Категории эстетических отношений

Прекрасное – это категория эстетики, характеризующая явления с точки зрения совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью.

Первый аспект прекрасного: предметы и явления считаются прекрасными, если они выступают как общечеловеческие ценности и воплощают утверждение личности в мире.

Второй аспект прекрасного: восрпиятие прекрасного вызывает состояние радости, бескорыстной любви, чувтсво свободы и т.д.

В различные исторические периоды прекрасное тратковалось по-разному, но первые представления о прекрасном возникли еще в Древней Греции (Гомер (Одиссея – лоски сркеплялись гармониями), Гесеод).

Трактат софистов «Диалектика» 5в д.н.э. Глава о прекрасном и безобразном, где дается представление о том, как понимали прекрасное софисты: «Украшаться женщине – прекрасно, мужчине – безобразно» - все относительно! (Болезнь плохо для больного, хорошо для врача). Т.е. прекрансое существует всвязи с условиями места, времени и цели.

Гераклид – прекрасность относительна: «и самая красивая обезьяна безобразна. безобразна в сравнении с родом человеческим»

Сократ – прекрасна полезная вещь.

Платон – прекрасна идея. «Красоту может познать только с помощью эроса. Человек восходит от красоты отдельных тел к красоте тела вообще. От физической, телесной красоты он приходит к духовной, идеальной красоте. Далее он поднимается к красоте нравов и законов. Затем человек приходит к красоте чистого знания – к самой идее красоты».

Аристотель – признаки прекрасного: слаженность, соразмерность, определенность, целостность, легко обозримая величина (если предмет слишком большой или маленький, то он будет относится к другой категории, не к категории прекрасного, напр. возвышенное).

Средние века – абсолют красоты, идеал красоты – Бог. Красота – одно из имен Бога. В чувтсвенном мире красота проявляется как единство, пропорциональность, соответствие частей и приятность цвета (Августин).

Возрождение – объективные основы прекрасного усматриваются в созвучии, согласии частей и гармонии. Альберти: «Есть нечто, чем чудесно озаряется ... ». Прекрасное впервые рассматривается, как объективное свойство реального мира в эпоху Возрождения.

Классицизм – прекрасно то, что разумно, ясно и понятно.

Современная эстетика – рассматривает прекрасное как наиболее общую категорию эстетики, в которой с одной стороны фиксируются реальные свойства предметов и явлений действительности, а с другой в этой категории выражается отношение к ним («этот предмет прекрасен» - не просто констатируем, но и выражаем отношение») – в этой категории содержится положительная оценка предметов и явлений, свойств, сторон и процессов реальной, природной и социальной действительности. Также в этой категории воплощаются человеческие мечты о торжестве над хаусом, о победе добра над злом и истины над ложью, о гармонии и совершенстве жизни, стремлении к построению жизни на принципах гумманизма.

Объективной материальной основой прекрасного является соразмерность, пропорциональность, совершенство, упорядоченность, гармоничность явлений действительности, целесообразность – это все объективные свойства природы, но это только сонова красоты, так как могут быть восприняты и оценены только человеком, который сформировался в процессе трудовой деятельности. (Животное воспринимает все утилитарно-целесообразно, как это использовать, человек же получает еще и духовное удовольствие).

В обыденной речи «прекрасное» и «красивое» употребляются как синонимы и в этом нет ошибки. Что касается эстетики, то есть жесткое различие между этими понятиями: «красивое» – это эстетическое понятие, которое определяет красоты внешнего облика предметов и ялвений, «прекрасное» - высшая степень красоты, внешняя и внутренняя красота. Человек может быть красив, но не прекрасен, а может быть прекрасен, но не красив.

Эстетическая категория, разновидность прекрасного -«Изящное» - характеризует красоту очертаний предметов, линий, отточенность формы, грациозность движений, утонченность внешнего вида. Также эта категория характеризует своеобразие внешнего вида человека (изящное сложение, изящные руки). В произведениях искусства изящное чаще всего воплощается в рисунках (Надежда Рушева – изящные рисунки), скульптуре и архитектуре малых форм, в небольших стихотворениях, рассказах, пьессах, движениях во время танцев и т.д.

Прекрасное всегда определялось через соотношение с другими категориями ценностей (нравственная ценность – калокогатия Сократа, ценность истины, утилитарная ценность – категория пользы).

