Эстетика Просвещения
Просвещение - это целая программа, направленная на трансформацию всей культуры и всего общество на началах разума, на основе новых научных знаний, во многом противоречащих духовной традиции, коренившейся еще в установках Средневековья. Проект Просвещения состоял в целом ряде взаимосвязанных направлений: консолидация научных знаний и распространение рационального знания нового типа на вопросы философского понимания человека, общества, культуры, в том числе и искусства; распространение научных знаний и ценностей новой генерации среди широких слоев общества, обращаясь к образованной публике; совершенствование законов, по которым живет общество, вплоть до революционных преобразований.
В связи с этим одна из линий философии Просвещения - выявление границ познающего разума и его связи с другими познающими и деятельными силами человека, такими, как осмысляющее чувство - отсюда появление философской эстетики как самостоятельной дисциплины, - такими, как воля, сфера которой трактовалась как сфера практического разума. Соотношение естественности и культуры понималась просветителями по-разному: доминирующим идеям культурно-цивилизационного прогрессизма противостоял тезис естественности человека, броско выраженный в призыве Жан-Жака Руссо: «Назад, к природе». Еще один аспект, связанный с реализацией программных задач Просвещения - выход познания на горизонты мировой культуры, начало освоения внеевропейского опыта культуры, искусства и религии и, в частности, появления понятия мировой художественной культуры (И. Гете).
Просвещение развивает рационально-гуманитарные, дидактические, отчасти антиклерикальные и материалистические тенденции. Возникшее в среде новой интеллигенции под влиянием процессов глобального становления капиталистического общества, Просвещение в целом было ориентировано на демократизацию культуры, на пропаганду идеалов гражданственности среди широких масс европейского населения, на защиту новых научных идей и борьбу с устаревшим мировоззрением.
Идеи Просвещения в искусстве - в выходе искусства за рамки светских салонов, кабинетов и дворцов в публичные концертные залы, библиотеки, галереи, в обращении к темам народной жизни и национальной истории, в отказе от героического аристократизма и воспевании образов простолюдинов, в смешении высоких и низких жанров, в популярности бытового жанра и жанра комедии; в интересе к общественной жизни и прогрессу; в антиклерикализме и карикатурно ироничной критике обветшалых пережитков средневековья и порочных нравов, в том числе прикрываемых личной благочестия; в либерализме и в то же время в нравственной проповеди простоты и естественности человека; в широких энциклопедических интересах и внимании к внеевропейским культурам; в реализме - отображении простой натуры, социального контекста и психологической ауры человеческих образов, в идиллической приверженности к естественности и верности человеческому чувству в противовес могущему ошибаться разуму.