САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА. (1)Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и превосходстве стратегии и тактики

(1)Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и превосходстве стратегии и тактики. (2)Наполеон доказал это современникам своими блестящими победами почти во всех странах Европы. (З)Возглавляя французскую армию в Италии, он впервые поднялся на вершину славы благодаря тактике быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий, (...) неприятель успевал собраться с силами: за одиннадцать дней сардинская армия потерпела пять сокрушительных ударов от разутой, не имеющей ни кавалерии, ни артиллерии армии Наполеона.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Наполеон, возглавляя французскую армию в Италии, выиграл сражение благодаря перевесу в живой силе и снаряжении.

2) Наполеон как полководец поднялся на вершину славы, используя только тактику быстрых передвижений.,

3) Наполеоновская армия была разутой, не имеющей ни кавалерии, ни артиллерии.

4) Блестящие победы Наполеона как полководца были одержаны благодаря тактике быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий.

5) Наполеон прекрасно владел тактикой быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий, что способствовало его блестящим победам.

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний- слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

следовательно

зато

прежде чем

вопреки этому

однако

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова УДАР. Определите, в каком значении это слово использовано предложении 3. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

УДАР, -а; м.

1) Короткое и сильное движение, непосредственно направлен на кого-что-н., резкий толчок. Нанести у. У. прикладом, кулаком. Свалить ударом. У. электрического тока (перен.).

2) Звук (звон, треск, грохот) от такого толчка, а также вообще отрывистый звук, стук. У. грома. У. колокола. Слышны удары топора.

3) Стремительное нападение, атака. Отступить под ударом противника. Вывести из-под удара. Фланговый у. Штыковой у.

4) перен. Тяжёлая неприятность, потрясение. Испытать у. судьбы. Семья оправилась от удара.

5) Кровоизлияние в мозг(устар.). Умереть от удара. У. хватил кого-н.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

звонИт

бАлованный

прИняли

включАт

квартАл

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Механическая обработка не полностью отвердевшей формованной конструкции бывает ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЙ вследствие повышенной вязкости этой конструкции.

Уже не в первый раз российская женская сборная по баскетболу одерживает ВПЕЧАТЛЯЮЩУЮ победу над командой соперниц.

Бойкий ЯЗЫКАСТЫЙ парень, продававший неподалёку книги и календари, время от времени сочувственно поглядывал на молоденькую продавщицу, у которой никак не получалось привлечь покупателей.

Человек, искренне любящий свою страну, не позволит, чтобы в его присутствии УНИЖАЛИ заслуги отечественных учёных, новаторов и изобретателей.

Предлагаемый студентам дополнительный курс лекций позволит им ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знаниях.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку в образовании формы слова и запишите слово правильно.

ПОЛОЖИЛА много соли

СЛОЖИЛ узор из цветов

не ПОКЛАЛИ вещи на место

не КЛАДИТЕ локти на стол

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ строчками

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А)Изучая историю, есть возможность гордиться её прошлым. 1) ошибка при употреблении однородных членов
Б) Читая статью и отметив нужный материал, я делаю выписки. 2) ошибка, связанная с построением причастного оборота.
В) Весной вернулись в село юноши, которымислужили в армии. 3) ошибка в употреблении вида деепричастий.
Г) Глава администрации имеет право распределять и управлять финансами. 4) стилистически неоправданное согласование сказуемого с подлежащим
Д) Не подкреплённые слова фактами ничего не стоят. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6) бедность и однообразие синтаксических конструкций
  7)Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

Ответ:

А Б В Г Д
         

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

омр..чать

зар..сли

л..терея

прил..жить

подг..ревший

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе...прибыльный, бе...голосый

пре..новогодний, о..гороженный

пр..способленный, пр..мудрый

ра..чесать, во..клицание

под..брать, пр..бабушка

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

тюл…вый

надоедл…вый

присва…вать

заканч..вать

доверч..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

верт..шься

обожа..мый

маяч..шь

умнож..шь

раскрас.вший

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Наш спутник тоже (не)сидел сложа руки.

Вокруг тянулись (не)скончаемые виноградники.

Путники вышли к ещё (не)обросшему кромкой льда берегу.

(Не)мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.

Мысли о (не)оконченной вчера работе заставляли Михаила идти быстрее.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ВО)ВРЕМЯ экспедиций специалисты определяют видовой состав животных и растений, а ТАК(ЖЕ) берут пробы грунта, воды и воздуха.

ЧТО(БЫ) понять, КАКИЕ(ЖЕ) законы управляют Вселенной, люди проводят исследования в космосе.

ВРЯД(ЛИ) сегодня найдётся КАКАЯ(НИБУДЬ) отрасль промышленности, в которой так или иначе не использовалось бы дерево.

(В)ПОЛНЕ вероятно, что (В)СКОРЕ произойдёт естественное слияние кабельного телевидения с сетями Интернета.

Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.

14. Укажите цифры, на месте которых пишутся две буквы Н.

Парадный портрет должен был вызывать у совреме(1)иков и потомков восторже(2)ые чувства, поэтому изображё(3)ый на нём человек освобождался от всего будничного.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Прибрежные горы прикрывают долины от холодных морских ветров и деревья здесь высокие и прямые.

2) Художники и скульпторы изображали героев мифов и преданий в заученных положениях.

3) В середине 50-х годов XX века появилась необходимость выращивать не только жемчужины в моллюсках но и самих моллюсков.

4) Ни одно из живых существ наземного мира не может сравниться по красоте и яркости с коралловыми полипами.

5) Поэзия окружающей природы и жизни привлекала молодого писателя гораздо сильнее поэзии памятников старины и древних руин.

ПОВТОРЕНИЕ.

Задание: определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1.пр. . забавный, пр. . тупился бе. . честный, бе. . грамотный бе. . правный, ра. . чёт бе…пощадный, бе…жалостный пр. . следовать, пр. . шить 2. пр…стыдить, беспр…рывно и…колесить, сни…хождение ра…фасованный, ра…мытый пр…вередливый, пр…града и…далека, не…говорчивый 3. и. . коверкать, бе. . жизненный пр. . мудрый, пр. . образовать пр. . брежный, пр…кратить во…хождение, бе…рассудный н…рекание, пр…гулка 4. ра. . . буженный, бе…граничный не. . . валенные, бе…дельник пр. . . купить, пр…красный под…зревать, н…писать пр…кратить, пр. . чудливый 5.пр. . увеличивать, пр. . школьный, пр. . подавать, пр…ехать и. . черпать, ра. . пределить пре. . писание, о. . давать бе…полезный, во…звание 6.под…рвать, пр…родитель пр…образованный, пр…восходный ни…посланный, ни…вергать …добровать, мирово…зрение з…рисовка, не…тгаданный 7.пр. . амурский, пр. . толстый и. . кажённый, бе. . жалостный по. . веска, пре. . теча пр. . плести, пр. . рывание и. . ношенный, не. . говорчивый 8.бе. . . прибыльный, бе. . . голосый пре. . новогодний, о. . гороженный пр. . способленный, пр. . мудрый ра. . чесать, во. . клицание под. . брать, пр. . бабушка 9.пр. . . бежать, пр. . . забавный ра. . . местить, ра. . . ставить пр. . . город, пр. . . таиться ра. . . пахнуть, ра…лететься пр. . . гореть, пр…вратить 10. в. . помнить, неи. . бежность с. . причастность, пр. . контролировать пр. . тормозить, пр. . вышение (скорости) бе. . перспективный, бе…нравственный не…держанный, бе…жалостный

УРОК 4

Наши рекомендации