Макетирование в учебном проектировании
ПРЕДИСЛОВИЕ
Макет известен с древних времен. Слово «Макет» в переводе с итальянского и французского означает набросок, то есть пространственное изображение в уменьшенных размерах, лишённое, как правило, функциональности представляемого объекта. Считается, что древние зодчие Ассирии, Месопотамии, Египта и Греции работали не с чертежами, а создавали свои великие произведения с помощью макета.
Современные учебные программы по макетированию, ориентированные на разные профессии, имеют общую основу. Они создавались под влиянием новых художественных направлений, возникших в начале XX в. в Советской России.
В последующие десятилетия XX века во всех крупнейших архитектурно-дизайнерских школах Москвы, Санкт-Петербурга (Ленинграда), Нижнего Новгорода, Екатеринбурга (Свердловска) и других городов программы по макетированию получили дальнейшее развитие.
Представленное пособие дает возможность освоения технических приемов макетирования, построения и моделирования различных геометрических тел (от простых к сложным), знакомит с композиционными понятиями, являющимися основой творческого моделирования, студентов, обучающихся по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство».
В процессе макетирования студенты не только изучают язык архитектурного творчества, но и развивают собственный творческий подход к работе. Данное пособие поможет студентам в изучении объемно-пространственной композиции, будет полезно при проектировании интерьеров и экстерьеров, в дизайне и разработке ландшафта окружающей среды, в полиграфии, оформлении витрин, рекламе.
В ландшафтной архитектуре приемы макетирования часто используются как одно из выразительных средств оформления, поэтому в пособие включена глава о известных мини-парках мира, в которых использовались приемы макетирования для придания пространству необычного содержания – это парки Италии, Китая, Турции, Израиля, Бельгии, Канады, Австрии и др.
ГЛАВА 1
МАКЕТИРОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
Предметное моделирование, или макетирование, в учебном процессе приобретет большое образовательное значение в силу преимуществ этого метода перед традиционными. Студент-проектировщик лишь постепенно учится преобразовывать мыслительный образ будущего объекта в графическом изображении, при макетировании это происходит значительно быстрее. Посредством макета мысли автора, его творческий замысел получают наглядное выражение в материальном исполнении.
Макеты имеют иную природу, чем натурный объект, они имитируют лишь ряд свойств оригинала и поэтому качественно от него отличаются, они отображают пространственные особенности объекта в определенном масштабе. Макетирование стимулирует творческую мысль и вызывает новые идеи. Макетирование проводится, исходя из основных целей:
1. Содействовать творческому поиску и наглядной проверке объемно-пространственного, композиционного и конструктивного построений объекта или группы объектов - в этом случае оно носит характер рабочего макетирования.
2. Служить для лабораторных проверок и экспериментального изучения определенных закономерностей - для проверок конструктивной структуры, воспроизведения на макетах изучаемых явлений - здесь макеты сближаются с аналоговыми моделями.
3. Служить иллюстрацией и контрольной проверкой конечного результата проектирования - композиции объекта, тогда макет носит характер чистового макета.
В методическом отношении наибольшее значение имеет рабочее макетирование с целью поиска композиционного решения идля лабораторных испытаний.
В период освоения классического наследия проектное макетирование в высшей школе уступило место графическому исполнению замыслов. Второе рождение макетирование получило в архитектурной школе с начала 50-х годов для решения градостроительных задач, а затем при проектировании объемных объектов и интерьеров - в форме макетного «конструирования». Макетирование на современном этапе приобретает характер метода проектирования.