Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Термин "гербарий" появился в XVI веке для обозначения засуше(1)ых растений, собра(2)ых для коллекции и предназначе(3)ых для научных работ по
Термин "гербарий" появился в XVI веке для обозначения засуше(1)ых растений, собра(2)ых для коллекции и предназначе(3)ых для научных работ по флористике, селекции.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и отличается умением находить нужную информацию и способностью усердно трудиться.
2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
3) Ночью ветер волнуется да стучит в окно.
4) В зарослях всю ночь жалобно кричали коростели или какие-то другие птицы.
5) Прибрежные травы были нагреты влажным теплом и над ними низко вились несметные тучи бледно-зелёных мотыльков.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Солнце (1) обойдя дом (2) заглядывало под сосны и пихты (3) своими ветвями (4) затенявшие балкон.
17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
А.С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М. В. Ломоносов (1) как известно (2) старался применить на практике. Так (3) например (4) он создал мозаику «Полтавская битва», разработав методы шлифовки и отливки смальты.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Литературная пародия (1) главной задачей (2) которой (3) является ирония (4) служила средством полемики ещё со времён Ломоносова и Сумарокова.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Минуты ожидания тянулись мучительно долго (1) и (2) когда стрелки подобрались к восьми (3) Сергееву уже казалось (4) что он провёл на этой скамейке целую вечность.
Задание: в одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Боец ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО батальона — он находился на линии обороны.
2. Происшествие это не окрашено высокой героикой, ЖЕЛАТЕЛЬНОЙ для вашей диссертации, но оно рас кроет перед вами некоторые пружины тогдашнего быта
3. Не только молодым, но и некоторым нашим так называемым маститым художникам не мешало бы вспомнить эту ПОДВИЖНУЮ жизнь.
4. Огромная и ОТВЕТСТВЕННАЯ роль назначена историей литературе нашей.
1. Я увидел окаменелое извержение, поднявшее к небу пласты ЗЕМНОЙ коры.
2. На острове, по преданию, насыпанном ИСКУСНО пленными турками, стоял полуразвалившийся дво рец.
3. На уроке учитель говорил об ОБСТОЯТЕЛЬНЫХ придаточных предложениях.
4. И всё-таки хочется думать, что Пётр Александрович не чувствовал себя ОДИНОЧНЫМ: редко кому на долю выпадает столько уважения и любви, которыми был окружён Герцен.
1. Она повернулась всем своим костлявым телом, пробормотав сквозь вставные ЗУБЬЯ: — Это не ему, а вам хочется попутешествовать.
2. Он уважал рабочий класс, невиновный в своей безграмотности — НАСЛЕДИИ дореволюционного прошлого.
3. — Как? с НЕВЕЖЕЮ! чтобы я примирился с этим грубияном?
4. НЕВЕЖДА он был круглый, ничего не читал.
1. Я ж не кулак какой-нибудь, который ЗЛОСТНО хоронил пшеницу в землю.
2. Чем больше рассказывал он о своих приключениях, тем ИРОНИЧНЕЕ и недоверчивее становились слушатели.
3. — Прошу у пани разрешения отлучиться на минутку: пан майор хочет холодного пива, — УГОДЛИВО сказал проводник.
4. Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряжённым, даже нежным вниманием, что мне стало СОВЕСТЛИВО.
1. Это был очень ОРГАНИЧНЫЙ, приятный во всех отношениях человек.
2. ВЫБОРОЧНЫЙ диктант оказался достаточно лёгким.
3. Буржуазия не знала более НЕНАВИСТНИЧЕСКОГО имени, чем имя Дзержинского, отражавшего стальной рукой удары врагов пролетарской революции.
4. Результатом процесса информатизации является создание ИНФОРМАЦИОННОГО общества.
1. ЗУБЬЯ, длинные, короткие, огромные, острые, стальные , шестерни, ковша, пилы, бороны, колеса, гре бёнки, ржавеют, блестят на солнце.
2. Звучали сигналы, которые подавал ОСВЕТЛИТЕЛЯМ их бригадир, слышались указания операторов.
3. И лишь один воин захоронен по-особому. ОСТАНКИ его лежат под небольшой конической юртой
4. Работа исследователя прошлого России, которую вёл Пушкин с целью понять будущее страны, требовала ПОИСКОВ в архивах.
1. Покидали его [коня] последние силы: дрожь становилась всё реже, МЕРТВЕЛИ глаза, на шее выступила испарина.
2. От счастья, от добрых слов, от песни МОЛОДЕЕМ душой.
3. Она лежала лишённая красоты и торжественности мёртвых, даже в этом судьба её ОДЕЛИЛА
4. Я здесь наслаждаюсь совершенным здоровьем и --- начинаю очень и очень ПОЛНЕТЬ (т. е. толстеть).
1. Патриотизм и гуманизм творчества Непринцева нашли в людских сердцах живой и горячий ОКЛИК.
2. Когда офицер кончил чай, денщик унёс самовар и ОСТАТКИ ужина к себе в сарай.
