru



ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Георгий Нарбут - student2.ru го номера журнала за 1901 год редакция поместила объявление, которое кончалось словами: «... не находя возможности поощрять простые заимствования из различных источников или же создания в чисто декадентском духе, редакция вынуждена, к сожалению, отложить это предпри­ятие до более благоприятного времени».

Приблизительно в это же время, в октябре 1901 года вышел в свет первый номер нового журнала «Печатное искусство». Его издателем и редактором был И. И. Леман, член акционерно­го общества «Словолитни О. И. Леман», которое наряду с филиалом берлинской фирмы «Берт-гольд и К0» было самым крупным в России. С конца XIX века и до самой революции эти слово­литни определяли развитие русского наборного шрифта. Редакция журнала так излагала свои за­дачи: «На страницах нашего журнала мы хотим попытаться, по мере сил и возможностей, сооб­щать в беспритязательной форме заметки о всем новом и примечательном, достигаемом совре­менной техникой печатного искусства»23.

Журнал просуществовал всего два года и стал первым в России журналом, посвященным деятельности графического дизайна (содержание журнала позволяет поставить знак равенства: печатное искусство = графический дизайн). В XX веке появится еще только один профессио-


Георгий Нарбут - student2.ru



нальный журнал этого же профиля - «Полиграфическое производство», который в конце 20-х -начале 30-х годов впишет прекрасные страницы в историю отечественного графического дизайна.

Журнал, действительно, выполнял свои обещания рассказывать «о всем новом и примечатель­ном». Он публикует статьи об издателях и новинках печатной техники, информирует о выстав­ках, освещает текущую профессиональную жизнь, в каждом номере публикует примеры акци­дентных работ (что косвенно рекламирует основное дело издателя). В журнале - первая робкая статья о новом типографском стиле, сообщение об обеде 11 июня 1902 года в память 500-летия Гутенберга, статья-некролог об Отто Экмане, умершем в 1902 году, и многое другое. У журнала каждый раз новые обложки, в оформлении много наборных линеек и украшений, его художест­венная ориентация - стиль модерн.

Регулярный выпуск каталогов шрифтов и орнаментов, которыми располагают словолитни России, появление многочисленных, правда, кратковременных журналов, посвященных печат­ному делу и предназначенных, в первую очередь, для наборщиков типографий, наконец, нагляд­ные уроки, которые давало оформление лучших книг и журналов, - все это способствовало по­степенному росту культуры набора, печати, графического дизайна. Появляются небольшие, но специальные издания по тематике графического дизайна. Назовем одно из них, у него симпа­тичное название - «Беседа о наборе титулов и еще кое о чем другом» - и столь же симпатичный текст. Автор дает практические советы молодым наборщикам, объясняя им почему«... такой, по-видимому, пустой вопрос, как набор титулов, заставил работать голову не одного знаменитого типографа Европы»24.

Неизвестный художник 100 рублей. Банкнота с портрет;] Императрицы Екатерины II. 12,2x27,3 см

Неизвестный художник 500 рублей. Банкнота с портрет;! Императора Петра! 12,6x27,3 см

КОММЕРЧЕСКАЯ ГРАФИКА



Георгий Нарбут - student2.ru На рубеже веков происходят революционные изменения в полиграфической технологии, имевшие колоссальное значение для развития печатного дела. Типографии осваивают фотоме­ханические способы печати. Еще в 90-е годы XIX века все иллюстрации печатались с деревянных досок, то есть живопись и фотография переводились на гравюру на дереве. Изготовление реп­родукций представляло собой трудоехмкий и дорогостоящий процесс, и при этом неизбежно возникали искажения исходного изображения. Но уже в конце 1890-х годов начинается и через десять лет практически завершается переход типографий на фотомеханические способы вос­произведения. Это означало, что не только наступила эра господства фотографии в печати, и что, в частности, распространился новый тип изданий - фотоиллюстрированные еженедельни­ки. Возможность фотографически точного воспроизведения оригинала позволила художникам расширить графическую палитру, и поэтому изменился и обогатился образ печатной графики в целом. Поколение художников «Мира искусства» было первым, графика которого репродуциро­валась по-новому. И только открывшиеся возможности печати позволили им прибегнуть к столь изощренному контурному рисунку и к смешанной технике, без которых не возник бы их свое­образный графический стиль.

