Разряды вводных слов по значению
Значение | Вводные компоненты | Примеры |
1. Оценка сообщаемого с точки зрения достоверности и т.п.: | ||
1.1. Уверенность, достоверность | Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно, в самом деле, правда, само собой, само собой разумеется, подлинно и др. | Несомненно, кто-то высасывает жизнь из этой странной девочки, которая плачет тогда, когда другие на её месте смеются (Короленко). Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша (Л. Толстой). Действительно, с тех пор, как умерла моя мать... меня очень редко видели дома (Тургенев). |
1.2. Неуверенность, предположение, неопределённость, допущение | Наверное, кажется, как кажется, вероятно, по всей вероятности, право, чай, очевидно, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть, думается, думаю, полагаю, надо полагать, надеюсь, некоторым образом, в каком-то смысле, положим, предположим, допустим, если хотите, так или иначе и др. | Она, наверно, по-прежнему пьёт утром кофе с печеньем (Фадеев). Жизнь, кажется, ещё не начиналась (Паустовский). Даровой хлеб, видно, по вкусу пришёлся (Межеров). А мечтал он, может статься, подойти путем другим, у окошка постучаться жданным гостем, дорогим (Твардовский). Голова у меня что-то разболелась. Должно быть, к непогоде (Чехов). |
2. Различные чувства: | ||
2.1. Радость, одобрение | К счастью, на счастье, к радости, на радость, к удовольствию кого-либо, что хорошо, что ещё лучше и др. | К счастью, Алехин вышел из дома на час раньше и успел на пароход, плывущий во Франкфурт (Котов). Тут, к неописуемому восхищению Пети, на старом кухонном столе устроена целая слесарная мастерская (Катаев). |
2.2. Сожаление, неодобрение | К несчастью, по несчастью, к сожалению, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде, на беду, как на беду, как нарочно, грешным делом, что ещё хуже, что обидно, увы и др. | Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало (Тургенев). |
2.3. Удивление, недоумение | К удивлению, удивительно, удивительное дело, к изумлению, странно, странное дело, непонятное дело и др. | Найдёнов, к изумлению Нагульного, в одну секунду смахнул с плеч кожанку, присел к столу (Шолохов). |
2.4. Опасение | Неровен час, чего доброго, не дай бог, того и гляди и др. | Того и гляди, весло вырвет и самого в море швырнёт (Новиков-Прибой). |
2.5. Общий экспрессивный характер высказывания | По совести, по справедливости, по сути, по существу, по душе, по правде, правда, по правде сказать, надо правду сказать, если правду сказать, смешно сказать, сказать по чести, между нами говоря, нечего зря говорить, признаюсь, кроме шуток, в сущности говоря и др. | Водились за ним, правда, некоторые слабости (Тургенев). Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево – осину... (Тургенев). Ничто меня так не оскорбляет, смею сказать, так сильно не оскорбляет, как неблагодарность (Тургенев). |
3. Источник сообщения | По сообщению кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, по словам кого-либо, по выражению кого-либо, по слухам, по пословице, по преданию, с точки зрения кого-либо, помнится, слышно, дескать, мол, говорят, как слышно, как думаю, как считаю, как помню, как говорят, как считают, как известно, как указывалось, как оказалось, как говорили в старину, на мой взгляд и др. | У Песоцкого, говорят, яблоки с голову, и Песоцкий, говорят, садом себе состояние нажил (Чехов). Расчёт, по-моему, был математически точен (Паустовский). Двадцать лет назад Линевое озеро было такой глушью, что, по словам лесников, не всякая птица отваживалась туда залететь (Паустовский). |
4. Порядок мыслей и их связь | Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, значит, таким образом, напротив, наоборот, например, к примеру, в частности, кроме того, к тому же, в довершении всего, вдобавок, притом, с одной стороны, с другой стороны, впрочем, между прочим, в общем, сверх того, стало быть, главное, кстати, кстати сказать, к слову сказать и др. | С одной стороны, темнота была спасительной: она скрывала нас (Паустовский). Лесной воздух целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас затруднительный процесс дыхания в наслаждение (Паустовский). Итак, назавтра я стоял в этой комнате за дверями и слушал, как решалась судьба моя (Достоевский). |
5. Оценка стиля высказывания, манеры речи, способов оформления мыслей | Словом, одним словом, другими словами, иначе говоря, прямо говоря, грубо говоря, собственно говоря, собственно, короче говоря, короче, вернее, лучше сказать, прямо сказать, проще сказать, так сказать, как бы сказать, если можно так выразиться, что называется и др. | Словом, Сторешников с каждым днём всё твёрже думал жениться (Чернышевский). Короче говоря, это не хозяин в науке, а работник (Чехов). Мы встали и пошли доталкиваться к колодцу или, вернее, к фонтану (Гаршин). |