Безобразное – это негативная эстетическая но ценность, обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие в следствие дисгармоничности, несорозмерности, неупорядоченности, отражает невозможность или отсутсвие совершенства. Безобразность – антитеза положительного идеала, поэтому может быть рассмотрено, как выражение скрытого требования прекрасного.

Еще древние египтяне замечали, что прекрасное и безобразное перетекают друг в друга – в процессе старения все прекрасное становится безобразное.

Аристотель: есть разница между прекрасным лицом и прекрасно нарисованным лицом – художник может прекрасно изобразить безобразное лицо. Аристотель говорит, что в искусстве на безобразное смотреть интересно. «Даже отвратительное, но изображенное в художественном произведении доставляет удовольствие». Актерская игра отрицательного героя – восхищение игрой актера, безобразный характер персонажа.

Поэтому эстетическое переживание безобразного двойственно – с одной стороны мы наслаждаемся художественным произведением, но с чувством отвращения к самому предмету.

Античность - в античности безобразное чаще всего выступало как простое отрицание прекрасного.

Средневековье – безобразное – сатана, ... .

Возрождение – художники обращаются к сфере безобразного как к сфере контрастного выражения красоты.

Просвещения – предметом искусства должна быть не только идеальная красота, но и все общеинтересное (квазимода).

Начиная с 19 века отдельные художники обращаются к безобразному, как к самостоятельной эстетической ценности («Цветы зла» - Шарль Бадрел, Антонин Арто и его театр жетсокости, Питер Гринуэй и его некоторые фильмы). Безобразное не частный случай нехватки прекрасного, а, наоборот, производная от прекрасного. Монограмма ученика Гегеля - Карла Розенкранса – «Эстетика безобразного».

Начиная с модернизма активно обращаются к безобразному – центр модернистского и сюрреалистического искусства.

Возвышенное – категория эстетики, характеризующия эстетические ценности предметов и явлений, которые обладают большой и положительной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи и мастабов не могут быть сразу полностью освоены обществом и личностью и таят в себе огромные потенциальные силы. По отношению к этим непокоренным, грозным и огромным силам человек не свободен (ничего с этим сделать человек не может). Сфера возвышенного – сфера относительной несвободы, так как объект здесь превышает субъект (или субъект предмет? Мозг вскипает).

Возвышенное – что-то исключительное, величественное явление природы, то, что превышает человека по масштабам. Поэтому восприятие возвышенного двойственно – вызывает восторг и страх.

В повседневной жизни источником возвышенного выступает одухотворенная деятельность человека в переломные моменты общественного развития и его личной жизни.

Возвышенное в искусстве отражается в больших, пафосных, монументальных формах особо интенсивными, яркими, приподнятыми средствами художественной выразителности. Примеры: архитектура, скульптура, эпопея, ода, героическая поэма и трагедия, гимн, оратория, во всех монументалных жанрах. (Фигура Давида Микеланждело, 9я симфония Бетовена).

Низменное – категория эстетики, противоположная возвышенному, характеризует природные и социальные предметы и явления, которые имеют отрицательную общественную значимость и таят в себе угрозу для человека.

Низменное – сфера абсолютной несвободы человека. Эта категория в большей мере, чем другие, носит в себе моральный, этический характер и ассоциируется с силами зла.

Низменное для отдельного человка, народа и человечества в целом: тирания, воины, фашизм, беспринцпиные и антигуманные поступки и т.д. (Переисбыток биологического, животного начала, подлость, цинизм, в общем дисгармония низменного и духовного).

Низменное в искусстве отображается через создание образа зла (Медуза Горгона, Кощей Бессметрный).

Природные явления восрпинимаются как низменные только в тех случаях, когда они ассоциируются с недостойным поведением человека или угрожают его существованию, например: в европейских культурах змея оценивается как существо низменное, так как она пресмыкается, т.е. ползает на брюхе – ассоциация с унижением человека. В Древнем Египте змея была символом мудрости и плодородия и была атрибутом головного убора. Антропоморфизм, переносный смысл низменного в природе. Объективно в природе низменного нет.

Низменное очень связано с комическим – комедия, эпиграмма, помфлет, сатира, шарж и т.д.

Трагическое – катергория эстетики, отражающая поражение или гибель прекрасного в активной борьбе с противостоящей ему силы зла. (Мигель до Науме «О трагическом смысле жизни»)

Тригическое предполагает не пассивное страдание, а активную деятльность, ведет борьбу.