Георгий Нарбут - student2.ru

Переход на новую технику печати был большим событием, и на первых порах этот факт тща­тельно фиксировался в изданиях. В объявлении о выходе в свет журнала «Искусство и художест­венная промышленность» № 1 за 1900 год отмечалось, что он содержит 18 снимков, «из которых два исполнены - фототипией и два в красках - один по новому способу трехцветного печата­ния». Журнал «Мир искусства» № 1 за 1903 год на заглавном листе, оформленном К. Сомовым, указывает: «28 автотипий. Три хромолитографии. Три фототипии. Гелиогравюра». И так далее.

Полиграфия, фотография и графический дизайн вступают отныне в тройственный союз, они и связаны друг с другом, и зависимы друг от друга. На выставках произведений печати одновре­менно демонстрируется и техника печати, а на выставках фотографии - ее приложение в поли­графии. И все-таки нельзя не удивиться тому широкому кругозору, который проявили организа­торы Международной фотографической выставки в Санкт-Петербурге в 1903 году, когда вклю­чили в нее следующие разделы: научная фотография, художественная фотография, фотомехани­ческие печатные процессы, фотографическая литература, технические приложения фотогра­фии, фотографическая промышленность. В рецензиях на следующую Международную фотогра­фическую выставку, которая проходила уже в Москве в 1908 году, особо подчеркивался факт де­монстрации большого числа высококачественных репродукций, отпечатанных «в натуральных цветах», как тогда говорили.

В этом разделе книги представлена массовая графическая продукция - та, что связана с това­ром и его рекламой: этикетки, бланки, упаковка, рекламные плакаты. В течение XX века именно этому виду графики будет суждено стать основной отраслью графического дизайна. Но уже и тогда, в начале века вместе с разворачиванием в России промышленности и торговли широко

92 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Георгий Нарбут - student2.ru распространяется и реклама. В стране возникает много филиалов иностранных фирм, рождают­ся свои миллионеры-купцы и миллионеры-фабриканты. Представленная здесь реклама говорит о товарах, которые тогда продавали и покупали, а за ними - та жизнь, которая колоритно опи­сана в статье о знаменитой нижегородской ярмарке, проходившей раз в год на Волге: «Обыкно­венный провинциальный Нижний Новгород летом на 40 дней превращается в колоссальный ры­нок, во всероссийский шантан и трактир... Вся жизнь укладывается в несложную форму: купил, продал, заработал, выпил, опять купил, опять продал, напился»25.

В рекламной графике можно встретить отголоски всех художественных стилей - вариации русского стиля, модерна, эклектики. Но больше всего здесь примеров своего рода «коммерческо­го стиля» - того вневременного, стихийно складывающегося и даже космополитического стиля, который традиционно присущ оформлению товара и который продолжает образную стилисти­ку этикеток и вывесок XIX века. Для этих композиций характерны насыщенность рукописными, витиеватыми шрифтами, обилие орнамента, притязание на богатый красивый вид.

Здесь - и реклама знакомых нам фабрик, но знакомых из будущего, из эпохи уже советской, когда дореволюционные названия изменятся на новые: «Эйнем» на «Красный Октябрь», «Тре­угольник» на «Красный треугольник» и так далее.

Георгий Нарбут - student2.ru

КОММЕРЧЕСКАЯ ГРАФИКА



Георгий Нарбут - student2.ru


Георгий Нарбут - student2.ru



ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Георгий Нарбут - student2.ru 10


Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru

Неизвестный художник Московская политехническая выставка 1872 года. Политипаж из словолитни О. И. Лемана в Петербурге. Петербург, 1900-е годы

Неизвестный художник Завод С. X. Рандруп в Омске. Плакат.

Санкт-Петербург, 1900-е годы 89x50 см

Неизвестный художник Товарищество Вейнеровских пивоваренных заводов в Астрахани. Плакат. Санкт-Петербург, 1900-е годы 76x52 см

Неизвестный художник А. М. Жуков. С.-Петербург. Мыло. Плакат.

Санкт-Петербург, 1900-е годы 51x35 см

Неизвестный художник Галоши фирмы «Треугольник». Плакат.

Санкт-Петербург, 1900-е годы 85x54 см

КОММЕРЧЕСКАЯ ГРАФИКА



Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru



ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Георгий Нарбут - student2.ru 17


Георгий Нарбут - student2.ru

Шршлав ВЪ СТАРОМЪ ГОСТИННОМЪ ДВОРЩХРУШЛ

ПЕР, СОБСТВ. АИБАРЪ, № 102.

