Общая характеристика средневекового искусства

Искусство Средневековья — период истории искусства на Западе, длившийся около 1000 лет. Обычно под этим термином понимается развитие искусства на территории Европы,Среднего Востока и Северной Африки.

Средневековое искусство затронуло разные области и значительно повлияло на развитиескульптуры, иллюминированных рукописей, витражей, мозаик, на обработку металла и многие другие отрасли.

Средневековое искусство возникло из сплава художественного наследия Римской империи ииконографических традиций ранней христианской церкви. Эти элементы перемешались с «варварским» искусством Северной Европы.

Средневековое искусство оказало влияние на развитие следующих видов искусства:ВитражЖивопись Керамика Книги Металлургия Мозаика Надгробные памятники Реликварии Скульптура Резьба по слоновой кости Изделия из стекла Столярное ремесло Изготовление печатей Текстиль Ювелирное искусство

Средневековое искусство - особая ступень в мировом художественном развитии. Возникшее и существовавшее на почве феодализма, средневековое искусство было тесно связано с религией, с её догматами, которые освящали феодальный строй и его сословную иерархию, накладывали печать на философию, мораль, нравственные представления. Религия и церковь были могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Кроме того, церковь была главным заказчиком искусства. Наконец, не следует забывать, что духовенство было единственным тогда образованным классом. Религиозное мышление сформировало всё средневековое искусство.

Другой особенностью средневекового искусства была близость его к народному творчеству, так как в отличие от античного искусства, обращённого только к свободному члену общества, искусство Средних веков обращается ко всему народу.

Образный строй и язык средневекового искусства сложнее и экспрессивнее искусства античного. В нём на смену представлению о мире, как о чём-то завершённом, приходят новые представления. Под влиянием христианских идей человек перестаёт быть центром мироздания. В нём видят лишь частичку мироздания, подчинённую его неведомым силам.

24. Готический стиль возник во Франции в середине XII века. Наиболее значительными произведениями готического стиля во Франции считаются соборы Шартра, Амьена и Реймса, но вообще во Франции осталось огромное количество памятников готического стиля, от часовен до огромных соборов.

Шартрский собор

Шартрский собор или Собор Шартрской Богоматери — самый известный памятник города Шартра, в 90 км к юго-западу от Парижа. Собор считается одним из прекраснейших готических зданий.

На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии.

Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.

Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор храм сохранился до наших дней практически нетронутым. Отличительной чертой собора является то, что его две башни сильно различаются между собой. Северная башня имеет типичное древнеготическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий) и шпиль в стиле пламенеющая готика, выполненный несколько позже. Южная башня, напротив, имеет основание уже готического стиля и увенчана более простым шпилем.

Амьенский собор

Амьенский собор или Собор Амьенской Богоматери

Существовавший здесь ранее собор романской архитектуры сгорел дотла в 1218 г. при пожаре, вызванном ударом молнии. А вот находящаяся вблизи собора небольшая церковь уцелела. В ней хранились мощи святого Фирмина, первого епископа города Амьена, поэтому церковь нельзя было снести до завершения строительства нового собора, куда впоследствии и перенесли мощи святого.

Согласно первоначальному плану башни собора предполагалось выстроить в два раза шире и гораздо выше существующих. Однако их возвели только до половины запроектированной высоты, в результате чего башни едва поднимаются над кровлей собора. В 1366 г. было начато возведение шатра над южной башней, а северная башня была достроена лишь в начале XV века. Разные по высоте и рисунку, они придают фасаду собора необычайную живописность.

Стройный башенный шатер фонаря над средокрестием усиливает общее впечатление устремленности ввысь и подчеркивает высоту готической конструкции.

Реймсский собор

Реймсский собор или Собор Реймской Богоматери Это классический образец архитектуры высокой готики в период ее наивысшего расцвета.

Cобор всемирно известен тем, что начиная с периода средневековья и вплоть до XIX века здесь проходили коронации практически всех французских монархов.

В IX веке на месте обветшавшего старого храма началось возведение нового. Однако грандиозный пожар 1210 года полностью уничтожил его. Тогда начался третий этап строительства, в результате которого появилось то величественное сооружение, которое и дошло до наших дней.

Две 80-метровые башни западного фасада Реймсского собора — самые высокие во Франции. Они могли бы быть еще выше, поскольку первоначально планировалось увенчать их высокими шатрами со шпилями, но этот замысел не осуществился. Кроме того, хотели возвести еще пять башен, но этот план тоже не был реализован.

Особенность Реймсского собора — прославившие его скульптуры. Только в “Галерее королей” представлено более пятисот фигур. Большая часть их создана в XIII в. Это скульптурные изображения святых, епископов, рыцарей, королей, ремесленников. Реймсский собор часто называют “собором ангелов” — из-за множества скульптур, их изображающих. Наиболее известна фигура улыбающегося ангела над северным порталом. Реймсский собор сильно пострадал в эпоху Великой Французской революции. Еще более тяжкий урон был нанесен собору во время Первой мировой войны. Полностью восстановительные работы завершились только лишь к 1996 году.

Собо́р Пари́жской Богома́тери (Нотр-Дам-де-Пари) — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана.

Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.

Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия.

На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами.

Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.

Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).

Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символевангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея.

Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах — по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.