Проявление трагического в жизни многообразно поражение нац.-освобод.движения от трагедии 1 человека до целого народа. Борьба человека с природой. У человека есть выбор.

Будучи воплащенным в искусстве трагическое оказывает очичающее воздействие на людей – КАТАРСИС (ввел понятие Аристотель, пытаясь объяснить воздействие искусства вообще).

Просвещение обращалось к трагическому активно.

Лучше всего раскрывается трагелия со злом.

Ужасное – категория охватывает явление действительности, которой человек свободно не владеет, которые несут гибель неопредаленное на историческом уровне.

Странные события, гибель прекрасного, уничтожение дорогого не содержит в себе ничего просветляющего, не оставляет никакой надежды на освобождение в будущем.

Нет выхода в соц.бессмертие. Человек – раб обстоятельств.

Комическое – категория эстетики, которая отражает мир с точки зрения эмоцианального и критического отношения к нему.

Эмоцианальная реакция на несовершенства мира как правило вызывает смех, но всегда разный по эмоцианальной окраске (ирония, сорказм, юмор, гротеск, сатира) – социально окрашенный смех.

Юмор – добрадушная насмешка над недостатками или слабостями в целом положительного явления, которому мы симпатизируем.

Сатира – злой, гневный, уничтожающий смех, в котором звучит негодавание, беспощадное высмеивание. Может быть современной или злободневной.

Сорказм – злй, язвительный смех опасных явлений, действительная, не прямая форма обличения, а иносказательная, при этом критика обнажает в самом тексте.

Эстетическая деятельность

- это специфический вид практически духовной деятельности (создание произведений искусств, фольклер, дизайн) духовная деятельость: эстетическое восприятие, эстетическое суждение.

Всем разновидностям эстетической деятельности присущеэстетическое начало: творчество по законам красоты, которое доставляет человеку высокое духовное наслождение.

Эстетическая деятельность – социальная форма бытия человека. В процессе естественной деятельностичеловек вступает в определенное отношение с миром и меняет при этом себя.

Первоначально эстетическая деятельность была вплетена в труд, в процессе исторического развития происходит разделение труда и в последствии искусство отделяется от ремесла и стаовится самостоятельным видом деятельности.

Виды эстетической деятельности

Борев, 2 тома

- практическая деятельность (садово-парковая культура, дизайн)

- художественно практическая (карновал, свадебный или погребальный обряд)

- худжественно-творческая (создание произведений искусств)

- худжественно-рецептивная (восприятие проиведений искусств)

- рецептионно-эстетическая (восприятие красоты отдельного пейзажа)

- духовно-культурная деятельность (выроботка идеалов малого вкуса, вынесение вкусовых суждений и оценок)

- теоретическо-эстетическая деятельность (выработка эстетических концепций и взглядов)

Базовое деление эстетической деятельности: художественная и эстетическая дятельность.

Эстетическое сознание

Сферы осознания человека: политика, право, мораль, религия, наука,искусство, эстетика.

Эстетическое сознание – часть общественного сознания в целом, есть совокупность эстетических вкусов, взглядов, представления, идеалов и программ, выработанных в соц.практике.

Субьектом эстетического сознания является общество в целом и социальные группы.

Эстетическое сознание обладает относительной самостоятельностью по отношению к естественной деятельностью и бытию.

Структура эстетического сознания:

1) естетическое чувство

2) естетической восприятие

3) естетический вкус

4) естетический идеал

5) естетическая оценка

6) естетические категории

7) естетические теории

Эстетическое чувство – непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эсетического отношения к дейчтвительности, закрепляемое эстетической деятельностью во всех ее видах включаю художественное творчество

1. обычно эстетическое чувство начинается с какой-то предварительной эмоцией, которая выводит человека из сферы обыйденности включая его в эстетическое отношение.

2. эстетическое чувство имеет ситуативно-предметный характер.

3. эстетическое чувство имеет различную форму осознанности.

В эстетическом чувстве в снятом виде представлен весь духовный мир человека, его индивидуальность и социальный опыт.

Всегда имеет избирательно-оценочный характер.

Как только переживание утрачивается эсте либо гаснет, либо переходит в эстетическое суждение.

Своей кульминаци эстетическое чувство достигает в катарсисе.