 

Георгий Нарбут - student2.ru

Неизвестный художник Чай. Чайная торговля Сергея Алексеевича Спорова в Москег Москва, 1903 54x72 см

Неизвестный художник Общество Александро-Невскои мануфактуры К. Я. Паль в С.-Петербурге. Товарный ярлы:. Санкт-Петербург, 1900-е годы 18,5x24 см

Неизвестный художник Всероссийская выставка, 1882. Политипаж из словолитни О. И. Лемана в Петербурге. Санкт-Петербург, 1900-е годы

Неизвестный художник Швейные машины компании Зингер. Плакат. Санкт-Петербург, 1900-е годы 111x69 см

Неизвестный художник Парфюмерия русских бояр Товарищества А. Ралле и К0. Пла Москва, 1900-е годы 107x71 см

КОММЕРЧЕСКАЯ ГРАФИКА 97

Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru

БОЛРЬ




ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ



Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru


       
  Георгий Нарбут - student2.ru
 
    Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru

Неизвестныйхудожник : Вербный базар Московскихгородских попечительств о бедных. Плакат, 'Москва 1910 55x34,5 см

21/22.

Неизвестныйхудожник (А.С.) Христос воскресе! Пасхальные отркрытки.Санкт-Петербург, 1910-е годы

В. Клименко1 Пасхальная открытка. |, Санкт-Петербург, 1905 14,5x9 см

Неизвестный художник 1::::гос воскресе! Пасхальная открытка, 191514x9,5 см

25 Неизвестный художник

С праздникомСвятой Пасхи! «Нет пьянства>>. Открытка. 1915 9x14 см

Неизвестный художник Политипажиз словолитни - Леманав Петербурге

Петербург, 1900-е годы

27 Неизвестный художник

Бурлаки». Гильзовая фабрика«Хаджи-Оглу». Ярославль.

Петербург. 1900-е годы

28 Неизвестный художник

Видыстарой Москвы.Арестанты, при полиции метущие улицу ХУШ веке. Рекламная карточка ТовариществаЭйнем

6.5x11 см

29 30.

Неизвестный ху'дожник Сцены из русскойжизни. Молотьба в средней России. Обед у приволжскихрыбаков.Рекламные карточки товариществаЭйнем6.5x11 см



Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru

Неизвестный художник Русское общество для выдел: и продажи пороха. Плакат. Санкт-Петербург, 1900-е го~ь 57x37 см

Неизвестный художник «Гляди глазами, да не трогай руками». Обертка Шоколада русских пословиц Товарищества Эйнем. Москва, 1900-е годы 11x5,9 см

Неизвестный художник Товарищество Табачной фас; А. Н. Богданов и К0. Плакат. Санкт-Петербург, 1904 49x60 см

Неизвестный художник Коробки папирос. Лицевая сторона. Санкт-Петербург, 1900-е годь

КОММЕРЧЕСКАЯ ГРАФИКА




Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru


101

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ



Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru



Георгий Нарбут - student2.ru

 



Георгий Нарбут - student2.ru


Георгий Нарбут - student2.ru Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru

Неизвестныйхудожник.Обертка «Купеческое мыло

Москва. 1900-е годы 13x11,5см

Неизвестный художник .

Оформление коробки Английского печенья фирмы Ландрин.Фрагмент развертки. акт-Петербург,1900-е годы

(в развороте)

Неизвестный художник коробкипапирос.Оборотная сторона. Санкт-Петербург, 1900-е годы

Неизвестный художник.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Обертка шоколада русских пословиц Товарищества Эйнем. 1900-е годы

Неизвестный художник Товарищество братьев Ф. и : Шемшуриных в Москве, Балчуг. Тертые на масле краски, олифы, лаки. Плакат

КОММЕРЧЕСКАЯ ГРАФИКА





ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru

- -


КОММЕРЧЕСКАЯ ГРАФИКА



Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru

Георгий Нарбут - student2.ru

Неизвестный художник Страница рекламного проспекта

Компании С. Сиу и К0. Москва 1900-е годы

21,5х14.2 см

Неизвестный художник

Французские печения к чаю. С.Сиу и К. Плакат. Москва, 1900-е годы

Неизвестный удожник

И.Л.Динг Фабрика конфет.

Москва. Плакат Cанкт-Петербург, 1900-е годы

75,5х45см

Неизвестныый художник

Где мед - тут и яд». Обертка шоколада русских пословиц Товарищества Эйнем. Москва.1900-е годы 11,5х9 см

Неизвестныйхудожник Гильзы А. Викторсон.Москва.

Наши рекомендации