Эволюция конструкций храма в средневековой Франции
Первая средневековая империя в Европе возникла в 800 году, когда Папа Лев III в Риме благословил короля франков Карла. Идея Римской империи как всемирного государственного устройства жила среди христиан со времени раннего христианства. Для повышения статуса франкских королей в 8 веке впервые в христианском мире был введен обряд помазания на царство.
Карл Великий был главой огромного государства. Размеры его империи занимали территорию будущих Франции, части Германии, Италии, а также север Испании. Рим не стал столицей нового государства. Все резиденции Карла находились на севере франкского государства, а столица, Ахен, была расположена к юго - западу от Кельна. В годы правления Карла в государстве разворачивается широкая строительная деятельность. Было построено 232 монастыря, 16 соборов, 65 дворцов (сохранились лишь немногие фрагменты).
Из построек времени Карла Великого, помимо знаменитой Ахенской капеллы на территории современной Германии, сохранились также небольшая церковь на берегу Луары в поселке Жерминьи – де – Пре. Здесь находилась резиденция одного из сподвижников карла – Теодульфа, ставшего в 803 году аббатом монастыря Флери, а затем епископом Орлеана. Как и большинство дворцовых капелл, церковь эта имеет центрическую форму. Первоначально она представляла собой кубическое сооружение, обрамленное с четырех сторон апсидиолами, однако в 12 веке западный выступ был разрушен и к капелле пристроили неф, придавший храму форму базилики. В основе первоначального плана лежал, таким образом, равноконечный греческий крест, рукава которого перекрыты полуциркульными сводами. Четырехлепестковая форма храма восходит восходит к восточным прототипам. Снаружи церковь проста и не имеет декорировки.
Самой ранней из каролингских монастырских построек была новая церковь аббатства Сен – Дени. Еще во времена Меровингов монастырь был связан с королевским двором и служил усыпальницей франкских королей. Именно здесь в 8 веке Папа Стефан II совершил церковное помазание на царство Пипинам Короткого (отца Карла). При нем из маленькой меровингской церкви решено было возвести церковь, равной которой не было в Галлии. Постройку завершал Карл Великий. Она не сохранилась, так как на ее месте аббатом Сугерием была в 12 веке построена готическая церковь, но план ее известен. Это был большой храм длиной 63 метра и шириною 22, 5 м. Стремление вернуться к традициям архитектуры императорского Рима побудило строителей придать плану зданий Т – образную форму (как базилика Святого Петра в Риме). Но она отличалась от всех тем, что имела на западе и на востоке апсиды. Под западным выступом был сделан склеп, под которым и был похоронен Пипин Короткий.
Представление о раннем периоде средневекового зодчества на территории современной Франции дает миниатюра с изображением церкви Сен – Рикье в Пикардии. В плане – латинский крест. Но на западе к зданию было пристроено двухэтажное помещение, получившее название вестверк (западное строение). Нижняя – преддверие храма, верхняя – капелла с алтарем и ложей для императора и знати (открывалась арками в интерьер здания).
Каролингская империя оказалась недолговечной. Верденский договор 843 года разделил империю на три части – западные достались Карлу Лысому. Восточные Людовику Немецкому, а Италия с Лотарингией – Лотарю. В конце 10 века прервалась последняя ветвь дома Каролингов. Искусство времени 8 – 9 веков явилось первым в период средневековья сознательным обращением к античной традиции. На развалинах империи образовался ряд государств, в том числе и Франция.