Социально-обусловленно. Продукт целеноправленного эстетического восприятия.

Эстетическое восприятие

- целенаправленное и целостное восприятие произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается естетическим сопереживанием.

Включает в себя жизненный опыт человека, его эстетический вкус, его ценностные ариентации.

Непростое воспроизведение художник производит в сознание.

Сложный процесс соучастия и сотворчества.

Связанно с движением от восприятия к заложенной в этом произведении идеей.

Часто амбвивалентный (двойственный) характер – нравится и не нравится одновременно.

Важна установка на восприятие произведений искусства.

Эстетический вкус

- способность судить о прекрастном или безобразном по чувству удовольствием неудовольствием, испытываемого от предметов явлений.

Проявляется непосредственно.

Связан с мировозрением человека.

Постоянным католизатором служит искусство.

Выражаеся в словесных оценках, монере поведения, жестах, мимике.

Зависит от общей культуры человека.

Его можно выработать, развить, воспитать.

Эстетический идеал

- исторически конкретное чувственное представление или понятие о должном как прекрасном, материализуемом в искусстве, практике общественой жизни, производителной деятельности людей.

Находится в постоянном развитии и многообразно отражении в искусстве.

Связан с тем, что изображает художник, как он изображает, какое отношение выражает к создаваемому образному ряду произведения.

Может выступать:

1. в виде идеально-общественного устрйства.

2. в виде конкретного носителя (как эталон жизни)

3. в лирических стихах, пейзажах, натюрмортах, музыкальных пьесах, в опосредаванном виде (романтизм, реализм)

Эстетическая оценка

- мнение судить об эстетических достоинствах и недостатков, явлений, осмысленно оргументированно, со знанием дела, дать кому-либо оценку эстетическую, значит конкретно и сознательно применить свои знания законов красоты и проявить понимание того почему данный предмет явления прекрасный или безобразный.

Входит художественная оценка. Охватывает явление целостно. Эмоционально окрашенна. Сопригается с другими оценками (утилитарная оценка, нравственная).

Теория появления искусства

- трудовая

«Экономика, философские рукописи 1844», К.Маркс иследует формирование человеческого общества.

Гомилидная триада: прфмохождение, развитие руки, речь, язык и мышление.

Духовная сфера жизни людей зависит от материального производства.

Фридрих Энгельс, роль труда в процессе появления человека от обезьяны.

- религиозная

берет начало с античности

Джузеппе Тартини

Фридрих Шопен

- теория игры

поэт-романтик Фридрих Шопен.

«путь к свободе ведет только через красоту, а суть последней заключена в игре»

Красота призвана преодолевать противоречие прогрессса, который обогощая общество в целом обедняет индивида потому что приводят его к потере гармонии. Искусство – это разновидность игры без утилитарной цены.

Игра полезна физиологически. Игровой момент важен в изображении словестном, зрелищном искусстве.

Жан Поль Сартр: «Человек должен выбирать быть никем или играть»

Йохан Хейзинга (нидерл.историк и культуролог): 1938 «Homo Ludens» человек играющий, одна их знаменитых работ. Культура человека как свободная честная игра.

- теория художественного инстинкта

в античной Греции, зачатки у Платона

Чарльз Дпрвин, Шопенгауэр, Вебер – сторонники.

Человек рождается с художественным интелектом.

- эротическая теория

не выходит за рамки биологических причин происхождения искусства. Искусство возникает как средство приманивания представителей одного пола особей другого пола.

Фрейд - сторонник теории.

Противники теории: эротическая струя постонно присутствует в искусстве, но все-таки в искусстве получила отражение любовь, одно з прекрасных биологически-социальных чувтсв, а не грубая человеческая похоть.

- теория подражания (мимесис)

наивный реализм

Демокрит

Развил Аристотель

Человек подражая, получает эт этого удовольствие.

Идеалисстический вариант теории подражания:

теория вчувствования: мы подражаем появлению нас в природных предметах.

-географическая теория

приувеличивает роль природного фактора в жизни людей.

Зримые различия в образе культурного, внешнего вида людей, разный климат полюсов.

Гердер «Идеи к философии истории человечества»

Монтескье, Руссо – сторонники, развивали.

Ипполит Тэн.

-идеократическая теория

искусство – плод, изобретения человеческого разума.

