Факультет Сервиса и легкой промышленности 5 страница

« ' -•- —toTs1.-- •""i.^*™""-'0'^wyito

названия компании латинского алфавита: В'яРНЙ^эйагано-го поиска (рис. 32А) возникло желание положитыий^йжу-гра-' фического построения знака овал, азатем окружность, ©юр^ж-ность в данном случае символизирует поперечный- срез газопровода, являющегося неотъемлемой частью автомобиль­ного газобаллонного оборудования.

По мнению разработчика и заказчика, знак легко узнавае­мый и запоминаемый, прост—в нем нет сложных линий, мел­ких деталей, что позволяет масштабировать знак без потери читаемости (рис. 32Б). В качестве основных цветов выбраны зеленый и серый. Фоном — белый. Зеленый цвет несет боль­шую смысловую нагрузку, указывая на экологическую на­правленность деятельности компании. Он же хорошо воспри­нимается на белом, оптимален с психофизиологической точки зрения. Серый, дополнительный цвет указывает на техниче­скую специфику фирмы.

Фирменным шрифтом выбран Glasnost Light, близкий по начертанию к графике знака. Компания работает с иностран­ными партнерами, поэтому, решение документации (бланки, визитки, конверты) дается с использованием русского и анг­лийского языков. Прайс-лист и инструкция, рассчитанные на местных потребителей, представлены в русскоязычном вари­анте.

Особое внимание было уделено плакатам. Главной идеей

было донести до потребителя достоинства газо-топливных си­стем в эксплуатации автотранспорта: топливо экологически чистое и экономически выгодное (почти в два раза дешевле бензина). Был найден удачный слоган «чистая выгода», кото­рый сочетает в себе две основные мысли. Слово «чистая» свя­зано непосредственно с экологией, но одновременно несет смысл достоверных финансовых преимуществ. Под словом «выгода » подразумевается как экономическая выгода, так и экологическая, так как чистая среда обитания выгодна для лю­бого. От сюжетов с элементами природы (экология) и монета­ми (выгода), показанными на рис. ЗЗА, подошли к более лако­ничным изображениям (рис. ЗЗБ,а), азатем и окончательному

решению (рис. ЗЗБ,б).

Предложены варианты размещения атрибутов фирменно­го стиля на спецодежде для работников заправочных станций, на автотранспорте, а также указатели на газозаправочных станциях и др. носителях (рис. 34Б).

Факультет Сервиса и легкой промышленности 5 страница - student2.ru

Факультет Сервиса и легкой промышленности 5 страница - student2.ru

Факультет Сервиса и легкой промышленности 5 страница - student2.ru

Факультет Сервиса и легкой промышленности 5 страница - student2.ru

Факультет Сервиса и легкой промышленности 5 страница - student2.ru

Факультет Сервиса и легкой промышленности 5 страница - student2.ru

Факультет Сервиса и легкой промышленности 5 страница - student2.ru

Факультет Сервиса и легкой промышленности 5 страница - student2.ru

Факультет Сервиса и легкой промышленности 5 страница - student2.ru

Факультет Сервиса и легкой промышленности 5 страница - student2.ru

Стиль аква-клуба «Подводный мир» создавался Ю. Ба-даловой. Ниже приводятся выдержки из пояснительной запи­ски к ее дипломному проекту.

Аква-клуб, основанный два года назад, уже имел знак, бланки, визитки (рис. 35А). Время показало неэффективность графического решения, отсутствие оригинальности, легкой узнаваемости и запоминаемое™. Руководители клуба сочли необходимым, что для привлечения большего количества ак­валангистов и любителей подводного плавания надо отказать­ся от старого неэффективного фирменного стиля, сформиро­вать узнаваемое и неповторимое «лицо» клуба. Для того, чтобы новый образ соответствовал духу клуба «Подводный мир» требовалось отыскать определенные критерии и выстро­ить из них оригинальный товарный знак.

Прежде чем приступить к разработке эскизов дипломница провела визуальный анализ рынка данного вида услуг. Изуча­лись фирменные стили центров по подводному плаванию и путешествиям. Затем были определены исходные концептуа­льные точки для стиля аква-клуба «Подводный мир». Он (стиль) должен формировать имидж фирмы, являться опреде­ленным «информационным носителем», т.к. его компоненты должны помогать потребителю, находить необходимые сер­висные услуги, формировать положительное отношение к клубу.