Эволюция средневековой архитектурной мысли шла в направлении облегчения конструкции свода. В эпоху Раннего средневековья сложная техника римского каменного строительства оказалась невостребованной, а вскоре и вовсе была утрачена. При строительстве вновь стали широко применяться недолговечные и пожаронеустойчивые, но более простые деревянные перекрытия. Лишь к началу второго тысячелетия, когда политическая ситуация значительно нормализуется, вновь возникает интерес к возведению каменных сводов. Новая архитектура получила название романскойименно потому, что опиралась на римские традиции. Одним из самых распространенных был полуциркульный свод) У него есть серьезный конструктивный недостаток: он сильно распирает стены (эффект согнутого лука, который хочет распрямиться). Если стены чуть – чуть разойдутся, под действием бокового распора, то сцепление камней, сотавляющих свод, ослабнет и он рассыплется. Его нельзя ослаблять проемами., нельзя сделать окна для освещения интерьера. Если свод опирается прямо на стены или колоннаду нефа, то внутри становится темно. Поэтому зодчие прибегали к ухищрениям: поднимали свод на колоннах, между которыми образуются окна. Часто применялся и крестовый свод, представляющий собой как бы пересечение двух перпендикулярных полуцилиндрических поверхностей. В образовавшихся торцах можно было сделать окна. Однако рост числа прихожан и паломников требовал увеличения размеров храма. Строительство больших соборов становилось все более дорогим, так как массивный полуциркульный свод и подпиравшие его стены с контрфорсами требовали большого количества обработанного строительного камня. Возникла нужда в новых конструктивных решениях. Выход был найден в применении стрельчатой арки и основанного на ней нервюрного свода. Каркас такого свода принимает на себя основную нагрузку, массив свода уже не является несущим, и его можно делать из относительно небольшого количества легкого камня. К тому же боковой распор стрельчатой арки много меньше, чем полуциркульной (как у сломанного посередине лука по сравнению с целым)., а потому контрфорсы могут быть менее массивными.
Начало романской эпохи ознаменовалось бурным строительством. Романские соборы отличались друг от друга не только национальными архитектурными школами, но и своим назначением. Архитектура Франции дает примеры различной типологии храмового романского зодчества. Начало формирования типологии относится к 1080 – 1090 годам.
Романскую архитектуры Франции можно разделить на три группы.
Первая, самая многочисленная, монастырские храмы. Строительство их ведется повсюду, но особенно в Бургундии. Они были рассчитаны в основном на монастырскую общину и небольшое количество прихожан из окрестных замков и сел. Однако не все монастырские соборы отличались компактными формами. Например, третья церковь аббатства Клюни в Бургундии ( 1089 – 1132) стала самой грандиозной постройкой доготического периода. Высота ее среднего нефа – 30 м. Это была пятинефная базилика с двумя трансептами (поперечными нефами), хором и обходом и венцом капелл. Широкий центральный неф был перекрыт цилиндрическим сводом. Новая церковь поражала не только размерами, но и декором – каменной резьбой капителей, карнизов, мозаиками и скульптурой. Церковь венчали пять высоких башен – по сторонам западного фасада, на средокрестии и на концах большого трансепта. Размеры, пышность оформления , дополнительные алтари подчеркивали значение восточной части храма как обращенной к миру трансцендентальному. Венец капелл осмысливался с точки зрения символической образности как божественное сияние вокруг креста.
Другой тип романского собора – паломническая базилика. К 11 веку на юге Франции оформились паломнические центры – они возникали в месте нахождения какой – либо реликвии, связанной с именем особо чтимого святого. Несомненно, именно к таким относился святой Мартин Турский, которому посвящен собор Сен Мартен в Туре – первая паломническая базилика. В этой архитектуре появляется особенность. Характерная для паломнических церквей, - хор (восточная часть базилики от средокрестия) окружен галереей – обходом, дававшая возможность непрерывного движения паломников. Галерея обхода перекрывалась крестовыми сводами, так же как и боковые нефы. Характерная черта – венец капелл – ряд капелл, окружавших апсиду, эти капеллы были предназначены для демонстрации реликвий. Одна из самых знаменитых паломнических базилик – пятинефная Сен Сернен в Тулузе (1080 – 1120).
Собор Сен Фром в Перигё. Здесь осуществлена попытка перекрытия куполами. Они опираются на паруса, которые распределяют нагрузку на четыре точки по углам.
Помимо паломнических церквей, внушительными размерами отличаются и кафедральные, где обычно находилась кафедра архиепископа. Это общегородские соборы. В этих соборах , вмещавших большое количество людей, складывается новая система организации внутреннего пространства: каждому пролету центрального нефа соответствуют два пролета боковых. Такая система получила название связанной
Характерный памятник романской французской архитектуры – церковь Нотр – Дам ля Гранд в Пуатье .Она имеет перспективные порталы (входы, оформленные резными арками), конусообразные башни, крытые черепицей. Привлекает внимание богатое скульптурное убранство главного фасада.
Основным строительным материалом в романских постройках служили небольшие отесанные камни и частично кирпич, которые соединялись с помощью раствора.
Несмотря на все различия создается единый образ собора. Прежде всего неприступной крепости. Сходство усилено башнями, мощными стенами, укрепленными контрфорсами, а иногда и средокрестие. Строгость подчеркивается небольшим количеством декора: аркатурными поясами, скульптурой порталов, в основном, тимпанов (полукруглой части стены над порталом), резными капителями.