-иллюзионистская теория

искусство возникло как чудесная иллюзия.

-лингвистическая теория

«вначале было слово»

письмо-живопись и пластика-ритмичные органичные слова-песня.

архитектура возникла благодаря поэзии.

Разновидности лингвистических теорий:

Мелодическая теория, авторы русск. Ковалев и Неустроев.

Искусство – специфическая форма духовного освоения мира человеком, в котором формируется и развивается его способности творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты.

Является предметом изучения разных наук:

-культурология трактует искусство как один из элементов культуры, в котором проявляется наиболее существенные худ.-эстет.ценности человечества.

- гноссеология – одна из форм познания мира, в основе которой лежит чувственное восприятие и способность человека отражать худ.мир.

-психология рассматривает искусство как один из возможных видов реализации творческих патенции человека.

-религиоведение: искусство как один из источников освоения духовного наследия и сокральных смыслов, доставляющего при этом удовольствие и наслождение.

-семиотический подход (система общния, комуникации) считает искусство передачи худ.-эстетической информации.

При всей разницы взглядов, все считали искусство свойственно человеку и является результатом его взаимодействия с миром.

-в истрии под искусством понимали разные явления жизни человека:

в др.мире:искусство – связь с потусторонним миром.

В Античности: подражание природе (мимесис)

В Ср.века: проявлене божественной духовности.

Возрождение: проявление высшего предназначения человека, его божественные способности творить.

Просвещение: средство воспитания.

XIXв: средство познания и преобразование мира и человеческого общества.

XXв: как средство установления гармоничных отношений с миром и проявлением идеалов мира.

XXIв: сегодня понятие искусства употребляется в основном в трех аспектах:

1) свокупность всех видов художественной деятельности и ее результат.

2) значение жевопись, т.е. изобразительное искусство.

3) Как степень высшего мастерства в каком-либо деле.

Однокоренные слова к слову искусство: искушение – соблазн сокреного, искус – проверка, испытание, искуственный – не природный, сделанный человеком.

Функции искусства

1) эстетическая: несет в мир красоту, очищает, облагораживает, ценносто облагораживает.

2) воспитательная: формирует строй чувтсв и ум людей

-информационная

-просветительская

-передача опыта

-средство познания мира

3) прогнастическая

4) эбрестическая (креативная, творческая)

5) компенсаторно-утешительная

хотя бы частично снимает внутреннее напряжение и монотомность.

3 основных аспекта:

-отвлекающей

-утишающий

-компенсаторный.

Классификация видов искусства

Искусство при всем свем многообразии разделяется на определенные виды, отличающей своей матерой формой, специфическое содержание, способон создания художественного образа, формируется в искусстве прошло длинный путь, на ранней стадии искусства виды были слитны.

Первая попытка разделить искусство на виды была в Античности:

Кант: за основу выражения этетической идеи:

-приятные

-изящные (литература, изобразительное искусство, музыка)

Гегель: за основу – соотношение формы и содержания

1) форма и содержание в гармонии

2) форма преобладания над содержанием

3) содержание пробладает над формой (музыка).

Различные классификации искусства

1. по способу выражения идей

-изобразительное (скульптура, живопись, литература, пантомима)

- выразительное (архитктура, прикладное искусство, танец и музыка)

2. по отношению к пространству и времени

-пространственное (изобразителное искусство, живопись, графика, скульптура, декаративно-прикладное искусство, архитектура, художественная фотография)

-временное (литература, музыка)

-пространственно-временное (танец, театр, киноискусство, эстрадно-цирковое искусство).

Пространство – статическое, время – динамическое.

3. на характер материала как вещественнного субстрата (дерево, амень, краска, звук, слово).

4. по преобладанию объективного и субъективного момента:

- объективное или подражательное (живопись, скульптура, пантомиима, эпос в литературе)

- субъективное (свободное) (архитектура, танец, лирика в литературе).

5. по утилитарному значению:

- прикладные (архитектура, дизайн, прикладное искусство)

- свободные (все остальные)

6. по способу восприятия

- оптические (видимые)

- аккустические (слышимые)

- совмещающие.

В ХХв.: вербальные и невербальные

исполнительские и неисполнительские

простые и сложные

зрительные и слуховые

индивидуальные и коллективные.

Внутри видов искусства существует деление на жанры. Жанр – понятие для различения форм произведений внутри данного вида искусства:

литература: эжпос, лирика, драма.

