Макетирование в учебном проектировании

ПРЕДИСЛОВИЕ

Макет известен с древних времен. Слово «Макет» в переводе с итальянского и францу­зского означает набросок, то есть пространственное изображение в уменьшенных размерах, лишённое, как правило, функциональности представляемого объекта. Счи­тается, что древние зодчие Ассирии, Месопотамии, Египта и Греции работали не с чертежами, а создавали свои великие произведения с помощью макета.

Современные учебные программы по макетированию, ориентированные на разные профессии, имеют общую основу. Они создавались под влиянием новых художественных направлений, возникших в начале XX в. в Советской России.

В последующие десятилетия XX века во всех крупнейших архитектурно-дизайнерских школах Москвы, Санкт-Петербурга (Ленинграда), Нижнего Новгорода, Екатеринбурга (Свердловска) и других городов программы по макетированию получили дальнейшее развитие.

Представленное пособие дает возможность освоения технических приемов макетирова­ния, построения и моделирования различных геометрических тел (от простых к сложным), знако­мит с композиционными понятиями, являющимися основой творческого моделирования, студентов, обучающихся по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство».

В процессе макетирования студенты не только изучают язык архитектурного творчества, но и развивают собственный творческий подход к работе. Данное пособие поможет студентам в изучении объемно-пространственной композиции, будет поле­зно при проектировании интерьеров и экстерьеров, в дизайне и разработке ландшафта окружаю­щей среды, в полиграфии, оформлении витрин, рекламе.

В ландшафтной архитектуре приемы макетирования часто используются как одно из выразительных средств оформления, поэтому в пособие включена глава о известных мини-парках мира, в которых использовались приемы макетирования для придания пространству необычного содержания – это парки Италии, Китая, Турции, Израиля, Бельгии, Канады, Австрии и др.

ГЛАВА 1

МАКЕТИРОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Предметное моделирование, или макетиро­вание, в учебном процессе приобретет большое образовательное значение в силу преиму­ществ этого метода перед традиционными. Студент-проектировщик лишь постепенно учит­ся преобразовывать мыслительный образ бу­дущего объекта в графическом изображении, при макетировании это происходит значительно быстрее. Посредством макета мысли автора, его творче­ский замысел получают наглядное выражение в материальном исполнении.

Макеты имеют иную приро­ду, чем натурный объект, они имитируют лишь ряд свойств оригинала и поэтому качественно от него отличаются, они отображают простран­ственные особенности объекта в определенном масштабе. Макетирование стиму­лирует творческую мысль и вызывает новые идеи. Макетирование проводится, исходя из основных целей:

1. Содействовать творческому поиску и на­глядной проверке объемно-пространственного, композиционного и конструктивного построе­ний объекта или группы объектов - в этом случае оно носит характер рабочего макетиро­вания.

2. Служить для лабораторных прове­рок и экспериментального изучения опреде­ленных закономерностей - для проверок кон­структивной структуры, воспроизведения на макетах изучаемых явлений - здесь макеты сближаются с аналоговыми моделями.

3. Служить иллюстрацией и контрольной про­веркой конечного результата проектирова­ния - композиции объекта, тогда макет носит характер чистового макета.

В методическом отношении наибольшее значение имеет рабочее макетирование с целью поиска композиционного решения идля лабо­раторных испытаний.

В период освоения классического наследия проект­ное макетирование в высшей школе уступило место гра­фическому исполнению замыслов. Второе рождение ма­кетирование получило в архитектурной школе с начала 50-х годов для решения градостроительных за­дач, а затем при проектировании объемных объектов и интерьеров - в форме макетного «конструирования». Макетирование на современном этапе приобретает ха­рактер метода проектирования.

Наши рекомендации