Собор святого Петра как перекресток эпох
Главный католический собор мира стоит на месте ранней христианской базилики. Основана она была еще Константином Великим. Согласно преданию, апостол Петр был казнен во времена императора Нерона, между 64 и 67 годами. С этого времени его могила стала местом паломничества. Приведенные в Евангелии от Матфея слова Христа: «И Я говорю тебе: ты – Петр, и насеем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» - сделали Петра в глазах христиан главою Католической церкви. Он считался первым римским епископом, основателем престола, который впоследствии стали называть папским. Поэтому церковь Петра была задумана как главный храм всех христиан.
Церковь представляла собой пятинефную базилику, фасад которой был направлен в сторону центра города. Ее апсида, ориентированная в западном направлении, была поставлена над могилой апостола, которая, как полагали, находилась близ цирка Нерона у Ватиканского холма. Перед входом к церкви примыкал большой атриум. Чтобы увеличить алтарную часть, задуманную как мартириум, то есть надгробный памятник мученику, между апсидой и нефами был воздвигнут трансепт, выходивший за пределы ширины здания. Общая длина храма с атриумом составляла около 220 метров, длина же самой базилики равнялась 120 метров при ширине 69 метров и высоте центрального нефа 25 метров. Внутри длинные ряды высоких одиннадцатиметровых мраморных колонн коринфского ордера, перекрытых плоским антаблементом, создавали величественную перспективу, в глубине которой возвышался алтарь. Над алтарем была воздвигнута сень, опиравшаяся на четыре витые мраморные колонны, специально привезенные из Греции по приказанию Константина. Еще две такие колонны были поставлены у краев апсиды. С вершины сени свисал большой канделябр – дар императора. Стены базалики были расписаны фресками, на триумфальной арке и в конхе апсиды сверкали мозаики, полы были покрыты плитами мрамора, балки стропильного перекрытия окрашены в яркие цвета. Базилика была заложена около 330 года, а завершена в 349 году, уже после кончины императора. В течение всего средневековья она являлась главной католической церковью, папским собором, и служила образцом для многих построек.
Но к концу 15 века базилика святого Петра в Риме обветшала и была снесена. Однако сначала были выполнены обмеры и рисунки. Папа Юлий II решение о строительстве грандиозного собора на месте раннехристианской базилики.. В 1503 году, исполняя поручение Папы, К проектированию собора приступает Браманте К этому времени уже была возведена часть стен храма по проекту Росселино, который хотел в новом сооружении использовать традиционную базиликальную схему. Но Браманте, выдающийся зодчий высокого Возрождения, решил предложенную ему Этот план известен по фрагменту чертежа («пергаментный план»), хранящемуся в Уффици и исполненному самим Браманте. Кроме того, сохранилась медаль 1506 года с изображением внешнего вида собора, задуманного зодчим. Известно, что Браманте был очень вдохновлен полученным от Папы заданием. («Я поставлю купол Пантеона на своды храма Мира»). Храм Мира – базилика Максенция. Своего рода каркасом плана собора Браманте сделал фигуру в форме равноконечного креста с закругленными концами. В центре должен был разместиться огромный купол, опирающийся на пилоны сложного сечения. Ветви креста перекрывались цилиндрическими сводами. В углах общего квадратного плана здания Браманте в меньших размерах повторил основную композицию. Появившиеся в результате как бы еще четыре центрических здания получили свое купольное завершение. Проект Браманте был близок эскизным проработкам Леонардо да Винчи. Главному куполу он хотел придать форму полусферы, повторяющую покрытие Пантеона. Тем самым с новаторской пространственной концепцией совмещался архаический мотив, призванный, по – видимому, подчеркнуть связь с античной традицией. Кольцевая колоннада вокруг барабана купола – связь со знаменитой постройкой Браманте – Темпьетто. Начав строительство, Браманте сумел возвести подкупольные пилоны и часть стен. Кончина Папы Юлия II, а затем и самого зодчего в еще большей степени осложнили положение на стройке. К постройке храма был привлеченРафаэль. 1514 годом датируется вариант проекта Рафаэля. Сохранившиеся рисунки позволяют восстановить его особенности. Главное его отличие от проекта Браманте состояло в том, что он вернулся к базиликальной схеме плана, сохранив планировку предшественника только в западной части собора. Возможно, этот отход от «магистральной линии» развития архитектуры Возрождения был вызван давлением со стороны деятелей церкви, желавших обеспечить лучшее соответствие внутреннего пространства собора литургическим требованиям.
Вариант Рафаэля также остался неосуществленным.