кино: художественное, документальное, анимационное.

Творческий процесс в искусстве

- это духовно-практическая деятельность художника непосредственно направленное на создание художественного произведения.

Выделяется две стади:

- замысел

- реализация (работа над произведениями: изменение замысла, доработка).

В творческом процессе важным для художника является

вдохновение (высший подъем душевных и физических сил художника в процессе создания им произведения искусства характеризуется: 1) огромной внцтренней сосредаточенностью художника на объекте творчества; 2) строгое избирательное внимание; 3) относительная легкость, с которой родаются и матерелизуется художественные образы.

Аффективным и эстатичными: алкоголь и наркотики. Иногда не фиксируется, растворяется в творческом процессе. Подготовленным напряженным трудом, должнын мучительными творческими поисками. В акте вдохноыения актуализируется мастество, жизненный опыт, знания).

воображение (умение, страсть, новые образы)

фантазия (некоторый отрыв от реальности)

интуиция (способность прямого постяжения истины без каких-то предварительных рассуждений. чем больше знаний и опыта, тем больше развита интуиция).

Гении в искусстве. Искуство как совокупность высших достижений гениев

В Др.Греции проблема таланта и гения как главного и неприменного условия творческой деятельности.

Первоначально слово “гений” означало “демон”.

Платон впервые рассмотрел, обратил внимание на акт вдохновения. Дар поэта – дар свыше, вдохновление в состоянии неистовства.

Аристотель рассуждает о таланте, природный дар, естественная спосоность человека к успешному выполнению какого-либо дела. Одни больши пригодны к военному делу, вторые – к ремеслу, третьи – к искуству, четвертые – к науке. Но без таланта неьзя работать творчески, хотя наличие таланта не гарантирает успеха. Природные способности надо развивать и оттачивать.

Ср.века: роль художника заключалась в отражении красоты, природы в божественном мироздании, но в процессе он должен четко следовать установленными канонами.

Художник – это творец, мастер, искусник, умелец – АРТИФЕК, и бог тоже артифекс. Артифекс – человек следующий определенной профессией.

Приближение к возраждению XIV-XVI: ценностьв искусства в количестве вложенногоов его труда.

Большие познания, умения. Художник должен изучать философию, стронимию, должен соблюдать духовные пропорции.

Из ремесленника художник превращается в аристократа духа. Происходит отделение искусства от ремесла, появляется некий рынок искуства, уход от цехов. Художник становится профессианалом, все делает сам.

Просвещение, XVIII

Жак Дюбо, фр.просветитель, “Критические измышления о поэзии и живописи” Гениальность предрасположена на физической сроении тела. Выделяет качества для гениальности:

- чувствительность

- воображение (не только в искусстве, но в риторике, военном действии)

- интуиция (преобладает над знаниями и опытом)

- вдохновение (состояние сомозобвения, когда гений творит помимо своей воли – бессознательно, в состоянии неистовства. Вершина творческого процесса предшествует долгая работа обдумывания. Все что создано в порыве вдохновения должно быть отшлифовано и доработано)

- творение гения ни есть объект пользы, гений не зависим.

- признаком гениальности является непонимание его творчества современником, потому что гений творит для человечества

- внешний стимулятор творчества: неблагоприятное условие жизни.

Нитше, “Рождение трагедии из духа мудрости” о стадиях художественного творчества:

1) священное опьянение

2) аппалоновское продолжение

Художник-гений противопостоит обыкновенному человеку.

Сверхчеловек – великая индивидуальность, которая возникает редко в искусстве, его взращивают масы, над которыми он возвышается и которые через столетия протягивают руки друг другу.

Сторонники неравенства, рабство – необходимое условие искусства. Все человечество должно трудится на гения.

Чарльз Лоброзо, криминалист, остролог, кн. «Гениальность и помешательство»

Гений – утонченная и болезненный чувствительный иточник болезней и славы.

Непомерное тщеславие, человек – самое тщеславное животное, поэт – самый тщеславный из людей. Мрачный взгляд на мир и человека, которое вызывает мелонхолию и депрессию.

Юрген Мейер, моногр. «Гений и толант»: «фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения – совершенно новое».

Стрелок попадающий в целт, которая кажется нам труднодостижимой, гений попадает в цель, которую даже и не видно для нас.