6. Оценка меры, степени того, о чём говорится; степень обычности излагаемых фактов | По меньшей мере, по крайней мере, в той или иной степени, в значительной мере, по обыкновению, по обычаю, бывает, случается, как водится, как и всегда, как это бывает, как это случается, как это случается иногда и др. | Разговаривал со мной, по крайней мере, как командующий армией (Симонов). За стойкой, как водится, почти во всю ширину отверстия стоял Николай Иванович... (Тургенев) Бывает, моего счастливее везёт (Грибоедов). |
7. Привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование, подчёркивание | Видишь (ли), знаешь (ли), помнишь (ли), понимаешь (ли), веришь (ли), послушайте, позвольте, представьте, представьте себе, можете себе представить, поверьте, вообразите, признайтесь, поверите, поверишь ли, не поверишь, согласитесь, заметьте, сделайте милость, если хочешь знать, напоминаю, напоминаем, повторяю, подчеркиваю, что важно, что ещё важнее, что существенно, что ещё существенней и др. | Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею?(Пушкин). Вообразите, наши молодые уже скучают (Тургенев). Мы, если хочешь знать, мы требовать пришли (Горбатов). Где же это, позвольте, было (Павленко). |
Не являются вводными словами и не выделяются запятыми на письме следующие слова:
• буквально, будто, вдобавок, вдруг, ведь, вот, вон, вряд ли, все-таки, в конечном счете, едва ли, даже, именно, исключительно, как будто, как бы, как раз, между тем, почти, поэтому, потому, приблизительно, примерно, притом, причем, просто, решительно, словно… - в эту группу входят частицы и наречия, наиболее часто оказывающиеся ошибочно обособленными как вводные.
• по традиции, по совету…, по указанию…, по требованию…, по распоряжению…, по замыслу…- эти сочетания выступают в качестве необособленных членов предложения.
ОТЛИЧАТЬ!
В зависимости от контекста одни и те же слова могут выступать то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения:
Задание: проанализируйте данные предложения, определите, в каком предложении данные слова являются вводными.
• МОЖЕТ и МОЖЕТ БЫТЬ, ДОЛЖНО БЫТЬ, КАЖЕТСЯ
1)Может я приду завтра?
2)Нашего учителя нет уже два дня; может быть он заболел.
3)Ты должно быть в первый раз встречаешься с таким явлением.
4)Я кажется его где-то видела.
5)Что может мне принести встреча с тобой?
6)Как человек может быть столь необязательным!
7)Это должно быть твоим самостоятельным решением.
8)Мне все это кажется очень подозрительным.
• ОЧЕВИДНО, ВОЗМОЖНО, ВИДНО
1)Ты очевидно хочешь извиниться за свой поступок?
2)Это стало возможно благодаря согласованным действиям пожарной бригады.
3)Солнца не видно из-за туч.
4)В следующем месяце я возможно уеду отдыхать.
5)Ты видно не хочешь рассказать нам всей правды?
6)Всем стало очевидно что надо искать другой способ решения проблемы.
• НАВЕРНО, ВЕРНО, ТОЧНО, ЕСТЕСТВЕННО
1)Ты наверно и не понимаешь, как важно сделать это вовремя.
2)Вы верно и есть тот самый Сидоров?
3)Наверно не знаю, но он должен был сделать это назло мне.
4)Ученик точно решил задачу.
5)Это естественно привело нас к единственно правильному ответу.
6)Она точно была красавицей.
• КСТАТИ
1)Он хороший спортсмен. Кстати учится он тоже хорошо.
2) Пойду прогуляюсь, кстати куплю хлеба.
• МЕЖДУ ПРОЧИМ
1)Ее родители, подруги и между прочим лучший друг против поездки.
2)Он произнес длинную речь, в которой между прочим отметил, что вскоре станет нашим начальником.
• ПРЕЖДЕ ВСЕГО
1)Прежде всего нужно ли вообще поднимать столь щекотливую тему?
2)Прежде всего я хочу передать привет от твоих родителей.
• ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗУСЛОВНО, СОБСТВЕННО
1)С этого холма действительно открывался самый лучший вид.
2)Он безусловно читал этот роман.
3)Я и действительно таков, каким ты меня представляла.
Задание: поставьте, где нужно, запятые в предложениях с вводными словами и конструкциями.
1) Редко _ бывает _ проглянет солнце на какой-нибудь час.
2) Он _ судя по всему _ и не пытался искать нас.
3) Небо _ кажется _ огромным голубым океаном.
4) Всё получилось и _ притом _ замечательно.
5) Моя душа _ я помню _ с детских лет чудесного искала.
1) Не раз в дождливые осенние вечера мне _ бывало _ тоскливо.
2) Очевидно _ общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства.
3) Мы простояли _ помнится _ трое суток в печальном бездействии.