Потребителями нового фирменного стиля будут не только клиенты и сотрудники клуба, а и люди на улицах. Стиль не останется в стенах клуба, он будет использоваться на плака­тах, щитах, в рекламе на транспорте и т. д. Элементы стиля мо­гут попасть как в специальные журналы («Нептун», «Окто-пус»), так и научно-популярные, а также развлекательные журналы. Помимо повседневного использования фирменный стиль пригодится на выставках и презентациях, проводимых

Международной ассоциацией по подводному плаванию им. Ж.Кусто.

Сегодня у многих клубов подводного плавания существу­ют фирменные стили, поэтому этот продукт не назовешь нов­шеством. Прочное место на рынке услуг он может занять бла­годаря новому графическому образу с индивидуальными чертами непохожими на другие стили. Главный элемент сти-ля-товарный знак является лицом фирмы, ее основным отли­чительным признаком в рекламе и на продукции. Он помогает быстро ориентироваться на рынке подобных услуг.

При разработке знака клуба за основу был взят стилизо­ванный образ Нептуна, так как он в первую очередь ассоции"'

руется с подводным миром — сказочным царством, полным красочных пейзажей и загадочных обитателей. Царственный статус Нептуна (корона на знаке), в свою очередь, указывает на первенство данного аква-клуба среди клубов этого же на­правления. Волнообразная форма «бороды» привлекает вни­мание, вертикальные изогнутые линии ассоциируются с изя­ществом. Так как клуб занимается главным образом обучением подводному плаванию, что связано с применением определенных аксессуаров, в знак введено изображение пла­вательной маски. Стилизованное изображение маски после многочисленных поисков гармонично вписалось в знак, еще раз подчеркнув направление деятельности клуба (рис. 35Б). Надпись на знаке, расположенная по кругу, придает закончен­ность графическому рисунку. Она служит как бы основанием знака: форма земного шара, круг, сфера—самая совершенная геометрическая фигура. Шрифт (Futura Bold) легко читается, вызывая ощущения простоты и доступности (рис. 36А).

В состав фирменного стиля вошла деловая документация, так называемый «фирменный блок»: конверт, бланк, визитки, пакет и др. элементы. Была разработана также рекламная про­дукция, в том числе плакйты. В качестве сувенирной продук­ции выбраны брелки, ручки, кружки, сумки и т. д. Так как ак-ва-клуб является фактически спортклубом и клубом отдыха в качестве носителей фирменного стиля также выбрана спор­тивная одежда: футболки и бейсболки (рис. 36Б).

Раздел 8

ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Творческий процесс проектирования рукотворной среды обитания и ее предметного наполнения основывается на инту­иции и спонтанности (сфера искусства), с одной стороны, ин­формации и методологии (область науки и техники), с другой стороны. Проектировщик (дизайнер) как бы балансирует меж­ду искусством и фактами. К основополагающим фактам (фак­торам), определяющим характеристики среды, ее оборудова­ния и предметного наполнения, относятся, в первую очередь, показатели, связанные с «человеческими факторами». Роль этих факторов тем весомее, чем сложнее технически объект проектирования.

Еще в конце 20-х годов пораженный техническим прогрес­сом США Владимир Маяковский прозорливо заметил, что если на технику не надеть эстетического, — а мы добавим, и эргономического — намордника, то она всех «перекусает». В наши дни техника уже не только «кусается», а все чаще «по­жирает» своих создателей, чему активно способствует изуро­дованная людьми и ставшая агрессивной окружающая среда. Причиной подавляющего большинства аварий и катастроф в авиации, а также на флоте, значительного процента в космосе

являются не отказы технических средств, а человеческие фак­торы.

Оснащение контор, офисов, бытовой среды, сферы органи­зованного отдыха сложными техническими системами, в том числе электронными, также часто обуславливает осуществле­ние процессов жизнедеятельности на пределе психофизиоло­гических возможностей человека. Надеть на технику эстети­ческий намордник позволяет дизайн — „специфическая художественно-техническая проектная деятельность, имею­щая острую социальную направленность. Восемьдесят лет на­зад творчество пионеров «классического» дизайна положило

практическое начало современному подходу к формированию среды обитания с учетом роли и значения «человеческих фак­торов». Так, целью курсалекций Оскара Шлем мера в Баухаузе было ни больше ни меньше, как ознакомить студентов «с че­ловеком в совокупности его бытия». «Эгоцентрические очер­тания пространства» (рис. 37а) как бы иллюстрируют его идеи. Глядя на рисунок, хотелось бы верить, что человек — центр мироздания, что многочисленные связи с окружающей средой, ближним и дальним космосом контролируются им, подвластны ему. Он, как паучок в центре сплетенной им пау­тины, — хозяин положения и играет нитями по своему жела­нию. В действительности все наоборот. Сегодня человека надо сравнивать не с охотником — паучком, а мухой — жерт­вой.