Фрейд, «Неудовлетворенность культурой», «Достаевский и отцеубийство», «Поэт и фантазия», «остроумие и его отношение к бессознательному», «Леонардо да Винчи. Этюд по психосексуальности»

Возникновение художественного творчества связанно с вытеснением из сознательной жизни влечений, т.е. в детстве возникает страсть к играм, в последствии – страсть к фантазированию, на снове чего возикает искусство.

Художника оборевают влечения, а именно: почести, могущество, славу и женскую любовь, но средств не хватает и он уходит неудовлетворенным в мир фантазий. Воплащает свои фантазии в худ.образы, поэтому распростронена аррациональная трактовка творчества. Художник – это невротик, борящимся со своим безумием по средствам создания худ.образов.

!!!основные свойства гениальности в искусстве:

1) естественное природное основание, врожденная способность к тому или иному виду творчества, базирующая на биологических анатомно-физиологических предпассылках

2) творческое воображение мысленное преобразование жизненного опыта в художественный образ.

3) острая впечатлительность

4) острая наблюдательность

5) память

6) способность художника к вдохновению

7) высокое мастерство – высокий уровень владения изобразительно-выразительными средствами и техника исполнения, не одновременный акт, а сложный процесс всей жизни.

Соотношение мировозрения и творчества

Гении включены в соц.среду, которая влияет на духовный мир, на чувства.

У каждого художника в процессе жизни формируется мировозрение (-совокупность религиозных, политических предопределений, идейную позицию художника может быть продуманным, цельным, стройным, может меняться и быть неизменным).

Взаимоотношения гения и общества

Гений – не продукт общества, общество – сопродукт действий общества.

Жесткая зависимость от общесвтва среди которой гений родился, творил, жил, вопреки времени и общества, в котором он живет.

Биография художника неотделима от среды в которой он живет.

Соц.среда влияет на творчество художника в зависимости от условий, в которых он жил в соц.среде.

Метод и стиль в искусстве. Творческая монера

Творчество всегда индивидуально. Ля характеристики используется художественный подчерк или творческая манера.

Индивидуальное своеобразие.

Творческая монера – последовательное и определенное выражение индивидуальной черты художественного творчества, отличающее творение одного художника от творчества другого.

Манера от франц. – образ, способ действия.

Может проявлятся средствами содержания , формы, изобразительными. Их своеобразие делает художника узнаваемым.

Группы художников иногда могутсближаться по своим стилям. Стиль указывает характерные свойства определенного ряда художников. Стиль надо отличать от стилизации. Стилизация – преднамеренное использование форм, черт, приемов, которые раньше встречались в мировом искусстве.

Стилевое единство свойственно большим группам художников, которые представляют разные виды искусства, перерастают в направления или течения в искусстве.

Граница между стилем и направлением очень условна. Направление фиксирует то общее и индивидуальное, что есть в творчестве.В основе стиля лежит метод творчества. Метод определяет что и как видит и воспринимает художник в действительности отличающую от способов видения, понимания и толкования мира художник представлял собой единство правдивого и условного, типичного и индивидуального, эмоционального и ироционального, правдивого и условного, объективного и субъективного, определяющего и содержание и форму, самостоятельны и исторически конкретны, между собой взаимодействуют.

Художественный образ

Понятие ввел Гегель

категория сравнительно познего происходящего, зачатки в Античности, учения Аристотеля о мимесисе (подражание художника жизни, его способности производить цельные, внутри устроенные предметы, и о связанном с этим удовольствием)

И для Античности, и для Средневековья характерен канон как свод прикладных правил худ.ремесла, которые признаны обеспечить подражание.

В эстетике Возраждения появляется и в Классицизме закрепляются понятия стиля – право художника создавать произведения согласно законам и жанрам, в котором художник трудится.

Кант, XVIII, художественная форма организована по принципу внутренней цели, а не внешнего использования.

XIXв, слова, музыка на первое место, оформляется категория худ.стиля.

!!! сегодня художественный образ – специфический для искусства способ отражения жизни, ее обобщение с позиции эстетического материала художника в живой конкретно чувственной непосредственно воспринимаемой форме.

Термин художественный образ употребляется в двух аспектах: 1) для обозначения персонажей; 2) для общей характеристики того способа отражения жизни, которое присуще любому из искусств.