4) Однако _ пора сказать несколько слов о месте, куда мы приехали.
5) Наш соловей был _ по-видимому _ из опытных старых певцов.
1) Весь мир _ казалось _ состоял только из чёрных силуэтов.
2) Собственно _ это был небольшой сарайчик, грубо сколоченный.
3) Не раз в дождливые осенние вечера мне _ бывало _ тоскливо.
4) Всё _ казалось ему _ давно знакомым.
5) Не было ничего, что бы не пригодилось _ по мнению Плюшкина.
1) Это произведение _ кажется мне _ таким современным.
2) Здесь _ видно _ раньше была кладовая.
3) Это путешествие _ возможно _ только при хорошей погоде.
4) Чужим умом _ говорят _ не проживёшь.
5) Редко _ бывает _ проглянет солнце на какой-нибудь час.
1) Встреча двух друзей _ возможно _ состоится.
2) Чужим умом _ говорят _ не проживёшь.
3) Ему _ решительно _ ничего не нравилось
4) Из всех певчих птиц _ пожалуй _ самая близкая к человеку птица – это соловей.
5) Человек _ может быть _ счастливым и на небольшие, трудовые деньги.
1) Чужим умом _ говорят _ не проживёшь.
2) Он _ кажется _ таким рассудительным.
3) Деревни _ по сути дела _ она ещё не видела.
4) Он _ судя по всему _ и не пытался искать нас.
5) Ему _ решительно _ ничего не нравилось.
1) Деревни _ по сути дела _ она ещё не видела.
2) С конца сентября погода _ по обыкновению _ круто менялась.
3) По правде сказать _ ему было безразлично, где жить.
4) Это путешествие _ возможно _ только при хорошей погоде.
5) Человек _ может быть _ счастливым и на небольшие, трудовые деньги.
1) В сущности _ сказанное имело отношение и ко мне.
2) Население города составляет _ почти _ девять миллионов человек.
3) По правде сказать _ ему было безразлично, где жить.
4) Рассвет _ будто _ медлил.
5) В самом деле _ она была красавица.
1) В сущности _ сказанное имело отношение и ко мне.
2) Население города составляет _ почти _ девять миллионов человек.
3) По правде сказать _ ему было безразлично, где жить.
4) Рассвет _ будто _ медлил.
5) В самом деле _ она была красавица.
Задание: расставьте знаки препинания: укажите все цифры( цифру), на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
1) Умеете ли вы читать? Вряд ли (1) стоит спешить с утвердительным ответом на этот вопрос. Конечно (2) прочесть книгу может любой. Но прочесть по-настоящему – это (3) значит (4) уловить множество оттенков мысли и чувства автора.
2) Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, то таков (1) вероятно (2) и ум этого человека, ибо мыслит он (3) как известно (4) только при посредстве языка.
3) Что (1) может быть (2) прозаичнее выезда в санях модного франта в пальто с бобровым воротником? Но у Пушкина это (3) без сомнения (4) поэтическая картина.
4) Грамматика (1) по мнению учёных (2) является средством выражения мысли. А уметь наилучшим образом выражать свои мысли и понимать чужие нужно (3) бесспорно (4) каждому человеку, независимо от его специальности и профессии.
5) Писательство возникает в человеке как душевное состояние (1) решительно (2) раньше, чем он начинает (3) например (4) исписывать стопы бумаг.
6) Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль (1) безусловно (2) главным делом своей жизни считал создание «словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в восемнадцать лет.
7) Почему в XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Господин Великий Новгород? Во-первых (3) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а (4) во-вторых (5) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.
8) Вдоль леса росли красивые молодые ели и березки, выбежавшие на край (1) как будто (2) покрасоваться. Эта лесная молодёжь (3) казалось (4) лукаво шепталась между собой, счастливая тем, что даёт только полная сил молодость.
9) Журналист, бытописатель В.А. Гиляровский никогда не был сторонним наблюдателем: кажется (1) нет ни одного явления в окружающей жизни, которое (2) казалось бы (3) ему не заслуживающим пристального внимания. Кроме того (4) Гиляровский поражал собеседника блеском своего разговора, темпераментом и значительностью своего внутреннего облика.
10) Третье место на чемпионате для лучшего гонщика страны (1) безусловно (2) невысокое достижение. Бывший лидер (3) едва ли (4) сможет вернуть себе утраченные позиции.
11) Наш гостиничный номер (1) вряд ли (2) можно было отнести к апартаментам (3) однако (4) он вполне нас устроил.
12) Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.
13) Мы уже и не надеялись на встречу (1) однако (2) на выходе (3) представь себе (4) столкнулись нос к носу.
14) Решение руководства (1) может быть (2) совершенно непредвзятым, но (3) разумеется (4) к мнению рабочего коллектива следует прислушиваться.