Человек часто забывает, что он окутан «паутиной» много­численных внешних воздействий: микроклимат, «световой» климат, различные виды естественных и искусственных излу­чений, вибрация, шум, запахи и пр. (рис. 376). Особую Опас­ность представляют так называемые «тихие» факторы окру­жающей среды, которые не воспринимаются непосредственно

органами чувств. '

Дизайнер, проектируя объекты, тем более системы объек­тов, стремясь создать целостную гармоничную предмет­но-пространственную среду жизнедеятельности, ищет опти­мальные решения с учетом комплекса факторов. Одними из наиболее весомых, обеспечивающих комфорт и безопасность, являются эргономические факторы.

8.1. Основные понятия эргономики

Научно-технический прогресс наряду с огромными поло­жительными результатами уже принес и продолжает прино­сить с собой определенные отрицательные социальные по­следствия. Все новые технические средства (машины, механизмы, «умные» приборы, в том числе компьютерное оборудование и пр.), новейшие технологические процессы, синтетические материалы и т. д., с одной стороны, облегчают процесс труда, повышают его производительность, ускоряют передвижение в пространстве людей и грузов, позволяют до­стигать высот в космосе и глубин в океане, совершенствовать архитектурную среду. С другой стороны, одновременно рас­тет количество аварий, тсхногенных катастроф, ухудшается экологическая обстановка. Многие негативные моменты обу-

Факультет Сервиса и легкой промышленности 5 страница - student2.ru

Факультет Сервиса и легкой промышленности 5 страница - student2.ru

Факультет Сервиса и легкой промышленности 5 страница - student2.ru

словлены «сбоями» в деятельности людей, невозможностью их адекватно реагировать на изменяющиеся условия природ­ной и рукотворной окружающей среды. Как современное про­изводство, авиация, водный и наземный трансторт, офисы, контооы и т д., так и бытовая среда, широко оснащаемые сложными техническими системами, предъявляют к человеку ^бова1я, вынуждающие его нередко работать на пределе Психофизиологических возможностей и в экстремальных си-

^Тдр?^^ двигательная активность в труде и бытовой ^ю^Тф^че-к^а^^^^

невозможным выполнение жизненных фу^.^^е спеду в которой человек живет, работает и ^Я^^'^3. Sa;b о та^их понятиях как «эффе-сгивность» «УД°б^в^

Комфорт», «безопасность», <<УWnoPШMWИ^ Йод^е-

челов^о^ь^ающих влияние на эффективность его жизне-

пмтрпьнпсти в контакте с машинами и средой. ^П^ема Человеческих фа^оров также стара,как"^дия

%А-^исмедование человеческих факторов», в Англ""-

S=o,-^.",Sr^7S^^^^

рый сейчас распространен практически повсеместно. Разви­тие эргономики началось с военной техники; в США, Вели­кобритании и других странах были привлечены к ее созданию значительные силы ученых, изучавших человека. Затем (60-е годы) эргономика все больше использовалась при проектиро­вании средств транспорта и оборудования для управления их движением, станков и производственной среды, космической техники. 70-е годы — годы развития эргономики потребитель­ских товаров и услуг; 80-е — эргономики компьютеров. По­следнее десятилетие приоритетными являются направления эргономики информации, досуга, не ослабевают работы в об­ластях военной и космической техники.

Напомним определение, как самой эргономики, так и ее основных понятий [22, 35, 36, 37].

Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) — научная дисциплина, комплексно изучающая функциональ­ные возможности человека в трудовых процессах, выявляю­щая закономерности создания оптимальных условий высоко­эффективной жизнедеятельности и, в первую очередь, высокопроизводительного труда.

Предметом эргономики как науки является изучение сис­темных закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, предметом деятельности и средой в процессе достижения цели деятельности или при специальной подготовке к ее выполнению.

Цель эргономики — повышение эффективности и качест­ва деятельности человека в системе «человек — машина — предмет деятельности —среда обитания» (сокращенно «чело­век— машина—среда») при одновременном сохранении здо­ровья человека и создании предпосылок для развития его лич­ности.