25.Романский стиль (римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — в ​​первую очередь круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. В Южной Франции, Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, но романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Особенности архитектуры романского собора:В основе плана ,то есть продольная организация пространства,Увеличение хора или восточной алтарной части храма,Увеличение высоты храма,каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам ,Тяжелые своды требовали мощные стены и колонны,полуциркульные арки,Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

ГерманияКайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце,Либмургский собор,Аббатство Мария Лаах,Церковь св. Якоба в Регенсбурге

Франция Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье

Италия Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня

Испания Романские церкви в Валь-де-Бой

Дания Церковь Богородицы в Калуннборге

26. Архитектура итальянского Возрождения.
Историю архитектуры эпохи итальянского Возрождения принято подразделять на три периода: Раннее, Высокое и Позднее Возрождение.
Раннее Возрождение в зодчестве характеризуется прежде всего формами зданий, созданных известным зодчим инженером Филиппо БрунеллескоОдним из выдающихся сооружений Брунеллеско был громадный куполсобора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции
Значительное место в архитектуре итальянского Возрождения занимала гражданская архитектура. К ней относятся в первую очередь крупные городские дворцы (палаццо).
Особенностями ренессансных фасадов являются огромные оконные арочные проемы разделенные колонками. В отличие от строгих фасадов архитектура хорошо освещенных интерьеров имеет жизнерадостный характер.
Для убранства фасадов дворцов раннего Возрождения нередко применялись русты

Одним из примеров дворцовой архитектуры середины XV в. во Флоренции может служить трехэтажный дворец Медичи-Рикарди ,построенный по проекту зодчего Микелоццо ди Бартоломео в период 1444—1452 г. по заказу Козимо Медичи, правителя Флоренции. По схемефасада палаццо Медичи позже и в других городах были построены сотни дворцов.
Высокое Возрождение, получившее развитие в архитектуре Италии в конце XV — первой половине XVI в., отличается более сдержанной обработкой фасадов, красотой пропорций и применением скульптуры по внешней композиции дворцов.
Одним из виднейших представителей Высокого Возрождения был Донато Браманте, много занимавшийся изучением памятников античного зодчества. Лучшие постройки Браманте — церковь Санта Мария делле Грацие в Милане и часовня Темпьетто в Риме
Сооружения Браманте отличаются гармоничной уравновешенностью, чистотой диний, легкостью и стройностью, несмотря на некоторую перегрузку их декором.
Итальянское Возрождение оказало большое влияние на архитектуру европейских стран в XVI—XVII вв. Особую роль в этом сыграла деятельность выдающегося архитектора, инженера, скульптора и живописца Микеланджело Буонаротти. Здания по его проекту выделяются необычайной эмоциональной насыщенностью вследствие включения в архитектурные композиции скульптуры и живописи. Примером может служить пластичная архитектура библиотеки Лауренциана, особенно лестницы с ее скульптурными формами.

С середины XVI в. в архитектуре Италии наступает период позднего Возрождения. Под влиянием трудов Виньолы и особенно Палладио в это время начали применять крупные ордера. Так, Палладио однимордером объединял два верхних этажа, а позже стал украшать многоэтажное палаццо колоссальными ордерами, поднимающимися от основания до карниза.
Прототипами форм для дворцов Палладио служили памятники древнеримского зодчества, изучению которых он посвятил свою жизнь. Характерной для дворцовой архитектуры позднего Возрожденияявляется вилла Ротонда близ Виченцы, построенная Палладио во второй половине XVI в.
В целом архитектура итальянского Возрождения во многом обязана своим развитием не только античной тектонической основе, но и переосмыслению готических конструктивных приемов.

27. Донателло (Donatello) являлся скульптором из Флоренции (около 1386-1466).
Являясь выдающимся мастером культуры раннего Итальянского Возрождения, он был также и родоначальником искусства Классицизма флорентийской школы.


Обучение Донателло получил в мастерской Л. Гиберти. Огромное влияние на его творчество оказала проторенессансная школа А. Пизано. Если судить по первым работам скульптора, то их выполнение приближенно к готическому стилю.
К первому периоду, длившемуся до 1443 года. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Далее Донателло выполнил мраморную статуюДавид с головой Голиафа, которая предназначалась для одного из контрфорсов собора. Что примечательно, данная статуя была первым обнажённым произведением в итальянском искусстве, которое было не связано со стеной. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло.

Примерно в 1417 году Донателло для Орсанмикеле сотворил одну из самых известных статуи Святого Георгия, которая в последствии была перенесена в Барджелло. Она выполнена в виде юного рыцаря, который выступает в роли первой портретной статуи Донателло.

Если говорить о работах определивших ранний период, то стоит непременно выделить бронзовую статую Святого Людовика. Её местоположение в настоящий момент — музей Санта Кроче. Данному периоду творчества Донателло обязаны также и три живописных рельефа

Второй период творческого пути Донателло относится примерно к 1434 году. Мастер возвращается во Флоренцию из Рима.
В 1440 году Донателло выполняет работу над певческой трибуной Флорентийского собора и кафедрой собора в Прато. К наиболее классическому периоду творчества Донателло относится и знаменитая бронзовая отдельно стоящая статуя Давида, которая была сделана для палаццо Медичи и находящаяся в данное время в Барджелло. Также масштабной работой второго периода мастера являются бронзовые двери старой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции.
Перейдём к третьему периоду. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) — первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Но не стоит забывать, что главной работой скульптора в Падуе выступает высокий скульптурный алтарь для церкви Сан Антонио, датируемый 1446-1450 годами.
Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия и ряда прочих фигур. В процессе работы над данным ансамблем скульптор неоднократно обращался за помощью к своим ученикам, коих было великое множество

Четвертый период. Работы, которые обрели жизнь после возвращения мастера (примерно 1454 год)статуи Святой Магдалины из Флорентийского баптистерия и Иоанна Крестителя из Сиенского собора — подлинные произведения искусства, которые не ограничены рамками нормы

Бронзовая скульптурная группа Юдифь и Олоферн (1456-1457 года), вначале была вхожа в состав композиции фонтана (сад палаццо Медичи), а в настоящее время находится на площади Синьории
Донателло — величайший скульптор, творчество которого дышит пластикой, объёмом и характером формообразования.

Наши рекомендации