Приходу к строительству храма Микеланджело предшествовало участие Бальтассаре Перуцци, сменившего Рафаэля на посту главного архитектора собора святого Петра, и Антонио да Сангалло Младшего, работавшего в той же должности с 1538 до своей кончины в 1546 году. Оба архитектора выступили со своими проектами. Перуцци, отказавшись от идеи базилики, предложенной Рафаэлем, вернулся к центрическому плану Браманте, но немного изменил его в деталях, усилив, в частности, подкупольные пилоны. Сангалло разработал компромиссный вариант: сохранив в основном центрическую схему постройки, он все – таки развил план здания в восточном направлении. По сторонам главного входа новым проектом предусматривалось сооружение двух высоких колоколен, увенчанных коническими шпилями. По– своему Сангалло скомпоновал и купол. Он поставил его на двухярусный барабан, окруженный аркадами и колоннами, и завершил очень большим фонарем, тоже увенчанным шпилем. Свой замысел Сангалло запечатлел в огромной деревянной модели9длина – 7 метров, а высота 468 см.), изготовленной в 1934 – 46 годах.
К руководству возведением собора святого Петра Микеланджело был привлечен в 1546 году, когда ему было 70 лет. Он осуждал проект Сангалло за его близость к готике. Он разработал свой вариант проекта и именно он был осуществлен. Мастер решительно вернулся к первоначальной проектировочной идее Браманте, тем самым не только подчеркнув свое намерение довести его замысел до конца, но и недвусмысленно заявил о верности ренессансному принципу абсолютной гармонии.
Но его проект не стал простым повторением проекта Браманте, тем более, что они создавались с интервалом в 40 лет. Темпераментная, энергичная манера Микеланджело прекрасно проявлялась в «мясистых» контурах его плана, ограниченного сложными, словно пульсирующими кривыми. Этот план, в основном повторяющий выверенную до последней детали, тонко и точно прорисованную рациональную схему Браманте, соотносится с ней так, как соотносится исполненная в материале круглая скульптура со своим изображением, сделанным одной линией. Он сделал еще более мощными подкупольные пилоны. На них были водружены подпружные арки огромных размеров – их высота равна 46 метрам при пролете 26 метров. Эта конструкция поддерживает грандиозный купол, поставленный на цилиндрический барабан. Купол господствует, подчиняя себе весь объем здания. Купол ясно выражает центричность сооружения. Микеланджело принял идею Браманте о полусферической форме купола. Он предложил составить покрытие собора из трех оболочек. Свой проект мастер представил в виде нескольких моделей, выполненных в дереве и терракоте. Деревянная сохранилась, а также сохранилось несколько чертежей. Диаметр основания купола – 42, 5 метра. Его громадные размеры, согласно проекту, должны контрастно оттенять четыре купола меньшей величины, расположенные над угловыми выступами основного объема. Ощущение огромного внутреннего напряжения создается мощными скруглениями апсид, чередующимися с резкими «выбросами» углов. Динамику взаимодействия форм развивают пилястры большого ордера, сообщая зданию крупный масштаб, они своим переменчивым. «рваным» ритмом выражают тему трагического напряжения, вообще типичную для позднего творчества Микеланджело. Ордер, введенный мастером в Композицию, является большим в силу его абсолютных размеров: высота пилястр с антаблементом составляет 35 метров. Аттик высотой 12 метров заметно «нагружает» ордер. Поистине скульптурна пластика купола и его барабана. Последний окружен кольцом спаренных колонн, поддерживающих сильно раскрепованный антаблемент. (раскреповка – отступление от общей плоскости отрезка стены со всеми ее частями сверху до низу). На поверхности купола вертикали колонн как бы продолжаются толстыми ребрами – гуртами; между ними размещены люкарны (окна), служащие для подсветки наружней оболочки покрытия. Гурты, сбегаясь к вершине купола и словно собираясь в пучок, продолжают свое движение уже в виде венчающего фонаря. Сравнительно небольшие колонны, окружающие фонарь, как будто перекликаются с колоннадой барабана, а невысокий шатер, завершающий фонарь, ставит последнюю точку в том динамичном потоке форм. Основным членениям фасадов соответствуют второстепенные детали – окна, глухие ниши, обрамляющие их наличники, филенки, гирлянды. Единство внешнего облика и интерьера собора обеспечено ордером: внутри здания в сложном ритме располагаются такие же гигантские пилястры коринфского ордера, что и на фасадах, но они выполнены каннелированными. Сильное впечатление производят кессонированные своды, перекрывающие ветви крестообразного плана.
В отличие от Браманте Микеланджело не стал делать все четыре фасада одинаковыми. Главный, восточный фасад зодчий выделил широко развернутой колоннадой из десяти колонн, а вход в собор решил как дополнительно выдвинутый вперед четырехколонный портик с фронтоном.