Система — сочетание взаимодействующих факторов, компонентов, объединенных определенной единой целью. Чаще всего в эргономике речь идет о системе «человек — ма­шина— среда» (рис. 39). Но могут рассматриваться и другие системы, например система взаимодействия людей в произ­водственном или ином коллективе.

Машина — в эргономике любое техническое устройство, предназначенное для целенаправленного изменения материи, энергии, информации пр.

Задачей эргономики как сферы практической деятельно­сти является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки (обучения, тренировки,

\

адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и усло­вий, которые непосредственно влияют на эффективность и ка­чество, деятельности и психофизиологическое состояние чело­века. \

Эргономические требования — это требования, которые предъявляются к системе «человек—машина—среда» в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учетом его социально-психологических, психофизиологических, психо­логических, антропологических, физиологических и гигиени­ческих характеристик и возможностей. Эргономические тре­бования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно-компози­ционных решений системы в целом и отдельных ее элементов.

Человек-оператор — любой человек, управляющий ма­шиной. Для эргономиста и диспетчер аэропорта, и рабо­чий-станочник, и домохозяйка у плиты или с пылесосом — операторы. Эргономика, ее методы в последнее время все шире используются при проектировании не только техниче­ских устройств, но и архитектурных объектов, интерьеров, элементов их оборудования. Поэтому представляется целесо­образным в этом случае вместо понятия «машина» употреб­лять более обобщенные понятия «изделие», «предмет».

Эргономические свойства — это свойства изделий (пред­метов), которые проявляются в системе «человек—пред­мет—среда» в результате реализации эргономических требова­ний.

Эргономика органически связана с дизайном, одной из главных целей которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но главным образом их структурные связи, которые придают системе функциональ­ное и композиционное единство (сточки зрения, как изготови­теля, так и потребителя). Именно последнее обстоятельство позволяет рассматривать эргономикукак естественно-науч­ную основу дизайна. В практическом плане учет человече­ских факторов — неотъемлемая часть процесса дизайнерского

проектирования.

С середины 1980-х годов за рубежом и в нашей стране упо­требляется понятиеэргодизайн для обозначения сферы деяте­льности, возникшей на стыке эргономики и дизайна. Эргоди­зайн объединяет в единое целое научные эргономические

исследования «человеческого фактора» с проектными дизай-нерскими разработками таким образом, что установить грани­цы между ними порой оказывается просто невозможно./

8.2. Факторы, определяющие эргономические требования

^ "

Эргономика как научная дисциплина базируется на синте­зе достижений социально-экономических, технических и ес­тественных наук. Эргономический подход к решению задачи оптимизации жизнедеятельности человека определяется ком­плексом факторов. Главные из них, обусловленные индивиду­альными особенностями человека, приведены ниже.

Социально-психологические факторы предполагают со­ответствие конструкции машины (оборудования, оснащения) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают степень опосредова-ния межличностных отношений содержанием совместной дея­тельности по управлению объектом.

Антропометрические факторы обусловливают соответ­ствие структуры, формы, размеров оборудования, оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человече­ского тела, соответствие характера форм изделий анатомиче­ской пластике человеческого тела.

Психологические факторы предопределяют соответст­вие оборудования, технологических процессов и среды воз­можностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.

Психофизиологические факторы обусловливают соот­ветствие оборудования зрительным, слуховым и другим воз­можностям человека, условиям визуального комфорта и ори­ентирования в предметной среде.

Физиологические факторы призваны обеспечить соот­ветствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетиче­ским возможностям.

Гигиенические факторы предопределяют требования по освещенности, газовому составу воздушной среды, влажно­сти, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, раз­личным видам излучений, в том числе радиации, шуму (зву­ку), ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению.

8.3-Антропометрические требования к изделиям (оборудованию)

Форма и функциональные размеры всей предметной сре­ды, ее объемно-пространственных структур неразрывно свя­заны с размерами и пропорциями тела человека на протяже­нии всей истории цивилизации. Древние народы, да и во всей Европе вплоть до XIX века пользовались системами мер, основанными на параметрах человеческого тела (локоть, фут — англ. — ступня и т. д.). Строители, архитекторы возво­дили постройки, в которых не только отношения частей были созвучны пропорциям человека, но и абсолютные размеры са­мих построек были сомасштабны людям. Художники и скуль­пторы, руководимые желанием получить простые средства для воспроизведения фигуры без непосредственного обраще­ния к натуре, атакже стремясь к созданию гармоничного обра­за человека, предлагали и пользовались системами пропор­ций — канонами.