Франция – родина готики. Название не отражает существо стиля. В эпоху Ренессанса это было насмешливое наименовании от слова «готская», т.е. германская, «варварская». В действительности, родина готики – Северная Франция, где этот архитектурный стиль получил более точное название «оживаль»,т.е. стрельчатый.
В результате притока в города торговцев и ремесленников увеличивается численность населения в городах, они экономически крепли. Готика стала архитектурой городов.
Развитие готики во Франции началось в 12 веке, причем переход от романского стиля к готическому происходил постепенно, начатые романские базилики достраивались в готическом духе. Из Франции готика распространяется в Германию, Англию, Чехию, Италию, становясь универсальным общеевропейским стилем. Расцвет готики – 12 – 13 века
Собор для горожан был не только местом молитв: он олицетворял представление о мире, разуме, красоте, торжестве справедливости и гармонии, вечного единства Природы, Бога и Человека.
Строили соборы из светлого камня. В большие окна вставляли яркие многоцветные витражи. Снаружи объем здания никогда не был виден целиком. На площадь выходил только главный фасад с перспективными порталами, круглым окном –«готической розой», башнями. Боковые фасады можно было увидеть лишь частями: неожиданно кривая улочка выводила к волшебному кружеву из камня, украшавшему ажурные башенки – пинакли, увенчанные фиалами и стрельчатые окна.
Особое место среди строителей занимали каменщики. Они имели собственные клейма, которыми отмечалась сделанная ими кладка. На них ложилась ответственность за прочность сооружения. К 13 веку из среды каменщиков выделились архитекторы, руководившие стройкой и являвшиеся экспертами в случае возведения сложных конструкций. А конструкции были действительно сложные. Распор легких сводов, каркасом которых служили нервюры, с помощью аркбутанов (полуарок) передавался на мощные контрфорсы, утяжеленные пинаклями. Таким образом, контрфорсы и аркбутаны составляли как бы скелет, вынутый из стен, что позволило сами стены превратить в легкое, декоративное кружево из каменных оконных переплетов. Нервюры (арки, укрепляющие ребра сводов)стали выполнять роль основной несущей конструкции, на которой покоится свод. Благодаря нервюрам обеспечивается разложение и уменьшение сил распора, а также общий распор сводов передается только в определенных пунктах сопротивления. Ребра арок делались из клинообразных камней. На пересечении ребер в верхней точке размещался четырехсторонний «замок».
Эта конструкция системы опор преобразует массивное и тяжелое романское сооружение , в котором распор сводов передавался на стены, в каркасное; в результате стена перестала быть несущим элементом.
Французская готика пережила несколько периодов. Строились соборы долго, по полтора – два столетия. К ранней готике относится собор Нотр – Дам де Пари. Строительство началось в 1163 году, а закончилось в 14 веке. Это пятинефная базилика длиной 129 метров, высота главного нефа – 32 метра, высота башен на фасаде – 69 м. Собор имеет еще несколько тяжелые пропорции, несмотря на ярко выявленную конструктивную готическую схему. К развитой готике относятся соборы в Реймсе. Это традиционное место коронации французских королей. В плане собор вытянут на 140 метров. Высота главного нефа – 38 метров. На фасаде этого собора преобладают вертикальные членения, собор в отличие от ранних готических сооружений, имеет стремительно нарастающую вверх композицию. При сохранении трехчастности фасадной поверхности элементы убранства выходят за пределы членений «своих» ярусов. Грандиозные порталы богато оформлены скульптурой. Величественная «роза» над главным входом мерцает внутри собора гармоничными сочетаниями синих, красных и золотистых цветов. Сохранились имена архитекторов – Жан д Орбе и Жан де Лу. Собор Нотр Дам в Шартре на реке Эр – резиденция епископов. Его называют «небесной церковью». Облик его остался почти нетронутым. В соборе хранился покров Богоматери, который Карл Лысый унаследовал от Карла Великого и пожертвовал Шартру.
Последний период готики называют «пламенеющей» готикой по характерному декоративному мотиву. В 14 - 15 – последний этап, отличающийся обилием деталей и эффектных ажурных форм. В этот период декорация начинает подавлять тектонику. Усложняется рисунок сводов, применяются звездчатые и сетчатые своды.
Вопрос 13