Зодчий не смог увидеть спроектированный им храм. Пол его руководством завершилось сооружение стен и подкупольных пилонов, были выведены своды и в основном построен барабан купола. После смерти Микеланджело в 1564 году к строительству привлекли Джакомо Бароцци да Виньолу и Пирро Лигорио, а затем Джакомо дела Порта. По проекту Виньолы над собором возвели два маленьких купола (два других так и остались недостроенными). Делла Порта руководил сооружением главного купола, завершившимся в 1593 году. Этот мастер внес в проект Микеланджело некоторые изменения. Самым существенным стало использование двух оболочек. Кроме того, высота купола была увеличена на четыре метра. Так что его вершина достигла отметки 123, 4 метра. Основой конструкции делла Порта оставил 16 каменных ребер. Спроектированных Микеланджело. Заполнениеи промежутков между ребрами выполнено с помощью кирпичной кладки «в елку», а для увеличения прочности использована металлическая арматура.
Таким образом, можно признать, что начало и конец эпохи Возрождения в Италии были отмечены возведением двух самых крупных после Пантеона куполов, в конструкции, методах возведения которых, в формах , градостроительном значении было немало общего. Микеланджело опирался на опыт Брунеллески, создавшего купол главной флорентийского храма.
Следующий этап работы падает на другую эпоху - эпоху барокко. В условиях глубокого экономического кризиса, раздробленности, создаются произведения архитектуры и решаются градостроительные задачи, призванные укрепить авторитет католической церкви. Стиль барокко, формирующийся в архитектуре этого времени, характеризуется, с одной стороны, монументальностью, репрезентативностью, с другой стороны, преобладанием декоративного, живописного начала.
Крупным архитектором раннего барокко был Карло Мадерна (1556 – 1629). В 1604 году он был назначен главным архитектором собора святого Петра. Им был составлен проект расширения собора путем пристройки передней, входной части. Духовенство настаивало на удлинении греческого креста до формы латинского, что соответствовало традиции церковного зодчества, плану и размерам ранней христианской базилики. В результате при постройке нового переднего фасада Мадерна изменил первоначальный замысел Микеланджело. Выдвинув вперед главный фасад. Он закрыл от зрителя боковые стороны: размеры фасада по горизонтали превышают ширину продольной части. Удлинение фасада привело к тому, что купол собора воспринимается полностью лишь на очень большом расстоянии, по мере приближения он постепенно скрывается за фасадной стороной.
Ранний период барокко носил компромиссный характер: в архитектуре еще сильно проявлялись традиции Ренессанса, формы барокко еще не достигли своего полного выражения. Для сооружений барокко , в целом, показателен акцент на фасадность, фронтальность.
Центральной фигурой зрелого барокко был Джованни Лоренцо Бернини(1598 – 1680). С 1629 года , после смерти Мадерны, он продолжил постройку собора святого Петра. В 1624 – 1633 годах он возвел по заказу Папы Урбана VIII в соборе под главным куполом большую бронзовую сень (киворий) высотой 30 метров, поддерживаемую четырьмя колоннами. Их витая, спирально закрученная форма, конструктивно и тектонически неоправданная, создает вместе с тем повышенный, сугубо барочный декоративный эффект. Выполненная Бернини внутренняя отделка собора была подсказана ему проектом Микеланджело. Эта отделка является блестящим образцом церковного интерьера барокко. Огромные пилястры и скульптуры в нишах (надгробие Папы Урбана VIII, кафедра собора с троном святого Петра), многочисленные архитектурно – пластические детали, применение светлых сортов полированного мрамора, оттененного введением мрамора полихромного, в сочетании с большим количеством позолоченных бронзовых деталей – все это производит впечатление исключительной торжественности и парадности.
Самым значительным архитектурным произведением Бернини была площадь перед собором (1656 – 1667). Архитектор фактически создал две площади – большую эллиптическую, обрамленную колоннами, и непосредственно примыкавшую к ней площадь в форме трапеции, замыкаемую главным фасадом собора. В центре площади был установлен обелиск и по его сторонам, в фокусах эллипса – симметрично расположенные фонтаны. Таким образом, Бернини продолжил и развил замысел Мадерны: колоннады не дают возможности подойти к собору с боековых сторон, зато создают театрально – торжественный характер подъезда к храму, что было особенно необходимо в дни церковных праздников, когда к собору съезжалась вся знать. В 17 – 18 веках такой съезд представлял собой чрезвычайно пышное зрелище. С двух сторон пространство площади охватывали полукружия колоннад. Над упруго извивающейся линией антаблемента сояли бесчисленные статуи святых. Далее следовал плавный подъем к главному фасаду храма, замыкавшему перспективу трапециевидной площади. Подъем переходил в широкую многоступенчатую лестницу, ведущую к подножию храма. Гигантская фасадная стена собора, обрамлена колоннами, завершает весь комплекс и вместе с тем предваряет эффект восприятия его интерьера. Площадь перед собором святого Петра – самый крупный ансамль итальянского барокко.
Собор святого Петра является символом нескольких культурно – исторических эпох, памятником дерзновенной человеческой мысли и архитектурного гения.
Вопрос 15