В каноне Поликлета, скульптора Древней Греции (2-ая по­ловина V века дон. э.), за единицу принималась ширина ладо­ни, и голова составляла '/^ длины тела, а лицо -— /ю и т. д.. Римский зодчий 2-ой половины 1 века до н. э. Витрувий в уче­нии о пропорциях принимал следующие соотношения частей тела: голова— '/g, лицо— '/ю, расстояние от верхушки головы до сосков — '/4 длины тела, размах рук равен высоте фигуры. Видоизмененный квадрат древних стал каноном Леонардо да Винчи (1452—1519). По его канону (рис. 406) фигура с при­поднятыми и разведенными руками и раздвинутыми ногами вписывается в круг, центр которого — пупок. Немецкий ску­льптор Готтфрид Шадов (1764—1850) на основе морфологи­ческих исследований установил метрические данные и пред­ложил систему пропорций мужской и женской фигур в зависимости от возраста (рис. 40 в,г).

С появлением метрической системы мер размеры строите­льных элементов, архитектурных деталей, сооружений в це­лом стали утрачивать живую связь с размерами человека. Зна­менитый французский архитектор Корбюзье — Шарль Эдуар Жаннере (1887—1965) попытался вернуться к гармонизации рукотворной среды обитания на основе размеров человеческо­го тела. Он запатентовал и применял на практике систему про-порционирования, названную «Модулор». Модулор (рис. 40д) представляет собой шкалу линейных размеров, которые отве­чают трем требованиям: находятся в определенных пропорци­ональных отношениях друг с другом, позволяя гармонизиро-

Факультет Сервиса и легкой промышленности 5 страница - student2.ru

Факультет Сервиса и легкой промышленности 5 страница - student2.ru

вать сооружение и его детали; прямо соотносятся с размерами человеческого тела, обеспечивая тем самым человеческий масштаб архитектуры; выражены в метрической системе мер и поэтому отвечают задачам унификации строительных изде­лий. Корбюзье при этом пытался соединить достоинства тра­диционно идущей от человека английской системы линейных мер (фут, дюйм) и более абстрактной и универсальной метри­ческой системы.

В современной практике предпочитают пользоваться ант­ропометрическими характеристиками человека.Антропомет­рия (от греч. antrbpos — человек и ...метрия) — составная часть антропологии (науки о происхождении и эволюции человека);

она является системой измерений человеческого тела и его час­тей, морфологических и функциональных признаков тела.

Различают классические иэргономические антропомет­рические признаки. Первые используются при изучении пропорций тела, возрастной морфологии, для сравнения мор­фологической характеристики различных групп населения, а вторые — при проектировании изделий и организации труда. Эргономические антропометрические признаки делятся на статические и динамические.

Статические признаки определяются при неизменном -положении человека. Они включают размеры отдельных час­тей тела и габаритные, т. е. наибольшие размеры в разных по­ложениях и позах человека. Эти размеры используются при проектировании изделий, определении минимальных прохо­дов и пр. Их значения приведены на рис. 41, а также в прило­жении 4 [38].

Динамические антропометрические признаки — это размеры, измеряемые при перемещении тела в пространстве, Они характеризуются угловыми и линейными перемещения­ми (углы вращения в суставах, угол поворота головы, линей­ные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сто­рону и т. д.). Эти признаки используют при определении угла поворота рукояток, педалей, определении зоны видимости и т. п.Числовые значения антропометрических данных чаще всего представляют в виде таблиц, в которых приводятся сред­нее арифметическое значение признака М, среднее квадратич­ное отклонение а и значения признака, соответствующие 5-му и 95-му перцентилям.

Перцентиль—это сотая доля объема измеренной совокуп­ности, выраженная в процентах, которой соответствует опреде­ленное значение признака. Площадь, ограниченная кривой нор­мального распределения значений признака, делится на 100

равных частей, или перцентилей, каждый из которых имеет свой порядковый номер. Так, 5-й перцентиль ограничивает сле­ва на кривой нормального распределения 5% численности лю­дей с наименьшими значениями признака, 95-й — 5% справа, а 50-й соответствует среднему арифметическому значению при­знака М. Систему перцентилей используют для определения необходимых границ интервалов, минимальных и максималь­ных значений антропометрических признаков. Зная М и о, можно установить значения признаков, которые соответствуют значениям его заданного интервала (приложение 5).