В ряде видов искусств таких как кино, театр образ представляет собой непосредственно изображение жизни.

Есть виды искусства, где образ создается опосредованно: в музыке.

Признаки худ.образа:

-единичность

-наглядность

оригинальность

доставерность.

Форма и содержание в искусстве

Содержание – основная идея.

Идея – главная мысль произведения, которая отражает отношение автора к действительности. В анализе идея обычно передается свобода, любовь, материнство.

Тема – жизненный материал, который воспроизводится автором творения, практически неотделима от идеи, которой она определяется.

Бывают основные и побочные, тесно связанные с основной.

В опере Чайковского «пиковая дама» основная тема: трагическая судьба Германа и Лизы, побочная: неразделенная любовь Елецкого к Лизе.

Категории тесно связаны с конфликтом. Конфликт – воспроизводится в искусстве борьбы.

Расширение круга тем означает освоение нового круга конфликтов.

Вечные темы в искусстве: Гамлетовская и Фаустовская.

У каждого вида искусств свои возможности для передачи конфликтов: прямое непосредственное столкновение характеров – литература, музыка, кино.

Форма с лац. – вид, наружность.

Вторична по отношению к содержанию. Форма – способ выражения содержания.

Три главных компонента формы:

-композиция (-структурное постороение худ.произведения, расположение и соединение всех его компонентов и частей в единую систему. Непосредственное выражение авторской мысли.)

-сюжет (-внутренняя связь событий произведения, взятых в их временном развитии.)

-совокупность выразительных средств, характеризующий данный вид.

В кино монтаж определяет структуру.

Музыка, хореаграфия и живопись лишены развернутого сюжета.

Эстетическое начало в труде, быту и личных отношениях

В труде раскрывается вся сущность человека, человек максимально реализуется. Труд важен в воспитании личности. Труд - от элементарного самообслуживания до сложнейших видов духовно-практической деятельности (напр., произв.иск.). Человек связан с трудом повседневно и а протяжении всей жизни.

Эстетическая сущность труда и его воздействие связано с переживанием красоты, целесообразности, гармонии и других свойств прекрасного. В эстетическом отношении к труду преодолевается вековой конфликт необходимости и свободы, красоты и утилитарности, рабства и творчества. Труд - универсальный способ раскрытия всех существующих сил человека: социальная нравственность, коммуникабельность. Труд выступает определяющей характеристикой существования человека.

С древности человек через труд осваивал ритм, симметрию, гармонию, пропорцию.

Животные приспосабливаются к окружающей среде по меркам биологического тела, человек в процессе труда приспосабливает природу к себе.

Структура быта: 1) общественный, городской, семейный

2) материальный, духовный

3) бытовой труд и досуг

4) семья, друзья, молодые группы

5) традиции, обычаи, обряды.

В сфере быта проходит большая часть жизни человека. Сфера большой свободы, сфера индивидуальности. Быт влияет на мироощущение (эмоции, вкус, настроение).

К сфере быта относятся:

1) одежда, украшеня

2) бытовая утварь (от зубной щетки от компьютера)

3) мебель, интерьер, экстерьер, архитектура, автомобили, поезда, самолеты, корабли.

Ценность вещи определяется ни стоимостью, ни престижностью, ни полезностью, а удобством, функциональностью, памяти о дорогом.

Гармония человека и вещей является важным признаком жизни.

Эстетическая культура в личных и общественных отношениях. Культурной формой общения людей определяется общий культурный уровень человека.

Существует тайна общения: она состоит в том, чтобы жить с другими людьми в согласии, доброжелательности, делиться богатствами души и сердца.

Составляющие общения:

Выразительные: взгляд, слово, интонация, жест. интонация часто заключает скрытый подтекст, жест - немой язык человека

слово, наиболее выразительное высококультурное общение предполагает умение вести беседу.

Манеры, формы и способы поведения, общения людей.

Хорошие манеры: вежливость (в основе уважение и доброжелательность, волшебные слова, пунктуальность), тактичность, мягкость и деликатность, этикет (свод правил, сочетание этики и эстетики).

На сегодний день существует служебный этикет, правила поведения в обществе, местах, семье, взаимоотношение мужчин и женчин, младших и старших.

Соблюдение этикета, доброжелательности, вежливости вносит красоту, гармонию в отношения людей, делает их богаче, интеллигентней, нравственней.

Наши рекомендации