3. Вода в резервуаре ОСВЕТЛИТЕЛЯ поднимается снизу вверх через слой хлопьев, образовавшихся после коагуляции, придерживает их во взвешенном состоянии и сама освобождается от взвеси.
4. Они всё спорили об оставшемся от отца НАСЛЕДСТВЕ: каждому казалось, что именно его обделили.
1. Воробей закружился над сценой, освещённой сотнями огней, и все заметили, что в клюве у него что-то НЕСТЕРПИМО блестит, как будто хрустальная веточка.
2. Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряжённым, даже нежным вниманием, что мне стало СОВЕСТЛИВО.
3. Ей ЯВНО хотелось разыграть передо мною новую роль — роль приличной и благовоспитанной барышни.
4. Пёс сидел у ног хозяина и ЗЛОБНО рычал.
Задание: прочитайте текст, выполните задания.
(1)Сегодня я впервые осознала: расставаться будет грустно. (2)Просто грустно, без всяких метафор и ненужных сравнений. (3)Одиннадцатый класс как песочные часы. (4)Сверху — школа, снизу — ты. (5)И ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда закончится урок, когда можно будет закрыть за собой дверь класса, пронестись во весь дух по коридору, сбежать вниз по лестнице, запрыгать, как кузнечик: «Домой, домой!» (6)Не хочется теперь!
(7)В одиннадцатом классе учиться весело. (8)Шутим чаще, смеёмся громче, ссоримся реже. (9)Вообще не ссоримся! (10)На уроках не до учёбы, потому что нравится оглядывать взрослеющих одноклассников, вздыхать: «Какие...» (11) Вспоминать, кто в кого был влюблен, кто кому нравился. (12)Кто смешливый, кто обидчивый, кто чудаковат, кто всегда поможет, а кто и отложит.
(13)В одиннадцатом классе легко всех любить, и все кажутся самыми лучшими. (14)Кто раздражал, незаметно становится лучшим другом. (15)Того, кого считала глупым, считаешь теперь просто очень простым. (16)И хорошим. (17)И не обзываешь никого, даже про школьные «кликухи» стараешься забыть: ко всем по имени. (18) Уважительно и как друг.
(19)В последнее время на уроках литературы мне кажется, будто между нами, одноклассниками, бьются окна, срываются шторы, становится всё понятно...
(20)Мы отрываемся от художественного произведения, от рассказов Бунина и Куприна, пружиним литературными строчками, подпрыгиваем и улетаем за горизонты школьной программы, туда, где начинается жизнь... (21)Углубляемся в тему любви, которая трогает больше всего, заставляет спорить, громко и страстно рассуждать...
(22)В любовь все верят одинаково. (23)И несправедливо выделять кого-то: юношей, девушек... (24)Нет более или менее романтичных или сентиментальных. (25)Удивительно, но юноши даже чаще более заинтересованы в обсуждении любви, личных взаимоотношений.
(26)И оказываются более активными, поднимают руку, чтобы ответить, кто из героев повести или рассказа виноват в разлуке, кто ошибался, как он сам поступил бы в такой ситуации. (27)И мы теперь с большим рвением делаем литературу, спешим начать заниматься сразу, лишь прозвенит звонок. (28)И нашей учительнице тоже интересно, она наблюдает за нами, загадочно молчит, улыбается, подкидывает новые вопросы, темы для обсуждения. (29)И у книг из школьной программы вдруг рождается неожиданное продолжение. (30)И я с удивлением понимаю: мы не дети, мы не школьники, мы уже взрослые... (31)Те, про кого пишутся и пишутся книги...
(По Н. Михайловой*)
*Наталья Михайлова — педагог, публицист.
1. Какое высказывание противоречит содержанию текста?
1) В выпускном классе приятно вспоминать, как складывались отношения между одноклассниками в течение школьных лет.
2) В одиннадцатом классе школьники начинают более уважительно относиться друг к другу, чем раньше.
3) Обсуждение художественных произведений на уроках литературы сближает одиннадцатиклассников.
4) Одиннадцатиклассников еще нельзя называть взрослыми людьми.
2. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 1—6 представлено рассуждение.
2) Предложения 8—9 содержат подтверждение суждения, высказанного в предложении 7.
3) В предложении 28 представлено повествование.
4) В предложениях 14—18 содержатся примеры к тезису, высказанному в 13 предложении.
3. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) 5 2) 13 3) 26 4) 30
4.Среди предложений 19—24 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза. Напишите номер этого предложения.
5.Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7.
Размышляя о том, какие изменения происходят во взаимоотношениях выпускников, как меняется их восприятие школьной жизни, автор использует такие тропы, как _____ (например, в предложении 3) и ______ («улетаем за горизонты школьной программы» в предложении 20), а также такой приём, как ______ (предложения 15—16). Эмоциональность текста создаётся за счёт использования разнообразных языковых средств выразительности, например такого синтаксического средства, как ______ (предложения 6, 9).
Список терминов:
1) сравнение
2) парцелляция
3) эпитет
4) ряды однородных членов
5) метафора
6) вопросительные предложения
7) фразеологизм
8) восклицательные предложения
9) диалектизм