При проектировании изделий, оборудования, организации интерьеров и рабочих мест необходимо помнить, что удобство их эксплуатации должно обеспечиваться для 90% работаю­щих или отдыхающих. Поэтому в практике проектирования чаще используют значения антропометрических признаков, соответствующие 5-му и 95-му перцентилям, а также 50-му. Например, если необходимо определить высоту или ширину прохода, высоту пространства под крышкой стола (для разме­щения ног сидящего), то надо принимать значения соответст­вующих признаков, равные 95-му перцентилю, а при опреде­лении высоты сиденья —"значения, соответствующие 50-му перцентилю. В таком случае принятые габаритные размеры пространства или изделия будут удовлетворять максимальное число людей.

Антропометрические признаки определяются с. учетом возрастных, половых, этнических (территориальных) и дру­гих факторов, так как существенно от них зависят. Для опре­деления размеров элементов и изделий для детей пользуются антропометрическими признаками, сгруппированными по ро­стовым группам.

При использовании числовых значений антропометриче­ских признаков, приведенных в приложении 4, необходимо иметь в виду, что они даны для обнаженного тела. Поправки на одежду и обувь приведены в приложении 6.

8.4. Факторы окружающей среды

Активность жизнедеятельности человека, его работоспо­собность и состояние здоровья во многом определяются фак­торами окружающей среды. В этом подразделе рассматрива­ются гигиенические факторы, которые определяют характеристики среды обитания, создающиеся под воздейст­вием климатических условий, функционирования орудий и

предметов труда и отдыха, технологических процессов на производстве или в быту, а также влияния строительно-отде­лочных материалов интерьеров.

Элементы гигиенических факторов можно сгруппировать в функциональные блоки. Основные из них следующие:

микроклимат (состояние воздушной среды); освещенность (естественная и искусственная); вредные вещества (пары, газы, аэрозоли); механические, колебания (шум, ультразвук, вибрация); излучения (электромагнитные, инфракрасные, ультрафиолетовые, ионизирующие, радиационные); биологи­ческие агенты (микроорганизмы, макроорган иэмы) и др.

Большинство элементов оценивается количественно и нормируется. Их отрицательное влияние может корректиро­ваться при помощи различных мер и средств защиты.

На рис. 376 показаны зоны допустимых условий (комфорт­ные условия), которые приемлемы и мало влияют на работо­способность человека, а также невыносимая зона, при которой происходят существенные физиологические изменения орга­низма.

Подробнее рассмотрим вопросы освещения.

Более 80% информации об окружающей среде человек по­лучает визуально. Свет— возбудитель органа зрения, первич­ного чувствительного канала для получения этой информа­ции.

При проектировании среды обитания и особенно рабочих зон (мест) должна быть решена проблема освещения как есте­ственным (дневным), так и искусственным светом. Освеще­ние не только необходимо для выполнения процессов жизне­деятельности, но оно также имеет значительное влияние на психическое состояние и физическое здоровье вообще.

В эргономике обычно пользуются следующими фотомет­рическими понятиями:

• световой поток, измеряемый в люменах (лм);

• освещенность — мера количества света, падающего на поверхность от окружающей среды и локальных источников, измеряется в люксах, один люкс (лк) равен 1 лм/м2 освещае­мой поверхности; k

• яркость — фотометрическая величина, соответствую­щая психологическому ощущению светимости, определяется освещенностью умноженной на коэффициент отражения, ко­торый является отношением отраженного светового потока к падающему световому потоку.

Основные цели организации освещения в помещениях:

• обеспечение оптимальных зрительных условий для раз­личных видов деятельности;

• содействие достижению целостности восприятия среды и эмоциональной выразительности интерьера.

Освещение может быть общим, местным и комбинирован­ным, а также рассеянным, направленным, отраженным (рис.42).

Независимо от способа освещения уровень необходимой освещенности определяется следующими параметрами:

• точность зрительной работы — наивысшая, очень высо­кая, средняя и т. д.;

• наименьший размер объекта различения в мм — от 0,15 ДО 5;

• разряд зрительной работы от 1 -го до 9-го;

• контраст объекта различения с фоном — малый, сред­ний, большой;

• характеристика фона.— темный, средний, светлый. На рабочих местах освещение играет следующие роли:

• физиологическую (дает возможность человеку видеть, работать, творить);

• эксплуатационную (позволяет считывать, распознавать визуальную информацию всевозможного вида);

Наши рекомендации