Русско-византийский стиль художественной ковки
В ХIХ веке наряду с классицизмом, в России получил развитие русско-византийский стиль. Русско-византийский стиль стал официальной художественной нормой. Четкие геометрические элементы и стилизованные растительные мотивы складывались в сложный орнамент кованых ограждений русско-византийского стиля. Фиксированный геометрический орнамент причудливо сочетается со свободно переплетенными вылепленными листьями.
Русско-византийский стиль заимствует из эпохи Ренессанса стилизованные розетки и классические профили и искусно вписывает их в свои композиции. Прототипом для мастеров, работающих с коваными ограждениями в русско-византийском стиле служат кремлевские соборы ХV-ХVII веков. Поэтому термин «византийский» достаточно условен.
Кованые ограждения в русско-византийском стиле Вы можете увидеть на оконных решетках Оружейной палаты, решетках заполнения проемов часовни Прохорова в Новодевичьем монастыре. Знаменательно кованое ограждение дома по Гоголевскому бульвару тем, что его изготовление было поручено одному из самых знаменитых архитекторов, Каминскому А.С, зятю Третьякова С.М., брата основателя знаменитой картинной галереи.
Рисунок 64 – Кованая решетка в русско-византийском стиле
Рисунок 65 – Кованая решетка в русско-византийском стиле
Рисунок 66 – Кованое ограждение. Мотивы русских сказок
Рисунок 67 – Русско-византийский стиль. Мотивы русских сказок
Рисунок 68 – Русско-византийский стиль. Мотивы русских сказок
В ХIХ веке наряду с русско-византийским стилем становится популярным и так называемый «Русский стиль» кованых ограждений. «Русский стиль», развивался на основе народных традиций и ассоциировался со светлым будущим России, в то время как «Русско-византийский» стиль воспринимался современниками, как стиль, насаждавшийся самодержавием. В основе художественных решений русского стиля лежит национальное народное творчество. В большинстве изделий присутствуют две встречающиеся или расходящиеся волюты (спиралевидные завитки с кружком). Также часто встречаются в кованых ограждениях элементы, имеющие форму луковицы с цветком в сердцевине. Эти элементы являются композиционной основой, которая украшается листьями, завитками, стеблями.
Обращаясь к технической стороне художественной ковки «русского стиля», стоит отметить, что много приемов обработки металла, компоновки отдельных элементов орнамента традиционных фигур и дополняющих их элементов перешло из сельских кузниц в городскую современную архитектуру. Эти приемы также используются до сих пор. В Москве можно увидеть множество кованых ограждений, кованых решеток и ворот, кованых козырьков и балконов, а также других кованых изделий в «русском стиле».
Ампир
В первую половину 19 в. развивается завершающая стадия классицизма – ампир (первые признаки появились на закате рококо). Основой для возникновения ампира послужили раскопки в Помпеях.
Рисунок 69 - Лестница в стиле Ампир
Рисунок 70 – Царские врата в стиле Ампир